Работа над полифоническим произведением. И.С.Бах. Прелюдия и фуга с-moll (II том ХТК)

Индивидуальный урок в классе специального инструмента (баян)

Преподаватель Стряпунин Виталий Александрович

Тема: Работа над полифоническим произведением. И.С.Бах. Прелюдия и фуга c-moll (II том «Хорошо темперированный клавир»)

Цель урока: Выявить полученные умения и знания в процессе изучения данного произведения. Проанализировать музыкальную форму, интонационный язык.

Методические приемы: Диалог преподавателя и обучающегося, иллюстрация на инструменте, совместное музицирование.

Ход урока: Обучающийся исполняет произведение.

Преподаватель: Сделайте анализ своего исполнения по следующим критериям:
- музыкально-художественная трактовка произведения,
- техническая оснащенность и культура звукоизвлечения,
- стабильность исполнения.

Двухтомный цикл прелюдий и фуг И.С.Баха (Х.Т.К.) написан для клавира, поэтому при игре на баяне мы должны учитывать природу затухающего звука. Прелюдия представляет собой либо аллеманду, (Allemande, франц. буквально немецкий, в XVI веке возник как бытовой и придворный старинный танец, с XVII века является частью оркестровой или инструментальной сюиты), либо двухголосную инвенцию. На предыдущих уроках мы экспериментировали и пришли к выводу, что если играть как аллеманду, то необходим спокойный темп ( = 84-88) и приглушенный звук, чтобы добиться мягкого характера, а если исполнять как инвенцию, с характерной легкостью и грациозностью, то темп исполнения нужен Allegro moderato (= ок.100-106). Как трактовать прелюдию решать исполнителю, но на мой взгляд, Вам ближе характер инвенции.
Форма прелюдии двухчастная, а по стилю письма является ярким примером имитационной полифонии.
Интонационный язык в теме прелюдии очень богат, при исполнении и нужно быть предельно внимательным и не упускать из вида скрытого голосоведения (мнимой полифонии).



Исполнение прелюдии требует ясного и отчетливого штриха, точности артикуляции в шестнадцатых длительностях – loure (франц.), в восьмых – (staccato) и предполагает абсолютно внятную дикцию пальцев.
Динамика подчинена интонационному языку и не должна быть тяжеловесной, ведь непрерывная передача мотива из партии одной руки в другую способствует живости и легкости звучания.
Установленный в начале прелюдии темп должен быть выдержан до конца, вместе с тем, незначительные изменения в темпе (замедления) можно допустить в кадансах в каждом из разделов непосредственно перед репризой, что несомненно подчеркнет окончание каждой из частей.
Движение меха должно быть абсолютно подчинено интонационно-фразировочному, тематическому строению прелюдии.
Фуга (четырехголосная) принадлежит к пьесам благородно-выразительного характера. Тема фуги лаконична, это одна из красивейших тем И.С.Баха, чем-то напоминающая интонационно русскую песню протяжного характера:



В дальнейшем развитии тема варьируется ритмически, фигурационно, звуковысотно, излагается в увеличении, стреттно, в обращении (в том числе неточном), что дает основание сказать, что «тема почти вездесуща» (Келлер).
Протяженность фуги – 28 тактов. Строение ее представляется в виде трехчастной формы: 13т + 9 1/2т + 5 1/2т. В процессе работы мы рассматривали другие версии формы фуги, но окончательно остановились на этой.
Исполнение должно быть выразительным, благородным, но не излишне чувствительным или жестким. Динамический план исполнения – с увеличением числа голосов и стреттных проведений во второй половине – предусматривает нарастание звучности. Очень широко и полно должна звучать тема в увеличении ( с 19т.) в так называемой «точке золотого сечения». («Божественная пропорция» - термин ввел Леонардо да Винчи, эстетически смысл «золотого сечения» раскрывается в гармонической уравновешенности, красоте строгих пропорций. Пространственно обнаруживается в творениях живой природы: пропорции человеческого тела, архитектуре, живописи. В музыке «золотое сечение» отражает особенности человеческого восприятия временных пропорций, часто на нее приходится вершина формы процесса - кульминация).
Артикуляция основана на постоянном использовании legato и non legato. Исполнение должно происходить в ровном темпе (= 60), небольшие агогические изменения могут быть использованы лишь в конце каждой из частей.
Смена меха чрезвычайно важна и не должна нарушать целостность темы, особенно нужно быть внимательным в стреттах.

Задание для самостоятельной работы:
Добиться в исполнении точного темпа, артикуляции, интонации. Грамотно выстроить динамическое развитие отдельных частей и всего произведения в целом, добиться характерной контрастности в звучании и прелюдии, и фуги.
Прослушать это произведение в исполнении выдающихся пианистов: С.Рихтера, Г.Гульда, С.Фейнберга. Сделать сравнительный анализ.
БАХ 3_SБАХ 3F_crБАХ 3D_cr Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315