Мониторинг качества формирования УУД, критерии и способы оценки сформированности УУД у младших школьников.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа имени И.А.Пришкольника села Валдгейм»

















Выступление по теме:
Мониторинг качества формирования УУД, критерии и способы оценки сформированности УУД у младших школьников.









Подготовила:
учитель начальных классов
Гордон Л.В.











2015/2016 учебный год
Реализация программы мониторинга уровня сформированности УУД у младших школьников
С момента введения ФГОС ключевым стал вопрос, связанный с основной задачей новых образовательных стандартов - формирование универсальных учебных действий (УУД).
Поэтому, перед педагогом встала задача, найти ответы на следующие вопросы:
Что формировать? (таблица УУД по классам)
Как формировать? (рассмотрение отдельных умений и процесса их формирования)
Как отследить динамику процесса формирования УУД? (мониторинг)
Чтобы ответить на данные вопросы, необходимо, в первую очередь обратиться к понятию УУД
умение учиться, т.·е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
совокупность действий учащегося, обеспечивающих социальную компетентность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса, культурную идентичность и толерантность.

- Итак, давайте по порядку разберемся в данных вопросах.
Что формировать? (таблица УУД по классам)
Перечень показателей составлен на основе общего списка метапредметных универсальных учебных действий, содержащихся в ФГОС НОО.
Группа умений
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс


Регулятивные УУД
Умение планировать последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей


Умение оценивать результат выполнения учебного задания на основе различных критериев оценки



-
Умение самостоятельно осуществлять контроль выполнения учебного задания


-
-
Умение самостоятельно вносить необходимые дополнения и коррективы в учебные действие


-
-
Умение сохранить учебную цель, заданную учителем


-
-
-
Умение самостоятельно ставить новые учебные задачи


-
-
-
Умение определять наиболее эффективные способы достижения результата в соответствии с поставленной задачей и условиями ее решения


-
-
-
Умение осознавать способы действий, приведшие к успеху или неуспеху.

Познавательные УУД
Умение осуществлять логическое действие «анализ» с выделением существенных и несущественных признаков


Умение осуществлять логическое действие «синтез»


Умение осуществлять логическое действие «сравнение» по заданным признакам


Умение осуществлять логическое действие «классификация» по заданным критериям


Умение осуществлять логическое действие «обобщение»


Умение устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений


-
Умение строить простые умозаключения по аналогии


-
-
Умение подводить под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их обобщения (Отнесение к понятию)


-
-
-
Умение давать определение понятиям на основе начальных сведений о сущности и особенности объектов, процессов и явлений


-
-
Умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов /процессов для решения задач (Диаграммы и таблицы)


-
-
Умение строить простые рассуждения на основе подводящей информации (Индуктивное умозаключение)


-
-
-
Умение строить простые рассуждения на основе подводящей информации (дедуктивное умозаключение)


-
-
-
Умение находить существенные связи между межпредметными понятиями, систематизировать и обобщать понятия


-
-
Умение обобщить текстовую информацию и отнести ее содержание к известным понятиям, представлениям, точкам -зрения


-
-
-
Владение поисковыми и творческими способами решения учебных и практических проблем


-
-
Умение оценить информацию с точки зрения ее целесообразности в решении познавательной или коммуникативной задачи


Коммуникативные УУД

-

-
-

- Умение строить речевое высказывание в соответствии с задачами учебной коммуникации
– Умение формулировать точку зрения
– Умение задавать вопросы для получения от партнера по коммуникации необходимых сведений


-
-
Умение соотносить материальные и информационные ресурсы образовательной среды с предметным содержанием (использование информации)


-
-
-
Умение аргументировать свою точку зрения (в коммуникативной ситуации)


-
-
-
Умение определить общую цель и пути ее достижения


-
-
-
Умение ориентироваться на точку зрения других людей, отличную от своей собственной, в учебной коммуникации


-
-
-
Умение договариваться о распределении функций и ролей в различных видах совместной деятельности


-
-
-
Умение адекватно оценить поведение окружающих (на основе критериев, заданных взрослым) в ходе решения совместной учебной задачи


