Мысли, мнения, рассуждения критиков, писателей о произведениях, изучаемых на уроках литературы.Моя записная книжка.


О «Медном всаднике» А.С. Пушкина.
«В «Медном всаднике» родилась «петербургская тема», которая протянется через Гоголя, через Достоевского к Блоку и А.Белому» .«…в «Медном всаднике» «русская и «западная» проблематика сомкнутся , образуя бесконечное количество граней: Запад и Восток, Петербург и Россия, государство и личность, история и современность»»
«В «Медном всаднике» предстает не просто историческое событие в своей однозначности, определенности и концентрированности, но «идея»истории, ее философия, ее движение, ее явленность в самом большом (великий деятель в своих двух неразрывно связанных ипостасях: Петр – Медный всадник) и самом малом (Евгений). Поэма обнажает трагический смысл исторического развития». (Н. Скатов).
О Чехове.
«…эта пьеса, почти лишенная действия – самое насыщенное и зрелое, самое трогательное и горькое, самое мудрое творение Чехова».
«…с вишневым садом у нее и ее брата отрывают корни не только внешнего, но и внутреннего аристократизма; с потерей усадьбы, поместья, они перестают быть помещиками».
«Подумайте, Аня: ваш дед, прадед и все ваши предки были крепостниками, владевшие живыми душами, и неужели с каждой вишни в саду, с каждого листка, с каждого ствола не глядят на вас человеческие существа, неужели вы не слышите их голосов…».
«Под взглядом писателя рамки сада раздвигаются и вбирают в себя не только образ всего народа, чистого душой, великого и прекрасного, внезапно вырванного из непонятного прошлого и растерянно бредущего к смутному и столь же непонятному будущему: нет, с тихой и грустной улыбкой он превращает повесть о гибнущем вишневом саде в притчу о мимолетности, относительности и бренности всего земного, одинаково ускользающего от мудрого и от глупца ».«Конторщик Епиходов - великолепная карикатура на это кокетливое самооплакивание. Стоит ему споткнуться о стул, как он начинает изливать мировую скорбь, а если в квас ему попадает таракан, принимается цитировать Канта и намекать на возможный уход из жизни».
«Сцена возвращения Лопахина с аукциона, где он приобрел вишневый сад, относится к числу самых сильных в русской литературе. Ощутив себя собственником поместья, он с упоением хохочет, говорит без умолку, громко топает сапогами. И тут же утешает хозяйку, жалуется на нескладицу и несправедливость жизни. А потом велит громко музыкантам играть. Затем вновь следует приступ сентиментальности, пока, наконец, его плебейская натура вдруг не прорывается наружу. Нечаянно толкнув столик, с которого чуть не сваливаются канделябры, он хватает падающий светильник, швыряет его об пол и орет: «За все могу заплатить» ».
«Помещица красивая, обаятельная, добрая, легкомысленная, сентиментальная, поддающаяся любому мимолетному впечатлению дама лет тридцати пяти. Она много видела горя, но оно не убило в ней ее природного легкомыслия».
«…она отнюдь не теряет самоуверенности привлекательной женщины».
«Натура Гаева сложнее. Он вырос в атмосфере либеральных взглядов того поколения шестидесятых годов, которое подготовило общественное мнение к социальным реформам Александра Второго, к отмене крепостного права. Либеральное воспитание внушило ему склонность к утопическому, оторванному от реальности прожектерству, риторическому оптимизму, а также безудержную страсть по любому поводу произносить длинные велеречивые монологи самого отвлеченного характера.
Теряясь перед грубой практичностью этого крестьянина и наглой бесцеремонностью лакея, он ищет спасения в глупом и фатоватом шутовстве либо пропуская все неприятное мимо ушей с высокомерным судорожным «кого?» , либо отвечая невпопад и бессвязно пересыпая свою речь биллиардными терминами».
«Его устами (Фирса) глаголет старое доброе имя , его устами вещает тот расцвет вишневого сада , когда еще не был забыт «способ», когда еще свято блюли разницу между господами и холопами… Фирс – это песня песней вишневому саду, старому, патриархальному укладу жизни, данным от бога отношениям между людьми, сладости рабства; он – образец собачьей преданности. На новы мир, где нет ни порки, ни крепостных он взирает с тоской, недоуменно и презрительно ворча. Ему нет места в изменившемся мире без рабов».
«…восхищаешься автором, сумевшим слить воедино угасание старого слуги и вишневого сада в сцене, овеянной невыразимой нежностью и тоской». (Лион Фейхтвангер).
О Лермонтове.
О, Лермонтов, презрением могучим
К бездушным людям, к мелким их страстям,
Ты был подобен молниям и тучам,
Бегущим по нетронутым путям,Где только гром гремит псалмом певучим. (К. Бальмонт).
«…Демон действительно ради любви готов преобразиться: он лишен энергии зла и жажды мести, и в нем нет ревности»
«Любовь к Тамаре для Демона – попытка освобождения от холодного презренья к миру, на которое обрек его бунт против Бога. «Зло наступило ему оттого», что он не встречает ему сопротивления в людях, которые охотно используют подсказки дьявола. Демон «сеял зло без наслажденья», он лишен тщеславного удовлетворенья от своей власти над ничтожными людьми».
«Пока истина для вас только призрак, мечта, - вы добыча Демона, потому что должны узнать всю пытку сомнений». (В.Г.Белинский).
«Демон стремится к духовному возрождению? Безнравственная идея». (А.Шан-Гирей).
«Постоянная смена картин, открывающаяся взору лермонтовского героя, создает ощущение беспрерывного движения».
К стихотворению М.Ю.Лермонтова «Нищий».
«…не светлое, гармоническое чувство, а полное страданий и обид , непонимания и коварства. ЖДля юного романтика весь мир предстает как враждебное окружение, в котором он чувствует себя бесконечно одиноким…поэт соотносит вполне реальную историю своих отношений с конкретной женщиной и евангельским текстом. Не случайно действие первой части стихотворения разворачивается «у врат обители святой». Сама ситуация насмешки над нищим отсылает читателя к фрагменту из Евангелия от Матфея, где Христос проповедует о необходимости добра и милосердия: «всякий просящий получает». Он показывает эту важнейшую нравственную категорию на ярком примере: «Есть ли между вами человек, который, когда сын его просит у него хлеба, подал бы ему камень? Ситуация из Лермонтова служит прямым ответом на вопрос.
Здесь чувство непонимания и тоски, связанное с непониманием в любви. Стихотворение строится на антитезе»».