Конспект урока по основам православной культуры по теме Заповеди






Конспект открытого урока по ОРКСЭ
Основы православной культуры
4 класс

Урок №11 Тема: «ЗАПОВЕДИ»













Цель: познакомить учащихся с библейскими заповедями.
Задачи урока:
-образовательные:
знакомство учащихся с десятью заповедями Моисея;
-воспитательные:
формирование у учащихся представлений о законах и ценностях христианской морали;
-развивающие:
расширение кругозора учащихся;
способствование развитию у детей речи, живого образного мышления, самостоятельности суждений;
содействие развитию волевой сферы ребёнка: осознанности поведения и самоконтроля.
Оборудование:
ноутбук, проектор,
слайды, диск по курсу ОРКСЭ (православный модуль),
DVD c кинофильмом «Сотворение мира» (фрагмент),
раздаточный материал: объяснение слов «заповеди», «скрижали»,
текст с десятью заповедями, данными Богом Моисею;
тексты с рассказами из Библии;
итоговое задание «Проверь себя» (тесты, аналог задания с диска).
Основные понятия: заповедь, скрижали, Библия.





Ход урока
Слайд №1
Эмоциональный настрой
СЛАЙД № 2
Закройте глаза и представьте себе яркое, теплое солнышко. Пусть лучи его согреют Вас своим теплом. Представьте, что солнечный луч наполнил ваше сердце энергией доброты, нежности, и любви. Пошлите свет любви Вашим родным и друзьям. Улыбнитесь своим товарищам. Дарите радость людям, будьте сами источником света, добра и любви.

Повторение темы предыдущего урока.
Поговорим и вспомним, что такое совесть.
СЛАЙД №3, №4
3. Постановка проблемы урока.
Мы с вами живём в огромном, бесконечном мире. И вы уже знаете, что мир по-другому, называется – природа. Вы знаете, что у природы есть свои законы, то есть правила, по которым она живёт.
-Назовите, какие законы природы вы знаете?
( Например, смена времён года. В нашей местности зиму сменяет весна, весну лето и т.п., в жарких странах сезон засухи сменяет сезон дождей. Вы знаете, также, что существует круговорот воды в природе, что земля вращается вокруг солнца, и мы видим каждый день, что солнце всходит и заходит. И еще множество разных законов)
- А что будет, если эти законы нарушатся?
( Ученики высказывают предположения, фантазии о том, какие могут быть последствия. Общий вывод: мир ждёт разрушение и катастрофа. )
Человек – это часть природы. И у людей тоже есть свои законы, свои правила жизни.
Какие законы и правила жизни человека вы знаете?
(Правила для учащихся. Нормы Этикета. Законы страны.)
-Кто составляет эти законы?
(Государство, правительство, совет школы. Одним словом, люди)
-А вы знаете, как должны относиться друг к другу люди? (Надо относиться друг к другу с уважением, нельзя обижать друг друга, нельзя грубить, надо помогать друг другу и т.п.)
Многие философы в истории человечества формулировали правила, которые люди должны выполнять для того, чтобы в обществе был порядок.
-А знает ли кто-нибудь из вас законы, правила, о которых говорится в Библии, законы, которые были даны людям Богом?
-Как называются эти правила? (заповеди)
Вот об этих заповедях мы и будем говорить сегодня на уроке.
СЛАЙД № 5
4. Знакомство с темой урока «Заповеди».
-Откройте тетради и запишите тему.
-Теперь попробуем сформулировать цели, которые мы поставим перед собой на уроке.
СЛАЙД №6
5. Словарная работа:
Словари.
СЛАЙД № 7
- Ребята, а как вы понимаете слово «заповедь»? Что это такое? После ответов ребят учитель предлагает их вниманию определение из Библейского словаря В.П. Вихлянцева.
СЛАЙД №8
Обратимся к лексическому значению слова: заповедь
В толковом словаре С. И. Ожегова мы прочитаем:
СЛАЙД № 9, № 10
Запишите в тетрадь наиболее понравившееся вам определение.
6. Работа над темой урока.
---Словарная работа.
-А кто из вас знает, как люди получили от Бога заповеди?
Я предлагаю вам посмотреть мультфильм из серии «Истории Ветхого Завета».
В нем встретятся незнакомые слова.
СЛАЙД№11.
--- Просмотр фрагмента из кинофильма «Сотворение мира».
-Что нового вы узнали из этого мультфильма?
(Мы увидели, как люди получили от Бога закон через пророка Моисея).

В Библии говорится, что у великого пророка Моисея, видевшего, в каком рабстве находится народ, возникло огромное желание помочь ему освободиться.
СЛАЙД № 12.

По указанию Господа пророк Моисей освободил израильский народ из египетского плена и вывел в пустыню.
СЛАЙД № 13.