-
-
-
Умение адекватно оценить собственное поведение (на основе критериев, заданных взрослым) в ходе решения совместной учебной задачи

Общее число умений

8

13

19

32


Как формировать? (рассмотрение отдельных умений и процесса их формирования)
Развитие УУД – это процесс, причем довольно длительный. Освоение УУД встраивается в систему получения новых предметных знаний и нового социального опыта. На сложность самой задачи, связанной с освоением способа, накладываются ограничения, связанные с возрастными возможностями ребенка. Такими, например, как уровень развития его мышления, произвольности и т.д. Нельзя ожидать, что уже в 1 классе ребенок сможет оперировать метапредметными способами, легко встраивая их в разные учебные задачи. Также наивно предполагать, что это умение формируется одномоментно, в результате прямого объяснения и тренировки. Сначала ребенок усваивает предлагаемый учителем образец и постепенно учится различать в этом образце необязательные и важные элементы (условия). Одновременно ребенок начинает понимать, что этапы выполнения действия, заданные образцом, неслучайны, что при соблюдении порядка и иных важных требований он раз за разом приходит к правильному результату. То есть ученик выходит на понимание способа. Лишь овладев способом, научившись ориентироваться на его существенные стороны, усвоив слова, которые этот способ обозначают и описывают, ученик может сознательно встраивать его в учебную деятельность.

Значит, сначала надо научить детей планировать последовательность учебных действий на отдельных заданиях (составляем алгоритм или предлагаем готовый). Затем после выполнения, контролировать свои действия (после каждого этапа выполнения) и оценивать полученный результат (сличаем с образцом, по заранее установленным критериям). Можно пойти и другим путем: сначала выполняем и оцениваем результат. Если результат не соответствует заявленному образцу, следует вернуться к алгоритму и поэтапно осуществить контроль выполнения каждого этапа. Это необходимо делать для того, чтобы понять, какое действие (или его пропуск) привело к ошибке, несоответствию («Что не так? Почему?»). При осуществлении контроля ребенок обнаруживает ошибку, и теперь сможет внести необходимые коррективы и дополнения способ действия, а возможно и в план своих действий.
Поэтому необходимо помнить, что без планирования действий, дети не поймут, какой результат должен получиться. А, не зная конечного результата, нет смысла в таких действиях, как контроль и оценка.
Именно последовательность формирования у детей действий планирования, контроля и оценки и составляет структуру учебной деятельности.

Перед учителем стоит задача: помочь ребенку найти ответ не только на вопрос «что делать»?, но и научить «как делать?»
Давайте более подробно остановимся на некоторых умениях, которые подлежат формированию и мониторингу в начальной школе.

Регулятивные умения (планирование и оценка)
Планирование – это предварительное осмысление и составление системы последовательных действий, которые необходимы для достижения определенной цели (действия по алгоритму).
Из психологических и возрастных особенностей младших школьников следует, что даже во 2 классе мы можем лишь в первом приближении рассматривать умение ребенка самостоятельно планировать свои действия.
Предпосылкой формирования умения планировать свои учебные действия в соответствии с поставленной учителем задачей является умение ребенка работать по предложенному взрослым плану, выделять в плане этапы действий и их последовательность, выбирать способ получения результата и необходимый материал.
Педагог в ходе планирования чужой или своей деятельности помогает осознать этапы плана. Для этого он предлагает ответить на подводящие вопросы учителя, предлагаемые в следующей последовательности:
Что нам необходимо сделать? На какое знакомое задание это похоже?
В какой последовательности выполняется похожее задание?
Можно ли применить этот план для нового задания? Нужно ли вносить в него изменения?
Какие изменения необходимо внести?
В процессе данной работы ребенок постепенно учится:
Соотносить различные задания одного типа и алгоритм их выполнения;
Восстанавливать последовательность действий;
Определять, сохранена ли последовательность и точность действий при выполнении задания, аналогичного образцу;
Выбирать правильно материалы и инструменты, необходимые на том или ином этапе выполнения работы.
Оценивание - это сопоставление своих (чужих) действий или результатов деятельности с поставленной целью по заранее установленным критериям.
Ребенок в конце первого класса, опираясь на образец должен:
Оценивать аналогичную образцу работу;
Различать критерии «правильность» и «аккуратность»;
Находить ошибки при оценивании работы.
В ходе оценивания во 2 классе дети отвечают на подводящие вопросы учителя, предлагаемые в следующей последовательности:
Что нам нужно оценить?
Зачем мы это оцениваем?
На что необходимо обратить внимание при оценивании?

