Методическое сообщение работы над исполнительством преподавателя-аккордеониста Учить-быстро.Играть-выразительно


Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Музыкальная школа № 19»
(МБУ ДО «Музыкальная школа № 19»)













Учить – быстро. Играть – выразительно.
Методическое сообщение.



Составитель: Л.С. Кинева - преподаватель























Анжеро-Судженск
2016 г.


Содержание
Введение 3
О постановке рук при игре на аккордеоне (баяне) 4
Пути воплощения музыкально-художественных намерений5
Учебный процесс, формирующий музыканта-исполнителя..6
Заключение.8
Список использованной литературы...9





































Введение

Состояние теории и методики обучения игре на музыкальных инструментах (в частности, на баяне и аккордеоне) не соответствует требованиям, предъявляемым жизнью. Современный темп жизни требует быстрого движения вперед. Актуальным стало более быстрое освоение различного репертуара, как учебного, так и популярного. Традиционные методы обучения рекомендуют способы многоразового проигрывания с непременным вслушиванием в уже возникшее звучание вместо представления того, что должно быть, предлагается восприятие того, что уже есть.
Совсем не уделяется внимания также формированию навыков самоконтроля и самооценки учащимися своих действий на инструменте. Именно от того, насколько обучающийся игре на музыкальном инструменте умеет контролировать себя, адекватно оценивая свои действия, зависит успешное решение вопросов формирования правильных внутренних слухо-двигательных представлений. Это является главным условием быстрого выучивания музыкального произведения на память. Это же является и одним из условий музыкально-технического развития учащегося, развития его музыкального мышления как основы памяти.
В настоящее время процесс выучивания музыкального произведения на память оставлен без надлежащего руководства со стороны преподавателя по специальности. У каждого учащегося здесь свой путь – один запоминает, представляя ноты, у другого в сознании остается что-то из прозвучавшего, третий запоминает комплекс своих игровых движений и действий на инструменте, у четвертого – и то, и другое, и третье в различном сочетании и последовательности.
Таким образом, перед преподавателем стоит задача быстро и эффективно научить ребенка разбираться в нотном тексте, выразительно и бегло исполнять разученное произведение.
Перед учащимся стоит задача в максимально кроткий срок освоить большой объем материала.
В данной работе мы основываемся на методическом пособии Г. Когана ( Коган Г. О работе музыканта-педагога. /Вопросы музыкальной педагогики. Выпуск. 1.- М, 1999. С. 80-91;).










О постановке рук при игре на аккордеоне (баяне).

Самым важным выразительным средством музыканта является звук, а качество звука зависит от постановки игрового аппарата.
В процессе работы над музыкальным произведением руки музыканта, а точнее, его пальцы выполняют на разных этапах три различные функции:
познавательную (поиск и нахождение необходимых клавиш-звуков);
исполнительную (функция непосредственно самого звукоизвлечения и поиска качества звука – нюансов, штрихов, артикуляции);
«действия – переживания» (этап формирования образа действия, передачи в игровом движении собственного эмоционального отношения играющего к извлекаемым звукам, сочетанию звуков и, в конечном итоге, к раскрытию художественного образа музыкального произведения).
Французской пианистки Маргариты Лонг считала, что концы наших рук – их кисть и пальцы не только мышечный орган, но и чудесные органы чувств, одаренные собственными ощущениями, почти даром творчества. Если они повинуются мозгу, то гораздо чаще, чем это кажется, именно они им управляют.
При работе над музыкальным произведением эти функции, мысленно дифференцируясь, должны легко переходить одна в другую.
В зависимости от поставленной задачи, меняется и степень внимания к той или иной стороне музыкально-исполнительского процесса. Например, на этапе разучивания – это внимание к информации о порядке, форме игровых движений и моментах возникновения звучания; на этапе реализации – внимание к уровню необходимых усилий, скорости и ритма этих движений; на этапе исполнения – внимание к характеру, художественному образу и эмоциональной выразительности их. Понятно, что необходимая точность получаемой информации зависит от того, насколько эти игровые движения экономичны, а качество звука от того, насколько они активны при изменении силы и скорости. Чувствительность же их позволяет успешно решить наряду с первым и вторым – третье (самое главное) – выполнить функцию «действия-переживания», когда взятием клавиши-звука определенным образом играющий получает сразу же соответствующее данному образу звучание. При отсутствии всех этих качеств (экономичности, активности, чувствительности) рост исполнительского уровня учащегося будет чрезвычайно затруднен.






