В.М.Шаповалов – «признанный мастер» прозы для детей


МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП XI ВСЕРОССИЙСКОГО ДЕТСКОГО КОНКУРСА НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ «ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКЕ»








Секция: литературоведение

Тема: В.М.Шаповалов – «признанный мастер» прозы для детей







Автор: ученица 7-Б класса Рачинская Полина Валерьевна

Научный руководитель: учитель русского языка и литературы
Орлова Валентина Ивановна

Место выполнения работы: МОУ «Майская гимназия
Белгородского района
Белгородской области»












2014

Содержание

Введение.2-3
1.Основная часть
1.1. «Признанный мастер» прозы для детей3 - 4
2.Исследовательская часть
2.1. «Миром править должны умудренные опытом дети»4 - 5
2. 2. «Вся проза писателя светится добром ко всему живущему на земле» .6 - 7
Заключение.. 7
Список использованной литературы.8















Введение
Детство – самая прекрасная пора, и воспоминания о нём сопровождают нас в течение всей жизни. О своём детстве вспоминали и Л. Н. Толстой («Детство», «Отрочество»,«Юность») и С. Т.Аксаков ( «Детские годы Багрова - внука»), и М. Горький ( «Детство», «В людях», «Мои университеты»).
А в наше время есть ли писатели, которые обращаются к детским воспоминаниям? Волнуют ли их острые проблемы подростков? Внутренний мир ребёнка? Хорошо ли ему живётся в мире взрослых?
Нам стало интересно узнать, есть ли на Белгородчине писатели, пишущие о детях, и найти ответы на данные вопросы.
Наша первая исследовательская работа была посвящена изучению "Страны детства" в стихах для детей Юрия Макарова. Данную тему исследования мы определили : «В.М.Шаповалов – «признанный мастер» прозы для детей»
Для решения проблемы мы искали ответ на вопрос: как изображены дети в прозе писателя, как воспринимаются его произведения современными школьниками, близки ли им рассказы о детях?
Объектом исследования стали рассказы для детей Владислава Шаповалова, а предметом - приемы создания мира детства в его рассказах и их восприятие школьниками.
Цель исследования - рассмотреть тему детства в художественной прозе Владислава Шаповалова через определение понятия "детскость", в качестве основы формирования социально-этических принципов личности; через отношение к детям раскрыть образ души - мировидения - писателя.
Для достижения цели мы сформулировали следующие задачи:
рассмотреть произведения о детстве и о детях в системе нравственно-этических представлений Владислава Шаповалова;
раскрыть истоки «детскости» в мировидении писателя;
проанализировать, как раскрывается образ повествователя, свойства характеров героев и писателя в процессе взаимодействия взрослых и детей на страницах произведений Владислава Шаповалова;
определить многообразие тем, мотивов, образов в художественном мире писателя, проявляющихся в произведениях о детях;
доказать, что детство, в понимании Владислава Шаповалова, - источник духовно-нравственного становления литературных героев писателя и личности человека
Эта тема актуальна потому, что у каждого человека своя "страна детства». Нам интересно было узнать, как раскрываются образ повествователя, свойства характеров героев и писателя в процессе взаимодействия взрослых и детей на страницах произведений Владислава Шаповалова, как относятся к его произведениям учащиеся.
В начале исследования мы предположили, что произведения Владислава Шаповалова для детей о радостной, беззаботной жизни, которые близки и понятны современным школьникам. Это и стало нашей гипотезой.
В ходе исследования применялись следующие методы: изучение библиографии; анализ; наблюдение над словом в контексте; анкетирование; обобщение материала.
Таким образом, погрузившись в мир детской прозы писателя, мы открыли для себя удивительный мир, мир гармонии, в котором всё находится в тесной взаимосвязи, всему есть место, если только это несет добро, наполняет жизнь глубоким смыслом и теплым светом.
Читайте книги В.М.Шаповалова. и пусть ваши сердца становятся добрее.