Критерии оценки различны, и зависят как от этапов урока, так и от вида задания.
Например, на этапе проверки домашнего задания можно оценить степень «самостоятельности», «правильности», «аккуратности». На этапе объяснения нового материала целесообразно использовать прогностическую оценку. После того, как ребята познакомились с новым заданием, им предлагается оценить свои возможности в его выполнении: поставить на полях тетради знак «+», «-», или «?». Далее работа выполняется, проверяется и сравнивается с образцом. Если ребёнок оценил себя знаком «+», и действительно не допустил ошибок, он обводит его кружком, у него оценка адекватная, он правильно оценил свою готовность к решению новой учебной задачи. Если результат работы не соответствует выбранной оценке, то значок обводится квадратом.  На этапе проверки усвоения знаний следует оценить степень понимания и умения. Здесь можно использовать шкалирование. После решения учебной задачи дети на полях чертят шкалы и оценивают себя по тем или иным критериям с помощью специального значка, например, того же крестика, по определённым критериям: П – правильность, Т – трудность.
При выполнении индивидуальных заданий можно использовать нумерацию на полях. Прочитав задание, ребята анализируют его и ставят на полях в тетрадях числа, соответствующие количеству этапов алгоритма. Выполняя поэтапно задания, они отмечают выполненные. Здесь сразу формируются несколько УУД: планирование, самооценка, самоконтроль – регулятивные; использование знаково-символических средств, осуществление анализа задания - познавательные. Важно, чтобы учитель, проверяя работу, показал своё отношение к самооценке ученика: можно обвести кружком крестик в правильном задании и зачеркнуть в неправильном, или придумать другие знаки, договорившись об этом с классом.  В конце урока с помощью знаков на полях дети могут оценить уровень своих знаний и умений по теме урока.  Если рассматривать виды заданий, то письменные работы можно оценивать по следующим критериям: аккуратность, грамотность, самостоятельность.
Критерии устных ответов усложняются в процессе обучения. Например, в 1и 2 классе достаточно оценить соответствие выступления теме, полноту, грамотность речи, выразительность (при чтении стихотворений). В 3 и 4 классах дети уже владеют целом набором умений работы с текстом, а, следовательно, добавляются такие критерии как использование дополнительных источников, наглядность, убедительность, использование примеров, доказательства, выводы. Каждый из критериев следует вводить только после того, когда ребенок владеет данным умением на уровне способа.
Умение самостоятельно осуществлять контроль выполнения учебного задания
Контроль - совокупность действий, направленных на проверку выполнения какой-либо задачи. Контроль осуществляется посредством сопоставления, сличения запланированного результата с эталонными требованиями и стандартами.
В ходе осуществления контроля сначала дети отвечают на подводящие вопросы учителя, предлагаемые в следующей последовательности:
Какой результат нужно проверить?
Что нужно учесть, чтобы понять, что задание выполнено?
С чем можно/нужно сравнить, чтобы ответить на вопрос: правильно выполнено задание или нет?
Есть ли ошибки? Если есть, то, как их можно исправить?

