Классный час Единство целей, единство духа


Классный час. Сынып сағаты. Classroom hour
Тема: Единство целей - единство духа.
Subject: Unity of purpose – unity of spirit
Тақырып: Рухани бірлік - бірлік мүддесі.
Ценность: свобода - ненасилие
Құндылық: азаттық - рақымшылық
Value: freedom - nonviolence
Цель классного часа
- Воспитание личности, готовой жить и полноценно, взаимодействовать в коллективе, стремиться к единству и согласию..Задачи классного часа:
Познакомить учащихся с понятием «толерантность», с основными чертами толерантной,
Учить учащихся размышлять, делать выводы в рамках обсуждаемой нравственной проблемы.
Формировать навыки плодотворной работы в группах.
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА
Позитивный настрой «Прогулка по лесу»
Рositive attitude: Journey through the woods
Тыныштық сағаты «Орман серуен»
Учитель:
 Сядьте, держа спинку прямо. Закройте глаза  и дышите  глубоко. С каждым вдохом  старайтесь все больше расслабиться  и стать спокойными.  Сейчас мы идем гулять  в лес.  Представьте, как  вы идете к двери класса, открываете  дверь, проходите  по коридору и выходите на улицу. Вдыхаете  свежий воздух, ощущаете дуновение ветра на волосах и лучи солнца, мягко греют ваше лицо.  Перед вами лес. Будьте осторожны, когда  идете, не наступайте на насекомых. Остановитесь на минуту и оглянитесь  вокруг. Ощутите красоту и свежесть природы. Вы наклонились к цветку и очень внимательно рассматриваете его. Понюхайте его  и вдохните аромат. Идите дальше. Углубляясь всё дальше и дальше полюбуйтесь, игрой света и тени, послушайте шелест листьев. Мы выходим на поляну перед вами дерево, вы подходите к нему и обхватываете его ствол. Вы чувствуете  энергию жизни, текущую в нем. И вы ощущаете счастье и покой. Как удивительна природа. Помните о том, что это ваше собственное дерево, и вы можете вернуть к нему  в любое время. А  сейчас приготовьтесь  идти обратно в школу. Поднимитесь и посмотрите  вокруг еще раз. Медленно идите назад  по той же тропинке, не наступая по пути на насекомых.  И вот вы дошли до  дверей школы  глубоко вдохните  свежий воздух, откройте дверь и вернитесь на свое место. Сохраните в себе это чувство тишины, покоя и удовлетворённости. Откройте глаза и улыбнитесь.--Поделитесь своими ощущениями!1. Вступительное слово учителя (на фоне музыки из кинофильма «Долгая дорога в дюнах»)
Во мраке просыпаясь, звуки шлю тому, кого не знаю и люблю, кого люблю за то, что не познаю. Ты слышишь?.. Мы живём на сквозняке. Рука во тьме спешит к другой руке, и между ними нить горит сквозная. Ты чувствуешь? Душа летит к душе. Как близка ты, но мгла настороже. Закрытых окон нет, глаза закрыты. Во мраке просыпаясь, звуки шлю тому, кого не знаю и люблю, и верю, и ищу, как знак забытый… (Вл. Леви)
2. Блиц – опрос «Незаконченные предложения»
- все люди на земле не похожи друг на друга, потому что…
- все люди на земле похожи, потому что…
- мне кажется, что у меня с одноклассниками больше общего, потому что…
- мне кажется, что я отличаюсь от одноклассников, потому что…
- мне кажется, что у меня с родителями больше…
3. Постановка целей и задач классного часа:
- главная задача сегодняшнего разговора – понять, что все люди разные, но тем они и прекрасны, задуматься о своём отношении к окружающим нас людям. Не смотря на то, что все мы разные, мы стремимся к единству и согласию. Все мы хотим одного: радости и счастья!
