Конспект урока ОРКСЭ (модуль Основы православной культуры, 4 класс)



Тема урока: Милосердие и сострадание
Задачи урока:
* формирование понимания, каким должен быть настоящий человек в современном обществе, его моральные и духовные ценности;
* дать знания о том, как православие учит милосердию, состраданию и помощи людям;
* учить работать с учебным текстом, выделять главные мысли, ключевые слова;
* учить структурировать полученные знания, писать конспект;
* Учить связно, грамотно, культурно излагать своё мнение по заданной теме; выслушивать и принимать точки зрения одноклассников, находить общий язык при работе в парах, коллективном обсуждении.

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка рассказа.
Основные термины и понятия: милосердие, взаимопомощь, сострадание, взаимопонимание
Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, экран, презентация по теме, карточки с разрезанными пословицами, толковые словари В.И.Даля, Ожегова, словарь синонимов русского языка, выставка детских книг по теме, инвентарь к инсценировке сказки В.Катаева «Цветик-семицветик»
Ход урока
Организационное начало урока. Приветствие.
Работа по новой теме (слайд с эпиграфом)
- Эпиграфом нашего урока послужат слова Св. Иоанна Кронштадского : Милосердие и сострадание – это те главные ориентиры, соотнося с которыми свою жизнь, человек сможет сохранить не только себя как личность, но воссоздать на земле Царствие Божие, мир добра, красоты и справедливости.
- Что такое милосердие? От каких слов произошло это слово? (ответы детей). Работа в группах со словарями.
(Слайд на экране) По определению В. И. Даля, это “сердце-болие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, жалостливость, мягкосердечность". МИЛОСЕРДИЕ, -я, ср. Готовность помочь кому-н. или простить кого-н. из сострадания, человеколюбия. Проявить м. Взывать к чьему-н. милосердию. Общество ""М."". Действовать без милосердия (жестоко). * Сестра милосердия - женщина, ухаживающая за больными, ранеными.
- какие синонимы вы нашли в словаре к слову «милосердие»? (милосердие сострадание, сердобольность, сострадательность, жалость, сердоболие)
– К кому мы проявляем милосердие?
– Кому нужна наша забота?
– Как вы понимаете взаимопомощь? Страдание? Сострадание? (со-страдание, со-чувствие, со-дружество)
- Что понимаем под милосердием?
- Где можно научиться милосердию? Кто помогает вам?
Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья. Стараясь о счастье других, мы находим своё собственное счастье.
В наше бурное время такие чувства, как милосердие и сострадание многим кажутся пережитком старины. Попрание нравственных законов привело к тому, что чувства эти забыты.
Послушайте, как о своем понятии милосердия говорит ребенок: ( читает ученица)

Милосердие в моем понимании – Это ласка, любовь, сострадание. Это - маме усталой помочь Это - бабушку навестить. И обиду свою превозмочь, И того, кто обидел - простить. Это - птичек и кошек кормить. И цветы на окне поливать. Всё живое на свете любить, И жалеть, и ценить, и прощать.
-В каких произведениях вы встречались с проявлением милосердия и сострадания? (В.Катаев «Цветик-семицветик», рассказы В.Осеевой и др.)
Посмотрите отрывок из сказки В.Катаева «Цветик-семицветик» (инсценировка окончания сказки подготовленными учениками)
Беседа по сценке.
-Хорошо ли поступила девочка Женя? (да)
- Что можно сказать о девочке? (добрая, щедрая)
- Почему вы решили, что девочка Женя добрая?( она не пожалела последний лепесток ради здоровья Вити).
-Подберите вместо слова добрая другое слово. ( милосердная).