Познавательные универсальные учебные действия
4. Умение осуществлять логическое действие «анализ» с выделением существенных и несущественных признаков
Анализ - это мысленное разделение целостной структуры объекта на составные элементы в целях его познания. На этапе действия по образцу для учащихся 1-2 класса важно уметь выделять объект анализа, т.е. осознавать, что в данный момент изучается, что делится на части, какие составные части целого можно обнаружить.
В ходе осуществления анализа учащиеся отвечают на подводящие вопросы учителя, предлагаемые в следующей последовательности:
Что мы рассматриваем? Что необходимо найти?
Что учитываем при нахождении частей?
Какие части обнаружили?
К какому выводу пришли?
Умение осуществлять логическое действие «синтез» Синтез - соединение различных элементов или частей в единое целое.
Умение осуществлять логическое действие «синтез» неразрывно связано с логическим действием «анализ», так как при изучении объекта идет постоянное движение мысли от целого к его частям и от частей к целому. Для учащихся 1-2 класса важно при синтезе осознавать, что именно должно получиться при «сборке» частей (предложение, поговорка, предмет и др.) и какие части могут входить в это конкретное целое.
В ходе осуществления логического действия «синтез» учащиеся отвечают на подводящие вопросы учителя, предлагаемые в следующей последовательности:
Что мы составляем? Зачем?
Из каких частей мы собираем это?
Как правильно соединить части в целое?
6. Умение осуществлять логическое действие «сравнение» по заданным признакам
Сравнение - сопоставление свойств объектов в целях выявления их сходства и различий. На этапе представления об универсальном учебном действии «сравнение» учащимся 1-2 класса важно не только понимать смысл понятий «сходство» и «различие», но и осознавать, зачем в данном задании нужно сравнивать те или иные объекты.
В ходе осуществления логического действия «сравнение» учащиеся отвечают на подводящие вопросы учителя, предлагаемые в следующей последовательности:
1. Какие объекты мы сравниваем? Зачем?
Какие признаки необходимо учесть при сравнении, чтобы решить поставленную задачу?
Какой вывод можно сделать в результате сравнения?
7. Умение осуществлять логическое действие «классификация» по заданным критериям
Классификация - это деление совокупности объектов (свойств, явлений, процессов) по какому-либо признаку или признакам на группы.
Для развития умения осуществлять классификацию учащимся 1-2 класса важно не только знать и использовать в учебной деятельности естественную классификацию объектов, но и проводить искусственную классификацию, т.е. группировать множество предметов по самостоятельно найденным признакам на подгруппы.
В ходе осуществления логического действия «классификация» учащиеся отвечают на подводящие вопросы учителя, предлагаемые в следующей последовательности:
Что мы делим на группы? Зачем?
Какой признак надо учесть при делении на группы?
У каких объектов (предметов) можно обнаружить данный признак? Как можно назвать эту группу?
Какие объекты имеют другой признак? Как можно назвать эту группу?
Что мы узнали в ходе деления на группы множества объектов?
8. Умение осуществлять логическое действие «обобщение»
Обобщение - мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам. В ходе обобщения происходит движение от единичного, менее общего к более общему.
В ряде учебных ситуаций, с которыми сталкиваются дети в начальной школе, умение обобщать и умение классифицировать тесно связаны между собой. Однако это два различных умения, и учащимся 1-2 класса важно показать, что логическое действие «обобщение» имеет свою последовательность шагов.
В ходе его осуществления учащиеся отвечают на подводящие вопросы учителя, предлагаемые в следующей последовательности:
1. Какую группу объектов (предметов) нужно назвать? Зачем?
2. Какими общими свойствами обладают эти объекты (предметы)?
Что среди этих общих признаков самое важное для решения данной задачи?
Каким словом можно назвать эту группу?
9. Умение устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений
Установление причинно-следственной связи - это установление отношений между одним явлением (процессом, состоянием объекта) и другим. То, из-за чего событие произошло, называют причиной; то, что наблюдается как результат, следствием. Для учащихся 1-2 класса установление причинно-следственных отношений связано с поиском ответа на вопрос: почему, из-за чего произошло то или иное событие?
В ходе поиска причины и следствия учащиеся отвечают на подводящие вопросы учителя, предлагаемые в следующей последовательности:
1. Какие явления (события) мы изучаем? Что необходимо найти?
2. Какие из перечисленных явлений (событий) связаны между собой?
Что из них произошло раньше? (Это причина.)
Что из них произошло потом? (Это следствие.)
Какой вывод можно сделать?
Умение строить простые умозаключения по аналогии Умозаключение - это вывод из нескольких суждений, дающий нам новое знание о предметах и явлениях. Умозаключение по аналогии - это умозаключение от частного знания к частному. Сущность умозаключения по аналогии состоит в том, что на основании внешнего подобия предметов по одним признакам делается вывод о сходстве этих предметов и в других отношениях. Такие умозаключения - один из источников догадок, гипотез и предположений.
Чтобы помочь учащимся 2 класса построить умозаключения по аналогии, можно предложить им подводящие вопросы в следующей последовательности:
1. Какой незнакомый объект рассматриваем?
Что из ранее изученного похоже на этот объект?
О чем можно сделать вывод относительно нового объекта?
Чтобы сделать вывод, подумай: если у известного объекта есть определенные качества (свойства, признаки), то возможно и незнакомый объект обладает подобными качествами (свойствами, признаками).
Какой вывод на основании этого размышления можно сделать?
Коммуникативные универсальные учебные действия
11.Умение строить речевое высказывание в соответствии с задачами учебной коммуникации
Суть данного умения заключается в том, что в ситуации учебной коммуникации ребенок удерживает предмет обсуждения.
Ребенок, владеющий этим умением, может ответить на подводящие вопросы учителя, предлагаемые в следующей последовательности:
О чем сейчас говорят?
С какой целью?
Есть ли у тебя информация по обсуждаемому вопросу?
Что ты можешь сказать по этому поводу?
12. Умение формулировать точку зрения
Точка зрения - собственное представление о чем-либо, личная оценка происходящих событий или явлений.
Суть умения заключается в том, что ребенок понимает предмет обсуждения, определяет свое отношение к этому предмету и формулирует свою точку зрения. Это умение является предпосылкой более сложного умения - «аргументировать свою точку зрения».
Ребенок, владеющий этим умением, может ответить на подводящие вопросы учителя, предлагаемые в следующей последовательности:
Что сейчас обсуждается?
Зачем это обсуждается?
Что ты думаешь по этому поводу, как ты к этому относишься?
13. Умение задавать вопросы для получения от партнера по коммуникации необходимых сведений
Данное умение позволяет ребенку в ситуации учебной коммуникации удерживать предмет разговора и формулировать вопросы, позволяющие ему получить новую информацию либо уточнить (проверить) имеющуюся.
Ребенок, владеющий этим умением, может ответить на подводящие вопросы учителя, предлагаемые в следующей последовательности:
О чем идет речь?
Чего ты не знаешь и не понимаешь?
Что ты хочешь узнать об этом у другого человека?