Стадо дикобразов в один холодный зимний день легло тесной кучей, чтобы, согреваясь взаимной теплотою, не замерзнуть. Однако вскоре они почувствовали уколы от игл друг друга. Затем, когда потребность согреться вновь заставила их придвинуться, они опять попали в прежнее неприятное положение, так что они метались из одной печальной крайности в другую, пока не легли на умеренном расстоянии друг от друга, при котором они с наибольшим удобством могли переносить холод. Так потребность в обществе, толкает людей друг к Другу; но их многочисленные отталкивающие свойства и невыносимые недостатки заставляют их расходиться. Средняя мера расстояния, которую они наконец находят как единственно возможную для совместного пребывания, это - вежливость и воспитанность нравов.
II. Основная часть
Толерантность (лат.) - терпение
- Это терпимость к людям, непохожим на нас, это понимание больных, слабых, бедных и угнетенных.
На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор, князь Беневентский. Он отличился тем, что при разных правительствах оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам.
Толерантность – это…
Признание – способность видеть в другом именно другого, как носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения, а также осознание его права быть другим, отличным от остальных.
Принятие – положительное безусловное отношение к таким отличиям. Принимать людей такими, какие они есть. Не отталкивать от себя, находить общие интересы.
Я – такой же, как вы.
Я – такой же прохожий.
Я – такой, как и все,
Ни на кого не похожий. Р.Быков.
2. Психологический тренинг (в группах).
- найти три общих черты для всех членов группы;
ВЫВОД: Не всегда надо демонстрировать «собственное Я», а иногда эффективнее договориться и достичь в результате лучших результатов.
Что такое толерантность
В своем широком смысле слово «толерантность» (кстати, происходит от латинского tolerantia, то есть терпение), означает терпимость к чужим мнениям и поступкам, способность относиться к ним без раздражения. В этом смысле толерантность является редкой чертой характера. Толерантный человек уважает убеждения других, не стараясь доказать свою исключительную правоту.
«Мы часто хотим быть такими же, как и все остальные, и страдаем, чувствуя, что отличаемся от других. Иногда действительно хорошо, что мы - как все, но не менее важна и наша индивидуальность. Ее можно и нужно ценить».
Учитель предлагает каждому написать о каких-то трех признаках, которые отличают его от других. Это может быть признание своих достоинств или талантов, жизненных принципов. (Информация должна носить позитивный характер.)
Ученики записывают свои имена и выполняют задание (3-5 минут).Учитель предупреждает, что записи зачитает вслух, а группа будет отгадывать, кто автор утверждений. Учитель собирает листочки и еще раз отмечает положительные аспекты того, что люди не похожи друг на друга: мы становимся интересны друг другу, можем найти нестандартное решение проблемы, учимся друг у друга.
Затем зачитываются по очереди листочки, участники определяют автора, если это не удается сделать, то тот, чей листок прочитан, называет себя сам. Если бы мы ценили собственную индивидуальность, нам было бы легче принимать непохожесть партнера.
Упражнение «Давайте пофантазируем…»
Представьте, что наступит время, когда все люди на Земле станут совершенно одинаковыми (рост, цвет волос и глаза, одежда, сумма знаний и т. д.)
Каким будет этот мир? Как люди в нем будут жить?
Хорошо или плохо, что мы все разные?
Как жить в мире, где столько разных людей?
Учитель делает вывод:  Различия дополняют и обогащают общество. Чтобы жить в мире, людям надо научиться жить, решая проблемы и задачи на основе сотрудничества.
У: А что у нас общее?
а) учёба;
б) цель – получить образование
в) класс, т.е. коллектив;
г) возрастные интересы.
И чтобы добиться этой цели (сплочённый коллектив, объединённый общими целями и интересами), нужно относится друг к другу по-доброму, дружелюбно, терпеливо, уважительно. Невозможно нравиться всем. У нас разное воспитание, образование, интеллект, желание учиться, потребности, характер, вкусы, темперамент и т.д. Но мы можем жить в согласии друг с другом, ценить друг друга, принимать его таким, какой он есть, т.е. стремится к единству и согласию.
Черты толерантной личности:
1. Расположенность к другим
2. Снисходительность
5. Чуткость
3. Терпение
4. Чувство юмора
6. Доверие
7. Альтруизм
8. Терпимость к различиям                                          
9. Умение владеть собой
10. Доброжелательность                                                                             
11. Умение не осуждать других 
12. Гуманизм
13. Умение слушать
14. Любознательность
15. Способность к сопереживанию
Правила поведения для достижения единства и согласия
1. Относись к окружающим с уважением.
