Организация и проведение междисциплинарных проектов и исследований


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5»
Организация и проведение междисциплинарных проектов и исследований
Автор: Величко Оксана Викторовна
Учитель истории и обществознания
г.Когалым, 2016
ХМАО-Югра
«Нужно так перестроить учебно-воспитательный процесс,чтобы ученики не были пассивными объектами его,чтобы они принимали активное участие в нем под руководством педагога».
Современное образование должно готовить человека, который способен жить в чрезвычайно глобализирующемся и динамично изменяющемся мире, воспринимать его изменчивость как существенную составляющую собственного образа жизни. На этапе перехода к постиндустриальному обществу, экономика которого основана на информационных технологиях, становится очевидной необходимость коренного изменения образовательной парадигмы. Использование современных педагогических технологий и инновационных методов обучения обеспечивает формирование всесторонне развитой, творческой, самостоятельной, самодостаточной личности, способной использовать полученные знания для конкурентоспособной деятельности в любой сфере общественной жизни, то есть для инновационного развития общества. Современные школьники с огромным интересом воспринимают материал урока,когда учитель применяет проект – такой урок приобретает высокой эффективности и облегчает восприятие для учащихся. Основной целью использования проектов на уроке правоведения является достижение углубленного понимания и осмысления учебного материала, образное восприятие, усиление эмоционального воздействия права, истории и обществознания на личность ученика. Все это происходит за счет карт, схем, учебных картин, видео - и фильмов, презентаций к уроку, которые представлены в электронном варианте.
Учеными выделены такие формы организации работы с использованием проектов и ИКТ на уроках обществоведческих дисциплин:1) изучение темы урока учащимися самостоятельно или в парах с помощью определенного программного обеспечения. Это же касается и выполнения определенного задания. Роль учителя при этом – направление работы, коррекция деятельности учащихся. Сложность этого направления заключается в том, что не всегда учителя-предметники имеют свободный доступ к компьютерной технике для одновременной работы, по крайней мере, половины учеников класса;2) использование на уроке мультимедийных возможностей компьютера, что служит наглядным пособием. Это самая распространенная форма организации обучения с применением компьютера на уроке истории, права и обществознания. Эффективность и доступность этого направления заключается в том, что для оптимизации процесса обучения достаточно иметь предметный кабинет, который оснащен компьютером и дополнительным демонстрационным монитором;3) использование Интернета, компакт-дисков для выполнения лабораторно-практической работы, проекта, написание реферата, выполнение любого творческого задания;4) проведение различных опросов, тестов, тематического оценивания.
Содержание готовности учителя к работе проявляется в обобщенном умении педагогически мыслить, что предполагает наличие у педагога аналитических, прогностических, проектных и рефлективных умений. Знание особенностей педагогического процесса превращает деятельность учителя на педагогическое мастерство.
Следует отметить, что анализ тенденций развития в сфере педагогики свидетельствует рост требований к педагогического профессионализма и личных качеств педагога через проблемы усложнения содержания образования, организации творческой и исследовательской деятельности, усложнение проблем воспитания и необходимостью непрерывным овладением новыми технологиями обучения и воспитания.
Современная педагогическая наука предлагает учителям ряд средств для реализации этих глобальных педагогических проблем педагогических систем, методик, моделей, технологий, которые объединении в понятие инновационного обучения и воспитания.
Считаю, что важным является то, что учащихся следует предварительно подготовить к проектной деятельности: объяснить, какие могут быть проекты по параметрам (индивидуальные, коллективные, соревновательные, конкурсные), по времени (краткие, длительные), по характеру деятельности (художественные, научно-поисковые, информационные др.).Стоит ученикам объяснить этапы работы над проектом (подготовительный, планирование, исследование, оформление, защита), обратить внимание на особенности выполнения проектов на уроках обществоведческих дисциплин. Учитывая то, что учащиеся не в полной мере владеют навыками и умениями продуктивно работать над поставленными задачами, предлагаю им вспомогательный материал – сборник который создала «Что должен знать и уметь ученик на уроках обществоведческих дисциплин». Считаю, что сборка таких материалов дает возможность активно формировать у детей историческое мышление, оперировать историческими и правовыми категориями и понятиями, работать с текстом, документом, картой, ориентироваться в хронологии, строить гипотезы, оценивать явления и события, грамотно вести записи, и тому подобное. Например, при анализе и оценке исторических и правовых фактов и событий для установления причинно-следственных связей каждому ученику предлагаю такой текст: ( Слайд 2.)
