Учет возрастных особенностей детей дошкольного и младшего школьного возраста на занятиях хореографии




Статья по теме: «Учет возрастных особенностей детей дошкольного и младшего школьного возраста на занятиях хореографии».
Ежегодно тысячи мальчиков и девочек приходят в хореографические коллективы. И это, прежде всего, связано с потребностью ребенка в самовыражении, в реализации тех способностей, которые пока еще смутно проявляются у него в желании танцевать. И здесь на помощь ребенку приходит педагог-хореограф, который вводит маленького человека в мир музыки и танца. Педагог становится ответственен за то, каким станет ребенок, переступая порог хореографического класса. Перед педагогом стоит целый ряд образовательных и развивающих задач, одна из которых заключается в умении сделать процесс обучения танцу интересным и увлекательным. Успешность этого процесса зависит от соотношения форм и методов обучения с теми потребностями, которые выдвигает возраст ребенка.
Промежутки отдельных возрастных периодов в какой-то степени приблизительны, т.к. развитие происходит непрерывно, и трудно установить четкую грань, когда начинается один возрастной период и начинается другой. Морфологическое и функциональное развитие осуществляется неравномерно: периоды ускоренного роста (сенситивные) чередуются с замедлением, стабилизацией. Особое значение для характеристики возраста имеет «ведущая деятельность», в которой реализуются типичные для данной ступени развития отношения ребенка с людьми и той деятельностью в коллективе, в которой осуществляются основные изменения его психики. Переход от элементарных к более сложным видам деятельности в ходе возрастного развития увеличивает возможность усвоения качественно нового, более сложного опыта. А теперь остановимся на характеристике групп детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста и особенностях работы педагога-хореографа с данными группами.
«Обучение плюс увлечение».
Для ребенка-дошкольника (5-6 лет) характерны жизнерадостность, подвижность, доверчивость. Господствующим является процесс возбуждения, движения и реакции детей хаотичны, иррациональны. Процессы познания и приобретения знаний опираются на систему не полностью осознаваемых ощущений и носят чувственный характер. Внимание детей этого возраста отличается неустойчивостью: они легко отвлекаются, им трудно сосредотачиваться на одном и том же задании. Мышление преобладает конкретно-образное. Дети живут в мире образов, зачастую не менее реальных для них, чем окружающая действительность.
Основная деятельность дошкольника – игра. Поэтому занятия по хореографии строятся в игровой форме, состоящей из взаимосвязанных игровых ситуаций, заданий, упражнений, направленных на развитие первоначальных ритмических навыков, музыкального восприятия образа, навыков координации движений, формирование правильной осанки. Через игру происходит творческое самовыражение детей, развивается воображение и фантазия. Наиболее действенной в работе с детьми данного возраста является цепочка «потребность - переживание – действие», которая наиболее четко реализуется в танцевально-музыкальных играх.
Начальный процесс обучения танцу строится на активном взаимодействии педагога и детей. На протяжении всего занятия педагог играет и выполняет движения вместе с детьми, создавая тем самым позитивную, непринужденную атмосферу. После наглядного, точного показа очередного задания, которое непременно должно вызывать у детей яркие эмоциональные чувства, педагог обращает свое внимание на то, как выполняют задание дети, как проявляется их активность, мобилизуется внимание, и особенно, как дети превозмогают трудности, осваивая материал. Активность ребенка должна быть направлена на то, чтобы с каждым повтором задание выполнялось лучше, исправляя возможные ошибки, на которые указывает педагог. Помня о том, что дети этого возраста не защищены и ранимы, педагогу нужно избегать окриков и одергиваний, даже если у них что-то не получается. Главным здесь становится опора и закрепление положительного опыта. Ребенок очень отзывчив на похвалу, высшая награда для него – демонстрация выполнения упражнения перед другими детьми. Педагог должен помнить, что он несет ответственность за формирование самооценки ребенка.
При изучении различных танцевальных поз, шагов, движений педагогу нужно широко использовать метод аналогии с животным и растительным миром, который активизирует работу правого полушария головного мозга ребенка, его пространственно-образное мышление. Педагог выстраивает танцевальный мини-комплекс, основанный на имитации движений и повадок зверей и птиц. Большое значение на уроках с дошкольниками имеет музыкальное сопровождение. Музыка должна носить четкий ритмический характер и отвечать эмоциональной окраске конкретного движения. Для развития ритмичности хороший эффект имею упражнения с ярко выделенными ритмическими акцентами, так называемые хлопы, шлёпы, топы. Они помогают концентрировать внимание, объединить детей, снять излишнее эмоциональное возбуждение.