Встреча с добрым самарянином. С. 42-43
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА С ТЕКСТОМ.
Ребята, сейчас мы встретимся с добрым самарянином.
Прочитаем Притчу о добром самарянине с. 42-43
С. 42 (со слов однажды и до конца страницы )
В тексте нам встретятся незнакомые слова и выражения. Познакомимся с ними, а поможет нам в этом наш путеводитель. (Дети читают слова и их значение в путеводителе)
СЛОВАРНАЯ РАБОТА (Слайд на экране)
Притча- рассказ с нравоучением.
Самаряне- жители одной местности в Палестине. Живут в Наблусе и Холоне; численность ок. 400 человек.
Заповедь- правило жизни.
Жить достойно- жить по заповедям Христа.
Возмездие- отплата за преступление, зло.
Ближний- всякий человек, который нуждается в помощи
Покаялся- признал свою вину.
Падший- нравственно разложившийся.
Душа- внутренний мир человека, его сознание.
Прощение- простить кого-либо
Читаем вслух притчу. ( Читает подготовленный ребенок)
БЕСЕДА ПО ПРОЧИТАННОМУ:
-Понравился вам самарянин? (да)
-Чем он вам понравился? ( он добрый, помог ближнему )
-Что означает притча? (Нужно помогать ближнему, независимо от цвета кожи).
-Назовите главную заповедь Христа. ( Люби ближнего, как самого себя)
ВЫБОРОЧНОЕ ЧТЕНИЕ И ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ:
Ребята, найдите в тексте ответы на вопросы:
-Кто такой ближний? (Ближний- всякий человек, который нуждается в помощи)
-А если человек виноват перед тобой, нужно ли человеку помогать в трудную минуту? (Надо забыть свои обиды и протянуть ему руку помощи)
-Зачитайте в тексте принцип по которому нельзя поступать ( Как ты ко мне, так и я к тебе). С.43
-Как будут жить люди на Земле, если будут придерживаться этого принципа. (начнутся войны, ссоры и горе).
-Что стоит выше ПРОЩЕНИЕ или ВОЗМЕЗДИЕ?( прощение стоит выше, чем возмездие).
Работа в группах: “Собери пословицу”.
В течение 3 минут вам нужно сложить пословицы (каждая пословица разрезана на две части, нужно соединить половины)

Учись доброму
добро и делай.

Истинное добро
добром и платят.

Сделаешь худо
не жди добра.

Добро желаешь
худое на ум не пойдёт

Добрый человек
добру и учит.

За добро
всегда просто.

Добро творить
– себя веселить.

Живи для людей,
поживут люди для тебя.

С добрым жить
хорошо.

Учись доброму
добро и делай.

Истинное добро
добром и платят.

Сделаешь худо
не жди добра.

Добро желаешь
худое на ум не пойдёт

Добрый человек
добру и учит.

За добро
всегда просто.

Добро творить
– себя веселить.

Живи для людей,
поживут люди для тебя.

С добрым жить
хорошо.



Рефлексия
Чтобы стать милосердным что нужно делать?
- любить ближних
-Учиться прощать врагов
-Подавать милостыню нуждающимся
Мне хочется, чтобы вы пронесли по жизни все эти лучшие качества: милосердие, любовь к ближнему, честность, которые сделают вас Добрыми людьми. В заключении хочется, чтобы вы, ребята, в своей жизни руководствовались следующим: (читает подготовленный ученик)

Если ближний замерз - согрей, Если он неодет - одень Если голоден - накорми Если жаждет он - напои. Если он скорбит - утешай, Заболеет он - навещай. Жизнь тебе Господь подарил, Для того, чтоб ты всех любил
Ребята, дома познакомьте родителей с темой нашей беседы и выполните вместе с ними задание
Задание: Мы уверены, что вокруг тебя есть немало добрых людей. Расскажи об одном из них вместе с родителями.

Спасибо вам за урок. Берегите себя и своих близких!








МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 33 СТАНИЦЫ УПОРНОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛАБИНСКИЙ РАЙОН КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ








КОНСПЕКТ УРОКА
ПО ОРКСЭ
«Милосердие и сострадание»

Начёвная Ольга Дементьевна











Ст.Упорная
2013г.










15