1 Каждое историческое событие является следствием какой-то причины
Причина Следствие
2 Следствие одновременно может быть причиной другого следствия
Причина 1---- Следствие 1= Причина 2 ---- Следствие 2 = Причина 3 и т.д.
3 Одна причина может вызвать несколько следствий Причина Следствие 1 +Следствие 2 + Следствие 3 и т.д. Может быть наоборот: Причина 1 + Причина 2 + Причина 3 = Следствие 
4 Причинно-следственную связь можно рассматривать и с другой позиции: Причина 1 Следствие 1 = Причина 2 Следствие 2
Примеры опорных вопросов для проекта: (слайд 3)
Изменения в в социально-экономической и национально- политической жизни или характеристика исторического деятеля:1. Вспомните:- когда и в какой стране жил исторический деятель (которого вы должны охарактеризовать)?- в каких условиях формировались его взгляды?- интересы какой социальной группы выражает, какими были стремления этого человека?2. Кратко укажите:- какие идеи и почему выдвигал?- какие средства использовал для достижения своих целей?3. При помощи вспомогательной литературы определите:
- какие личные качества имел исторический деятель?
- подходят ли они для решения поставленных целей?4. Каких результатов достиг исторический деятель:
- оцените их (позитивные и негативные);
- почему они стали возможны?
Функция учителя заключается в том, чтобы организовать творческую и продуктивную работу учащихся в течение действия проекта, вместе с тем помочь ученикам найти необходимые источники информации, самому быть источником информации, координировать весь процесс проекта, вести консультативную работу, поддерживать и поощрять учащихся к производительному труду. В начале учебного года предлагаю ученикам темы до проектного выполнения. Так в 2016/2017 учебном году вместе с учениками 8-9 классов решено работать над такими проектами:
Переход от традиционного (аграрного) к индустриальному обществу в Европе.
Создание колониальных империй XIX-XX вв.
Кризис традиционного общества в странах Азии на рубеже XIX-XX вв.
Россия в I пол. XIX в.
Либеральные реформы в России 60-70 гг. ХIХ в. (Слайд 4)
История России
№ класс № темы Содержание Кол-во
1 Внутренняя политика Александра I в 1801- 1806гг. Император Александр. «Негласный комитет». Начало преобразований 1
2 Внешняя политика в 1801-1812гг. Участие России в третьей антифранцузской коалиции. Россия на Кавказе. Россия в войнах 1806-1807гг. Война со Швецией 1808-1809гг. Русско-турецкая война 1806-1812гг. 1
3 Реформаторская деятельность М.М. Сперанского Начало деятельности М.М. Сперанского. Проект политической реформы: замыслы и результаты. Отставка М.М. Сперанского 1
4 Отечественная война 1812г. Начало войны. Смоленское сражение. Назначение Кутузова главнокомандующим. Бородино. Таратутинский маневр. Партизанское движение. Гибель «Великой армии» 1
5 Заграничный поход русской армии. Внешняя политика в 1813- 1825гг. Начало заграничного похода. Смерть М.И. Кутузова. Завершение разгрома Наполеона. Венский конгресс. Священный союз. Восточный вопрос. Россия и Америка. 1
6 Внутренняя политика Александра I в 1815-1825гг. Перемены во внутренней политике. «Польский эксперимент». Первый опыт Конституции в России. Реформаторский проект Н.Н. Новосельцева. Отказ от проведения реформ в начале 20–х гг. Основные итоги внутренней политики Александра I. 1
7 Социально-экономическое развитие после Отечественной войны 1812г. Экономический кризис 1812-1815гг. Отмена крепостного права в Прибалтике. Проект Аракчеева об отмене крепостного права. Развитие промышленности и торговли 1
8 Общественные движения при Александре I. Династический кризис 1825г. Выступление декабристов. Династический кризис. Выступление 14 декабря 1825г. Следствие и суд над декабристами. Историческое значение и последствия восстания декабристов. 9 Повторительно-обобщающий урок Защита проекта Основные итоги внутренней и внешней политики Александра I. 1
В этом учебном году были выполненные проекты с учащимися 8 класса по теме « Россия в I пол. XIX в. (долгосрочный) и с учащимися 9 класса по теме «Мир империй» (кратковременный). Данные проекты являются информационные.Согласно календарного плана с 07.01 года учащимся 8 класса было предложено работу над проектом по названной теме. Первый урок был посвящен обсуждению темы и задач проекта и планирование работы.