§1. «Признанный мастер» прозы для детей
Шаповалов Владислав Мефодьевич учитель, писатель, с 1980 года член Союза писателей России, издатель. Главный редактор журнала «Звонница». Родился в 1925 году селе Васильковка Екатеринославской губернии (ныне Днепропетровская область, Украина). Отец, Мефодий Михайлович окончил 4-годичную школу при Голицынской больнице для питомцев Московского Воспитательного Дома. Позже окончил медицинский институт, в котором затем преподавал курс нормальной анатомии.Бабушка по материнской линии Арина Несторовна Кущевская (девичья фамилия Малевана, что в переводе с украинского означает «красивая», буквально: «ри­со­ван­ная») восходит к знаменитому роду силачей Поддубных. Родители её умерли рано, оставив ей в наследство большую усадьбу. Мать - Мария Никифоровна Кущевская. По деду Никифору корни рода уходят глубоко в Запорожскую Сечь; родной брат её деда - Данило Кущевский заложил на Кубани станицу, названную его именем и существующую поныне.
Владислав Мефодьевич участник Великой Отечественной войны. За мирную жизнь ушел воевать в 1943 году, было тогда ему всего 17, недостающий год он себе прибавил сам. Доблестно воевал, был ранен, имеет множество наград, в том числе орден Отечественной войны I степени и медаль «За отвагу». Вернувшись домой, окончил филфак Днепропетровского университета. Затем работал в школах в Курской области.
30 лет назад приехал В. М. Шаповалов в Белгород. И хотя был уже к тому времени членом Союза писателей, считает, что только тут он смог реализовать себя в полной мере.
Белгородчина дала мне крылья, сказал Владислав Мефодьевич. [Литературные байки, Наш современник N5 2003 ]
Писатель является автором более 20 книг прозаических произведений для детей. Это повести «Мишка» (1963), «Старый букварь» (1967), которые переведены на испанский, португальский, нидерландский, украинский языки. Роман «Белые берега» переведен на польский язык. Владислав Мефодьевич является лауреатом трех журнальных премий, а также лауреатом Всероссийского конкурса на лучшее художественное произведение для детей и юношества, лауреатом Всероссийской литературной премии «Прохоровское поле».
Губернатор Белгородчины Е. С. Савченко вручил ему самую почетную награду области медаль «За заслуги перед землей Белгородской» 1-й степени.
У нас есть свой Шукшин Владислав Мефодьевич Шаповалов, сказал Е. С. Савченко. И у меня есть пожелание каждому белгородцу: давайте читать, читать и перечитывать произведения Шаповалова! Давайте познавать простоту и глубину житейской мудрости через удивительные слова его прозы. [Литературные байки, Наш современник N5 2003]
Свидетельства о жизненном пути, творческом кредо писателя, теперь отражают и материалы, собранные в Белгородском литературном музее, филиале БГИКМ. Это фотографии, документы и рукописи, иллюстрации к произведениям В. Шаповалова, выполненные рукой известного белгородского графика С. Косенкова. И, конечно, его книги.
Трогательно письмо-размышление, обращение к В. Шаповалову Владислава Абдуразакова из города Наманган Узбекской ССР, руководителя литературного клуба «Сердца друзей»: «Перечитываем с наслаждением Вашу великолепную поэму «Медвяный звон» и радуемся, что можем дышать целебным воздухом Вашей поэтической прозы, Вашего мира доброго и светлого слова, греющего людские души, которые стынут на ветру каждодневных обид и тревог, ссор и горести». [Литературные байки, Наш современник N5 2003]
Работа в школе и постоянное общение с детьми определили, пожалуй, самую благодарную аудиторию детскую, для них написал Шаповалов не один десяток книг.
§2. «Миром править должны умудренные опытом дети»
В. М. Шаповалов продолживший, по мнению Т. А. Приставкиной, лучшие традиции русской «детской прозы» XIX в.: Л. Н. Толстого, С. Т. Аксакова, ставшего преемником К. Г. Паустовского и М. М. Пришвина [Приставкина Т. А. Страницы жизни и творчества В. М. Шаповалова : к 80-летию со дня рождения / Т. А. Приставкина // Звонница. 2005. № 6. С. 246].
