Формирование навыка правильной осанки


Методические рекомендации
Тема: «Формирование навыка правильной осанки»
Подготовила: Гулько Ольга Григорьевна
учитель физической культуры
«Лицей - интернат» поселка имени
Маршала Жукова» Курской области.
2016 г.
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИОсанка — это превратившаяся в стойкую привычку манера держать свое тело. Правильная осанка придает красивый внешний вид, создает лучшие условия для развития и деятельности всего организма и функционирования отдельных систем.
Учитель должен уметь оценивать состояние осанки школьников и учить этому самих детей. Осматривать осанку можно на расстоянии до 1 м в положении основной стойки в двух позах: фас и профиль; сначала ребенок стоит лицом, затем спиной и в профиль. Нормальная осанка характеризуется умеренной изогнутостью позвоночника, нормальной формой спины, правильным положением головы, туловища, ног. В позе «лицом» нужно обратить внимание на форму шеи, линии плеч, талии, грудной клетки и йог. В норме все линии правой и левой стороны туловища должны быть симметричными. Осматривая школьника со спины, обращают внимание на шейно-плечевые линии, верхние и нижние линии лопаток, боковые линии спины и талии, линию позвоночника.
Формирование правильной осанки — сложный и динамический процесс. Поэтому, чтобы достигнуть положительных результатов, необходимо:
во-первых, заботиться о правильном положении тела ученика, когда он сидит, стоит, ходит;
во-вторых, шире использовать специальные упражнения на осанку на уроках физической культуры, в гимнастике до занятий, при проведении физкультминуток и зарядки;
в-третьих, давать соответствующие задания на дом.
Для выработки и закрепления навыка правильной осанки используют различные общеразвивающие упражнения (при обязательном сохранении правильного положения тела), упражнения в равновесии и координации, а также игры, правила которых предусматривают соблюдение правильной осанки.
К специальным профилактическим мероприятиям по предупреждению нарушений осанки можно отнести:
Обеспечение оптимальной двигательной активности, способствующей правильному формированию мышечного корсета и укреплению осанки.
Жесткое ложе во время сна.
Постоянный контроль за правильной позой во время игр и занятий.
Обучение правильной осанке.
Использование физических упражнений корригирующего характера.
Итак, формирование осанки должно начинаться с объяснения и показа правильной осанки. После этого приступают к выработке соответствующих ей мышечно-суставных ощущений. Для этого используются:
Тренировка перед зеркалом (зрительный самоконтроль).
Взаимоконтроль занимающихся.
Принятие правильной осанки и исправление дефектов у стены, когда к мышечно-суставиым ощущениям прибавляются тактильные при соприкосновении со стеной.Исправление дефектов осанки по указанию учителя.
При нарушении осанки полезно:лежать на животе;
плавать стилем «брасс»;
играть с мячом, подбрасывая его вверх;
дотягиваться до предметов, подвешенных на уровне поднятых рук (двумя руками одновременно);
ходить на лыжах; бегать;
давать отдых позвоночнику, лежа на полу;
после урока, письменных заданий потягиваться, поднимая руки вверх;
часто менять положение тела.
Наиболее эффективными физическими упражнениями являются плавание, подвижные и спортивные игры. Они обеспечивают разностороннее воздействие на организм, помогают укрепить мышцы, суставы и связки опорно-двигательного аппарата. Ценным средством укрепления осанки является оздоровительная ходьба, а важным условием — постоянный самоконтроль за правильным положением тела.
При нарушении осанки вредно:
долго находиться в одной позе;
выполнять однообразные движения, мало двигаться;
носить тяжести в одной руке;
выполнять асимметричные, с резкой сменой поз упражнения, связанные с неравномерными нагрузками.
КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ, КОРРЕКТИРУЮЩИХ ОСАНКУ
Нарушение осанки, как и любое другое нарушение, заболевание легче предупредить, чем лечить. Поэтому в течение всего дня взрослые (учитель и родители) должны постоянно следить за осанкой ребенка и ненавязчиво поправлять ее. Наиболее эффективное средство профилактики нарушения осанки — физические упражнения, при выполнении которых желательно применять игровые методы.