2. Никогда не думай, что твое мнение важнее мнения другого человека.
3. Не суди о ценностях других, отталкиваясь от своих собственных.
4. Не навязывай свое мнение другим.
5. Никогда не думай, что твоя религия в чем-то превосходит другую.
6. Помни, что каждый волен выбирать свой имидж и стиль, свои привычки и пристрастия.
7. Умей видеть ценность и самобытность культуры каждой нации. 
Для удачного общения каждому необходимо понять, что все люди разные, но тем они, и прекрасны, и научиться принимать эту «непохожесть».
«Шкатулка мудрости».
- Давайте послушаем, что говорили по этому поводу великие и мудрые люди. Попытаемся их понять. (Вытаскивать из шкатулки по одному высказыванию и объяснять их смысл.)
Самый несчастный человек тот, кто считает себя всегда правым.
Других не суди – на себя погляди. (Пословица)
Когда двое ссорятся, всегда виноваты оба. (Л.Н.Толстой)
И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними.
(Евангелие)
Всякое существование – это сосуществование. (Древняя мудрость)
Оleft000гонь тушится не огнём, а водой.
Как аукнется, так и откликнется. (Пословица)
Куда несчастнее тот, кому никто не нравится, чем тот, кто не нравится никому. (Ларошфуко)
Уважение к людям есть уважение к самому себе. (Голсуорси)
Не людей сотворили ради тебя, а тебя создали для людей. (Персидская мудрость)
Рассказ классного руководителя.
Жизнь – театр. У каждого из нас свои социальные роли: ученик, друг, сын, внучка и др. Их очень много. Одни роли приходят и уходят, другие остаются навсегда. Одни нам нравятся, а другие нет, и мы хотим от них скорее избавиться.
Например, попал мячом в окно, разбил стекло. Мама скажет: «Он маленький, не подумал», а сосед скажет: «В десять лет мог бы догадаться, что стекло разобьется, взрослый уже!» Просто все нас воспринимают по-разному.
А как мы сами ведем себя по отношению к чужим людям и родственникам?
Например, мы увидели, что соседка несет тяжелую сумку. Что сделаем? Поможем, даже если она и не просит о помощи. А что бывает, когда мама просит вынести ведро с мусором или сходить в магазин?
Почему мы скорее помогаем чужому человеку и не всегда внимательны к просьбам родных?
Если бы мы с большей долей терпения, уважения, предрасположенности симпатии, понимания относились друг к другу, то и роли в жизни нам исполнять было бы проще. Ведь порой неприятие других людей, их непонимание приводит к категоричности, агрессивности, нежеланию и невозможности понимания и оправдания чужих поступков, сильной внушаемости и двойной морали (оценка себя и других по разным критериям: они кричат и злятся, а я доказываю эмоционально; они трусливо убегают, а я правильно ушёл)
Психологи, исследуя стереотипы и предрассудки общения, открыли интересный закон. Если представитель «своей» группы достигает успеха, то это объясняется его личными чертами (его отличает радушие и забота, она — отзывчивый человек, он помогает бескорыстно). Если представитель «чужой группы» достигает успеха, то это объясняется внешними обстоятельствами (повезло, он случайно оказался в этом месте)
Если же поведение другого человека по отношению к вам не подтверждает ваших ожиданий (подруга уехала купаться на озеро в воскресенье и ничего тебе не сказала или родители так и не купили тебе щенка. Несмотря на твои «прозрачные» намёки) ты начинаешь на них обижаться. Но ведь обида – это наша претензия на то, что поведение другого человека должно соответствовать моим взглядам и намерениям. А почему в такой ситуации другой должен действовать в соответствии с нашими ожиданиями, а не самостоятельно? (Проводить воскресенье так, как нам хочется, покупать на день рождения тот подарок, какой мы захотели?)