Особое место на занятиях с дошкольниками занимает партерная гимнастика – упражнения на полу. Она поднимает мышечный тонус, дает представление об основах грамотного движения, развивает мышечный аппарат. Первоначально детям с трудом даются упражнения на полу, т.к. мышцы их в этом возрасте развиты слабо, а позвоночник подвержен изменениям и деформации. Поэтому педагогу важно не перегрузить и не переутомить детей излишней мышечной работой. Упражнения усваиваются лучше, если преподносятся педагогом в игровой форме. Дети с удовольствием выполняют «лодочку», «рыбку», «корзинку», «кошечку», «книжечку» и др. Дополнять и усложнять упражнения на полу следует постепенно и дозировано.
Танцы дошкольников служат источником эмоциональной энергии, развивают изящество, грацию, чувство красоты. Они не должны быть сложными, чтобы дети могли их быстро усвоить и протанцевать в свое удовольствие. В этом возрасте не нужно уделять слишком большого внимания оттачиванию движений. Главное – чтобы был схвачен общий рисунок танца. Если танец будет исполняться детьми на сцене, педагогу нужно настроить и подготовить детей к выступлению заранее, обязательно пройти танец на той сцене, на которой они будут его исполнять. Немаловажно подготовить и родителей, чтобы они не ожидали от первоначальных выступлений детей слишком многого и смогли оказать своим детям должную поддержку.
Уже в этом возрасте педагогу нужно воспитывать у детей самостоятельность. Следует начинать с очень простых и одинаковых для всех заданий. Например, самим придумать игру, движение для передачи какого-то конкретного образа; давать домашние задания различного содержания. Самостоятельную деятельность можно начинать тогда, когда накоплены определенные умения и навыки. На открытых занятиях для родителей важно, чтобы ребенок сам без особой помощи педагога сумел показать усвоенный им материал. Самостоятельный ребенок утверждает себя как личность, ему легче дается переход к дальнейшему обучению.
Хочется выделить основные правила для педагога-хореографа в работе с дошкольниками:
- активно применять принцип наглядности, основной педагогический прием- показ;
- речь педагога – образная, эмоционально-выразительная; объяснения – краткие, точные, ясные;
- форма организации урока – игровая;
- избегать однообразия, чаще менять темп и ритм урока;
- прививать навыки организованности, самостоятельности, дисциплины;
- избегать чрезмерных физических нагрузок.
Успех работы с детьми-дошкольниками решается не количеством упражнений, игр, танцев, а умением пережить их содержание. В обучении важен не результат, а процесс. Каким бы не был результат, педагогу важно поддерживать усилия и инициативы детей, стимулировать их к дальнейшей творческой деятельности.
«Тихий период повышенного обучения».
Возраст от 7 до 10 (11) лет наиболее благоприятный для дальнейшего развития как физических, так и умственных сил. Идет довольно пропорциональное увеличение роста и веса, мышцы становятся более крепкими, происходит активное развитие функций головного мозга, что способствует его интенсивной работе. Изменяется соотношение между процессами возбуждения и торможения. Процесс торможения становится сильнее, хотя возбудимость еще достаточно велика.
Вхождение ребенка в новые условия школьной жизни ведет к изменению его социального статуса, формируется умение управлять своим поведением. Свобода дошкольного детства сменяется отношениями зависимости и подчинениям новым правилам. Мышление младшего школьника – наглядно-действенное, развивается словесно-логическое, закладываются базовые мыслительные способности.
Занятия хореографией позволяют сочетать развитие понятийного мышления с совершенствованием образного. Цели и задачи работы педагога-хореографа заключаются в дальнейшем развитии координации и танцевальной выразительности, совершенствовании и усложнении танцевальной техники, формировании чувства мышечного самоконтроля. Дети этого возраста уже способны осваивать разные танцевальные направления. На уроках хореографии в этом возрасте для педагога становится важным воспитание волевых качеств личности, трудолюбия, развития внимательности и памяти.
Младший школьный возраст является узловым в становлении самооценки, которая строится на оценке значимых для него взрослых и сверстников. Интеллектуальные чувства ребенка вызываются в большей степени конкретным образом педагога, чем абстрактными мыслями и рассуждениями. Педагог для него – авторитет, некий идеальный образ, к которому ребенок активно стремится. Поэтому личность педагога имеет большое значение в развитии представлений ребенка о самом себе, в формировании положительного к себе отношения. Младшие школьники болезненно воспринимают критику, им свойственны душевные переживания, если что-то не получается. И как следствие этого у них наблюдается повышенная тревожность. Подобное состояние может проявляться в двигательном беспокойстве, эмоциональном возбуждении (слезы, нервозность), в мышечной зажатости, скованности движений. Все это негативно сказывается не только на процессе обучения хореографии, а и на естественном развитии ребенка. Педагогу-хореографу важно создать на уроке благоприятную эмоциональную атмосферу, комфортную, прежде всего для психического состояния ребенка. Важно, чтобы ребенок научился правильно и спокойно воспринимать замечания и исправления педагога, без которых не обойтись в процессе обучения. Делать замечания нужно аккуратно, избегать негативных сравнений, обязательно закреплять положительный опыт.