«Проверь осанку». Ученику предлагают стать около стены, прислонившись к ней пятками, ягодицами, лопатками, затылком. Надо запомнить это положение и походить по комнате. Для развития «мышечного чувства» осанки полезны задания: «ходить как мама на каблуках, как старенький дедушка, как папа, спешащий на работу» и т. д. Ребенок должен сказать, какое положение тела было наиболее удобным при ходьбе.
Комплекс 1
И. п. — о. е., руки к плечам (кисти от плеч не отрывать). Круговые вращения рук вперед, затем назад (5 —6 раз в каждую сторону).
И. п. — о. е., руки перед грудью. С напряжением, рывками разводить руки в стороны (вправо, влево) — вверх-вниз (по 3 раза в каждом направлении).
И. п. — о. е., руки вдоль тела. Медленно поднимать руки вперед и вверх; сцепив их в замок над головой, подниматься на носочки и прогибать спину; вернуться в и. п. (Повторить 3 — 5 раз.)
И. п. — о. е., руки в стороны. Поднимать согнутую в колене ногу с одновременным подъемом рук вверх (носок тянем, спина прямая). (Повторить 5 — 6 раз каждой ногой.)
И. п. — о. е., руки над головой в замке. Ходьба на носках. Спина прямая. (1—2 мин.)
Комплекс 2
Рекомендуется выполнять на уроках чтения, письма, математики.
И. п. — сидя, руки вверх. 1 — сжать кисти в кулак, 2 — разжать кисти. Повторить 6 — 8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
И. п. — о. е., руки вверх. Потягивания.
И. п. — о. с. 1 — правое плечо вверх, левое вниз, 2 — и. п., 3 — левое плечо вверх, правое вниз, 4 — и. п., 5 — плечи вперед (10 с), 6 — плечи назад (10 с).И. п. — о. е., правая рука вверх, левая вниз. 1 — 2 — 3 — тянемся, 4 — 5 — 6 — то же другой рукой.
И. п. — о. е., руки вверх. 1 — 2 — повороты вправо, взгляд влево, 3 — и. п.,4 —5 — то же в другую сторону.
И. п. — о. е., кисти тыльной стороной на поясе. 1—2 — свести локти вперед, голову наклонить вперед, 3 — 4 — локти назад, прогнуться. (Повторить 6 — 8 раз.) Темп медленный.
И. п. — ноги врозь, руки за голову. 1—3 — круговые движения тазом в одну сторону, 4 —6 — в другую сторону. Темп средний.
И. п. — стойка ноги врозь, руки за голову. 1 — повернуть таз вправо, 2 — повернуть таз влево. Во время поворотов плечевой пояс остается неподвижным. (Повторить 6 — 8 раз.) Темп средний.
Ходьба на месте. Следить за осанкой.
Комплекс 3
И. п. — о. с. 1 — правое плечо вверх, левое вниз, 2 — и. п., 3 — левое плечо вверх, правое вниз, 4 — и. п., 5 — плечи вперед (10 с), 6 — плечи назад (10 с). (Повторить 5 — 6 раз.)
И. п. — о. е., правая рука вверх, левая вниз. 1—2 — 3 — тянемся, 4 — 5 — 6 — то же другой рукой. (Повторить 5 —6 раз.)
И. п. — о. е., руки вверх. 1 —2 — повороты вправо, взгляд влево, 3 — и. п., 4 — 5 — то же в другую сторону. (Повторить 5 — 6 раз.)
И. п. — о. с. Руки в стороны ладонями вверх, развернуть руки ладонями назад, свести их за спиной, выполняя хлопки. (Повторить 5—6 раз.)
И. п. — о. с. Полуприседания на носках; руки в стороны — вверх — вперед. Вернуться в и. п. (Повторить 8 раз.)