Давайте учиться уважать мнения других людей, не считать свои взгляды «истиной в последней инстанции», признавать самобытность каждого человека, давайте учиться быть толерантными личностями.
Надеюсь, что сегодняшний классный час заставил многих задуматься о своих взаимоотношениях в семье и классе, ведь наш класс – это тоже большая семья. И пусть она будет дружной и сплочённой.
Работа в группах.
Вы видите на доске нарисованный кораблик. Это символ каждого из нас, плывущего по волнам человеческого общения. Что же, на ваш взгляд, надувает паруса нашему кораблику, облегчает ему путь? А что становится рифами на его пути и мешает свободному плаванию?
Сейчас каждая группа напишет по одному самому главному условию, помогающему и мешающему нашему толерантному общению с окружающими.
(Выполнение работы по группам, прикрепление листочков с надписями к доске)
Китайская притча «Ладная семья»
Жила – была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли таких семей. Но дело в том, что семья была особая - мир и лад царили в этой семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни драк и раздоров.
Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село и обрадовался: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка и решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи, расскажи мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго, видно не очень силен был в грамоте. Передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были написаны на бумаге: любовь, прощение, терпение. И в конце листа : 100 раз любовь, 100 раз терпение, 100 раз прощение.
Прочел владыка и спросил: - и все?
- Да, - ответил старик. Это и есть основа жизни всякой хорошей семьи, и мира тоже.
IV. Заключение. Рефлексия.
1. Раздать каждому ученику памятку.
2. Чтение учителем стихотворения Ю.ЛевитанскогоСобирались наскоро, обнимались ласково,
пели, веселились,
День прошел — как не было.
Не поговорили…
Виделись, не виделись, ни за что обиделись,
помирились, встретились, шуму натворили.
Год прошел — как не было.
Не поговорили…
Так и жили — наскоро, и дружили наскоро,
не жалея тратили, не скупясь дарили.
Жизнь прошла — как не было.
Не поговорили.
Я надеюсь, что сегодня у нас разговор состоялся, получился, а сейчас каждый из вас подведёт для себя итог этого разговора и закончит фразу: «Сегодняшний разговор…» (Передавать цветок.)
Заключительное слово учителя.
Помните девиз нашего класса:
Если хочешь что то изменить, начни с себя!
Судите о себе по делам.
Сравнивайте себя с теми, кто лучше вас.
Тот, кто вас критикует - ваш друг.
Критикует один - задумайтесь.Критикуют два - проанализируйте свое поведение.Критикуют три - переделывайте себя.
Строго относитесь к себе и мягко - к другим.
Групповое пение «Наш мир»
Минута тишины
радиционно старший подростковый возраст считают возрастом самоопределения личности. Самоопределение неразрывно связано с пониманием себя, своих возможностей и стремлений. Между тем многие девятиклассники не знают, чего они хотят, не могут внятно сформулировать свои цели, принципы, не имеют нравственного идеала, не могут адекватно оценить себя. Предлагаемый классный час - это час общения на темы психологии и морали (самопознание, самооценка, идеалы, цели, принципы). В сценарии использованы разнообразные методы: интерактивная беседа, проблемная ситуация, анкетирование (Самохарактеристика), групповая форма работы, игровые ситуации. В конце классного часа каждый ученик должен составить самохарактеристику (по вопросам анкеты).
Цели: расширить представление детей о самопознании, саморазвитии, самоопределении; формировать положительную нравственную оценку таких качеств, как целеустремленность, воля, настойчивость, желание работать над собой; способствовать формированию адекватной самооценки; побуждать детей к анализу своих поступков, мыслей, чувств, к самонаблюдению, самопознанию, самосовершенствованию.Форма проведения: час общения.
Подготовительная работа: за 1-2 дня до классного часа втайне от остальных детей помочь 2-3 ученикам составить самохарактеристики по вопросам анкеты. Попросить разрешения прочитать эти анкеты во время классного часа.
Оборудование: можно сделать ксерокопии анкеты для самохарактеристики (из дополнительных материалов к сценарию).