Всероссийское признание получили его произведения для детей, тесно связанные с темой войны. В них последовательно раскрываются три литературных темы: «Война в жизни человека»; «Война и животные», «Природа и человек».
В своих книгах представляет человеческий опыт, становящийся основой жизни, где всё в гармонии, всё находится в тесной взаимосвязи, всему есть место, если только это несет добро, наполняет жизнь глубоким смыслом и теплым светом. Именно поэтому книги В. М. Шаповалова привлекают детей и взрослых, становясь основой семейного чтения, круга, где нет непонимания между представителями разных поколений, так как в книгах писателя нет места конфликту поколений.
В поэме «Медвяный звон» автора волнует проблема воспитания подрастающего поколения, где связь между человеком и природой находится в гармонии, человеком и памятью, человеком большим (представляющим старшее поколение) и человеком малым (являющим собой поколение младшее).
Ответственность старших за происходящее на земле становится основой передачи этого опыта, всего, вынесенного из самой жизни. Поэтому не только для главного героя поэмы Тихона Чуприна одушевленная многоликая природа становится источником жизни, телесного исцеления, духовного оздоровления, но и для мальчика Жени, которому главный герой успевает передать и знания о пчелах, и традиции общения с природой как величайшего праздника, и свою любовь, ради которой человек и приходит на землю, наполняя ее особым смыслом. Писатель обращается не просто к изображению детских характеров, детской психологии, но и показывает, как активно ребёнок влияет на поведение взрослого человека и пробуждает в нём совершенно особое мировидение, восходящее к детству, близости к природе, постоянной потребности родства с миром, людьми. Своеобразие этого мировидения можно определить понятием "детскость", как синоним душевной чистоты, искренности, непосредственности мировосприятия. Образ души - мировидения - писателя раскрывается через его отношение к детям.
Вот, наверное, здесь и начинаются истоки детскости в мироощущении писателя. Совместное восприятие окружающего мира ребенком и взрослым приобретает для писателя какой-то сокровенный смысл, умение понимать детей, быть похожими на них.
Необыкновенное чудо сотворила природа с главным героем поэмы «Медвяный звон» Тихоном Чуприным пчелы, пчелиный звон дали ему силы и жизнь. Раненого, изувеченного войной, природа вылечила человека, который отдает долг другому человеку как порождению этой природы. Причем сами образы природы в книге Шаповалова не просто достойны людям, но способны даже превосходить их по мудрости, силе. Так, пчелы в поэме Шаповалова символы труда и послушания, мудрости и усердия, преподающие людям урок по преумножению мощи, богатства, высшего знания (иносказанием которого является мёд). Поэтому иносказательный диалог, в который вступают и пчелы, и люди, и другие порождения самой природы, звучит, как не умолкающий ни на минуту оркестр, знаменующий победу жизни над смертью. Шаповалов считает, что миром движет любовь ко всему живому, что создано природой или ее порождением, в первую очередь, человеком.
Следует обратить внимание на небольшие рассказы В. Шаповалова для детей. В них наиболее полно представлены достоинства его прозы для детей: простая изысканность языка, образное восприятие происходящего вокруг, юмор, доброта. На страницах рассказов предстает огромный мир познания бытия, который воспринимают дети. Герои его произведений (Виталька, Танюшка) живут рядом с нами. Их пытливый взор постоянно направлен на окружающее, привнося в жизнь взрослых мучительные вопросы: «Почему? Зачем?».
