Рабочая программа по математике (школьный компонент) Решение текстовых задач (8 класс)


Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с.МиуссЕршовского района Саратовской области»
«Согласовано»
Руководитель МО
________ /О.И.Клещева /

Протокол № ___ от
«___»____________2013г. «Согласовано»
Зам. директора по УВР
МОУ «СОШ с.Миусс»
_____________/И.А.Лобачева /
«____»_____________2013г.
«Утверждаю»
Директор МОУ «СОШ
с.Миусс»
______ /В.В.Коровяковский/
Приказ № ___ от
«____» ____________2013г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Клещевой Ольги Ильиничны
по математике (школьный компонент)
8 класс

Рассмотрено
на заседании
педагогического совета
протокол № _____от «____»_____________2013г.
2013- 2014 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса по математике «Решение текстовых задач» ориентирована на учащихся 8 класса общеобразовательной школы.
Программа предполагает использование часов, выделяемых в школьном компоненте с целью «усиления» федерального компонента учебного предмета «математика», что связано с подготовкой выпускников средней школы к итоговой аттестации, проводимой в форме ГИА. Данный курс имеет общеобразовательный, межпредметный характер, освещает роль и место математики в современном мире.
Цели рабочей программы:
подготовка учащихся к итоговой аттестации, продолжению образования;
повышение уровня математической культуры;
развитие познавательного интереса к математике;
формирование качеств логического мышления, необходимых для повседневной жизни;
формирование навыков умственного труда.
Задачи:
систематизировать ранее полученные знания по решению текстовых задач;
познакомить учащихся с разными типами задач, особенностями методики и различными способами их решения;
реализовать межпредметные связи;
приобщить учащихся к работе с математической литературой.
На изучение методов решения типовых задач выделено 15 часов, они проводятся в форме обзорных лекций с разбором ключевых задач. Основная деятельность учащихся на этом этапе – предварительная подготовка и самостоятельный поиск материалов, с последующим обсуждением на занятиях. Курс состоит из восьми тем. Темы занятий независимы друг от друга и могут изучаться в любом порядке. Первая тема «Текстовые задачи и техника их решения» является обзорной по данному разделу математики. Темы:
«Задачи на запись чисел», «Задачи повышенной трудности» - выходят за рамки школьной программы и совершенствуют навыки учащихся в решении текстовых задач. Изучаемый материал примыкает к основному курсу, дополняя его историческими сведениями, материалами занимательного характера. Сложность задач нарастает постепенно. Прежде, чем приступать к решению трудных задач, надо рассмотреть решение более простых, входящих как составная часть в решение сложных.
На практические занятия и отработку умений и навыков отведено 20 часов.
На изучение курса «Решение текстовых задач» в 8 классе отводится
количество часов: в неделю – 1, всего за год 35 часов.
Срок реализации учебной программы – один год
Общеучебные умения и навыки:
оценивать качество своей работы и товарища;
уметь работать самостоятельно, в паре, в группе;
уметь выделять главное в тексте;
уметь систематизировать материал;
составлять схемы, таблицы, чертежи;
слушать рассказ учителя, ответы учащихся, выделяя основные мысли, их взаимосвязь, анализировать ответы;
подбирать дополнительный материал по теме, используя разнообразные информационные источники, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
вести диалог по материалу учебных тем.
Ожидаемые результаты
После изучения курса учащиеся должны:
уметь определять тип текстовой задачи, знать особенности методики ее решения, использовать при решении различные способы;
уметь применять полученные математические знания при решении задач;
уметь использовать дополнительную математическую литературу.
Распределение учебных часов по разделам программы
№ Наименование тем курса Всего часов В том числе Форма контроля
Лекц. Практ. 1 Введение в спецкурс 1 1 Устный опрос по задачам, реферат
2 Задачи на движение.
11 2 9 Практическая работа, творческий отчет
3 Задачи на сплавы, смеси, растворы.
4 1 3 Зачёт по теме «Задачи на сплавы, смеси, растворы»
4 Задачи на работу.
4 1 3 Зачет
5 Задачи на проценты. 5 1 4 Результат
и анализ работы по группам
6 Задачи на числа.
4 1 3 Творческая работа по темам: « Задачи на проценты», « Задачи на числа».
7 Рациональные методы решения задач. 2 2 Обмен мнениями.
8 Задачи повышенной трудности 3 1 2 Анкета. Самостоятельная работа обучающего характера.
Итоговое занятие. 1 1 Математический калейдоскоп (разные задачи)
Всего: 35 9 26 Формы организации учебной работы:лекции, практикумы по решению задач, анкетирование, беседа, тестирование, частично-поисковая деятельность, индивидуальная, групповая, фронтальная, коллективная, домашняя работа. Развитию математического интереса способствуют математические игры (дидактическая, ролевая), викторины, головоломки.
Календарно-тематическое планирование