Оформление:
написать тему, эпиграфы;
для групповой работы начертить на доске таблицу "Самооценка". В колонках признаки указаны неверно. Правильные ответы - в тексте сценария;
Самооценка
Завышенная
Заниженная
Объективная
Уверенность в себе Вспыльчивость Скромность Трусливость
Высокомерие Нахальство Обидчивость Чувство собственного достоинства
Пассивность Уравновешенность Самоуверенность Внушаемость
Как правильно оценить себя?
Судите о себе по делам.
Сравнивайте себя с теми, кто лучше вас.
Тот, кто вас критикует - ваш друг.
Критикует один - задумайтесь.Критикуют два - проанализируйте свое поведение.Критикуют три - переделывайте себя.
Строго относитесь к себе и мягко - к другим.
Ход классного часа
I. Вступительное слово "Знаем ли мы себя?"
Классный руководитель. Скоро вы окончите 9 класс, и вам придется выбирать свой дальнейший путь: десятый класс, работа и вечерняя школа, училище, колледж, техникум. Кто-то сделает этот выбор осознанно и самостоятельно. А кто-то пока и сам не знает, чего он хочет. Девятиклассники знают много формул, теорем, правил, законов, могут решать трудные задачи и давать оценку литературным персонажам, но далеко не каждый может ответить на простые вопросы: кто я? какой я? каким я хочу быть? что думают обо мне другие? Сегодня мы будем учиться отвечать на эти вопросы.
II. Интерактивная беседа по теме "Зачем нужна самооценка?"
Классный руководитель. Великий немецкий поэт И.В. Гете утверждал: "Умный человек не тот, кто много знает, а кто знает самого себя". Можете ли вы считать себя умными людьми? (Дети отвечают.}Что можно узнать о себе?
Примерные ответы детей:
Свои физические возможности, состояние здоровья.
Свои таланты, способности (умственные, творческие).
Свой характер, темперамент, волю.
Свои вкусы, привычки.
Свои сильные и слабые стороны.
Классный руководитель. Узнавать себя нужно, чтобы объективно оценить свои способности и возможности. А что это даст? Зачем вообще нужна правильная самооценка?
Примерные ответы детей:
Узнать призвание, выбрать профессию.
Избежать ошибок и разочарований.
Правильно вести себя с окружающими.
Не браться за невыполнимые дела.
Правильно определить цель в жизни.
Классный руководитель. Действительно, человек, который объективно оценивает свои способности и возможности, сможет безошибочно выбрать свое призвание, определить цель в жизни. Такому человеку легче избежать крушений жизненных планов, разочарований, ошибок. И если возникнут неприятности, он будет искать причину не в других, а в себе.
III. Работа в группах по теме "Определение уровня самооценки"
Классный руководитель. А как же можно узнать человека с правильной самооценкой? На доске я составила таблицу признаков людей с разной самооценкой. Но кто-то перепутал признаки. Как правильно разместить слова в колонках? Предлагаю обсудить этот вопрос в группах (по рядам, можно объединиться по 2 пары). Нужно собрать по 4 признака людей с разной самооценкой. Первая группа - с завышенной, вторая - с заниженной и третья - с объективной самооценкой. Выбранные признаки вы должны записать на листочках бумаги. Правильные ответы мы прикрепим к таблице. Дополнительное условие - обосновать свой выбор.
(В течение 3-5 минут дети работают.)
Время истекло, слушаем мнения групп.
(Дети поднимают руки, отвечают, обосновывают свой выбор. Правильные ответы прикрепляют скотчем в соответствующие колонки таблицы.)(Учитель читает 3-4 характеристики, дети угадывают их авторов.) Как вы считаете, авторы были объективны к себе? А может, кто-то приукрасил или недооценил себя? (Дети высказываются.)
Эти характеристики очень помогут мне в конце учебного года.
Я тоже постараюсь быть объективной.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КЛАССНЫЕ ЧАСЫ
Записи на листках
Завышенная: высокомерие, самоуверенность, нахальство, вспыльчивость.
Заниженная: пассивность, обидчивость, внушаемость, трусливость.
Объективная: уравновешенность, уверенность в себе, скромность, чувство собственного достоинства.
