Педсовет на тему: “Актуальность проблемы духовно – нравственного воспитания на современном этапе”


Тема доклада: “Актуальность проблемы духовно – нравственного воспитания на современном этапе”.
Научить человека быть счастливым — нельзя,
но воспитать его так,
чтобы он был счастливым, можно. /Макаренко А.С./
Уважаемые коллеги! Проблема, вынесенная нами сегодня на общее обсуждение педагогического совета, актуальна и своевременна, она является стержневой в развитии и становлении личности, определяет гуманистическую направленность всего воспитательного процесса. Она актуальна, современна и в социальном плане и в плане реализации Программы развития школы.
В настоящее время действительно налицо утрата духовной ориентации в обществе. И от этого страдает в первую очередь молодое поколение, дети. В этих обстоятельствах особенно ясной становится роль школы как гаранта мира и общественной нравственности.
Сегодня, когда обществу требуется человек с возросшим чувством собственного достоинства, раскрепощённый, с высоким уровнем самосознания, педагогический коллектив обозначил приоритетной проблему духовно – нравственного воспитания.
И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Сегодня подрастающее поколение часто обвиняют в бездуховности, агрессивности, поэтому проблема духовно-нравственного воспитания так актуальна и выбор данной проблемы не был случайным.
Сегодня на нашем педагогическом совете мы решили осветить вопросы нравственного воспитания школьников как с теоретической, так и с практической точки зрения, попытаться найти новые приёмы, формы и методы работы по данному направлению воспитательной деятельности, проанализировать, насколько эффективно работают уже используемые нами воспитательные технологии.
Цели данного педсовета: выявление и определение педагогических позиций по проблеме духовно – нравственного развития современного школьника; корректировка подходов и технологий духовно – нравственного воспитания учащихся.
Время поставило нас перед необходимостью скорректировать, а в чём – то пересмотреть свои педагогические позиции, внести изменения в содержание и формы работы со школьниками в связи с обострением духовно – нравственной атмосферы в обществе. Мы стараемся сохранить и возродить в нашей школе то хорошее в воспитательной деятельности, что было создано за прошлые годы. Классные руководители работают над систематическим изучением детского коллектива и каждого школьника в отдельности. У каждого классного руководителя имеется социальный паспорт класса, проводятся диагностики, анкетирования учащихся, что позволяет педагогам скорректировать свою работу в направлении духовно – нравственного воспитания. Хотелось бы ознакомить вас с результатами анкетирования учащихся школы на определение уровня воспитанности.
Цель: определение уровня воспитанности учащихся 1-4 классов.
Результаты проверки:
, которая была проведена классными руководителями 1-4 классов в ноябре 2013г. (см. Рисунок 1).

Рисунок 1 - Уровень духовно – нравственного развития личности учащихся 1-4 классов на начало 2013-2014 учебный год.
Проанализировав результаты гистограммы можно сделать вывод, что из всех обучающихся в 1-4 классах детей по набранным баллам на первом месте по уровню духовно – нравственного развития личности стоят учащиеся 1 класса (средний балл – 4,5), далее за ними следуют учащиеся 4 класса (средний балл – 4,3), далее учащиеся 3 класса (средний балл – 3,8).
И на последнем месте - учащиеся 2 класса (средний балл – 3,3)
Уровень 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
Высокий 10 учащихся Выше среднего 11 учащихся 6 учащихся 17 учащихся
Средний 2 учащихся 6 учащихся
Ниже среднего 19 учащихся 16 учащихся 2 учащихся
Низкий При обобщении результатов диагностики по классам выделились приоритетные характеристики личности учащихся:
Готовность прийти на помощь
Трудолюбие
Забота о младших
Физическая активность
Любовь к Родине
Уважение к старшим
Позитивное отношение к своей национальности
Дружелюбие
Интерес к родной культуре

Также выделились и проблемные характеристики личности учащихся:
Терпимость
Культура речи, общение
Умение быть благодарным
Коллективизм
Школьный патриотизм
Ответственность за порученное дело
Активность в учебе
Творческая направленность
Трудолюбие
Нравственность поступков
Таким образом, по полученным результатам диагностики видно, какие качества личности учащихся выпадают из «индивидуальной нормы» и каким будет направление воспитательной работы в течение учебного года.
При диагностике уровня духовно – нравственного развития личности учащихся, выделилось 37 учащихся (40%), имеющих проблемы в личностном развитии. Здесь выделяется ряд причин данного явления, и, прежде всего это – недостаточная широта и глубина использования воспитательного (нравственного) потенциала урока; направленность педагогического процесса на формирование опыта духовной жизни не только учеников, но и учителей; низкая качественно-продуктивная сторона классной внеурочной воспитательной деятельности; бессистемная работа социально-психологического сопровождения воспитанников, имеющих проблемы в личностном развитии.
