«Агитбригада, как форма пропаганды безопасности дорожного движения и предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма»


«Агитбригада, как форма пропаганды безопасности дорожного движения и предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма»

Каретникова Светлана Александровна, педагог дополнительного образования
МБУ ДО «Дом детского творчества № 4», город Новокузнецк
Происшествия на дорогах – это всегда боль! Боль для самих пострадавших и невыносимые переживания для их родных и близких. Особенно страшно, когда в ДТП попадают дети. На сегодняшний день главной причиной любой аварии на дороге является человеческий фактор. И именно поэтому особенно актуально воспитывать в детях ответственность.
Важно научить детей любить и ценить жизнь, а вместе с этим к детям придет внимательность и осторожность, и потребность соблюдать Правила. Как призыв, для ребят звучат такие слова:
«Помни, что ты не один на планете:
Ты – чья-то дочь, ты чей-то сын.
Поэтому, будьте внимательны, дети,
Когда вы с дорогой один на один!
Мы приобщаем ребят к пропаганде безопасности дорожного движения, а они в свою очередь несут знания в ребячьи массы: выступают на школьных линейках, в лагерях отдыха и детских садах.
Агитбригада – это одна из самых ярких, запоминающихся и эффективных форм пропаганды безопасности дорожного движения отрядов ЮИД.
Сколько здесь можно воплотить интересных замыслов, находок, «изюминок» на такую, казалось бы, скучную тему, как Правила дорожного движения.
В правильно подготовленных, грамотно поставленных агитвыступлениях – большая сила! Актуальность, злободневность, острота языка, сатира и юмор, столкновение негатива и позитива – все это имеет воспитательный характер. Именно поэтому предлагаю некоторые практические советы по подготовке агитбригад, адресованных дошкольникам.
На протяжении многих лет в Заводском районе города Новокузнецка, проводится традиционный конкурс «Учим дошколят ПДД». В ходе подготовки к данному конкурсу руководители школьных отрядов, составляют специальные сценарии для выступлений в детских садах для дошкольников.
Не случайно в составе жюри этого конкурса присутствуют старшие воспитатели дошкольных учреждений, которые сразу же после выступлений комментируют все важные моменты в сценариях, указывают на то, что можно использовать, а чего нельзя допускать в сценариях для дошколят, какие слова или предложения изменить и сделать более доступными и понятными.
Формы такой агитбригады могут быть различные это агитконцерт, агитобозрение, агитплакат, спектакль, агитреклама, мюзикл или сказка, кукольный театр.
Но что может быть более понятным дошколятам, чем сказка? В такой форме агитки дети лучше запоминают и усваивают правила.
Готовя сказку для малышей, обязательно следует учитывать возраст детей, которым адресуется представление, доступность предлагаемого материала, точность излагаемой информации и необходимый объем знаний для данного возраста.
Главное не допустить фактических ошибок при обучении дошкольников ПДД. Так, например, внимание следует обратить на используемые понятия и термины, изъятые из ПДД.
Например: улица – вместо дорога;
- машина – вместо автомобиль, автобус, троллейбус и т.д.;
- мостовая – вместо проезжая часть;
- постовой – вместо регулировщик или инспектор ДПС.
- ни в коем случае нельзя допускать таких грубейших ошибок, как: обходи трамвай спереди, а автобус сзади.
Иногда в выступлениях ребят допускаются такие ошибки: при переходе улицы посмотри налево, а дойдя до середины – посмотри направо! Нужно посмотреть налево, направо и еще раз налево. В ПДД не существует такого понятия, как «островок безопасности». Есть разделительная полоса для водителей. И стоять ребенку маленькому посередине проезжей части очень опасно. Нужно рассчитать путь так, чтобы перейти всю проезжую часть, а это значит, дорога должна хорошо просматриваться в обе стороны, пешеход должен убедиться в безопасности и только на начало зеленого сигнала начинать переход, постоянно контролируя ситуацию.
И по старой, укоренившейся привычке дети в своих выступлениях используют из старых стихов такие слова: «красный – стой, желтый – жди, а зеленый свет – иди!» Правильно ли это? Нет! Трехсигнальный светофор для водителей и мы не должны вносить путаницу. Мы работаем с двухсигнальным светофором и не даем конкретной рекомендации: «Зеленый - в путь иди». Зеленый сигнал, только разрешает движение, но прежде, чем выйти на проезжую часть, необходимо убедиться в том, что все автомобили остановились, тем самым обеспечив себе безопасность.