Классный руководитель. Что можно посоветовать человеку с завышенной самооценкой? (Быть более самокритичным, научиться видеть свои слабости, не считать себя выше других и т. п.)
- Что можно посоветовать человеку с заниженной самооценкой? (Заняться спортом, победить свою трусость, научиться говорить "нет" и т. п.)
- Что можно посоветовать человеку с объективной самооценкой? (Не терять уверенности в себе, продолжать работать над своими недостатками, не хвастаться своими достоинствами и т. п.)
IV. Проблемная ситуация "Как себя оценить? "
Классный руководитель. Со стороны легко определить, какая у человека самооценка, а вот самому себя оценить труднее. Вот послушайте рассказ о проблемах одной девятиклассницы Наташи (читает). Бабушка и мама считают, что Наташа - самая умная и красивая девочка в школе. Но все учителя постоянно к ней придираются и ставят тройки, как и ее подружкам, Светке и Галке, которых Наташа считает намного глупее себя. Светка и Галка, правда, так не считают, и даже сказали Наташе, что та слишком высокого о себе мнения. То же самое говорил и бывший Наташин дружок Сергей, с которым она поругалась. Наташа теперь с ними со всеми не разговаривает. Наташа считает, что все ей просто завидуют. А вот когда она станет знаменитой на весь мир фотомоделью, тогда им всем докажет, что они ей в подметки не годятся!
К сожалению, героиня рассказа не знакома с правилами, которые записаны на доске - "Как оценить себя?" (читает). Правильно ли оценивала себя Наташа? Какие ошибки она совершила, оценивая себя?
Примерные ответы детей:
- Судила о себе по мнению мамы и бабушки.
- Учебные неудачи объясняла придирками учителей.
- Сравнивала себя не с более сильными, а с более слабыми. Требовательно относилась к другим, к себе - снисходительно.
- Не прислушивалась к критике, три человека ей говорили одно и то же, а она не сделала выводов.
- Поругалась с друзьями, которые говорили об ее недостатках. - Ставила себе нереальные цели. путь к себе.
V. Работа с понятиями: цели, принципы, идеалы
Цели:
Классный руководитель. Многие не могут определить свои цели, принципы, идеалы. Мне кажется, они просто плохо представляют себе, что это такое. Давайте разберемся с этими понятиями. Жизненные цели - что это такое? (Это мечта. То, к чему человек стремится.)Зачем нужно ставить перед собой цели? (Чтобы к чему-то стремиться, чтобы был смысл жизни.)
Сколько целей может быть у человека?
Какие же бывают цели в жизни? (Могут быть краткосрочные, долгосрочные цели.)
Примерные ответы:
- Богатство, слава, власть.
- Стать мастером своего дела, чтобы все тебя уважали.
- Быть просто хорошим человеком, любить людей.
- Создать хорошую семью, построить дом, посадить дерево, вырастить детей.
- Жить для себя: учиться, развиваться, путешествовать.
- Принести пользу людям, жить для людей.
- Найти свою любовь.
- Жить для удовольствия, наслаждения.
- Совершить научное открытие, найти лекарство от неизлечимой болезни.
- Жить для Бога. Не грешить, бороться со своими страстями.
Классный руководитель. Ученые говорят, что жизненная цель дает человеку силы, он начинает что-то делать для достижения этой цели, и в конце концов его мечты сбываются. Но жизненные цели бывают разные. Одни дают силы на всю жизнь, а другие только на короткий период. Как вы думаете, какие цели могли бы стать целями всей жизни? (Дети отвечают.)
Говорят, что достигнуть цели совсем не трудно: надо просто каждый день делать к этой цели хотя бы один шаг. Иначе эта цель так и останется мечтой.
Принципы
Классный руководитель. Но даже самая красивая цель может быть человеком отвергнута, если нужно поступаться принципами. Жизненные принципы - это убеждения, взгляд на вещи, жизненные правила. Какие бывают принципы? Прежде всего, это 10 христианских заповедей. Давайте их вспомним. (Дети поднимают руки, отвечают.)