Знакомлю учащихся с содержанием учебного материала по теме и перечнем государственных требований к уровню общеобразовательной подготовки учащихся. Учитывая количество учащихся в классе, группируем и определяем ключевые вопросы темы и соответственно формируем необходимое количество рабочих групп. Важным является выбор руководителей групп, ведь они должны обладать организационными, методическими, лидерскими навыками. Четко разграничиваю деятельность учащихся и деятельность учителя. Знакомлю детей с методом проектов, а также с содержанием проекта по данной теме, мотивирую учащихся, помогаю сформировать цель и задачи проекта. Предлагаю ключевые вопросы к рассмотрению (социально-экономическое положение России в 1 пол. 19 в., помогаю составить общий план действий). Знакомлю учеников с источники информации, формой оформления, критериями качества работы (насыщенность источниками, справочным, картографическим, др. материалом). Ученики формируют рабочие группы, выбирают руководителей, планируют работу, распределяют задания (слайд 5):
№ Этапы работы Содержание деятельности учащихся Функции учителя
1 Подготовка к проектированию Обсуждение предмета с учителем:
-заявление замысла;
-характеристика работы; - мотивация поиска;- помощь в выявлении знаний;
2 Планирование 1.План действий:- определение источников информации- способы сбора информации- методы анализа информации- форма отчета- критерии оценки - распределение работы среди учащихся;
3 Планирование задач 1. Высказывание предположений2. Выдвижение предложений3. Коррекционная работа3. Исследования - сбор информации- промежуточные задачи- работа с литературойисточниками, картами - наблюдения за работой учащихся;- советы, консультации
4 Презентация и оценка проектной деятельности Анализ информации2. Подготовка заключений
3.Оформление и подготовка презентации
4.Оценка презентации - отчёт по проекту;
- оценка работы учеников;
- подведение итогов;
5 Консультирование и коррекция Анализа информации и коррекция, наблюдение - советы, консультации.
Подобным образом работали ученики 9 класса над вопросом «Мир империй». Ребята сумели определить общие черты политической и экономической жизни стран Западной Европы, элементы нового в общественных отношениях (демократизация общественных отношений, борьба за политические права).
Опыт работы свидетельствует о том, что проектное обучение – полезная альтернатива классно-урочной системе, но оно не должно ее вытеснять, а быть дополнением к другим видам прямого или не прямого обучения, средством ускорения личностного развития детей. Педагогическое наблюдение за их работой по содержанию проекта свидетельствует о том, что методика проектной работы побуждает учащихся к активной и творческой работы. Используя вспомогательные источники ученики в достаточной мере дают характеристику исторической ситуации, при этом используют исторические карты, схемы, графики, таблицы, биографические данные, чувствуют ход развития исторических событий, предусматривающих последствия. Члены групп чувствуют личную ответственность за порученное дело, поэтому во время работы над проектом в классе царит деловая атмосфера, возникают дискуссии, критические замечания, различные советы, уточнения. Вместе с тем следует заметить, что не все ученики проявляют должную старательность в выполнении заданий и причиной этого является то, что они не в полной мере готовы к самостоятельной работе – отдельные плохо читают, другие не могут провести исторический или правовый анализ, некоторые не имеют должного интеллектуального уровня волевой подготовленности и в технологии выполнения работы. В проектной деятельности учащиеся получают новые качества – коммуникабельность и оперативность, способность к самостоятельному анализу и определенных выводов, труд в коллективе стимулирует их к производительному и качественному труду. Приятно, когда ученик свой ответ начинает словами « я так считаю», « я убеждена в том, что».
