Метод проектов в преподавании английского языка



Статья в методический журнал
«Метод проекта»
Нужен ли он в преподавании иностранного языка?
учитель МОУ Коменская СОШ»
Ли Наталья Павловна
с. Кома
2012 г.
Современные дети – это уже не чистый лист, на который наносятся знания. К ним так много информации поступает отовсюду! Учитель уже не является всезнающим оракулом. Но дети зачастую не умеют превращать информацию в знания. Обилие информации не приводит и к системности знаний. Их необходимо научить ранжировать, выделять главное, находить связи и структурировать информацию. Научить надо и целенаправленному поиску информации, поисковой деятельности. Возникает новая для образования проблема: подготовить человека, умеющего находить и извлекать необходимую ему информацию в условиях ее обилия, усваивать ее в виде новых знаний. То есть речь идет о формировании информационной компетенции. В настоящий момент для решения этой проблемы предпочтение отдается «методу проектов».
Проектная методика хорошо себя зарекомендовала и при реализации личностно-ориентированного подхода в процессе обучения иностранному языку. Метод проектов позволяет превратить уроки английского языка, особенно в старших классах, в дискуссионный, проводимый в нестандартной форме, исследовательский клуб, в котором действительно решаются интересные, практически значимые и доступные учащимся проблемы. Применение на уроках метода проектирования создаёт основу для автономного учения, в ходе которого ученик овладевает целым рядом важнейших умений узкого учебного и широкого специального характера:
осознавать свои потребности и цели;
планировать свой учебный процесс;
отбирать необходимые материалы, способы и приёмы учения,
пользоваться различными видами учебных материалов;
осмысливать и обсуждать ход и результаты, собственный стиль учения;
взаимодействовать с учителем и одноклассниками и пр.
Как показывает практика, использование проектной методики в обучении способствует повышению эффективности овладения иностранным языком, учащиеся демонстрируют более высокую степень вовлечённости в учебный процесс. Такая организация работы является средством мотивации учащихся, обретением ими радости познания, средством повышения результативности их учебного труда, особенно на среднем и старшем этапах, когда учащиеся в какой-то мере утрачивают интерес к предмету и веру в успех. Работа над проектом – процесс творческий. Учитель вместе с учащимися занимается сначала поиском разрешения проблемы, личностно-значимой для них. Это требует от учащегося самостоятельного переноса знаний, навыков и умений в новый контекст их использования. Следовательно, у учащихся развивается креативная компетенция как показатель коммуникативного владения иностранным языком. В ходе выполнения проекта ученик активен, он проявляет творческий интерес и не является пассивным исполнителем воли учителя. Проектная работа позволяет исключить формальный характер изучения учащимися языка (по принципу “Надо знать”) и активизирует их взаимодействие для достижения практического результата.
Проект принципиально меняет функциональные обязанности ученика и учителя. Учащийся активно участвует в выборе, организации и конструировании содержания проекта, а учитель выступает в роли консультанта, помощника. Проектная методика является также и исследовательским методом. Овладевая культурой проектирования, школьник приучается творчески мыслить, самостоятельно планируя свои действия, прогнозируя возможные варианты решения стоящих перед ним задач. В курсе иностранного языка метод проекта может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме, поскольку отбор тематики проводится с учётом практической значимости для ученика («Человек и его окружение», «Моя школа», «Моя страна», «Мой город» и т.д.). Метод проектов вызывает интерес у школьников, способствует повышению мотивации, развитию творческой активности и самостоятельности, навыков исследовательской работы. А для этого важно, чтобы ученик был главным действующим лицом на уроке, чувствовал себя комфортно, принимал активное участие в обсуждении темы урока. А роль учителя – стать организатором общения, помощником и речевым партнёром учащегося. Условия для творческого развития и самоактуализации ученика создаются с помощью личностно-ориентированных технологией с гуманистической и психотерапевтической направленностью. Принцип аутентичности, ситуативно-игровую подачу материала, проектную методику можно реализовать, применяя в обучении различные учебники и учебные пособия. Безусловно, работа над проектом требует колоссальной затраты времени и сил как со стороны учеников, так и со стороны учителя. Организатору проекта необходимо составить подробный план проведения работы, так как метод проекта предполагает соблюдение определённого алгоритма и сочетания различных видов деятельности. Таким образом, на разных этапах осуществления проекта выполняется соответствующий элемент проектной деятельности. Создание проекта проходит следующие этапы:
Подготовительный этап, включающий в себя работу над темой цикла, планирование проекта в рамках тем программы, выдвижение идей учителем, обсуждение темы учащимися, выдвижение ими своих идей, аргументирование своего мнения.
Формирование творческих микрогрупп, включающий в себя распределение заданий между членами группы.
Работа над планом проекта, состоящая из практической деятельности учащихся, обсуждение способа оформления проекта, документирование проекта.
Завершающий этап – представление проекта всей группе, подведение итогов выполнения работы (обсуждение результатов, выставление оценок).
Важным этапом является этап практического использования результатов проекта в качестве наглядных пособий, докладов на других примерах. Во время защиты проекта учащиеся демонстрируют уровень владения иностранным языком, представляется ясная картина, чему ученик научился при изучении данной темы.
Суть проектной деятельности при изучении иностранного языка – это, прежде всего, коммуникативная деятельность, включённая в другие виды деятельности. Но не следует увлекаться этой методикой, а стараться эффективно использовать её при обобщении и повторении пройденной темы.
Конечно, обучение методом проектирования не всегда имеет только плюсы. Сложность представляет оценивание работы, т.к. оценивается не объём освоенной информации, а её применение в процессе достижения цели. По этой причине важен алгоритм оценивания работы, что для учителя важнее, исследовательская или творческая деятельности. Как видим, данная педагогическая технология требует значительных ресурсных затрат (времени, материалов, информационных источников, консультантов и пр.), не всегда предсказуем ожидаемый результат. Причем, обнаружив объективные причины затруднений, следует подумать о том, как избежать их в будущем, а при удачной реализации целенаправленно поработать на успешный конечный результат.
Таким образом, проект – это пять «П»: Проблема - Проектирование - Поиск информации - Продукт – Презентация - Портфолио. Этот метод применим не только там, где присутствует высокая мотивация к учению. Результат мы можем увидеть и на «малоуспешных» учащихся. Пусть их защита и не блестяща, но для ребёнка это индивидуальное продвижение к успеху, достижение которого надо поддерживать.
Применение проектной методики обеспечивает наиболее успешное усвоение информации, возможность реального общения на изучаемом языке, позволяет разнообразить не только учебную деятельность обучаемого, но и педагогическую деятельность обучающего, причём обеспечиваются оптимальные условия для демонстрации речевых умений, т. к. учащиеся поставлены в условия, когда они вынуждены пользоваться языком, как средством извлечения информации и как средством общения.