Рекомендации:
Учителям 1-4 классов необходимо спланировать и провести в течение года социально - психологические, воспитательные мероприятия, целью которых будет формирование
Терпимости
Культуры речи, общения
Умения быть благодарным
Коллективизма
Школьного патриотизма
Ответственности за порученное дело
Активности в учебе
Творческой направленности
Трудолюбия
Нравственности поступков
Заключение по результатам отслеживания
уровня воспитанности учащихся
Время проведения: ноябрь 2013г.
Цель: Выявление уровня воспитанности учащихся и выработка стратегии и условий нравственно-духовного воспитания подростков, подготовка учащихся к самостоятельной жизни.
Обследовано: 225 человек (уч-ся 5-11 кл.)
Метод: ориентировочная минимальная диагностическая программа изучения проявления формирующегося нравственного деятельно-волевого характера подростка.
Критерием уровня воспитанности уч-ся является уровень осведомленности о содержании следующих ценностей:
Патриотизм
Любовь к родной природе
Аккуратность
Настойчивость в достижении цели
Творчество и успех во внеурочных делах
Товарищество
Доброжелательность
Забота о своем здоровье
Сила воли.
В качестве метода исследования использовался опросник ценностных отношений учащихся различных возрастных категорий. В среднем и старшем звене использовался опросник из 12 критериев.
Результаты диагностики:
5кл. -83%
6кл. - 68%
7кл. - 69%
8кл. - 78%
9кл. - 89%
10кл. - 75%
11кл. - 77%
Вывод: Учащиеся 5-11кл. показали высокий уровень воспитанности, что соответствует требованиям соц. запроса. Подобное исследование способствует к побуждению учащихся к самоанализу, самоопределению, самовоспитанию воли и характера. Позволяет в перспективе каждому учащемуся работать над личностным ростом. Педагогам необходимо обеспечить реальную педагогическую поддержку каждому человеку. Развитие самосознания происходит по мере установления сознания ребенка, связи между поступком и качествами своей личности. Путь установления этих связей происходит через качественную характеристику детьми своих поступков, осознанию особенности своей личности, своих качеств.
Юношеский возраст - это возраст самоопределения. В этом возрасте выделяются потребности в выработке собственных оценочных суждений, стремление к самостоятельности и самосовершенствованию. В тоже время у ряда молодых людей наблюдается гражданский инфантилизм, неподготовленность к труду, безответственность, потребительское отношение к жизни.
Изучение и анализ воспитанности школьников позволяет:
Конкретизировать цели воспитательной работы.
Дифференцированно подойти к уч-ся с разным уровнем воспитанности.
Обеспечить индивидуальный подход к личности каждого учащегося.
Обосновать выбор содержания и методы воспитания.
Соотнести промежуточный результат с первоначально зафиксированным.
Выделить близкие и более отдаленные результаты воспитательной системы.
Задачи: Продолжить работу по повышению уровня воспитательной среды в школе и поддержанию воспитанности на высоком уровне. Создать условия, направленные на формирование у учащихся стремления к здоровому образу жизни, осознанному отношению к учебной деятельности; условия, необходимые для воспитания чувства прекрасного, для приобщения к культурным и эстетическим ценностям, для развития чувства патриотизма, осознания гражданских прав и обязанностей.
Колоссальные потенциальные возможности для нравственного влияния на школьников имеет учебный материал, особенно по литературе и истории. В нём содержится большое количество морально-этических суждений. На уроках преподаватель напрямую выводит учеников на осмысление отношений к человеку и обществу. На уроках литературы можно показывать взаимосвязь этики и художественного творчества. Духовное воспитание школьника может происходить на любом уроке. Сильное влияние на нравственное развитие школьников в процессе обучения оказывает личность педагога. В сознании ребенка откладываются поведение учителя, его жесты, манера одеваться, разговаривать; характер общения с ним, с другими учащимися, при различных обстоятельствах; как он держится с коллегами, как реагирует на удачи и неудачи одноклассников. Учитель требует от учащихся аккуратности, дисциплины, выполнения ими своих обязанностей. И от того, насколько требовательным, последовательным окажется учитель, будет зависеть и результат. При умелой организации и учебной, и внеучебной деятельности у учащихся формируются основы нравственного поведения, духовной культуры.
Технология развития чувства «педагогической любви»
1.Постараться понять, что они - дети, потому и ведут себя как обычные дети.
2. Постараться принять ребенка таким, каков он есть на самом деле - с "плюсами" и "минусами.
3. Возможно более полно узнать, почему он стал "таким", и постараться "выработать" в себе понимание, сострадание и сочувствие к ребенку.
4. Найти позитивное в личности ребенка, выразить ему доверие, постараться включить его в общую деятельность (с заранее прогнозируемой позитивной оценкой).
5. Установить личный контакт с помощью средств невербального общения, создавать "ситуации успеха", оказывать ребенку позитивную словесную поддержку.
6. Не упустить момент словесного или эмоционального отклика с его стороны, принять действенное участие в проблемах и трудностях ребенка.
7. Не стесняться проявлять свою любовь к детям, открыто откликаться на проявление ответной любви, закреплять дружеский, сердечный, искренний тон в практике повседневного общения.
