Применение информационно-коммуникативных технологий в проектной деятельности на уроках технологии.


Применение информационно-коммуникативных технологий в проектной деятельности на уроках технологии.
Проект – это самостоятельная, творческая работа учащегося или группы учащихся, выполненная от идеи до её воплощения в жизнь под контролем и при консультировании учителя.
За время моей работы по применению методики проектного подхода темы для проектов выбирались самые разнообразные: «Изготовление фартука», «Изготовление юбки», «Изготовление ночной сорочки» «Изготовление халата», «Изготовление пижамы», «Изготовление комплекта для сна», «Изготовление комплекта постельного белья», «Диванная подушка», «Прихватки», «Мягкая игрушка», «Карандашница», «Варежки», «Панно из сухих растений», «Перчатки», «Игольница из жести», «Изготовление детской одежды», мультимедийный проект «Кабинет технологии» и другие. Творческий проект – это тесное сотрудничество учителя и ученика, во время которого ученик продолжает активно пополнять свои знания и умения, а учитель раскрывает свой творческий потенциал.
В процессе проектной деятельности происходит усвоение информации, овладение рабочими приемами, технологическими операциями и, что не менее важно, оценочным соотношением к планируемым и достигнутым результатам трудовой деятельности. Образно этот процесс можно представить как «расширяющуюся воронку», в которую вовлекаются новые знания, образы действий, приобретенный опыт, что позволяет считать проектное обучение методом развивающего обучения.
Выполняя творческие проекты, учащиеся учатся широко использовать возможности компьютера. На всех этапах выполнения проекта удобно использовать пакет программ Microsoft Office. Программа Word позволяет распечатывать текст, вставлять в него рисунки или отсканированные фотографии, форматировать текст и графические изображения.
Текстовый редактор Word используется для ввода, редактирования и форматирования текста с рисунками, таблицами, диаграммами при оформлении пояснительной записки к своим творческим проектам. С помощью текстового редактора Word можно создавать практически любые электронные или печатные документы проекта: обоснование проблемы и потребности, исследование, рекламный проспект и др. Можно использовать шаблоны: так не сложно выполнить звёздочку обдумывания воплощения замысла проекта. Последовательность изготовления объекта можно представить в виде технологической карты.
Графические редакторы Paint, Согеl Draw позволяют просто и удобно создавать сложные и красивые изображения при разработке идей выполнения проекта. Используются для разработки эскиза модели одежды; для выполнения схем вышивки, вязания; для разработки рисунка орнамента для отделки одежды; для создания шаблонов мозаичных форм; для оптимального цветового решения различных изделий при моделировании одежды; для разработки рисунка в разделе проекта «Выбор ткани»; для аппликации.
Программа Adobe Photoshop также активно используется в проектной деятельности учащихся. Применяется для обработки готовых изображений (монтаж композиций из отдельных фрагментов, взятых из различных изображений). В данной программе разрабатываются эскизы моделей одежды, создаются схемы узора вышивки, сервировки стола, составляется интерьер жилого дома. Функции Фильтр/ Pixelate/Мозаика программы Adobe Photoshop можно применить для создания схемы узора вышивки или вязания. Наиболее удобными для преобразования изображения в схемы для вышивок являются графические редакторы Adobe Photoshop 5.0 и WIN Stitch 6.4. Графический редактор WIN Stitch 6.4. отличается простотой использования благодаря наличию большого числа функций и системной помощи: сканирование выполненного рисунка, создание и корректирование схемы вышивки, просмотр готовой вышивки, сохранение в памяти компьютера, и распечатка на принтере при необходимости.
Табличные процессоры или электронные таблицы Excel позволяют с помощью этого офисного приложения выполнить графики и диаграммы. В проектной деятельности применяются для нахождения себестоимости своего изделия или услуги; для расчета энергетической ценности дневного рациона питания; учет расходов и доходов семейного бюджета; для создания простой базы данных.
В программе Publisher выполняем публикации для печати: буклеты, бюллетени, плакаты, и многое другое, что является продуктом проектной деятельности.
Системы управления базами данных Microsoft Ассеss позволяют управлять большими информационными массивами — базами данных для разработки проектов, поиск информации по различным стандартам на швейные изделия, ткани, размерные признаки фигур; нужного рецепта кулинарного блюда, составление технологической карты его приготовления, поиск информации о сроках и способах хранения продуктов.
Электронные обучающие системы Адонис, Macromedia Authorware предназначены для создания компактных мультимедийных приложений, предусматривающих совместное использование различных форм подачи материала: текста, рисунков, видео и звукового сопровождения, электронных учебников по всем разделам программы, автоматизированных учебных курсов, обеспечивающих работу в режиме обучения и контроля знаний через диалог компьютера с обучаемым.
