План-конспект урока ОРКСЭ Модуль «Основы православной культуры» по теме «Зачем творить добро?»


МБОУ Дубровская СОШ им. Н.П.Сергеенко Суражского района Брянской области
План-конспект урока ОРКСЭ
Модуль «Основы православной культуры»
по теме «Зачем творить добро?»
4 класс
Разработала: учитель нач.кл. высшей категории
Значкова Татьяна Степановна
2014-2015 уч.г.
Тема урока: «Зачем творить добро?»
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Цель урока: помочь учащимся осмыслить нравственные христианские основы добра; сформировать понимание того, что творить добро –  духовная радость.
 Задачи урока:
Образовательные: формировать представления обучающихся о причинах, побуждающих христиан совершать доброРазвивающие: понять, почему отказ от своих желаний (самоотверженность)может приносить духовную радостьВоспитывающие: воспитывать стремление детей совершать добрые поступки, жить в ладу со своей совестью.Формирование УУД:Личностные УУД: оценивать жизненные ситуации с точки зрения христианских ценностей; самостоятельно объяснять свои чувства, возникающие в результате просмотра видеосюжетов, обсуждения, наблюденияРегулятивные УУД: определять тему, цель урока, ориентироваться в учебнике, работать со словарем, работать по плану, делать выводыПознавательные УУД: перерабатывать информацию, находить ответы на вопросы, самостоятельно определять значение новых слов, готовить сообщения к уроку.Коммуникативные: оформлять свою мысль устно и письменно, слушать и понимать речь других, умение работать в паре, договариваться,общаться
Ход урока
Организационный момент
Подвод к теме урока
- Что такое духовный мир человека?
Задание для групп.
- Каждая группа имеет на столе конверт с заданиями.
- Возьмите задание №1 (работа с текстом)
Вам надо прочесть текст на этом листочке. Обсудить её и подготовить несколько вопросов по её содержанию.
Христианская притча « Копейка.»
(слайд 2.)
Шёл по дороге паренёк. Смотрит – копейка лежит. – Что ж, - подумал он, - и копейка – деньги!» Взял её и положил в кошель. И стал дальше думать: «А что бы я сделал, если бы нашёл тысячу рублей?
- Предположите дальнейшее развитие событий.
Купил бы подарки отцу с матерью!» Только подумал так, чувствует – кошель потяжелел. Поглядел в него – а там тысяча рублей. – «Странное дело! – Подивился паренёк – Была копейка, а теперь в кошеле тысяча рублей! А что бы я сделал, если бы нашёл десять тысяч рублей?
- Предположите дальнейшее развитие событий.
Купил бы корову и поил бы молоком отца с матерью!» и быстро посмотрел в кошель, а там - десять тысяч рублей! – «Чудеса! – Порадовался паренёк. – А что бы я сделал, если бы сто тысяч рублей нашёл? Купил бы дом, взял бы себе жену и поселил бы в новом доме отца с матерью!» И снова посмотрел в кошель – точно: лежат сто тысяч рублей! Закрыл паренёк свой кошель.
- Предположите дальнейшее развитие событий.
И тут раздумье его взяло: «Может, не забирать в новый дом отца с матерью? Вдруг они моей жене не понравятся? Пускай в старом доме живут. И корову держать хлопотно, лучше козу куплю. И подарков много не стану покупать, мне самому кое – какую одежонку нужно справить!» И чувствует паренёк, что кошель – то лёгкий – прелёгкий! Быстренько раскрыл его, глядь: а там всего одна копейка лежит, одна – одинёшенька …
Симеон Афонский. Восхождение к небу.
- Как вы думаете почему так заканчивается эта притча?
Самостоятельная работа в группах.
(Чтение текстов, обсуждение)
Беседа по прочитанной притче.
- Составьте словесный портрет паренька в начале произведения,
в конце произведения.
- Что произошло? Почему паренёк изменил своё решение?
- Почему это произошло? Что послужило тому причиной?
- Назовите качества паренька в начале и в конце притчи.
- Как вы думаете, ребята, почему мы начали наш урок именно с этого произведения?
- Зачем творить добро?
Вывод.
- Какой можно сделать вывод из этой притчи? Обоснуйте своё мнение.(слайд 3)
Сообщение темы и целей урока.
Работа по теме урока.
Работа в группах.
- Возьмите задание №2. Прочитайте и обсудите текст.
Христианская притча «Пуговица» (слайд 4)
Жил один человек и жил не очень хорошо, путано. Решил взяться за ум, делать добрые дела, спасти душу. Делал их, делал, а особенного изменения к лучшему в себе не замечал. Как – то шёл по улице, видит – у одной старушки пуговица с пальто оборвалась, упала на землю. Увидел, думает: «Да чего там! Пуговиц у неё ещё хватит. Не поднимать же! Ерунда какая!» Но всё-таки кряхтя поднял пуговицу. Догнал старушку, отдал пуговицу и забыл об этом. Потом он умер и видит – весы: слева – его зло лежит, тянет вниз, а справа – ничего нет, пусто! И зло перетягивает! «Эх, - говорит себе человек. – и здесь не повезло!» Смотрит, - ангелы пуговицу кладут … И чаша с добрыми делами перевесила.