урока Тема Количество
часов Дата
план факт
I. Введение в спецкурс. 1 1 Текстовые задачи и техника их решения. 1 II. Задачи на движение. 11 2 Движение по течению и против течения. 1 3 Движение по течению и против течения. 1 4 Равномерное и равноускоренное движение по прямой. 1 5 Равномерное и равноускоренное движение по прямой. 1 6 Равномерное и равноускоренное движение по прямой. 1 7 Движение по окружности. 1 8 Движение по окружности. 1 9 Графический способ решения задач на движение. 1 10 Графический способ решения задач на движение. 1 11 Практикум по решению задач на движение 1 12 Творческий отчет по теме «Задачи на движение». 1 III. Задачи на сплавы, смеси, растворы. 4 13 Задачи на сплавы, смеси, растворы. 1 14 Практикум по решению задач. 1 15 Практикум по решению задач. 1 16 Зачёт по теме «Задачи на сплавы, смеси, растворы» 1 IV. Задачи на работу. 4 17 Задачи на работу. 1 18 Практикум по решению задач. 1 19 Практикум по решению задач. 1 20 Зачёт по теме «Задачи на работу» 1 V. Задачи на проценты. 4 21 Задачи на проценты. 1 22 Задачи с экономическим содержанием. Формула сложных процентов. 1 23 Задачи с экономическим содержанием. 1 24 Творческая работа по теме: « Задачи на проценты» 1 VI. Задачи на числа. 4 25 Задачи на числа. 1 26 Практикум по решению задач. 1 27 Практикум по решению задач. 1 28 Творческая работа по теме « Задачи на числа». 1 VII. Рациональные методы решения задач. 3 29 Решение задач с конца. 1 30 Решение задач с помощью графов. 1 31 Решение задач с помощью графов.
1 VIII. Задачи повышенной трудности. 3 32 Решение задач повышенной трудности. 1 33 Решение задач повышенной трудности 1 34 Решение задач повышенной трудности 1 35 Итоговое занятие « Математический калейдоскоп» 1 Требования к уровню подготовки учащихся
После изучения курса учащиеся должны иметь следующие результаты обучения:
уметь определять тип текстовой задачи, знать особенности методики её решения, используя при этом разные способы;
уметь применять полученные математические знания в решении жизненных задач;
уметь использовать дополнительную математическую литературу с целью углубления материала основного курса, расширения кругозора и формирования мировоззрения, раскрытия прикладных аспектов математики.
Перечень учебно – методического обеспечения
Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Пешков К.И., Суворова С.Б. Алгебра 8 класс: учебник для общеобразоват. учреждений. - М.: Просвещение, 2010.
Гусев В.А., Мордкович А.Г. Математика: Справочные материалы: кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1988.
Студенецкая В.Н., Гребнева З.С.. Готовимся к ЕГЭ. Учебное пособие. Часть 1,2. – Волгоград: «Учитель», 2003.
Кострикина Н.П. Задачи повышенной трудности в курсе алгебры 7-9 классов: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1991.