План-конспект мастер-класса Регистры в эстрадном вокале


План-конспект мастер-класса
в объединении «Александра» и «Калейдоскоп».
Дата: 29.03.2017 г.
Время: 12.00- 12.40
Место проведения: МБУ ДО ЦРТДЮ
Возраст детей: 8 – 16 лет.
Год обучения: 1и 2-ой год.
Оборудование: фортепиано,  ноутбук, микрофон, зеркало.
Педагог: А.С. Гладущенко
Тема: «Регистры в эстрадном вокале».
Цель: Передача практического опыта и методики преподавания участникам мастер-класса.
Задачи:
1.Обеспечить формирование знания о регистрах.
2. Познакомить присутствующих с формами работы, которые можно использовать в своей профессиональной деятельности.
3. Показать присутствующим результат обучения детей на заданную тему. Через исполнение репертуарных песен.
Содержание
1.Организационная часть
Подготовка рабочего места, музыкального инструмента, аудиоаппаратуры.
Приветствие.
2. Совместная практическая работа педагога и учащихся.
Введение в тему.
Диалог педагога с детьми. Ответы детей на вопросы педагога по заданной теме.
Отличие регистров друг от друга.
Вокальные упражнения.
Игра
3. Репертуарные песни.
4. Заключительная часть.
Ход мастер класса.
Организационная часть. Приветствие.
Здравствуйте коллеги! Меня зовут Александра Сергеевна Гладущенко, я начинаю мастер класс
На тему: «Регистры в эстрадном вокале».
Мои помощники: вокальный ансамбль «Александра» и сольные исполнители объединения «Калейдоскоп». 
2. Совместная практическая работа педагога и учащегося.
Введение в тему.
«Регистры - подобны морю, которое плавно соединяется
с небом».
Диалог педагога с детьми. Ответы детей на вопросы педагога.
Что такое регистр? Слайд №4
- это отрезок (часть) диапазона или механизм голосообразования.
Что такое диапазон?
- вокальные возможности. От низкой до высокой ноты.
Какие мы знаем регистры основные? Слайд №5
Грудной (речевой) и головной (фальцетный)
Дополнительные:
микст (смешанный),
«свистковый» или «флейтовый»
штобас
Для детского голоса в эстрадном вокале, применимы и считаются рабочими регистрами: головной, грудной и микст. Но для общей информации нужно знать, и о существовании других. Сейчас более подробно про каждый, поплыли…
Отличие регистров друг от друга: Слайд № 6
Грудной – разговорная речь. При пении в этом регистре происходят явственные вибрационные ощущения у певцов в области груди (откуда и название).
Назовите прилагательные какой он?
-Удобный, комфортный, сочный, яркий, насыщенный. Ассоциация: море спокойное, близко к берегу… с какими животными?
Слайд №7
Головной – высокие ноты. При использовании его в пении у певцов возникают вибрационные ощущения в основном только в области головы (лица, носа), откуда и название. Какие животные? Прилагательные?
- небо, тонкий, высокий, тусклый, не яркий.
Слайд №8
Штробас - или шумовой (верхний предел диапазона штробаса совпадает с нижним пределом грудного регистра), применяемый в технике горлового пения.
Субтон – звук + воздух. Вокальный приём субтон – для удобства, я его определила в регистры (исполнение низких нот).
Слайд №9
Микст – смешанный способ звукоизвлечения, в котором задействованы оба механизма - и грудной и фальцетный. Голос при этом не имеет переходного участка. У многих людей микстовое звукообразование от природы.
Что с чем смешиваем? И что получаем?

Слайд №10
Свистковый - располагается выше фальцетного регистра. Ярким примером исполнения в «свистковом» регистре является певец Витас.
Существует такое понятие – «переходные» ноты.
Что такое «переходные» ноты?
- Эти ноты находятся на переходе от одного регистра к другому. У профессиональных певцов при пении эти ноты совсем незаметны, и регистры называют «сглаженными». Таким образом, их голос звучит ровно, красиво, насыщено во всём диапазоне. Переход из регистра в регистр совсем незаметен. Это вырабатывается постоянной тренировкой.
Слайд №11
Вокальные упражнения: нам помогут развивать, выравнивать пороги голосовых регистров, и соответственно развивать голос.
«Хвост дракона» - закрытым ртом, затем на «р», «Пру» глиссандо вверх и вниз, подключая руку. (находить ключики, мостики для перехода из регистра в регистр). Чем длиннее, тем лучше.
«Р» на 5 нот, для начала на 3 ноты. Можно выйти в открытый звук. п:ррр-а, ррр-и…Упражнение для любого регистра.
Трель. Снизу вверх на «пру»( И. Цуканова)глубоко берём в груди звук идём на верх.. «Пру» на скачок на квиту. Можно тренировать переход, или остаться в одном регистре.(старших посадить)
«Ди-хи-хи» на 3 ноты и на октаву, используя 2 регистра. Добиваться одинакового, ровного звучания.
Слайд №12
Игра: «Кошки-мышки» ; «Мышка», «Мышка!», «Мышка?», «МЫШКА», «мышка».
Цель: Искать звуки на собственных ощущениях.  
Задание:
Пропищать как мышка (головной звук, смешать добавить грудного звучания опору будет микст). В миксте опустить глотку поставить на зевок. Разная мышь: сварливая, интеллигентная, гнусавая. Можно друг другу придумывать образы.
Собачка (с открытым ртом подышать, спинные мышцы, диафрагма работает). Большая собака, щенок.
Кошка(мяукает) и маленький котёнок.
Слайд №13
«Аквалангист» (авторское упражнение Натальи Ахмедовой преподаватель Красноярского колледжа).
Чтобы владеть грудным регистром, фа -ре
Нам нужно стать аквалангистом ми-до
Всё ниже опускаюсь, ниже ре-си
А дно морское ближе, ближе. Си бем - доИ вот уж в царстве я подводном си – си бемХоть опустилась глубоко. Ля –ля бемНо голосом грудным свободным соль—соль бемРаспоряжаюсь я легко. Фа-фа
Чтобы владеть грудным регистром, фа, соль, ля
Нам нужно стать аквалангистом. Си, до диез, ре.
Слайд №14
«Лагуна» (авторская методика И.Цукановой) переход из одного регистра в другой и обратно. Разные интервалы.
Распевка – вокализ. Любимая!!!
Разные фонэмы:
Ми-и и- и и- и и и И и и и и.
Му-уууууу; ма-аааа,
Спеть с названием нот: До-ре-до-ре ми-ре-ми-фа соль-фа-ми-ре-до.
«Поворот - влево вправо, поворот». (И.Цуканова)«Нарарим»
«Эхо»
3. Репертуарные песни.
«Облака» Тарасенко Надя разбор 1-го куплета и припева, после исполнения.
«Музыкальная капель» старшая группа.
«Гимн музыке» смешанный ансамбль.
4. Заключительная часть.
«Учитесь на том, что трудно и не даётся, а не на том, что легко и самой собой приходит!»
К.С. Станиславский