Статья Интерактивная доска, как средство информационно-коммуникативных технологий


ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА, КАК СРЕДСТВО ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
Михайленко О. В.
учитель биологии высшей квалификационной категории,
МОУ гимназия №9, г. Комсомольск-на-Амуре
Введение Федерального Государственного Образовательного стандарта требует от современного учителя умения планировать уроки, направленные на получение метапредметных и личностных результатов, овладение умением конструировать уроки с использованием современных образовательных технологий. Все нововведения ФГОС направлены на усвоение обучающимися определенной суммы знаний и на развитие личности, познавательных и созидательных способностей, для этого современный учитель должен непрерывно работать над повышением своего профессионального уровня.
Полноценная познавательная деятельность школьников выступает главным условием развития у них инициативы,  ориентироваться в стремительном потоке информации. Эти качества личности и есть не что иное, как ключевые компетентности. Они формируются у школьника только при условии систематического включения его в самостоятельную познавательную деятельность, которая в процессе выполнения им учебных заданий с использованием возможностей Интернет приобретает характер проблемно-поисковой деятельности.
Внедрение новых информационных технологий в процессе обучения улучшает качество образовательной работы, использование всех преимуществ образовательной системы, активизирует познавательную деятельность учащихся на уроке, способствует повышению самостоятельности учащихся при изучении нового материала.
Информатизация образовательного процесса приводит к тому, что одной из неотъемлемых частей обучения становится использование программно-технических интерактивных комплексов: интерактивной доски с дополнительными устройствами и программами. Применение ИКТ как средства обучения повышает мотивацию обучения за счет интереса учащихся к деятельности, связанной с компьютером.
На интерактивной доске удобно использовать различные приемы работы с учебной информацией.
Приведу примеры фрагментов уроков с использованием интерактивной доски (ИД) на уроках биологии.
1.Урок биологии в 8 классе, по теме «Терморегуляция. Закаливание организма. Первая помощь при ожогах и обморожениях»
№1

1.Задание на повторение изученного материала: «Лови ошибку»- используя карандаш ИД соотнести систему органов и соответствующий орган.
№2

2. Соотнести признаки заболеваний кожи и соответствующие заболевание
№3

3. Распределить по столбцам «Ожоги» и «Обморожения» средства для оказания первой помощи, используя средства ИД.
2. Урок биологии с использованием Электронных Образовательных ресурсов (ЭОР), 6 класс, тема «Вегетативное размножение растений»
Цель урока: 1.Учащиеся научаться ставить цели обучения и самостоятельно организовывать свою деятельность на основе умения работать с различными источниками знаний по изучению способов вегетативного размножения растений.
2.Продолжат формирование коммуникативных способностей, информационной компетентности с помощью ЭОР.
Задачи (планируемые результаты)
Ученик научится:
1.Различать способы вегетативного размножения растений
Ученик получит возможность научиться:
1) умению работать с различными источниками знаний (текстом и рисунками учебника, ЭОРами);
2) самостоятельно определять цели обучения;
3) делать выводы о значении вегетативного размножения в природе и жизни человека;
4) применять знания в практических ситуациях, размножать растения черенками, луковицами ,почками, усами;
5) фиксировать результаты практической работы;
6) соблюдать правила поведения в теплице, кабинете биологии.
Тип урока
Изложение нового материала
Формы работы учащихся
Фронтальная, практическая работа.
Необходимое техническое оборудование
Программное обеспечение WizTeach и интерактивная доска PolyVision eno.
2.Образовательный сайт: Министерство образования и науки Российской федерации Федеральный центр информационных ресурсов -http://fcior.edu.ru/
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ Этап урока Название используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2) Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) Деятельность ученика
1 2 3 4 5
1 Организационно-мотивационный. 1.Проверка готовности учащихся к уроку
2.Аргументирует выбор цели, представляет инструментарий, намечает этапы работы.
3.Комментирование домашнего задания. 1. Подготовка к уроку
2. Определяют целеполагание урока. 3. Запись домашнего задания в дневник
2 Актуализация опорных знаний
1) фронтальный опрос учащихся
2) индивидуальная работа по карточкам №1
Формы размножения
1.Проведение опроса учащихся.
Показ ЭОР №205 «Формы размножения»
Объяснение видов работы с контрольным модулем. Работа с модулем № 205, в интерактивном режиме, с электронным стило. Выполняют задание №1-«Соответствие признаков полового и бесполого способов размножения»; задание №2-«Соотнесите понятия, отражающие виды, способы и формы полового и бесполого размножения и их характеристики»
Перечень используемых ЭОР
№ Название ресурса Тип, вид ресурса Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест,модельи т.д) Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
1 Формы размножения. Тип Контрольный
Вид
ОМС
Электронный учебный модуль проверки знаний Интерактивный мультимедиа модуль http://www.fcior.edu.ru/card/5012/formy-razmnozheniya-organizmov-bespoloe-razmnozhenie.html
2 Вегетативное размножение цветковых растений.
Тип Информационный
Вид
Электронный учебный модуль Иллюстрированная таблица способов вегетативного размножения растений http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a4ba8ee4-0a01-022a-016b-4ad836d68e46/%5BBIO6_04-33%5D_%5BPT_01%5D.htm
Результатами работы с ИД, по моим наблюдениям, является то, что занятие становится более динамичным, благодаря этому можно заинтересовать учащихся уже на начальном этапе урока, улучшается восприятие материала.
Таким образом, любая ИД в процессе обучения может быть использована
как обычная доска (текущие записи учителя и ученика на уроке) – это замена обычной работы в классе (электронной ручкой или специальными водяными маркерами);
как демонстрационный экран (показ слайдов, фильмов) – это применение принципа наглядности, а именно визуализации учебной информации изучаемого объекта, процесса (наглядное представление на ИД объекта, его составных частей или их моделей; процесса или его модели, в том числе скрытого в реальном мире; представление графической интерпретации исследуемой закономерности изучаемого процесса); а также компьютерное моделирование изучаемых или исследуемых объектов, их отношений, процессов, явлений как реально протекающих, так и «виртуальных» (представление на ИД модели: математической, информационно-описательной, наглядной, адекватно оригиналу) как интерактивный инструмент – это продуманная заранее работа с заготовленной в цифровом виде информацией (с использованием общепринятого или специализированного программного обеспечения), характеризуется незамедлительной обратной связью между пользователем (учеником, учителем) и программным средством, с которым взаимодействует пользователь при помощи ИД.
Работа с интерактивными досками делает любое занятие динамичным, благодаря этому можно заинтересовать учащихся уже на начальном этапе урока. Преподаватель может, к примеру, написать на доске задания или вернуться к предыдущему материалу, чтобы проверить, как учащиеся его усвоили.
Литература
1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, 2010 г.
2. Примерная основная образовательная программа основного общего образования, 2015г.
3. Загрекова Л. В. , Николина В. В. Теория и технология обучения М, 2004.
4.Количенко А. К. Энциклопедия педагогических технологий. Санкт- Петербург.2002.
5.Сальникова Т. П. Педагогические технологии. М., 2005.
6. Полат Е. С. , Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В. , Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М. 2005.