Художественно – эстетическое направление. Кружок «Волшебная кисточка»


Художественно – эстетическое направление
Кружок «Волшебная кисточка»
Раздел 1.    Пояснительная записка
 
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Волшебная кисточка» разработана на основе :
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
Программы по внеурочной деятельности Федерального компонента государственного образовательного стандарта второго поколения начального и основного общего образования - «Смотрю на мир глазами художника» автор Е.И. Коротеева;
Расписания уроков на 2015-2016 учебный год;
Производственного календаря на 2015-2016 учебный год.
В основу программы внеурочной деятельности  художественно – эстетического направления положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
 Курс внеурочной деятельности кружка «Весёлая кисточка» разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура; конструктивных — архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства  —   традиционного крестьянского и народных промыслов. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
 
 Цель программы: дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области различных видов искусства.
 
Задачи:
 
- развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в том или ином виде искусства;
- научить приёмам исполнительского мастерства;
- научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;
- научить правильно использовать термины, формулировать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусства. 
Рабочая программа «Весёлая кисточка» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.
Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.
Раздел 2.    Общая характеристика программы.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к воспитанию и развитию эстетических чувств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремлённость, усидчивость, чувство взаимопомощи, даёт возможность творческой самореализации личности. Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством при общении детей к изучению народных традиций родной страны. Приобретённые умения и навыки воспитанники демонстрируют, выставляя свои работы.
Ценностные ориентиры кружка внеурочной деятельности «Весёлая кисточка»
 Приоритетная цель программы по внеурочной деятельности - духовно-нравственное развитие ребенка, формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Программа поможет решить следующие учебные задачи: освоение детьми основных правил изображения; овладение материалами и инструментами изобразительной деятельности; развитие стремления к общению с искусством; воспитательные задачи: формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира; развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности; формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности; творческие задачи: умение осознанно использовать образно – выразительные средства для решения творческой задачи; развитие стремления к творческой самореализации средствами художественной деятельности.

Раздел 3.    Место предмета в учебном плане
Программа рассчитана на 34 часа в год, с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятия 40 минут.
Раздел 4.    Содержание занятий.
Содержание курса
Живопись
(11 часов)
Получение информации о существовании дополнительных цветов. Зеленый, фиолетовый и оранжевый раскрываются как дополнительные, поскольку дополняют и усиливаю звучание своих пар. Знакомство с живописным приемом подмалевок, накопление навыков насыщения цвета теплыми и холодными цветами, а также ахроматическим рядом.
Практическая работа: изображение с натуры объектов природы – цветов, веток, фигурок.
Графика

(10 часов)
Расширение знаний о выразительности языка графики и об использовании графических техник. Знакомство с техниками печати на картоне и печати «сухой кистью». Получение графических структур, работа штрихом, создание образов при одновременном использовании двух и более выразительных средств. Знакомство с воздушной перспективой при изображении пейзажей с двумя - тремя планами.
Практическая работа: изображение рыб, насекомых, животных, обуви, сказочных персонажей фактуры тканей.
Скульптура
(4 часа)
Активное закрепление навыков работы с мягкими скульптурными материалами. Ведение работы от общей большой массы без долепливания отдельных частей. Изображение лежачих фигурок животных, сидящей фигуры человека. Освоение приемов декоративного украшения плоской формы элементами объемных масс, приемов продавливания карандашом, передачи фактуры (создание следов с помощью инструментов).
Практическая работа: лепка лежащих животных, сидящей фигуры человека, декоративных украшений.
Аппликация

(4 часа)
Продолжение освоения обрывной и вырезанной аппликаций. Выполнение работ на создание образа с помощью ритма, на передачу воздушной перспективы. Дополнительным приемом является использование в аппликации фломастеров.
Практическая работа: изображение натюрмортов, коллажей, пейзажей.
Бумажная пластика
(2 часа)
Закрепление навыков работы с белой бумагой, совершенствование приемов сминания, закручивания, надрезания. Работа над объемной, но выполненной на плоскости из белой бумаги пластической композицией, в которой используются различные приемы сминания.
Практическая работа: создание пейзажей, парков, скверов, игровых площадок (коллективная работа).
Работа с природными материалами