И. п. — о. с. Спокойно, медленно на вдохе поднять руки вверх, на выдохе плавно опустить через стороны вниз. (Повторить 4 — 5 раз.)
Ходьба на месте. Спина прямая. (30 с.)
Комплекс 4
И. п. — стоя, ноги на ширине плеч, руки вниз. Через стороны поднять руки вверх, ладони вперед, сделать «ножницы», поочередно меняя положение рук, 4 — 6 раз, за головой. (Повторить 5 —6 раз.)
И. п. — о. е., руки вверх. Потягивания. Вернуться в и. п. (Повторить 5 — 6 раз.)
И. п. — о. е., руки за спиной, пальцы сцеплены в замок. Поднять руки максимально вверх, при этом корпус держать прямо. Медленно наклониться вперед вниз, при этом руки смотрят вверх. Вернуться в и. п. (Повторить 2 — 3 раза.)
И. п. — стоя, ноги на ширине плеч, руки в стороны. Повороты туловища в стороны. Бедра неподвижны. (Повторить 6 — 8 раз.)
И. п. — о. с. Наклон вправо, правая рука тянется вниз. Вернуться в и. п. Наклон влево, левая рука тянется вниз. Вернуться в и. п. (Повторить 6 — 8 раз.)
И. п. — о. с. Приседания; руки в стороны, вверх, вперед. Вернуться в и. п. (Повторить 8 раз.)
И. п. — ноги на ширине плеч. 1—2 — наклон прогнувшись, руки вперед, смотреть вперед, 3 — коснуться руками пола, 4 — вернуться в и. п. (Повторить 6 — 8 раз.)
Ходьба на месте. Руки на поясе, спина прямая. (1 мин.)
КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ
ДЛЯ УРОКОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Формирование правильной осанки является одной из конкретных задач физического воспитания в начальной школе, поэтому в программу по физической культуре включены специальные упражнения. Предложенные комплексы упражнений направлены на укрепление мышц спины и коррекцию осанки.
Комплекс 1
И. п. — стоя на коленях, руки вниз. Через стороны медленно на вдохе поднять руки вверх, на выдохе опустить. (Повторить 6 раз.)
И. п. — о. с. Произвольно, в медленном темпе наклоны головы вперед, назад, вправо, влево и круговые вращения головы вправо, влево. (1 мин.)И. п. — стоя на коленях. Отклониться назад, руками достать пятки, прогнуться всем корпусом. (Повторить 1—2 раза.)
И. п. — сидя ноги вперед. Наклониться вперед, взяться за носки, головой тянуться к коленям. (Повторить 6 раз.)
И. п. — о. с. 1—2 — наклон вперед,' руки вниз — выдох, 3 — 4 — выпрямиться, прогибаясь назад, руки назад, вниз — выдох. (Повторить б раз.)
И. п. — о. с. На каждый счет наклон туловища вправо и влево. (Повторить 6 раз.)
И. п. — о. с. На каждый счет поворот туловища вправо и влево. (Повторить 6 раз.)
Контроль за осанкой: стать спиной к стене так, чтобы затылок, плечи, поясница, таз, голень и пятки были плотно прижаты к стене. Оставаться в таком положении 10 — 15 с.
Комплекс 2
Каждое упражнение повторяется 6 — 8 раз.
И. п. — сед верхом поперек скамейки, руки вниз. 1—2 — вдох, поднять руки вверх, 3 — 4 — и. п. — выдох.
И. п. — сед на скамейке, руки вниз. На каждый счет поворот головы вправо, влево.
И. п. — сед на скамейке, руки на коленях. 1—2 — отвести голову слегка назад, приподнимая подбородок, развернуть плечи, 3—4 — и. п.
И. п. — сед верхом поперек скамейки, руки в стороны. На каждый счет поворот туловища вправо и влево.
И. п. — сед верхом поперек скамейки, руки вверх. 1—2 — наклон туловища вперед, достать ладонями пол, 3 — 4 — и. п.