Пути воплощения музыкально-художественных намерений.

Итак, мы видим, что музыканту для осуществления успешной музыкально-исполнительской деятельности важно добиться от своих игровых движений таких качеств как:
экономичность;
активность;
максимальная чувствительность.
У учащихся должен быть сформирован такой механизм самоуправления и самоконтроля за ними, в котором есть три важнейших осмысливаемых им элемента:
слухо-двигательные представления (в качестве критериев самооценки правильности игровых движений и действий);
исполнительный аппарат (в виде высокочувствительных, активных и экономичных пальцевых движений);
эффективная обратная связь, осуществляемая в момент схватывания (взятия) тех клавиш-звуков, какие представлялись играющим (в соответствии с нотным текстом), так, как эти звуки им представлялись, и тогда, когда они им представлялись (то есть в соответствии с музыкальным ритмом).
Лишь в этом случае в сознании учащегося может сложиться тот образ действий, который позволит ему адекватно и выразительно воплотить все музыкально-художественные намерения.
Эти закономерности игнорировать нельзя, так как они теснейшим образом связаны с музыкально-исполнительскими действиями на любом музыкальном инструменте, где требуются высокоорганизованные пальцевые движения.
Как же выглядит учебный процесс, формирующий музыканта-исполнителя?















Учебный процесс, формирующий музыканта-исполнителя.

Методики преподавания на этих инструментах создана давно. В настоящее время ведется поиск новых форм и методов работы с учащимися. Многие из них направлены на координацию всех мыслительных и двигательных операций, их оптимализацию и целесообразность. Учащийся, лишенный способности анализировать и своевременно исправлять возникающие ошибки и затруднения действует хаотично и нецелесообразно. «Зажатые», нечувствительные пальцы и руки, давая неадекватную сенсорную информацию, не позволяют ему запоминать не только характер игровых движений, но даже место расположения соответствующих нотному тексту клавиш на клавиатуре.
К сожалению, сегодня эта проблема наблюдается во всех звеньях музыкального обучения – от низшего до высшего. Какие же причины лежат в основе такого состояния музыкального обучения?
Одна из них связана с организацией процесса выучивания музыкального произведения на начальном этапе – расшифровке нотного текста. Чаще всего ошибка заключается в том, что учащийся пытается выучить произведение, глядя в нотный текст постоянно, при каждом проигрывании, не думая о руках и не давая работать своему воображению и памяти. При этом происходит торможение одних психических процессов другими. В данном случае в формировании представлений (слухо-двигательных) заменяются восприятием текста, как бы «впечатыванием» его в сознание с целью опоры при игре на память на внутреннее представление этого текста, а не на представление порядка и формы игровых движений. Здесь все ставится «с ног на голову». Из психологии известно, что «внешнее» внимание тормозит «внутреннее». Поэтому для правильной организации процесса самоуправления игровыми движениями и запоминания необходимо как можно быстрее отвлечь внимание учащегося от вглядывания в текст (то есть от восприятия), настойчиво внушив ему мысль о том, что текст служит лишь для определения того, что ему нужно делать руками (пальцами) на клавиатуре и что ему в первую очередь следует сосредоточить все свое внимание и усилие на формировании внутренних двигательно-слуховых представлений, являющихся главным элементом самоуправления.
С другой стороны, сами игровые пальцевые движения должны быть «вычищены» и приведены в соответствие с музыкальным образом, так как из-за их неэкономичности и неопределенного характера соприкосновения с клавишами становится не ясной картина происходящего на клавиатуре.
Таким образом, мы с самого начала работы над музыкальным произведением формируем представление в том виде, в каком они потом будут возникать на этапе воспроизведения, в момент исполнения и превращения игровых движений в «действия-переживания». Если же в процессе начальной работы над произведением учащимся допускались какие-либо чрезмерные, неадекватные звуковому образу усилия, то переход их в состояние «действия-переживания» будет чрезвычайно затруднен, а чаще всего и просто невозможен. Артикулируя должным образом, то есть, беря клавиши «легко» или «нежно». Уже на этапе разучивания формируется в сознании учащегося определенный образ действий. По-иному необходимый характер звука не получится, так как каждому нашему движению всегда предшествует соответствующая настроенность, которой и подчиняется весь процесс звукоизвлечения. При этом происходит одновременное выучивание произведения на память и рост качества исполнения. Здесь мы имеем тот резерв времени, который позволяет сократить во много раз период работы над музыкальным произведением.
Еще одна причина долгого выучивания произведения связана с формированием такого важнейшего навыка, как навык самоконтроля, играющим своих действий на инструменте, то есть вслушивание в свою игру. Действие навыка самоконтроля в данном случае заключается в мгновенной оценке того, что представлялось, с тем, что получилось. Важно лишь, чтобы это представление было максимально полным, чтобы ученик мог самостоятельно и довольно полно оценить свою иргу, тогда правильной оценке будут подвергнуты все представленные параметры: динамика, темпы, штрихи, формы движений, их порядок и т.д.




























