Конспект урока по теме болезни сердца и гигиена сердечно сосудистой системы


Тема урока
Гигиена сердечно–сосудистой системы.
Первая помощь при заболеваниях сердца и сосудов

Задачи урока:
сформировать представление о морфологических и функциональных различиях сердца тренированного и нетренированного человека;
способствовать воспитанию ЗОЖ, показав вредное влияние гиподинамии, курения, алкоголя на сердце и сосуды;
научиться с помощью функциональных проб определять степень тренированности своей сердечно – сосудистой системы.
Тип урока: комбинированный
Методы: словесный (объяснение, беседа, сообщения обучающихся, печатное слово), практический , наглядный.
Оборудование: таблицы с изображением схемы кровообращения, строения сердца, раздаточный материал с изображением тренированного и нетренированного сердца человека, рисунки руки курильщика, проектор, маникен, ноутбук.

Ход урока.
Организационный этап.
Сообщение темы и задач урока.
Проверка знаний (10 - 12 мин)
Вопросы терминологического диктанта «Эрудит» (устно)
Какие системы в организме человека относятся к транспортным? Почему?
Какие сосуды называются артериями, венами?
Назовите различия в строении вен и артерий? Капилляров?
Из каких слоев состоит стенка сердца?
Почему стенка левого желудочка более мощное, чем правого желудочка?
Что называется автоматизмом сердца?
Проверка д/з (фронтальный опрос)
Условие: за правильный ответ себе положите сердечко, в конце урока мы подведем по ним итог!
В организме человека по сосудам течет кровь как вы думаете за счет чего образуется это давление ?Что такое давление?и почему оно поднимается?
Как изменяется давление в артериях? Венах? Капиллярах?
Почему при переходе от одной деятельности к другой меняется кровоснабжение органов?
Чем опасно повышенное АД?
Что такое инсульт?
Что нам нужно делать что бы этого не случилось ?каким способом мы должны себя уберечь от различных перегрузок?
Как вы думаете о чем мы сегодня будем говорить?
Тема урока:
Гигиена сердечно – сосудистой системы. Первая помощь при заболеваниях сердца и сосудов
(слайд №1)
Изучение нового материала
(цели урока: слайд №2)
А) Знакомство с планом
(слайд №3)
- Сердце тренированного и нетренированного человека.
-Правила тренировки сердечно – сосудистой системы.
- Вредное влияние гиподинамии, курения, алкоголя на сердечно –
сосудистую систему.
- Болезни сердца и сосудов
.
Б) Сердце тренированного и нетренированного человека(рисунок тренированного и нетренированного сердца). Рассказ учителя.
- Ударный объем сердца – количество крови, выбрасываемое сердцем за 1 цикл сокращения.
- отличие: утолщение волокон сердца – 1 из важных показателей приспособления сердца к физическим нагрузкам.
- Пример: нетренированный человек пройдет быстро 150 – 200 м или немного пробежится, как у него повышается сердцебиение, повышается одышка – происходит из – за того, что кровоснабжение не увеличивается в 4 – 5 раз
(слайд 4)
Лабораторная работа. Функциональная проба «Реакция сердечно – сосудистой системы на дозированную нагрузку» (оформляется обучающимися дома) совмещена сфизкультминуткойПриседание и измерение пульса ! как изменяется пульс и сердечные сокращения с увеличением физической нагрузки.
(Работа с учебником)
В) Правила тренировки сердечно – сосудистой системы
(самостоятельная работа с учебником время работы 3 – 5 мин)
Задание: прочитать статью и сформировать правила.
Ответы:1) нагрузку увеличивать постепенно;
2) соблюдать дозировку упражнений;
3) соотносить работу и отдых.
Проверка задания по слайду №5.
Работа в тетрадях: записать правила в тетрадь!
Учитель: Можно предположить, что в результате тренировки сердце крепнет, становится больше и сильнее. Это действительно так, но далеко не всегда увеличение массы сердца говорит о его выносливости и высокой работоспособности.
слайд №6
Г) Сообщение обучающихся.
«Влияние алкоголя на сердечно – сосудистую систему» (рисунок сердца алкоголика)
слайд №7
Учитель: Алкоголь и здоровье – несовместимыслайд №8 9 10
«Влияние гиподинамии на сердце»
Учитель: рассказывает о тромбе

Какой фактор влияет на работу сердца?
Е) Сообщение обучающегося «Влияние курения на сердечно – сосудистою систему» (приложение доклада, работа с рисунком руки курильщика – Цузмер А.М. Биология стр 97).
З) Закрепление по сообщениям обучающихся в форме тестовой проверки с самопроверкой по готовым ответам (3 минуты) (приложение)
И) Болезни сердца и сосудов. Первая помощь.
1. Перемежающая хромота (рассказ учителя)
2. Стенокардия – грудная жаба (рассказ учителя)
3. Инфаркт миокарда (сообщение обучающегося)
слайд №11
4.Гипертонический криз (рассказ учителя)
К) Обнаружение болезней сердца. Электрокардиограф, электрокардиограмма (рассказ учителя)
Л ) практические навыки реанимирования сердца, профилактика сердечных заболеваний, выполнение упражнений гимнастики для сердечно сосудистой системы.
слайд
V. Закрепление материала:
Чем сердце тренированного человека отличается от сердца нетренированного человека?
Каким образом человек может оградить себя от сердечно – сосудистых заболеваний?
слайд
Стихотворение «Сердце» (читает обучающийся)
Что такое сердце?
Камень твердый?
Яблоко с багрово – красной кожей?
Может быть, меж ребер и аортой
Бьется шар, на шар земной похожий?
Так или иначе, все земное
Умещается в его пределы,
Потому что нет ему покоя,
До всего ему есть дело.
VI. Подведение итогов. Выставление оценок на основании количества сердечек.
VII. Домашнее задание. Параграф 24, вопросы стр. 125