(2 часа)
Особенностью работы с природными материалами является использование более крупных природных форм. При выбору камней предпочтение отдается более крупному по размеру, а также попытке найти в их форме образ животного или человека с дальнейшей дорисовкой найденного образа гуашью.
Практическая работа: декоративная роспись камней, нахождение в корнях образа с последующей дорисовкой.
Выставка детских работ
(1 час)
В процессе обсуждения достигнутых результатов учащиеся высказывают свою точку зрения о положительных качествах работ сверстников. Кроме этого они могут высказать и критические замечания о работах, связывая их с реализацией творческой задачи, поставленной на занятии. Закрепление новых знаний, полученных за год.

Раздел 5.    Тематическое планирование
3 год обучения
№ п/п Название разделов Количество часов
Всего Теория Практика
1 Живопись 11 2 9
2 Графика 10 2 8
3 Скульптура 4 1 3
4 Аппликация 4 1 3
5 Бумажная пластика 2 - 2
6 Работа с природными материалами 2 - 2
7 Выставка детских работ 1 - 1
Итого 34 6 28
Раздел 6.    Календарно - тематическое планирование.
№ Содержание деятельности Количество часов
Теоретические занятия Практические занятия 1 Беседа об основах живописи и умения получать цветовое пятно Рисунок «Моя семья» 1
2 Беседа о природных материалах в аппликации. Аппликация из листьев «Сказочный лес» 1
3 Беседа: «Эмоциональное изменение цвета в завиcимости от характера его насыщения белой или чёрной краской». Живопись. «Мой котик» 1
4 Беседа о выразительных возможностях мягкого материала для лепки — глины и пластилина Скульптура. Уточка 1
5 Беседа: «Изучаем основные, тёплые и холодные цвета. Живопись. «Солнечный день» 1
6 Беседа: «Знакомство с выразительными средствами графики. Графика. «Идет дождь» 1
7 Беседа об основных и дополнительных цветах в живописи Живопись. «Красивый коврик» 1
8 Беседа о разных техниках аппликации и различных материалах Аппликация. «Сказочный цветок». 1
9 Беседа о видах изобразительного искусства Экскурсия в музей. Графика. 1
10 Беседа: « Изучаем основные, тёплые и холодные цвета». Живопись. «Красивая бабочка» 1
11 Беседа: « Изучаем основные, тёплые и холодные цвета». Живопись. «Красивая рыбка» 1
12 Беседа о технике «вырезанная аппликация». Аппликация. «Сказочная птица» 1
13 Беседа: «Выразительность линии, которую можно получить путём разного нажима на графический материал». Графика. «Ажурная ограда» 1
14 Беседа: «Контраст тёплых и холодных цветов». Живопись. «Дед Мороз» 1
15 Беседа: «Контраст тёплых и холодных цветов». Живопись. «Снегурочка» 1
16 Беседа о трансформации плоского листа бумаги и освоении его возможностей. Бумажная пластика. «Гирлянда» 1
17 Беседа о трансформации плоского листа бумаги и освоении его возможностей. Бумажная пластика. «Елка» 1
18 Беседа о вариантах создания тонового пятна в графике. Графика. «Мой дом» 1
19 Беседа о первичных представлениях контраста темного и светлого пятен. Графика. «Зимний сад» 1
20 Беседа о первичных представлениях контраста темного и светлого пятен. Графика. «Узор на окне» 1
21 Беседа о скульптуре как трёхмерном изображении. Скульптура. «Сказочный дом» 1
22 Беседа о выразительных возможностях пластилина. Скульптура. «Сказочный дом» 1
14 Беседа о выразительных возможностях пластилина. Скульптура. «Сказочный герой» 1
15 Беседа о работе создания небольших объёмных пейзажей из природных материалов. Природный материал. «Уголок природы» 1
16 Беседа об аппликации из природных материалов Природный материал. «Узор из семян» 1
17 Беседа о вариантах работы цветными карандашами и фломастерами. Графика. «Мой дом - буква» 1
18 Беседа о вариантах работы цветными карандашами и фломастерами. Графика. «Мой дом - буква» 1