И. п. — сед на скамейке, кисти за края скамейки. 1 — 2 — отклонить туловище назад, удерживая за края скамейки, 3 — 4 — и. п.
И. п. — сед на скамейке, кисти за края скамейки. 1—4 — круговые вращения в плечевых суставах вперед, 5 — 8 — то же назад.
Комплекс 3
И. п. — лежа на полу, руки вдоль тела; спина, затылок плотно прижаты к полу. Медленно на вдохе поднять через стороны руки (скользят по полу) вверх. На выдохе вернуться в и. п. (Повторить 5 —6 раз.)
И, п. — лежа на спине. С напряжением поднимать руки вперед — вверх, вернуться в и. п. (Повторить 5 — 6 раз.)
И. п. — лежа на спине; голова, туловище, ноги — прямо, руки прижаты к туловищу. Приподнять голову, плечи, посмотреть на ноги, вернуться в и. п. (Повторить 2 — 3 раза.)
И. п. — лежа на спине. Подтянуть к себе согнутые ноги, вернуться в и. п. (Повторить 5 — 6 раз.)
И. п. — лежа на спине, руки за головой. Поочередно поднимать ноги вверх. (Повторить 6 — 8 раз.)
И. п. — лежа на спине, ноги согнуты в коленях. Сделать вдох, медленно поднять таз (полумостик), на выдохе вернуться в и. п. (Повторить 3 — 4 раза.)
И. п. — лежа на спине, руки вдоль тела. Имитировать ногами езду на велосипеде. (Повторить 8—10 раз.)
И. п. — лежа на спине, руки вверх. Отрывая плечи от пола, поднять навстречу друг другу правую руку и левую ногу, рукой достать колено. Повторить с другой руки и ноги. (Повторить 4 — 6 раз.)
И. п. — лежа на спине, руки за голову, моги согнуты в коленях, слегка расставлены. Оторвать плечи от пола, вернуться в и. п. (Повторить 8—10 раз.)
Комплекс 4
И. п. — лежа на животе, руки вверх. Поднять вверх правую руку и левую ногу, задержать. Повторить с другой руки и ноги. (Повторить 6 — 8 раз.)
И. п. — лежа на животе, руки на спине сцепить в замок. Поднимать верхнюю часть туловища, руками тянуть себя назад. (Повторить 5 — 7 раз.)
И. п. — лежа на животе, руки сложены перед собой, голова па руках. Поочередно поднимать прямые ноги. (Повторить 6 — 8 раз.)
И. п. — лежа на животе, руки вдоль туловища. Поднять одновременно обе руки и ноги, прогнуться, задержаться. (Повторить 4 —6 раз.)
И. п. — лежа на животе, руками взяться за голеиостопы. Прогнуться («корзиночка»), покачаться (1—2 раза).
И. п. — лежа на животе, руки вверх. Одновременно делать ножницы руками и ногами. (Повторить 5 — 7 раз.)
И. п. — лежа на животе, руки на уровне груди упираются в пол. Выполнять имитацию плавания, руками описывая круги, при этом приподнимается верхняя часть туловища. (Повторить 6 —8 раз.)
Регулярные занятия физическими упражнениями способствуют укреплению здоровья, вырабатывают такие жизненно важные качества, как стойкость характера, трудолюбие, развивают ловкость, выносливость, удовлетворяют потребность в ежедневной двигательной активности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ1. Бурмистрова, Н. И. Осанка первоклассников под контролем / Н. И. Бурмистрова // Физическая культура в школе. 1996. № 1. С. 55.
2. Шарманова, С. Б. Формирование навыка правильной осанки у детей дошкольного и младшего школьного возраста / С. Б. Шарманова, А. И. Федоров, Г. К. Калугина // Начальная школа: плюс, минус. 2002. № 5. С. 14-19.
3. Василевская, Е.С. Физкультурно – оздоровительная работа в режиме учебного дня начальной школы: пособие для учителей начальных классов/ Е.С. Василевская – 4-е изд. – Мозырь: Белый Ветер, 2013. – 54, [2] с. 46 – 53.