Урок русского языка в 3 классе по теме Толковый словарь


Предмет: Русский язык
Класс: 3 «А»
Дата: 23.09. 2015 г.
Тема: Толковый словарь (общее понятие о его назначении). Использование толкового словаря для раскрытия значения слов. Словарный диктант.
Цели урока:
Продолжить формировать понятие учащихся о лексическом значении слова, формировать умение находить в толковом словаре справки при определении многозначности слова, определять, в каком именно лексическом значении употребляется то или иное многозначное слово.
Развивать память и орфографическую зоркость, умение писать слова под диктовку. умение работать в парах: договариваться, распределять работу, получать общий результат, отрабатывать правила сотрудничества в коллективной деятельности.
Воспитывать активность, любознательность и аккуратность у учащихся.
Тип урока: комбинированный
Методы: словесный, наглядный, поисковый, проблемный.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, работа в парах.
Оборудование: толковый словарь, тетрадь, учебник, презентация.
Ход урока
1.Организационный момент. Психологический настрой.
« Прозвенел и стих звонок,
Начинается урок!»
2.Минутка чистописания.
П п Тт- Что вы знаете об этих звуках? (Дети характеризуют звуки)
3. Словарный диктант.
Суббота, ученик, тетрадь, дневник, картина, корзина, учитель, погода, природа, золотой, жёлтый.- Поставьте в словах ударение, подчеркните буквы написание которых можно проверить, или надо запомнить.
- Какой частью речи являются слова. Докажите. Составить предложения с данными словами. (устно).
4. Актуализация знаний. Постановка цели урока.
- На прошлом уроке мы начинали с загадки. Ответы на неё вы давали мне разные.
Не мёд, а ко всему липнут. ( Слова )- Какой же всё- таки правильный? (слова)
- Как называется наука, которая изучает слова? ( Лексика)
Лексика- это словарный запас языка.
-Сколько лексических значений может иметь слово?
-Как называется слово, которое имеет только одно лексическое значение? (однозначное)
-Как называется слово, которое имеет несколько лексических значений? (многозначное)
5.Физминутка:
- Если я называю однозначное слово вы наклоняетесь, а если многозначное- приседаете.
Ключ, стол, коса, урок, книга, лист, овчарка, кисть, земля, ручка, девочка, носок, угол, пол.6. Работа по теме урока
1. Сегодня мы с вами поговорим о смысле слова и его лексическом значении.
-Как определить лексическое значение слов? ( по толковому словарю)
Работа по учебнику
- Что такое толковый словарь?
- Прочитаем об этом на стр. 15-17
Упр 45, запишем в тетрадь:
Если нужно узнать значение слова, обращайся к толковому словарю!
- А сейчас прочитав упр. 46, вы узнаете, кто же является автором самого большого толкового словаря.
Проверка:
-Кто является автором Толкового словаря русского языка?
- Почему словарь переиздавался очень много раз?
-Что вы узнали о Сергее Ивановиче Ожегове?
7. Закрепление.
1 вариант
Выпиши однозначные слова. Составь с ними предложения. Запиши в тетрадь.
Коса, река, масло, рыба, дорогой.
2 вариант
Выпиши многозначные слова . Составь с ними предложения. Запиши в тетрадь.
Близкий, дерево, стекло, лист, тетрадь.
Звуко-буквенный анализ слова : лебедь
8. Итог урока.
- Что такое «лексика»?
- Сколько лексических значений имеет слово?
- Как определить лексическое значение слов?
9. Рефлексия.
— Какое задание понравилось больше? Почему?
— С каким настроением заканчиваем урок?
10. Инструктаж домашнего задания: стр. 17 упр. 48, 49.