Заключение.

Таким образом, многократное ускорение всех этапов работы над музыкальным произведением (разбор нотного текста, выучивания музыкального произведения на память, преодоление технических трудностей и доведение его до высокого исполнительского уровня) происходит не за счет долговременного и многократного его повторения, а за счет качественно иных технологических решений: координации художественного образа и приемов звукоизвлечения; между реально слышимым и представляемым; эффективная обратная связь звука и нотного текста.

































Список использованной литературы.

Артоболевская, А. Первая встреча с музыкой [Текст] – М.: Советский композитор, 1991.-111с.
Асафьев, Б. Музыкальная форма как процесс [Текст] - М.: Музыка, 1984.-109с.
Асафьев, Б. О народной музыке: Сборник статей [Текст] . - М.: Музыка1987.- 103с.
Алексеев, А. Методика обучения игре на фортепиано [Текст] - М.: Музыка, 1971.-116с.
Баренбойм, Л. Музыкальная педагогика и исполнительство[Текст] - Л.: Советский композитор, 2003.- 176с.
Баренбойм, Л. Путь к импровизации [Текст] – Л.: Советский композитор, 2003.- 89с.
Егоров, Б. Общие вопросы постановки игры на баяне [Текст] - М.: Музыка, 1984.-127с.
Коган, Ю. У врат мастерства [Текст] – М.: Музыка, 1980.- 99с.
Корыхалов, А. Интерпретация музыки [Текст] - М.: Музыка, 2009.-113с.
Липс, Ф. Искусство игры на баяне [Текст] - М.: Советский композитор, 1985.-117с.
Мазель, Л. О мелодии [Текст] - М., 2002.- 81с.
Мазель, Л. Строение музыкальной речи [Текст] - М.: Музыка, 1986.- 96с.
Назайкинский, Е. О психологии музыкального восприятия [Текст] - М.: Советский композитор, 1972.-147с.
Нейгауз, Г. Об искусстве фортепианной игры [Текст] - М., 2007.-125с.
Очертовская, Н. Содержание и форма в музыке [Текст] - Л.: Советский композитор, 1985.-114с.
Савшинский, С. Работа пианиста над техникой [Текст] - Л.: Советский комопзитор, 1968.- 98с.
Способин, И. Музыкальная форма [Текст] - М.: Музыка, 1984.- 172с.
Теплов, Б. Избранные труды в 2-х томах [Текст] - М.: Музыка, 1985.-165с.
Тюлин, Ю. Строение музыкальной речи [Текст] - М.: Советский композитор, 2009.- 135с.
Фейтин, М. Воспитание и совершенствование музыканта- педагога [Текст] - М.: Музыка, 2013.-97с.
Шахов, Г. Аппликатура, как средство развития профессионального мастерства баяниста и аккордеониста [Текст] – М.: Музыка, 1991.-114с.
Шмидт-Шкловская, А. О воспитании пианистических навыков [Текст] – М.: Советский композитор, 1971.- 102с.












13PAGE 15


13PAGE 14915




15