Следует отметить, что системное использование проектных технологий в большой степени способствует накоплению в кабинете обществоведческих дисциплин фактического материала по темам программы. Учащиеся класса в ходе выполнения проекта ярко себя выражают, сильное влияние детей на слабоуспевающих учащихся и, соответственно, их стремление полностью выполнить поставленные задачи. В течение всего проекта наблюдается активная борьба учащихся за высокий бал и знакомство их с критериями оценивания дает возможность поставить им объективную оценку.По вопросам историко-краеведческой работы в этом году для учащихся школы (в основном учащихся 5-6 классов) были организованы долговременные проекты по изучению истории города истории промышленности, церкви, жизни и деятельности выдающихся земляков, горожан со сложной судьбой.Опыт организации внеклассной работы по проектам свидетельствует о том, что такая работа является наиболее продуктивной и колоритной в том смысле, что участники проекта учатся вступать в разнообразные отношения с людьми, вести беседу, брать интервью, находить новые имена, описывать людей, выражать свое отношение к ним. Дети в своих действиях становятся коммуникабельными, они умеют определять основные и второстепенные проблемы, цель своих действий и методы их реализации. Воспитывается жизненная активность и гражданская позиция. Однако в такой работе усиливается организационная, коррекционная и консультативная роль педагога, важным является постоянное наблюдение за действиями учащихся, своевременная помощь.В ходе работы по методу проектов для себя, как педагога, сделал определенные выводы:- на уроках истории максимум внимания уделять обучению детей технологиям исторического исследования;- предварительно решать проблему справочной, информационной, иной литературы;- учащиеся используют информацию из интернета. Бездумное, не анализируемое «скачивания» совета количества рефератов, справок пользы не приносит;- много информации для анализа дает художественная литература. Однако дети очень мало читают, не знают писателей, которые писали на историческую тематику, поэтому их доклады не имеют эмоционального, художественного содержания и красочного оформления;- требует совершенствования оформления ученических работ, особенно таблиц, графиков, схем, др.;- внимание детей сосредотачивается собственно на своих вопросах, поэтому они не внимательно слушают.
Каждый учитель должен помнить, что любой учебный процесс базируется на использовании педагогических технологий, поэтому проекты должны приобрести педагогического содержания. Именно вследствие использования инновационных технологий на уроках правоведения у каждого педагога увеличивается возможность использования наглядных материалов, также повышается эффективность работы учителя и ученика. Не надо забывать, что во время использования проектных технологий становится возможной организация проектной деятельности учащихся под руководством учителя, направленная на создание электронных учебных продуктов, а еще меняется отношение к компьютеру, учащиеся начинают воспринимать его как инструмент для работы, а не как интересную игрушку. Именно во время подготовки к новому уроку учитель должен определиться, нужно ли использовать компьютер на данном уроке, на каком именно этапе урока использование компьютера будет наиболее эффективным. Хотя компьютер можно использоваться на всех этапах учебного процесса: при объяснении нового материала, обобщении, повторении, проверке и коррекции знаний, умений и навыков школьников – но всегда нужно помнить о целесообразности использования.Из множества положительных моментов использования проектов можно найти и минусы, потому что компьютер никогда не сможет полностью заменить учителя. Ведь именно учитель может заинтересовать учеников, вызвать у них любознательность, завоевать доверие, только учитель может направить внимание детей на те или иные важные аспекты правоведения, что изучают ученики, и лишь только.
Следовательно, благодаря сочетанию традиционных педагогических технологий и проектов удается сделать урок более насыщенным и интересным, донести больше информации до каждого ученика.