Презентации в программе Power Point активно используются учащимися, начиная с 5 класса. При защите проекта они используют различные материалы для оформления слайдов, строят диаграммы и графики. Просмотр слайдов осуществляем на мониторе компьютера, экране с использованием мультимедиапроектора.
Обучающие программы на CD дисках – один из самых распространенных способов использования компьютера в учебных целях. На уроках я использую электронные учебники, видеофильмы, пошаговые анимации
В процессе проектной деятельности учащиеся используют различные программы на CD дисках, такие как: «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия», «История костюма», «Дизайн мебели и интерьера», «Вышивка крестом», «Русская кухня», «Вязание крючком» «Энциклопедия красоты и здоровья» и многие другие.
При выполнении проектов по теме «Гигиена девушки. Косметика», практика показала эффективное использование программы «CHANGES Салон красоты 2» фирмы MaxFactor.
Девочки освоили алгоритм работы с компьютерными журналами. В кабинете собрана коллекция дисков, которые были выписаны по почте, через Интернет. Им нравится шить по выкройкам дисков компьютерных журналов моделей LEKO SISTEMS: №32 «Брюки»; №25 «Весенняя капель», №27 «Летнее путешествие»; №14 «Вечерние платья»,№17 «Юбки»; №31 «Вечерний коктейль», №36 «Платья», №21 «Блузки» и другие.
Приведу такой пример. На уроке в 11 классе «Способы корректировки выкройки» я использовала программу «Компьютерный журнал моделей». Она даёт возможность выбрать понравившуюся модель, ввести данные (обхват груди, обхват талии, обхват бёдер) и распечатать выкройку в натуральную величину на конкретного ученика. Эту же программу я применяла в 8 классе (мальчики делали выкройки бриджей). Так как все классы смешанные, работать одновременно с мальчиками и девочками довольно сложно, приходится искать способы экономии времени, способы лучшей организации учебной деятельности. Выкройку халата девочки построили, а мальчики воспользовались компьютерной программой.
Использование компьютерных журналов помогает повысить мотивацию учащихся, сэкономить время на уроках по теме «Конструирование». Традиционные методы конструирования уходят в прошлое, уступая место современным программам, разработанным специально для изготовления выкройки любого изделия. Достаточно внести размеры фигуры и выбрать понравившуюся модель, программа сама построит чертёж, остаётся только распечатать выкройку. Таким образом, современный подход к конструированию даёт возможность эффективно использовать время урока, повышает его наполняемость и формирует мотивацию учащихся к изучению данной темы.
Электронные энциклопедии осуществляют вспомогательную, дополняющую, иллюстрирующую функции по отношению к основному процессу обучения. Например: «Русская кухня», «Коллекция схем для вышивки крестом», «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» «Женское рукоделие», «Энциклопедия этикета», и др.
Электронные учебники - совмещают в себе свойства вышеперечисленных программ и могут быть являться комплексной обучающей программой. К ним можно отнести CD «Дизайн интерьера», «Визаж», «Учимся парикмахерскому искусству», «Парикмахер визажист», «Вышивка крестом», и многие другие.
Для учащихся 3-4 класса использую электронное приложение к учебнику «Технология» Н.И. Роговцевой, Н.В. Богдановой, Н.В. Шипиловой учебной линии «Перспектива». Интерактивные модели позволяют показать объекты в движении, изменении, развитии, поэтому – это важнейшие средства иллюстрации объяснения учителя.
Создание собственных электронных образовательных ресурсов.
Структурирование большого объёма информации наиболее приемлемо при помощи программы Power Point. Прежде всего, речь идет об использовании мультимедиа презентаций, создание которых – процесс творческий, требующий умений, времени, фантазии, достаточное количество иллюстративного материала. Хорошая презентация - отличное методическое средство, позволяющее ученикам лучше усвоить теоретическую часть урока. Компьютерные презентации: собраны в папки по разделам учебной программы: «Оформление интерьера», «Кулинария», «Создание изделий из текстильных материалов», «Художественные ремёсла», «Выполнение проекта», «Профессиональное самоопределение», «Делу время, потехе – час». Таким образом, применяя информационные технологии при выполнении проектной работы
Всё выше сказанное убедительно подтверждает, что использование информационных технологий в проектной деятельности на уроках технологии не дань моде, а жизненно необходимое средство обучения. Формирование информационной культуры обучающихся можно расценивать как основу метапредметной деятельности обучающихся.