Теперь рассмотрим процесс формирования данных умений на временном отрезке «начальная школа»
Развитие УУД в начальной школе - это процесс, проходящий в три основных этапа: выполнение по образцу, содержащему способ действия («Представление»), осуществление способа действия по его названию («Способ»), применение необходимого способа действия в контексте учебной задачи («Овладение УУД»).

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

В 1 и 2 классах необходимым и достаточным уровнем сформированности метапредметных УУД является первый уровень («Представление»), в 3 классе - второй уровень («Способ») и в 4 классе - третий уровень («Овладение УУД») для большинства учебных действий.
Данный уровень развития метапредметных УУД рассматривается как база для того или иного класса. Приращение в уровне сформированности УУД с 1 по 2 класс на уровне представления задается через увеличение числа операций с действием, которыми должен овладеть ученик.

Согласно требованиям ФГОС НОО, к концу четвертого класса необходимо сформировать на третьем уровне целый ряд метапредметных умений у детей. Для этого в течение всех лет обучения в начальной школе должна быть выстроена система работы по поэтапному формированию УУД от освоения способа через образец до встраивания осознанного способа в контекст конкретной учебной деятельности.
Обратите внимание на следующую таблицу. В данной таблице представлены этапы формирования РУУД
На первом этапе учитель сам ставит цель урока, осуществляет планирование и определение этапов урока, объясняет назначение конкретных заданий, которые учащимся предстоит выполнять самостоятельно, затем контролирует и оценивает их действия по заранее определенным критериям, проводит рефлексию способов действия, которые освоили учащиеся. Дети вместе с учителем проходят через ситуацию деятельности, но их самостоятельность минимальна - на этапе выполнения предложенного учителем действия.
На втором этапе учитель ставит цель урока, организует планирование и определение этапов урока, объясняет назначение конкретных заданий, но учащиеся не только самостоятельно их выполняют, но и осуществляют контроль и оценивание результата. Рефлексию действий, которые освоили учащиеся, проводит учитель.
На третьем этапе учащимся передается еще и этап планирования порядка действий в соответствии с целью, поставленной учителем на уроке. Целеполагание и рефлексия остаются за учителем.
На четвертом этапе учитель создает проблемную ситуацию, а учащиеся самостоятельно определяют на ее основе цель, порядок действий и осуществляют все следующие этапы учебной деятельности по разрешению проблемной ситуации.
В задачи начальной школы входит прохождение первых двух этапов, в ряде случаев при помощи учителя дети уже в 3-4 классах способны планировать этапы урока в соответствии с целью, но в полном объеме метапредметные УУД, связанные с планированием, целеполаганием и рефлексией учебной деятельности, развиваются уже в основной школе. Во всяком случае, эти УУД не могут быть предметом обязательного контроля и оценки у выпускников начальной школы. Не являются они и предметом мониторинга.

