Система мероприятий, обеспечивающая подготовку учителя начальной школы к реализации новых образовательных стандартов

Система мероприятий, обеспечивающая подготовку учителя начальной школы к реализации новых образовательных стандартов

День добрый, уважаемые участники семинара!
Внедрение новых стандартов, являясь масштабной инновацией, объективно сопровождается рядом проблем. Несомненно, что школы, и прежде всего, учителя, как бы ни были подготовлены к введению стандартов, испытывают определенные затруднения и нуждаются в квалифицированной помощи.
Обозначенную проблему каждая конкретная школа решает по-своему. Моя задача рассказать о том, как это делаем мы.
Первое, с чего мы начали, это анализ имеющихся кадровых условий. В настоящее время в начальных классах нашей школы обучается 549 школьников, 1 и 2 классы (284 чел.) обучаются по новым стандартам. Реализацию основной образовательной программы обеспечивают 29 (22 + 7) педагогов (включая ГПД и внеурочку).
Из них:
с высшей категорией – 2 чел.;
с первой – 13 чел.,
со второй – 8 чел.;
на соответствие – 1 чел.;
молодые специалисты – 5 чел.
Средний возраст педагогов начальной школы - 42 года. Соответственно большая доля учителей получила образование 10-20 лет назад и несет печать старого педагогического сознания. К сожалению, даже молодые педагоги, пришедшие в школу со студенческой скамьи, не готовы работать по-новому.
Выявление уровня методической готовности педагогов к реализации новых стандартов мы осуществляли с помощью анкет, тестов, собеседований и др. диагностических методик. На сегодня у нас создан банк таких материалов.
Проведенная диагностика подвела нас к неутешительным выводам, одним из которых является отсутствие в практике учителей начальной школы системности в использовании вариативных технологий деятельностного типа. Мы понимали, что метапредметные результаты освоения основной образовательной программы для нас могут стать недосягаемыми.
Проанализировали мы также и возможности, которые наши педагоги могут использовать для достижения более высокого уровня педагогического мастерства и профессионализма: это учреждения высшего профессионального образования (МГПИ им. М.Е. Евсевьева, МГУ им. Н.П. Огарева, Мордовского республиканского института образования), школьная методическая служба. И сделали еще один неутешительный вывод: для подготовки педагогических кадров в компетентностном ключе внешние ресурсы используются недостаточно, а школьная методическая служба нуждается в модернизации, так как в силу объективных и субъективных причин не вполне способна обеспечить профессиональную готовность педагогов к достижению нового образовательного результата школьников.
Мы понимали, что не сможем одновременно задействовать все возможные ресурсы и создав творческую группу, разработали программу опытно-экспериментальной работы по теме «Формирование профессионально-педагогических компетенций педагогов как одно из условий реализации ФГОС ОО», смысл которой заключается в создании такой модели школьной методической службы, которая бы формировала у педагогов профессионально-педагогические компетенции, выявляла условия, обеспечивающие эффективность ее реализации.
Параллельно с программой уже другая творческая группа стала разрабатывать самостоятельный проект, целью которого явилось создание благоприятных условий, обеспечивающих профессиональную готовность педагогических кадров школы к реализации новых стандартов.
Нельзя не отметить, что инновации сами по себе не возникают, они являются результатом поисков, обобщением передового педагогического опыта отдельных учителей и целого коллектива.
В рамках реализации самостоятельного проекта на протяжении 1,5 лет был проведен ряд мероприятий.
С педагогами школы проведена большая информационная работа. Важно отметить, что в работу по изучению вопросов ФГОС вовлечены не только учителя начальных классов, но и все педагоги школы.
Изучены концепция стандартов, нормативно-правовые документы, регламентирующие реализацию новых стандартов.
