Статья Применение интерактивных плакатов на современном этапе образования


ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ПЛАКАТОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Мурашкина С.В.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Яковлевская средняя общеобразовательная школа
Яковлевского района Белгородской области», п. Яковлево Белгородской области
В нашу повседневную жизнь уже прочно и навсегда вошли компьютерные технологии. И это вполне оправдано, ведь XXI век – век информационных технологий. Вносит ли современная жизнь в стремительно изменяющемся обществе свои коррективы в образовательный процесс? Да, и еще раз – да!
Учитель, приходя сегодня в класс, задает себе целый ряд вопросов: "Как обычный урок сделать необычным, как рутинный материал представить интересным, как с современными детьми говорить на современном языке?" Задачей любого педагога становится поиск новых методов, приемов, средств, которые помогли бы обучающимся осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности немалый объем информации.
В современном обществе стало очевидным то, что необходимо управлять не самой личностью, а процессом ее развития. Основные методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения. Интерактивные технологии все больше и больше завоевывают сферу образования и это неслучайно. Учебные плакаты стали интерактивными и представляют более широкие возможности для организации учебного процесса.
Плакат — это наглядное изображение, которое может быть использовано в самых различных целях: реклама, агитация, обучение и т. п. Важно то, что плакат по своей сути — это средство предоставления информации, то есть основная его функция — демонстрация материала.
Интерактивный плакат – электронное образовательное средство нового типа, имеющее интерактивную навигацию, которая позволяет отобразить необходимую информацию: графику, текст, звук. Таким образом, обеспечивается высокий уровень задействования информационных каналов восприятия, наглядности учебного процесса, варьирование уровня погружения в тему. Интерактивные электронные плакаты являются современным многофункциональным средством обучения и предоставляют более широкие возможности для организации учебного процесса. Это своего рода укрупнённая дидактическая единица, дидактический многомерный инструмент, где обеспечивается многоуровневая работа с определённым объёмом информации на всех этапах: изучение нового материала, закрепление, систематизация и обобщение, контроль за качеством усвоения полученных знаний.
Целью создания интерактивного плаката является способность информационно-коммуникационной системы активно и разнообразно реагировать на действия пользователя. Интерактивность обеспечивается за счет использования различных интерактивных элементов: гиперссылок, кнопок перехода, областей текстового или цифрового ввода и т. д.
В ходе разработки интерактивных плакатов следует помнить, что он должен реагировать на действия пользователя, предоставляя ему тот или другой фрагмент информации: текстовой, звуковой или графической. Интерактивный плакат можно реализовать в различных компьютерных средах, но наиболее приемлемой является среда Power Point.
Элементами интерактивного плаката могут быть:
- создание режима «скрытого изображения» (есть возможность включения и выключения разъясняющей информации);
- опорный конспект с иллюстрациями;
- многоуровневый задачник;
- подборка видеофрагментов, иллюстраций, анимаций, интерактивных рисунков;
- конструктор (инструмент, который позволяет учителю и ученику делать пометки, записи, чертежи поверх учебного материала).
Но главным условием должно стать объединение всех этих составляющих в единое целое, а именно: одна тема, один раздел и т. д. Структурно интерактивный плакат состоит из плаката первого плана и ряда подчиненных ему сцен, он обеспечивает создание целостно усваиваемой единицы информации. Поэтому учащиеся могут одновременно изучать взаимно обратные действия и операции, сравнивать противоположные понятия, рассматривая их одновременно, сопоставлять родственные и аналогичные понятия, сопоставлять этапы работы над упражнением, способы решения и т. д. Применение интерактивного плаката помогает принципиально изменить деятельность учителя и учащихся на уроках.
Работа по созданию и применению интерактивного плаката – одно из условий высокого уровня самостоятельной деятельности, она позволяет: развить познавательный интерес обучающихся к тому или иному учебному предмету,   повысить концентрацию внимания,   увеличить темп урока и подачи учебной информации, излагать материал в более доступной и интересной форме, увеличить объем изучаемой информации. Таким образом, интерактивные плакаты являются отличным подспорьем как преподавателю в процессе проведения занятия, так и обучаемым в процессе самообучения. Интерактивный плакат может использоваться в течение нескольких уроков. Интерактивный плакат прост в использовании, а ясный визуальный материал имеет большое преимущество над другими продуктами и средствами обучения, обеспечивая высокий уровень наглядности учебного процесса. Интерактивный плакат создается с учетом возрастных особенностей учащихся. Учебный материал в нем представлен в виде логически завершенных отдельных фрагментов, что позволяет педагогу конструировать свои уроки согласно поставленных задач. Все это способствует лучшему усвоению материала, повышению качества знаний обучающихся.
Преимуществами интерактивного плаката являются:
• высокая интерактивность – диалог между преподавателем и учащимся посредством данной программы (новый метод работы на занятии);
• простота в использовании – интерактивный плакат не требует инсталляций, имеет простой и понятный интерфейс;
• богатый визуальный материал - яркие анимации явлений и процессов, фотографии и иллюстрации, что дает преимущество над другими продуктами и средствами обучения;
• групповой и индивидуальный подход - позволяет организовать работу как со всей группой (использование на интерактивной доске), так и с каждым отдельным учащимся (работа за персональным компьютером);
• учебный материал программ представлен в виде логически завершенных отдельных фрагментов, что позволяет преподавателю конструировать занятия в соответствии со своими задачами.
Интерактивный плакат можно использовать на уроках и во внеурочной деятельности, он дает возможность организовать разные формы работы и применяться в различных образовательных системах в полном спектре учебных предметов.
Итак, эффективность использования интерактивных плакатов на современном этапе образования бесспорна. Систематическое использование данного цифрового образовательного ресурса позволит преподавателю вовлечь учащихся в процесс получения новых знаний, повысить их познавательную активность. А за счет использования различных мультимедиа и 3D-объектов добиться максимальной наглядности информации.