Есть люди, которые руководствуются другими принципами, например: "Человек человеку - волк" (закон джунглей) "Не верь, не бойся, не проси" (тюремный закон), "Бери от жизни все!", "После нас - хоть потоп!" и т. п. Какие еще вы знаете принципы? (Высказывания детей.)
Зачем нужны принципы? Может ли человек изменять свои принципы в течение жизни? Бывают ли люди без принципов? Дети дают ответы.
В истории много примеров, когда за принципы люди сознательно шли на смерть, если ценой жизни было предательство - веры, Родины или друзей, ведь изменить своим принципам - значило потерять себя как человека, потерять уважение к себе. Можете ли вы привести примеры? (Высказывания детей.)
Идеалы.
Классный руководитель. Идеал - совершенное воплощение чего-то, что составляет высшую цель деятельности, стремлений. Я прочитаю качества идеальных людей. Представьте себе, что нужно выстроить их в порядке убывания. Какие качества вы бы поставили на первое место?
Идеал мужчины: привлекательность, верность, мужественность, мастеровитость, деликатность, понимание.
Идеал женщины: обаяние, верность, женственность, хозяйственность, уступчивость, понимание.
Идеал гражданина: коллективизм патриотизм, национальная честь и достоинство, совесть, мужество, ответственность.
Идеал работника: профессиональная компетентность, высокая работоспособность, организованность и деловитость, деловое сотрудничество и самодисциплина, требовательность к себе и другим, культура труда и бережливость, потребность к самообразованию, самосовершенствованию.
VI. Составление самохарактеристикиКлассный руководитель. После окончания 9 класса школа дает выпускникам характеристики. Эти характеристики составляет классный руководитель. Но я решила обратиться к вашей помощи и попросила вас составить самохарактеристики. Для этого прошу вас ответить на вопросы анкеты.
(Учитель читает вопросы анкеты (из дополнительных материалов к сценарию), разъясняет их смысл, дети дают ответы.)
Кто хочет, может оставить анкету у себя. Надеюсь, она поможет вам в вашей самооценке.
(Желающие сдают анкеты.)
VII. Игра "Маска, я тебя знаю! "
Классный руководитель. С разрешения некоторых ребят я вам сейчас прочитаю их творения. А вы попробуйте угадать, кто автор этой характеристики.
VIII. Заключительное слово
Классный руководитель. Как известно, все люди уникальные, но осознать эту уникальность многие не могут или не хотят. А для этого нужно всего лишь познать себя, дать себе объективную оценку. Оказывается, это совсем непросто. И даже составить объективную характеристику в конце 9 класса удается немногим. Процесс познания себя у каждого свой, индивидуальный, неповторимый. Он будет длиться всю жизнь. С познания себя начинается и познание других людей, и познание мира, и познание смысла жизни.
IX. Подведение итогов (рефлексия)
Классный руководитель. Что дал вам сегодняшний классный час? Удалось вам узнать что-то новое о себе и других?
Дополнительный материал
Анкета "Самохарактеристика"
1. Ваш внешний вид. (Довольны ли вы своей внешностью?2. Убеждения и идеалы. (Есть ли у вас принципы? К чему вы стремитесь в жизни?)3.Способности и интересы. (Что вас интересует больше всего, что у вас получается лучше, какие книги вы читаете?)
4. Отношение к труду. (Какую работу вы выполняете с удовольствием, а какую делаете нехотя? Есть ли у вас трудовые обязанности в семье?)5. Нравственно-волевые качества. (Какие человеческие качества вы считаете самыми ценными; какие самыми отвратительными? Кто ваш любимый герой? Кому и в чем вы хотели бы подражать?
Литература
Вывод: Каждый человек – это неповторимая личность, в том числе и каждый
              из вас, ребята. У каждого есть свои достоинства и свои недостатки.
              Мы должны понимать это и воспринимать всех людей, даже тех,
              которые не похожи на нас, должны уметь ладить с любыми
              людьми, уважать их индивидуальность. Порою, надо более критично относиться
              к себе, а не к другим, постоянно работать над исправлением своих             отрицательных качеств, которые мешают и себе и окружающим.