 В рассказе «Фотография ветра» проявляется мастерство писателя, создающего произведения для детей: композиционная оригинальность, метафоричность языка, простота синтаксического строя, соединенная с проникновенной образной характерностью. Автор учит детей, «фотографируя ветер», быть чутким, восприимчивым, творческим человеком. Природная зарисовка заканчивается возгласом писателя-учителя об умении «фотографировать ветер». Кажется, что он ненавязчиво дает домашнее задание своим юным читателям. Ведущая мысль писателя: необходимо воспитывать в детях восприимчивость к красоте мира, в котором живет человек, формировать умение видеть неожиданное, прекрасное в обыденном. Это проявилось и в «Веснах детства». Здесь даже бытовые картинки наполнены особым «ароматом» поэтичности: «А еще осень вспоминается яблоками. В комнате, где она жила, весь пол был усыпан яблоками. В углу, возле платяного шкафа желтое поле антоновки, под кроватью зеленое поле ранета, у стола красное апорта и пепенки».
Таким образом, ведущей мыслью писателя является необходимость воспитывать в детях восприимчивость к красоте мира, в котором живет человек, формировать умение видеть неожиданное, прекрасное в обыденном. Только внимание к внутреннему миру растущего человека, ответственность взрослых за формирование личности, необходимость целенаправленной передачи опыта, смогут претворить в жизнь фразу мудрого человека: «Миром править должны умудренные опытом дети».
 Формирование духовности, по мнению писателя, начинается в семье, вот почему во многих книгах звучит обращение к взрослым, страстное стремление автора приобщить детей к великой литературе, русской культуре: «Купите хорошую книжку исконно русского писателя, впитавшего истинно национальный русский язык с молоком матери и доносящего нам, потомкам, речевые сокровища, накопленные нашими предками-словотворцами» [Литературные байки, Наш современник N5 2003].
§3. «Вся проза писателя светится добром ко всему живущему на земле»
(Анализ восприятия произведений Владислава Мефодьевича Шаповалова)
Разработав программу исследования произведений писателя, мы познакомили учащихся 7-б класса с его жизнью и творчеством, составили анкеты по выявлению восприятия произведений учащимися, провели опрос и обработали данные.
Анализ восприятия произведений семиклассниками показал, что произведения писателя вызвали у них живой интерес, а многие проявили желание продолжить знакомство с другими произведениями для детей В.М. Шаповалова.
Всего в анкетировании приняли участие 25 учащихся 7 «б» класса. При анализе полученных данных было выявлено:
- в число наиболее часто выбираемых произведений вошла повесть «Мишка» (20 человек);
- на втором месте «Старый букварь» (16 человек); «Весны детства» (12 человек); «Буланка»(12 человек); «Медвяный звон»(10 человек).
Чем привлекли произведения писателя?
Отвечая на этот вопрос, семиклассники отмечали, что автор доступным для детей среднего и старшего возрастом языком ведет повествование, наделяя своих героев- животных теми качествами, которые ценны ему в человеке: преданностью, смелостью, взаимопониманием, терпением. В. Шаповалов создает образы природы, чутко реагирующей на чудовищную силу уничтожения всего живого на земле, что несла с собой война.
Чтение данных произведений пробуждает добрые чувства, потому что писатель пишет о преданности животных, о доброте людской, о красоте и великой тайне природы - о человечности. Но появляются и грустные чувства, так как произведения тесно связаны с темой войны, а война - это горе, слезы.
В повести «Старый букварь» его герои живут обычной жизнью деревни. Но во всем художественном повествовании ощущается тревожность, незащищенность человека перед врагом. Образ старой учительницы, которая не щадила жизни своей во имя победы, служит прекрасным примером служения Родине для нас - юного поколения. В.М.Шаповалов в повести противопоставляет два мира: гуманистический и агрессивный.