Вопрос:- Как вы думаете, почему пуговица оказалась такой тяжёлой?
– «Неужели одна эта пуговица все мои злые дела перетянула? – Удивился человек. – Сколько добрых дел я сделал, а их и не видно!» И услышал, как ангел говорит ему: «Из – за того, что ты гордился своими добрыми делами, они и пропали! А вот именно этой пуговицы, о которой ты забыл, хватило, чтобы ты от гибели спасся!»
Симеон Афонский. Восхождение к небу.
Беседа по содержанию.
- Почему особенного изменения к лучшему в себе не замечал человек?
- Почему человек делал добрые дела, а их не видно было на весах?
- Почему человек не хотел поднять пуговицу?
- Почему зло на весах перетягивало добро?
- Почему от одной маленькой пуговицы чаша с добрыми делами перевесила?
Вывод.
- Какие дела действительно являются добрыми?
- Какого человека можно назвать добрым? Каковы основные качества доброго человека? Назовите.
Работа в группах.
- Возьмите карточку с №3. Прочитайте и обсудите.
Есть ли в тебе любовь?
Чтобы тебе испытать себя, любишь ли ты ближнего своего по Евангелию, обрати на себя внимание в то время, когда люди обижают тебя, ругают, смеются над тобою, или не отдают должного, принятого в общении почтения, или когда подчинённые погрешают против службы и бывают неисправны. Если ты в это время спокоен, не исполняешься духом вражды, ненависти, нетерпения, если продолжаешь любить этих людей так же, как и прежде, до их обид, неисправности, то ты любишь ближнего по Евангелию, а если раздражаешься, сердишься, смущаешься, то не любишь.
«Если любите любящих вас, какая вам за то благодарность?»
Праведный Иоанн Кронштадтский
Работа по учебнику.
Чтение материла учебника. Стр.68
«Золотое правило этики – «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». Но у христиан есть особые причины для того, чтобы не быть эгоистами.
Первая причина – благодарность за подвиг Христа.
Древняя легенда рассказывает, как апостол Пётр пришёл в Рим. Его рассказы о Христе восхитили многие сердца. А кого – то, напротив, возмутили. Среди последних оказался император Рима – Нерон. И вдруг в городе начался сильнейший пожар (64 – й г. от Рождества Христова). Возможно, сам Нерон поджёг свой город. Но публично он заявил, что поджигателями были христиане. Их стали арестовывать и казнить.
Пётр решил покинуть Рим. И вот когда он выходил из Рима, на дороге ему встретился странник, который, напротив, спешил в дымящуюся столицу. Их взгляды встретились – и Пётр узнал Христа…
Поражённый, Пётр спрашивает: «Куда Ты идёшь, Господи?» Христос же ответил ему: «Я иду в Рим, чтобы там умереть ещё раз». И Пётр содрогнулся. Однажды он уже отрекался от своего Учителя. Теперь же выходит так, что он бросает ещё и своих учеников. Пётр решил вернуться к своим воспитанникам и в минуту тяжких преследований уберечь их от трусости и предательства, поддержать их и словом и примером …
Христос говорил, что Он «не для того пришёл, чтобы Ему служили, но чтобы послужить». И пояснил, что если кто хочет быть Ему благодарным за Его жертву, то пусть он сам будет добр к людям.
Подражая жертве Христа, Его ученики стремились меньше думать о себе, отвергая порой даже явные опасности. Такое состояние человека называют САМООТВЕРЖЕННОСТЬ. (слайд 5)
Однако в православии слова «святой» и «хороший, любящий, самоотверженный человек» не считаются полными синонимами.
СВЯТОЙ – такой добрый человек, в сердце которого родился духовный опыт. (слайд 6)
У религиозных людей бывают необычные внутренние переживания духовной радости. И это ещё одна причина, по которой христиане стремятся творить добро.
Может быть у человека было лишь несколько минут такой радости. Но их бывает достаточно, чтобы повернуть всю жизнь. Ведь теперь ему стало очевидно, от чего предостерегают заповеди и что они хотят подарить ему. Об этом – древняя церковная притча»
Чтение притчи про дикаря и царя. Стр.69
Беседа по содержанию прочитанного.
- Зачем же творить добро? Теперь вы сможете ответить себе на этот вопрос?
(Обсуждения в группах, ответы ребят)
Закрепление нового материала. (Слайд 7). Чтение стихотворения «Камушки», беседа по содержанию. Пословицы о добре. (слайд 8)
Рефлексия. (слайды 9,10,11,12,13)
Итог урока.(слайды 14,15,16)
Домашнее задание: составить свою притчу.