Проектная деятельность в начальной школе как метод реализации развивающего обучения в современном образовании.


Проектная деятельность в начальной школе как метод реализации развивающего обучения в современном образовании.
Важнейшая задача современного образования – всестороннее развитие личности каждого ученика. Вопросы повышения качества обученности и уровня воспитанности личности учащегося были и остаются приоритетами в современной практике начальной школы.
«Развивающее обучение» предполагает соотношение обучения и развития, в результате которого формируется готовность школьника к самосовершенствованию и самовоспитанию. Поэтому одна из главных задач современной начальной школы- создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка и формирование его активной позиции.
Структура развивающего обучения представляет собой цепь усложняющихся предметных задач, которые вызывают у школьника потребность в овладении специальными знаниями и навыками, в создании новой, не имеющей аналога в его опыте схемы решения, новых способов действия.
Знания, навыки и умения, свойства и качества личности выступают и как продукт деятельности, и как условие дальнейшей деятельности ученика, в ходе которой происходит его развитие.
Решением таких современных педагогических задач является использование проектной технологии. Проектный метод обучения предполагает процесс разработки и создания проекта. В основе метода развитие познавательных интересов учащихся, умение самостоятельно выстраивать логическую цепочку суждений, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление.
Основой использования проектной деятельности служат идеи развивающего обучения и проектирования, разработанные Л.С.Выготским, Д. Б.Элькониным, В.В.Давыдовым, Н.Ф.Виноградовой, Л.Е. Журовой, М.Б.Романовской, А.И.Савенковым.
Эффективность метода в начальной школе выражается в повышенной учебной мотивации, в снижении тревожности ученика, в способности переносить полученные знания в новые условия.
В связи с развитием творческого мышления и самостоятельности младших школьников в проектной деятельности повышается уровень обученности по всем предметам. Осознание учащимися своих мотивов в учебной деятельности позволяет им лучше понимать, оценивать и принимать учебные задачи. Определять цель работы на уроке и во внеурочное время.
В результате обучения через проектную деятельность: стимулируется творчество и самостоятельность, потребность в самореализации, самовыражении; выводится процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир; реализуется принцип сотрудничества учащихся и взрослых.
Одним из эффективных путей развития творческих способностей учащегося является самостоятельная исследовательская деятельность ребенка.
При построении проектной деятельности учащихся учитель должен помнить, что он расширяет и преобразует познавательные интересы детей, управляет процессом учения, выстраивает субъект – субъектные отношения с обучающимися. Субъектный характер обучения проявляется на всех этапах проекта. При этом руководящая роль учителя скрыта для ученика, а ведущими методами становятся совместные поиски «истины». А это стимулирует учителя к постоянному профессиональному самосовершенствованию.
Из личного опыта:
Результатом проекта « 9 мая» ученика 2 класса является презентация, поделка и выученный наизусть стих (16 строф) о Великой Отечественной Войне.
Проект « Священная война», в котором принимали участие два ученика 2 класса. Они собрали и оформили информацию о родственниках, принимавших участие в Великой Отечественной Войне.
Уроки литературного чтения 3 класс « Лирические стихотворения Пушкина» - проект-альбом, где дети делились своими впечатлениями о прочитанных стихах( проза, рисунок, строки из стихотворений, защита-презентация альбома).