Поэма «Медвяный звон». Автор назвал свое произведение поэмой не случайно: эпическое повествование соединяется с лиризмом пейзажных зарисовок, глубоким философским осмыслением проблем взаимоотношений человека и природы, «отцов и детей». Это книга, которая «уводит в мир природы и ради красоты самой природы, и ради прекрасного, что есть в человеке» [Детская литература, 1982]. Герои книги дед, внук и пчелы. В. Шаповалов с достоверностью воссоздает мир взаимоотношений человека и природы. Главная мысль, к которой приходит писатель: «гармония жизни не возможна без добрых взаимоотношений между человеком и другими людьми, между человеком и природой» [Н. Тимофеев. Подъем, Воронеж, 1984, №7]. Восхищает язык произведения, писательская наблюдательность («березы, подбеленные под самую крону»; «лог, полный звоном»; «зеленая радость дальнего леса»). А как пронзительно трогательно звучит «гимн Красоте» автора: «природа создала чудо: любовь и цветы. Нектар это любовь цветов. В нем сокрыта молодость жизни. И пчела берет любовь цветов и несет человеку!». [ Шаповалов В.М. «Медвяный звон» - М.: Детская литература, 1982]
Повесть «Мишка», прочитанная большей половиной учащихся класса, была проанализирована нами на уроке. Это рассказ писателя о войне, но представленной через судьбу животного медведя. Война принесла с собой жестокость, разлуку, одиночество. Но одинокая жизнь Мишки продолжалась недолго. У него появляются друзья. Кто они? Лейтенант Пётр Ефимович Волжанов, который не любил рассказывать о себе. Да и не умел. Медали и ордена сами говорили за него. Гриша Алиев тоже лейтенант, боевой друг и напарник Волжанова, Финишёр Мироныч, у которого « скрипучий, похожий на Петькин, приятно пахнущий ремень, серебряные и бронзовые медали, которые при случае можно лизнуть, мозолистые, но ласковые руки».
Эти люди стали настоящими друзьями Мишки: помогли ему преодолеть все трудности, связанные с потерей матери и брата. Трудно представить, что сталось бы с Мишкой, если бы не встретились на его пути эти замечательные люди. Проанализировав повесть, мы убедились в том, что жизнь людей, наполненная заботой и тревогой, передаётся братьям нашим меньшим. Человеческое сердце способно пережить как великое людское горе, так и горе животных: ведь человек неотделим от самой природы. Она помогает представить обстановку, в которой происходят события, вместе с героями сопереживает, думает, размышляет. Повесть о жестокости войны, о доброте людской, о преданности животных, о красоте и великой тайне природы. О человечности.
Великолепно написанные пейзажи передают весь трагизм антитезы: «природа война».
Мы пришли к выводу, что в произведениях для детей В. Шаповалова «Старый букварь», «Буланка», «Мишка», «Медвяный звон», «Весны детства», удивительно переплетены мир природы, человека, общественных событий ХХ века. «Признанный мастер» прозы для детей по-учительски мудро, неназидательно открывает подрастающему поколению мир общечеловеческих ценностей.
Чему можно научиться, читая произведения для детей В. Шаповалова? –
Семиклассники ответили, что готовы учиться доброте, уважению к природе и к людям, сочувствию, отзывчивости, смелости, самостоятельности, хорошему поведению, любознательности, жизнелюбию, трудолюбию.
Заключение
В начале работы мы выдвинули гипотезу, что произведения Владислава Шаповалова для детей о радостной, беззаботной жизни, которые близки и понятны современным школьникам. Но оказалось, что за внешней веселостью скрываются серьёзные размышления писателя о жизни человека, о животных, о природе, становящиеся гимном гуманной жизни, бережному отношению к природе, каждому ее воплощению – будь то животное, насекомое, птица или человек, но именно эти размышления помогают детям получить важные уроки сочувствия и сопереживания, ответственности, смелости и человечности.









































Список использованной литературы
1.Бахревский В.К. Читателю: Предисловие к книге В. Шаповалова «Медвяный звон» / В. К. Бахревский.  М.: Дет. лит., 1982.
2. Детская литература, 1982.
3.Литературные байки, Наш современник N5, 2003
4. Подъем, 1984, № 7.
5. Приставкина Т. А. Страницы жизни и творчества В. М. Шаповалова : к
80-летию со дня рождения / Т. А. Приставкина // Звонница. 2005.
№ 6. С. 246.
6.Тимофеев Н.. Подъем, Воронеж, 1984, №7
7.Шаповалов В.М. «Медвяный звон» - М.: Детская литература, 1982
8.Энциклопедический словарь юного литературоведа - М.,1988.
9.http://www.belpravda.ru/?q=node/496

















13PAGE 15


13PAGE 141115





15