3. Как отследить динамику процесса формирования УУД? (мониторинг)

Мониторинг – это, прежде всего, инструмент, помогающий самому педагогу «настроить» учебный процесс на индивидуальные возможности каждого ученика, создать для него оптимальные  условия для достижения качественного образовательного результата.

Цель мониторинга уровня сформированности УУД: получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения.
Задачи мониторинга:
Отработка механизмов сбора информации об уровне сформированности УУД;
Выявление и анализ факторов, способствующих формированию УУД;
Апробация технологических карт и методик оценки уровня сформированности УУД;
Формирование банка методических материалов для организации и проведения мониторинга уровня сформированности УУД на ступени начального образования;
Обеспечение преемственности и единообразия в процедурах оценки качества результатов дошкольного и начального школьного образования в условиях внедрения ФГОС нового поколения;
Разработка и апробация системы критериев и показателей уровня сформированности УУД у обучающихся на начальной ступени образования.

Показатели мониторинга УУД - это конкретные умения познавательного, организационного или коммуникативного характера, которые можно измерить с помощью объективной диагностической процедуры. Об уровне сформированности того или иного УУД судят на основе измерения показателей. В качестве показателей мониторинга рассматриваются 34 умения.

Для диагностирования уровня сформированности УУД в 1-4 классах мы используем программу Федерального научно-методического центра им. Л.В. Занкова.
Федеральный научно-методический центр им. Л.В. Занкова и Центр психологического сопровождения образования «ТОЧКА ПСИ» совместно разрабатывают программу и инструмент для проведения комплексного психолого-педагогического мониторинга метапредметных УУД.
Уже разработаны две важнейшие процедуры отслеживания развития умений учащихся для 1 класса: диагностика «Школьный старт» и первый мониторинговый срез метапредметных УУД. А также измерительные инструменты для проведения мониторинга во 2 - 4 классах. Вместе они образуют единую систему отслеживания и оценки процесса развития УУД в начальной школе - «Учимся учиться и действовать».
Диагностика «Школьный старт» направлена на получение достоверной информации о готовности ребенка успешно обучаться и выходить на качественный образовательный результат 1 класса. Принципиально важная особенность этой диагностики состоит в том, что она определяет готовность не с точки зрения сформированности различных психических процессов, а с точки зрения уровня сформированности умений, важных для успешного начала обучения ребенка в 1 классе. Полученная информация помогает учителю точно определить задачи в адаптационный период:
1) создать психолого-педагогические предпосылки для развития универсальных учебных действий;
2) обеспечить эмоционально комфортную образовательную среду для каждого ребенка;
3) осуществить коррекцию форм и методов обучения класса в целом с учетом уровня готовности по отдельным блокам умений;
4) спланировать индивидуальную педагогическую работу с отдельными детьми и др.