Здесь Моисей поднялся на дымящуюся гору Синай, чтобы там встретить Бога и получить от Него заповеди. Он пребывал там 40 дней и 40 ночей в посте и молитве.
СЛАЙД № 14.
Бог Сам начертал заповеди на каменных плитах, которые Моисей вынес из огня к народу. Итак, в Библии рассказывается, что Бог дал людям заповеди, чтобы оградить их от зла. Заповеди Моисея показывают людям, что есть ценности, через которые нельзя переступать!
СЛАЙД № 15.
О том, как люди получили от Бога закон через пророка Моисея, описывается в разной литературе. Например:

В моей первой библии так описываетсяПоказываю библию и
читаю из моей первой Библии
СЛАЙД №16.
А вот в библейских преданиях говорится так: Читаю.
СЛАЙД№17
- Ребята, как вы считаете, а зачем нужен закон? (Обсуждение).
(Законы устанавливают порядок в жизни людей)
- Сейчас мы с вами познакомимся поближе с законами, которые дал людям Бог через своего пророка Моисея?
СЛАЙД №18.
Первые четыре заповеди говорят об отношениях человека с Богом. Остальные касаются отношений людей между собой.

СЛАЙД № 19.
Вот об этих 6 заповедях мы и поговорим с вами сегодня подробней.

7. Исследовательская работа с текстом в учебнике.
(У вас на партах лежат карточки с заданиями. Внимательно их прочитайте и выполните задания по группам)
Для этого я вам предлагаю поработать с учебником на стр. 58,59,60.
Вы сидите по группам. Каждая должна прокомментировать одну из заповедей: объяснить, что означает данная заповедь и привести аргументы, подтверждающие её справедливость. В качестве аргументов можно использовать художественные произведения или реальные истории из личного опыта учеников.
(Дети читают учебник, обсуждают и представляют свои ответы классу)
10 минут. Затем дети выступают.

В ходе каждого выступления я буду демонстрировать соответствующую заповедь, а вы можете дополнять, приводя свои примеры.
Поговорим о заповедях отношений людей между собой.
СЛАЙДЫ №20-25.
Теперь поговорим о заповедях отношения человека с Богом
СЛАЙД № 26
Раздаю карточки с заповедями. Они перед глазами у детей.
- Для чего же служат заповеди людям?
(Заповеди Божии распространились по всему миру и стали нравственной нормой для всех людей)

- Можем ли мы сказать, что заповеди Моисея не утратили своего значения и сегодня? Нужны ли сейчас современному человеку данные?
(Нравственные законы важны для любого времени. В них Бог открыл свой замысел человеку и указал путь добродетельной жизни)
Вывод: Каждый христианин должен соблюдать заповеди, так как:
**Заповеди даны Богом**
**Они учат отличать добро от зла**
**Выполнение заповедей даёт человеку душевный покой, приближает его к Богу**
СЛАЙД №27.
8. Закрепление.
1)К какой заповеди может отнести эту историю? Обоснуйте свой ответ.
- Просмотр отрывка из мультфильма «Сказка о рыбаке и рыбке». (Диск).
- Почему золотая рыбка не стала исполнять все желания старухи?
- Как изменялся характер старухи в сказке?
Главное в жизни человека – быть в ладу со своей совестью. Надо уметь ее слышать и поступать по ее подсказкам, исправляя свои прошлые ошибки.
2.) А теперь проверим себя, как вы запомнили основные понятия!
СЛАЙД № 28.
3.) А теперь поработаем опять в группах. Вот задание.
Соотнеси пословицу и заповедь. На партах конверты. Возьмите и соотнесите, а потом проверим.
СЛАЙД № 29.
4.) Какую заповедь раскрывает эта басня? Обоснуйте свой ответ.
Задание на партах. Басня « Старый дед и внучек».
5.) Заполни таблицу: напишем качества человека
Заповеди
Человек, выполняющий заповеди. Какой он?
Человек, нарушающий заповеди. Какой он?

Почитай отца твоего и мать твою
заботливый
грубый

Не убий
добрый
жестокий

Не прелюбодействуй
верный
ненадежный

Не кради
бескорыстный
жадный

Не лги
честный
лживый

Не завидуй
радостный
завистливый





- Раздаю карточки с правильными ответами.
-А что же необходимо, чтобы стать заботливым, добрым, верным, бескорыстным, честным, радостным? (Жить по заповедям)
9. Итог урока.
-Обратимся к целям, которые мы поставили перед собой в начале урока.
-Сумели мы их достичь?
Заповеди, о которых мы говорили, регулируют отношения между людьми и теснейшим образом связаны с верой в Бога. Тогда отношения людей друг с другом обретают высший смысл, становясь абсолютным, непререкаемым законом. Ведь они – договор Бога с человеком!

Исполнение заповедей позволяет душе расти. Нарушение заповедей ведет к бессовестности. Душа теряет чувствительность и в этом смысле становится как мертвая. Заповеди повелевают: человек, не превращай всю свою жизнь только в поиск удовольствий для себя, раскрой свое сердце для других людей, будь милосердным. Чем лучше мы будем соблюдать законы человеческой жизни, тем больше будет добра и любви на земле. Если вы будете правильно себя вести, может быть, глядя на вас, будут также вести себя ваши друзья, знакомые, братья, сёстры и даже взрослые, а потом и ваши дети. Чем больше будет хороших людей, тем прекраснее будет мир.

Все эти заповеди можно свести к одной: «Люди, любите друг друга!»

СЛАЙД № 30

СЛАЙД №31.

















15