Сегодня на первое место встаёт вопрос и в гуманизации воспитательного процесса. Конечной целью гуманистического воспитания является сформированная у человека потребность и способность к самовоспитанию и саморазвитию. Человек, способный ко всему этому, в идеале должен обладать следующими качествами: это свободная, гуманная, духовная, творческая и практическая личность.
Чтобы воспитать такую личность, следует соблюдать основные принципы, идеи гуманистического воспитания:
Личностный подход – признание личности ребёнка высшей социальной ценностью, принятие его таким, каким он есть, отсутствие попытки переделать его,
Гуманизация межличностных отношений предполагает отношение к ребёнку, терпимое отношение к его мнению, доброту и понимание. Авторитарность, грубость, насилие над ребёнком губят воспитательный процесс и ребёнка как личность. В школе должно быть как меньше страха. Страх, чувство вины, чувство незаслуженного стыда – всё это тормозит развитие ребёнка.
Деятельный подход в воспитании: ребёнок не готовится в школе к будущей жизни – он уже живёт реальной, сегодняшней жизнью. И ему нужна интересная, отвечающая его способностям и особенностям деятельность: здоровая, трудовая, благотворительная, творческая, досуговая.
Средовый подход – школа не может оградить детей от негативных влияний среды, но в состоянии включить в деятельность детей заботы и проблемы социума, ближайшего окружения. В этом смысле семья займёт особое место и требует особого внимания.
Культурологический подход обеспечивает режим наибольшего благоприятствования учащимся в приобщении к культуре, в формировании эстетического вкуса, иммунитета против низкопробной духовной продукции.
Дифференциация воспитания предполагает отбор содержания, форм и методов воспитания, учёт специфических позиций детей и взрослых в воспитательном процессе, учёт их этнических, религиозных, исторических, культурологических условий, признание уникальной неповторимости участников воспитательного процесса.
Целостный подход: воспитание и обучение являются равноправными и взаимодействующими компонентами.
Комплексный подход предполагает воспитание и развитие каких – либо качеств ребёнка в комплексе, а не по очереди. Нужно так организовать деятельность учащегося, чтобы в ней человек раскрывался с разных сторон и развивал все свои личностные качества.
Перечисленные выше принципы составляют основу воспитательной системы. Неполным будет моё выступление, если не скажу о роли психолога и социального педагога в данном направлении работы. Школа может успешно выполнять свои воспитательные функции лишь при условии систематического изучения каждого школьника. В связи с этим психология должна стать одной из важнейших областей педагогических знаний. Именно психолог и социальный педагог – это первые помощники классного руководителя в решении многих вопросов, в возможности разработки индивидуальных вариантов воспитания и развития школьников. Только в такой совместной деятельности произойдёт реальная гуманизация воспитательного процесса.
Нам есть над чем работать и многое у нас уже получается. Как мы должны построить свою работу, что мы должны делать и уже делаем, какие формы, приёмы и методы работы применяют наши педагоги на уроках, во внеурочной деятельности. Своими наработками в направлении духовно – нравственного воспитания сегодня делятся наши коллеги. Слово предоставляется классному руководителю 11 класса Аракбиновой Е.В.
Путь к вершине нравственности начинается с отношения к человеку. Долг начинается с умения чувствовать рядом с собой другого человека, понимать другого человека, согласовывать свои поступки с его человеческим достоинством. Азбука нравственной культуры учащихся заключается в том, чтобы он, встретившись с человеком, мог почувствовать, что у того не спокойно на сердце, что тот переживает глубоко затаённое горе. Нравственная воспитанность заключается в том, что человек стремится делать добро и не может делать зла. Отзывчивость, человечность могут быть воспитаны тогда, когда ребёнок что-то или кого – то “приручает”, что-то одухотворит, во что-то вложит свою душу. Высшая духовность человека проявляется тогда, когда он чувствует желание принести радость другому человеку и в этом найти радость для себя. Развивается такое нравственное отношение постепенно. Начинается оно с заботы ребёнка о цветах, вещах, о живом и живущих, потом – это забота о людях. И хочется закончить словами В.А.Сухомлинского “Руководить нравственным воспитанием – это значит создавать тот моральный тонус школьной жизни, который выражается в том, что каждый воспитанник о ком – то заботится, о ком-то печётся и беспокоится, кому-то отдаёт своё сердце”.
Решение педагогического совета:
Одобрить систему работы педагогического коллектива по изучению личности учащихся.
Классным руководителям сформировать пакет документов по проблеме духовно – нравственного воспитания (дневники наблюдений учащихся “группы риска”, банк данных родительских ресурсов, методические материалы для проведения классных часов, родительских собраний), рекомендовать его к использованию в последующие годы в процессе воспитательной работы и презентовать свой опыт работы на семинарах, м.о. классных руководителей, педсоветах.
Каждому учителю определить свои эффективные методы и приёмы духовно – нравственного воспитания средствами своего предмета и обобщить опыт работы на методических объединениях, педсоветах.
Рекомендовать на 2014-2015 учебный год преподавание курса «Я-гражданин» в рамках внеурочной деятельности в начальной школе.
Запланировать открытие кабинета ОРКСЭ.