Формы деятельности педагога постепенно переходят от игровых к учебным. Метод развития и совершенствования двигательных реакций нужно сочетать с методом систематизированного художественного обучения. В возрасте 7-10 лет происходит интенсивное развитие способностей к пространственной ориентировке, дифференцированного мышечного ощущения, что позволяет разучивать технически более сложные движения. Для процесса восприятия необходимо периодическое и неоднократное повторение элементов и упражнений для наиболее полного и точного их запоминания.
В возрасте 7-8 лет дети начинают осваивать классический экзерсис, что требует от них особой внимательности, мобилизации всех сил организма. Школа классического танца – система умственного и физического воспитания, направленная на совершенное владение танцевальной техникой. Это основа, на которой развиваются другие танцевальные направления. Она трудна для освоения особенно детям, физические данные которых имеют средний уровень. Но без основных знаний и умений классической школы не обойтись. Болевые ощущения мышц, физическая нагрузка и напряжение, неудобные и непривычные положения ног – это то, с чем приходится сталкиваться детям на уроках. Поэтому очень важным моментом для педагога становится воспитание волевых качеств, трудолюбия и упорства. Воля ребенка также нуждается в положительных эмоциях. Даже маленький сиюминутный успех должен быть поощрен. Успешно выполненное задание, преодоление технических трудностей, чувство усталости после урока, связанное с ощущением приобретенной силы, похвала педагога – все это положительные эмоции. Самостоятельность ребенка простирается на самоустранение допускаемых ошибок и закрепляет успех.
Овладение хореографическими умениями и навыками в этом возрасте требует от детей сознательной работы. Без осознания невозможно достичь законченного гармоничного движения тела. «Давно было замечено и научно доказано, что раз вы думаете об определенном движении, вы его невольно, этого не замечая, производите» (Павлов И.П. Полн. собр. сочинений т. 3). Развивая у детей сознательное отношение, полезно предоставлять им возможность иногда меняться с педагогом местами. Педагогу необходимо всячески поддерживать интерес к деятельности через стимулирующую мотивацию через превращение цели определенной деятельности в актуальную потребность ребенка. Если выполняемая деятельность находится в зоне оптимальной трудности, т.е. на пределе возможностей ребенка, то она ведет за собой развитие его способностей, реализуя то, что Л.С. Выготский называл зоной потенциального развития. Педагогу важно найти верное соотношение простоты и сложности выполняемой детьми деятельности, чтобы способности ребенка развивались в максимально полной мере.
К основным направлениям деятельности педагога на занятиях хореографии с младшими школьниками можно отнести:
- воспитывать привычку к волевым усилиям – настойчивость, выдержку, упорство, давая им посильные задания;
- реализовать естественную потребность ребенка в движении, развивая ловкость, координацию, танцевальную выразительность, сочетая статичные движения с динамическими, активными комбинациями;
- увеличивать объем и интенсивность нагрузок постепенно;
- совершенствовать техничность, развивая выворотность, силу ног, шаг, апломб, прыжок;
- развивать сознательное отношение к делу, дисциплинированность, самостоятельность;
- заострять внимание на положительных моментах, закреплять состояние успеха.
В плане воспитательной работы с младшими школьниками хорошо действую беседы с привлечением фото и видео материалов, походы на балетные спектакли, концерты профессиональных танцоров. Совместные мероприятия и выступления с детьми старшего возраста помогают усвоить понятие «коллектив», ощутить сопричастность коллективному творчеству.
Овладение детьми основами хореографического искусства – тонкое дело. Продуманный, целенаправленный психолого-педагогический подход позволит гармонично и продуктивно развивать личность ребенка, раскрыть его творческий потенциал, реализовывать его способности и талант.

Литература.
А.В. Никифорова. Советы педагога классического танца.
СПБ 2005г.
И.В. Габелая, Н.С. Карпова, Л.Н. Образцова Я познаю себя. СПБГДТЮ. 2007г.
Г. Березова. Хореографическая работа с дошкольниками. 2-е издание. Киев «Музычна Украина». 1989г.
Л. С. Выготский. Педагогическая психология. Москва: Педагогика. 1991г.
М.М. Левина. Технологии профессионального педагогического образования. М.: «Академия», 2001г.
С. Руднева, Э. Фиш. Музыкальное движение. Издательский центр «Гуманитарная академия» СПБ 2000г.
Филдви для детей и взрослых. Часть 2. Ритмика. Танцы. Игры. Институт Йога Гуру. Пластика. Москва. 2000г.