19 Беседа о трансформации плоского листа бумаги и освоении его возможностей. Строим дом из бумаги 1
20 Беседа о трансформации плоского листа бумаги и освоении его возможностей. Строим дом из бумаги 1
30 Беседа о технике «вырезанная аппликация». Аппликация. «Сказочный лебедь» 1
31 Беседа: «Контраст тёплых и холодных цветов». Живопись. «Сады цветут» 1
32 Беседа о человечности, доброте и дружбе. Смешанная техника в рисунке Живопись. «Дружат дети на планете» 1
33 Беседа об основах живописи и умения получать цветовое пятно. Живопись. «Здравствуй, лето» 1
34 . 1
Раздел 7.    Учебно-методическое и материально – техническое обеспечение.
Коротеева Е.И. Азбука аппликации / Е.И. Коротеева. –М., 2013.
Коротеева Е.И. Весёлые друзья – фантики: аппликация из фантиков / Е.И. Коротеева. – М., 2012.
Коротеева Е.И. Графика. Первые шаги /Е.И. Коротеева . – М., 2013.
Коротеева Е.И. Живопись. Первые шаги /Е.И. Коротеева . – М., 2013.
Коротеева Е.И. Изобразительное искусство: учебно – наглядное пособие для учащихся1 – 4 классов  /Е.И. Коротеева . – М., 2013.
Коротеева Е.И. Озорные подружки -  нитки: аппликация из ниток  /Е.И. Коротеева . – М., 2009.
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Учебно-наглядные пособия:
учебный рисунок, таблицы по цветоведению, фотографии животных, декоративно-прикладного и народного искусства.
Схемы рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека.
Фотографии с архитектурными памятниками, с изделиями народных промыслов.
Различные художественные материалы для преподавателя: краски гуашевые и акварельные, пастель, бумага, картон, кисти…
Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.
Мультимедийный проектор
Интерактивная доска
Компьютер
Принтер лазерный
Раздел 8.    Планируемые результаты
Личностные результаты:
- действия, реализующие потребность школьника в социально значимой и социально оцениваемой деятельности;
оценивать жизненные ситуации (поступки, поведение, соблюдение правил) с точки зрения собственных ощущений;
называть и объяснять свои чувства и ощущения;
самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить;
Метапредметные результаты:
- определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на занятии; учиться высказывать своё предположение;
учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу; учиться совместно с учителем и учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса;
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
делать предварительный отбор источников информации;
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию;
перерабатывать полученную информацию : делать выводы в результате совместной работы всего класса;
преобразовывать информацию из одной формы в другую;
Коммуникативные результаты:
донести свою позицию до других;
слушать и понимать речь других;
учитывать позицию собеседника;
уметь задавать вопросы, необходимые для организации сотрудничества с партнёром (соседом по парте);
осуществление взаимного контроля и необходимой взаимопомощи;
учиться выполнять различные роли в группах;
В результате изучения изобразительного искусства обучающиеся научатся:
- различать основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;
- называть известные центры народных художественных ремесел России;
- отличать и называть ведущие художественные музеи России;
Обучающиеся получат возможность научиться:
- различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
- узнавать отдельные произведения отечественных и зарубежных художников;
- сравнивать различные виды и жанры искусства;
- использовать различные художественные материалы;
- применять основные средства художественной выразительности в живописи, рисунке.