              Каждый человек – индивидуальность. В каждом из вас есть своя
             «изюминка», которая чем-то делает вас непохожими на остальных
             людей. Очень важно не потерять эту индивидуальность,  чтобы с вами
             было интересно, чтобы о вас долго помнили после расставания,
             чтобы с вами хотели общаться
                          Классный час
                            «Мы такие разные»
                                                                            
Участники: учащиеся 7 класса.
Цели: 1.Способствовать изучению индивидуальных способностей учащихся, их интересов
           2.Формировать ценностные отношения к жизни, к людям, к себе.
           3.Воспитывать чувство толерантности к окружающим людям и уважения  их
              индивидуальности.
 
Подготовительная работа.
   До классного часа проводится анкета «Я и мои особенности».
                                                          АНКЕТА (примерный вариант)
1. Любимое занятие в свободное время.
2. Какие книги вы любите читать?
3. Какие фильмы вы предпочитаете смотреть?
4. Какой подарок вы хотели бы получить на день рождения?
5. Какие подарки вы обычно дарите близким, друзьям на праздники?
6. Как, по вашему мнению, лучше всего поздравить друга с днем рождения?
7. Любите ли вы животных? Какие животные есть у вас дома?
8. ……
 
Ход классного часа.
1. Вступительная часть.
2. Игра «Узнай меня».
3. Отрицательные и положительные качества личности.
4. Индивидуальность человека.
5. Подведение итогов классного часа.
 
1.Вступительное слово классного руководителя.
 
   Каждый человек – индивидуальность. Все мы не похожи друг на друга. У каждого из нас свои интересы, привычки, пристрастия, любимые занятия. Каждый человек обладает индивидуальным набором человеческих качеств, который, порой, делает его очень непохожим на других . Про таких людей говорят – он яркая индивидуальность.
   Не все в людях нам нравиться. Порою, поведение, привычки, реакции на что–то других людей нас выбивают из равновесия, а иногда даже раздражают. Но мы должны научиться быть терпимыми к окружающим, уважать индивидуальность каждого человека вокруг нас.
   Хорошо ли мы знаем друг друга? Иногда, долго общаясь друг с другом, проводя в школе вместе много времени, мы не знаем человека по-настоящему. Сегодня мы попробуем в этом разобраться, взглянуть на знакомых уже нам одноклассников более внимательно.
  
азе есть КАЖДЫЙ! Взгляните что написали о Вас!1Классный час Тема: Мы все такие разные, этим и прекрасны мы Задачи: 1) Учить ребят проявлять позитивное восприятие друг друга, видеть хорошее в каждом человеке. 2) Развивать умение проявлять положительные эмоции, эмпатию,потребность в общении друг с другом. 3)Воспитывать доброжелательность, умение поддерживать другдруга, дружить. Ход классного часа I. Вступительное слово учителя В руках учитель держит фотографию своего класса. В руках держу я фотографию. В моем альбоме она всегда. Чуть пожелтевшая, немного мятая, Но как же мне она дорога! Здесь на фото мои одноклассники, Те, с кем детство делила я. Встреча с ними всегда очень радостна И волнительна для меня. Дорогие мои ребята! Сколько лет прошло, но всегда Встреча с вами — желанный праздник. Есть что вспомнить нам с вами, друзья! Ребята! Это стихотворение я посвятила своим одноклассникам, с которыми я встречаюсь насколько возможно часто. Какое это счастье, видеть всех тех, с кем сидел за одной партой, дышал одним воздухом, делил бутерброд и делился своими бедами. Видимо, поэтому даже в Интернете появился новый сайт odnoklassniki.ru, в передаче «Жди меня» очень много рассказывается о том, как люди ищут и находят своих одноклассников. Вопросы учащимся: •  Как выдумаете, ребята, почему людям хочется встретиться со своими одноклассниками? •  Совсем недавно вы тоже стали одноклассниками. Какие чувства вы испытываете, когда встречаете своих одноклассников в городе, на пороге школы, в своем доме? Почему? •  Каким нужно быть человеком, чтобы одноклассники хотели с тобой встречаться не только во время учебы, но и после окончания школы? II. Чтение рассказа «Доброта»