Результаты диагностики «Школьный старт» играют важную роль и в анализе данных мониторинга метапредметных УУД, проводимого первый раз в апреле первого года обучения, задают определенную точку отсчета в понимании полученных результатов.
Диагностические мероприятия позволяют учителю выявить уровень сформированности важнейших УУД на каждом этапе обучения и определить педагогическую стратегию достижения каждым ребенком метапредметных образовательных результатов в соответствии с ФГОС НОО.
Программа открывает уникальные возможности для индивидуализации процесса обучения и достижения каждым ребенком высокого образовательного результата на основании системного, комплексного изучения его продвижения по образовательной траектории.
Как проводится мониторинг?
Мониторинг проводится один раз в конце учебного года (апрель) с 1 по 4 класс и позволяет отследить приращение в уровне сформированности метапредметных УУД начальной школы. Для его проведения разработана система специальных предметных заданий, оценивающих уровень сформированности того или иного универсального учебного действия. Для проведения мониторинга используются специальные индивидуальные рабочие тетради учащихся. Ребенок выполняет все задания в этих тетрадях под общим руководством учителя. Для проведения мониторинга и обработки полученных результатов разработаны методические рекомендации для учителя и электронные таблицы в программе Excel. (показать таблицу обработки данных мониторинга в программе Excel)
В полном объеме все 34 показателя изучаются и анализируются в мониторинге, начиная с 3 класса. В первом классе предметом мониторинга является сформированность 8 основных универсальных учебных действий. Во втором классе к этим 8 показателям присоединяется еще 5 новых и всего в мониторинге представлено 13 универсальных учебных действий. Базовым уровнем для их развития по-прежнему является уровень «представления». Важно подчеркнуть, что однажды войдя в число показателей мониторинга, то или иное универсальное учебное действие сохраняется в нем до конца начальной школы. В 3 и 4 классах изучаются все 34 показателя, но уже на уровне применения способа (3 класс) и овладения УУД (4 класс) соответственно. Присоединение целого ряда показателей только в 3 классе связано с тем, что эти учебные действия невозможно осуществлять на основе образца, без понимания сути осуществляемого способа, например, такое учебное действие как «подведение под понятие» и многие другие. Большинство регулятивных УУД будут вводиться и осваиваться учащимися сразу на уровне применения способа и встраивания этого способа в учебную деятельность. Работа над их формированием может быть начата уже в конце 1 класса, но измерению и оценке будет подлежать только в 3 классе.
В 1 и 2 классах универсальные учебные действия изучаются только на базовом уровне сформированности, в 3-м и 4-м - на базовом и повышенном.

Количество универсальных учебных действий и уровень их изучения в мониторинге 1-4 классов

Класс
Число показателей в мониторинге
Базовый уровень сформированности показателей
Повышенный уровень сформированности

1
8
«Представление»
Нет

2 класс
13
«Представление»
Нет

3 класс
34
«Способ»
Есть

4 класс
34
«Овладение УУД»
Есть

Базовый уровень предполагает, что сформированность универсальных учебных действий изучается на несложных в плане предметного содержания заданиях. От учащихся требуется умение самостоятельно читать инструкцию к заданию и выполнять его по предложенному образцу или способу. Все учащиеся должны справляться с заданиями базового уровня сложности. Если учащийся не справляется с заданием базового уровня, ему требуется специальная дополнительная помощь педагога.
Таким образом, количество показателей в мониторинге постепенно увеличивается, и от года к году повышается требование к базовому уровню сформированности каждого УУД.
В целом данная система показателей позволяет учителю не только отслеживать процесс достижения каждым учеником метапредметных образовательных результатов начальной школы, но и анализировать динамику этого процесса.

Важно отметить, что перечень УУД, подлежащих формированию в начальной школе, значительно шире. Не все умения, над развитием которых работает учитель в соответствии с программой формирования УУД, входят в мониторинг. Причин тому несколько.
1. Следует разумно ограничить по времени проведение мониторинга и не превращать апрель в месяц сплошной диагностики УУД в ущерб учебному процессу.
2. Не все УУД можно диагностировать с помощью конкретных заданий, некоторые требуют систематического отслеживания в процессе работы с детьми. Результаты педагогических наблюдений могут фиксироваться в портфолио ученика.
3. Многие УУД в начальной школе только начинают формироваться, и даже на конец 4 класса рано говорить о получении такого результата, который может подлежать контролю и оценке. Например, речь идет о таких умениях, как осуществлять дедуктивное рассуждение, определять понятия и др. Однако это не снимает с учителя начальной школы задачи по целенаправленному их формированию.
Педагогу, проводящему мониторинг и анализирующему его результаты, важно разбираться в сути каждого метапредметного умения, а также видеть, в каких учебных ситуациях оно проявляется. О чем мы говорили ранее.