Хочу сказать еще о том, что в выступлениях юидовцами часто бесполезно используются нужные и ненужные дорожные знаки. Ребята просто держат в руках знаки, о которых не говорят, и непонятно какую функцию они выполняют в выступлении. Или для обучения дошкольников, используются знаки, ненужные на данном этапе обучения малышей, например, знаки для водителей (обгон запрещен, шлагбаум, дикие животные, и т.д.).
Для детей дошкольного возраста пока необходимо знать: назначение и отличие двухсигнального и трехсигнального светофоров, пешеходный переход наземный, подземный, надземный, необходимые дорожные знаки.. Главное для будущих пешеходов отработать безопасный переход проезжей части, правильное безопасное поведение в роли пассажира.Главной целью любого выступления агитбригады отряда ЮИД, является обучение детей ПДД, и формирование человека безопасного типа. Именно поэтому я и остановилась на основных ошибках, которых не должно быть при написании сценария для обучения дошколят.
Исходя из своей многолетней практики, хочу сказать, что сценарии для дошколят стараюсь писать, по мотивам нашей родной литературы и народного творчества. Например, выбирая основу сюжета для сценария, просматриваю авторские произведения для детей, мультфильмы. Затем на основе выбранных героев пишу сценарий, используя некоторые узнаваемые реплики из произведений или мультфильмов, но стараюсь их перефразировать согласно теме выступления. Никогда не беру за основу современные зарубежные мультики. Это принципиально! Я считаю, что детей нужно учить на нашей родной литературе и нашем родном народном творчестве, тем самым воспитывая не только законопослушного пешехода, но и патриота своей страны.
Приведу вам некоторые названия своих сказок для дошколят, с которыми ребята моих агитбригад всегда получали первые места – это «Приключения Винни Пуха, Пятачка и Ослика Иа», «Фрекен Бок, Малыш и Карлсон поступают в ЮИД», «Сказка о царе Балбесе и Иване - автомобилисте», «Приключения Незнайки на проезжей части », «Буратино в стране Светофории», «Семеро козлят и ПДД», «Сказка о Лисе и ее друзьях», «Новейшие приключения бременских музыкантов, Маши и Медведя» и др.
Главное в подготовке выступления для малышей - это яркость, музыкальность и артистичность исполнения актеров, а в данном случае ЮИДовцы - это актеры! И, самое важное – это точность и безошибочность подаваемого материала. И, конечно, тесная связь с ГИБДД, от которой мы ждем и получаем рекомендации, советы и одобрения.
Прежде, чем представить агитбригаду маленькому зрителю, мы долго работаем над речью (дикцией и интонационной выразительностью) артистов, чтобы она была четкой, понятной. Для этого мы проводим минутки разминок: проговариваем скороговорки, делаем специальные упражнения для подготовки артикуляционного аппарата. Затем работаем над текстом, чтобы он не звучал просто в красивом ритме, а был близок чтецу и, чтобы читающий глубоко понимал значение текста для правильной подачи.
Далее занимаемся расстановкой ребят, разводим на мизансцены. Учим двигаться, работать с мимикой, жестами и над характером героя. Если это песня или общие слова, которые говорятся хором, то добиваемся синхронности, точности.
Важно подобрать удачные, красивые костюмы, в которых дети будут себя чувствовать комфортно. Недопустимо выпускать на сцену артистов небрежно и не по теме одетых, в огромных не по размеру костюмах, лохматых, в уличной обуви. Увы, такое мы иногда наблюдаем со стороны на конкурсах.
Участвуя в агитбригадах и соревнованиях, юидовцы выбирают и будущую профессию, формируют в себе основы грамотного, культурного поведения на дороге в будущем.
Мы не одиноки в своей деятельности. У нас есть надежное плечо. Мы вместе: ГИБДД, ЮИД, педагоги и родители стремимся к одной благородной цели – сохранению жизни юного поколения!
Будем и дальше действовать в тесном сотрудничестве ради жизни, ради безопасного будущего новых поколений!
Литература
Федеральный Закон «О безопасности дорожного движения» от 30.12.2001 года № 196–Ф3.
Р.Ю.Запрудская «Правила дорожного движения Российской Федерации» со всеми изменениями на 1 сентября 2015 года. Москва. Издательство АСТ. Омега-П, 2015.
Методические рекомендации по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в общеобразовательных школах. Москва -1998 год.
Горбина Е.В., Михайлова М.А. Здравствуй, сказка! Здравствуй, песня! Музыкальные спектакли для малышей. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2003.
Чащина С. Формирование у детей правил безопасного поведения на дорогах через игровую деятельность. 2001.
Газета «Добрая дорога детства» 2005,2006,2008г.
Интернет Портал innfourok.ru/material.html?mid=26142