Администрация школы вышла с просьбой в Институт образования о проведении ряда обучающих семинаров для педагогов школы. Инициатива была поддержана сотрудниками института образования. Для педагогов школы проведены обучающие семинары, тематика которых представлена на слайде:
«Проект как основной механизм, обеспечивающий инновационные изменения в деятельности школы»
Технология междисциплинарного обучения»
«Технология критического мышления»
«Проектно-исследовательская технология обучения»
«Проектирование технологической карты проекта-исследования»
В последующем определены этапы работы по повышению квалификации руководителей и педагогов школы по проблематике ФГОС ОО.
Важно отметить, что в школе организовано оказание методической помощи учителям через систему МО учителей-предметников и классных руководителей, обучающих семинаров, знакомства с передовым педагогическим опытом.
Педагоги школы активно участвуют во всех проводимых в городе и республике семинарах, форумах и конкурсах, обобщают опыт на различных уровнях. Налажено сотрудничество с Чамзинским лицеем, являющимся российской внедренческой площадкой образовательной системы «Школа 2100» и реализующим технологию междисциплинарного обучения. Администрация школы в рамках выездных семинаров по реализации ФГОС, проводимых МРИО, побывала в школах города Тамбова и Самары. С целью изучения опыта работы по модернизации региональных систем образования мне, как завучу, довелось пройти курсы в Нижегородской Академии управления и пообщаться по актуальным вопросам реализации новых стандартов с коллегами из Чувашии, Казани и Нижнего Новгорода.
В настоящее время курсы повышения квалификации по вопросам введения ФГОС прошли администрация школы и 12 учителей, работающих в начальной школе. С 25 марта на базе школы начнется курсовая подготовка учителей основной школы по теме «Новые подходы к педагогической деятельности в условиях реализации ФГОС ОО». Мы планируем обучить 25 учителей – предметников.
В рамках совершенствования методической деятельности в школе:
- на заседаниях школьных методических объединений учителей начальной школы и учителей-предметников рассмотрены и обсуждены темы, представленные на слайде:
«Системно-деятельностный подход как технологическая основа ФГОС ОО»
«Технологии деятельностного типа как средство формирования УУД школьников»
«Программа воспитания младших школьников в контексте ФГОС НОО»
«Психологические и педагогические основы личностно- ориентированного образования»
«Планируемые результаты начального общего образования и система оценки достижений школьников»
- педагогами школы разработаны планы самообразования, обеспечивающие их готовность к реализации ФГОС ОО;
- разработана модель структуры методической службы с основой на формирование ключевых профессиональных компетенций педагогов школы;
- приказом Министерства образования РМ от 25 декабря 2012 г. № 1482 присвоен статус республиканской экспериментальной площадки по теме «Формирование профессионально-педагогических компетенций педагогов как одно из условий реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования».
На 2013 год на основе выявленных профессиональных затруднений разработан план проведения научно-методических и обучающих семинаров для решения проблем реализации новых стандартов.
Итогом начатой работы в прошедшем учебном году можно считать активное участие учителей в профессиональных конкурсах. Так, на городской ярмарке методических инноваций «Новой школе – новые идеи» городского педагогического марафона «Образование. Творчество. Развитие» учитель начальных классов Гончарова Э. Н. представила свой опыт по теме «Создание воспитательной среды для формирования личности младшего школьника» и стала призером. Учитель музыки Ларина Н. П. стала победителем городского конкурса «Учитель года» и вошла в пятерку финалистов республиканского конкурса «Учитель года». На республиканских предметных секциях 5 педагогов школы делились опытом работы. Увеличилось количество публикаций педагогов в различных сборниках и на интернет-сайтах
Это можно считать началом пути, первыми шагами Мы верим, что этот путь: развитие педагогического потенциала – верный. Успех введения ФГОС во многом зависит от готовности педагогических кадров к их реализации.
Уинстон Черчилль отметил: «Школьные учителя обладают властью, о которой премьер - министрам остается только мечтать». Очень важно употребить эту власть во благо.