В каждом УМК предлагается целая система заданий направленных на формирование УУД.
Например, работа с опорой на памятки, алгоритм – это развитие регулятивных УУД. Задания типа: сравни, продолжи ряд, выбери схему – это познавательные УУД и другие.


Что дает мониторинг?
Мониторинг метапредметных УУД – важная составная часть общей системы управления качеством образования как на уровне отдельного ребенка и класса, так и на уровне образовательного учреждения. Кроме того, мониторинг позволяет оценить эффективность педагогической деятельности по достижению образовательных результатов учащихся не только на момент окончания 4 класса, но и в процессе всех лет обучения.
Данные полученные в результате проведения мониторинговых срезов в конце второго, третьего и четвертого классов, в совокупности с результатами мониторинга первого класса позволят в полном объеме проследить и оценить динамику развития метапредметных УУД за все время обучения в начальной школе. Если эта динамика носит явно прогрессирующий характер, значит, для обучения и развития ребенка были созданы вполне комфортные условия.
Учебно-методический комплект «Учимся учиться и действовать» позволяет системно, профессионально и всесторонне изучать и корректировать результативность и качество образования каждого ребенка, что отвечает требованиям ФГОС НОО.
Программа мониторинга также отражает результаты работы педагога по формированию УУД на каждом этапе.
Подводя итог выше сказанному, можно сделать вывод, что формирование метапредметных умений - это длительный процесс, а ежегодное отслеживание развития и формирования УУД дает педагогу неоценимую помощь в построении целенаправленной и эффективной работы по достижению качества образования для каждого ребенка.

























Преемственность между дошкольным и начальным звеньями образования рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребенка. Непрерывное образование понимается как связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования для обеспечения преемственности в развитии ребенка.
Итогом освоения образовательной программы дошкольного образования будут интегративные качества ребенка. Такие как любознательность, активность, эмоциональная отзывчивость, способность решать интеллектуальные, личностные задачи и др.
Исходя из выше сказанного, на начальном этапе нам необходимо знать стартовые возможности ребят, поступивших в школу.
В начале сентября педагогом и психологом была проведена входная диагностика, которая состояла из двух частей: психологической готовности и стартовой готовности («Школьный старт»)
Обычно мы руководствуемся данными входной диагностики проводимой психологом школы.
Психологическая готовность - это взгляд на перспективы обучения ребенка, успешность или неуспешность с точки зрения различных параметров развития. С помощью специальных методик психолог оценил различные стороны такой готовности: мотивации, личной зрелости, уровня интеллектуального и сенсомоторного развития, сформированности произвольности и т. д.
Но учителя-практики часто сталкиваются с такой ситуацией, когда по всем показателям психологической готовности ребенок находится в рамках возрастной нормы, а учиться, осваивать учебный материал, общаться с другими детьми в учебных ситуациях ему очень трудно.
Поэтому для получения более объективной картины о готовности ребенка к школе педагог параллельно проводил диагностику стартовой готовности.
Стартовая готовность – это совокупность умений (то есть владение способами действий, мышления, общения), которые позволяют ребенку успешно осваивать учебный материал, подаваемый определенным образом, и включаться в образовательные ситуации, которые создает для него педагог. Это и есть способности метапредметного характера.
- Сравнительный анализ педагогической и психологической готовности ребенка к школьному обучению приведен в таблице:

Параметр для сравнения
Психологическая готовность
Стартовая готовность

1. Содержание понятия
Совокупность показателей развития, свидетельствующих о зрелости или незрелости основных психологических и психофизиологических процессов
Совокупность умений, свидетельствующих о наличии у ребенка возможности обучаться в специально создаваемых для этого образовательных ситуациях

2. Кем изучается и оценивается
Изучается и оценивается психологом
Изучается и оценивается педагогом на 2-3 неделе обучения

3. Направления использования результатов
Коррекционно-развивающая работа с ребенком. Рекомендации учителю по построению индивидуальной работы
Учет полученных данных при:
создании индивидуальной траектории развития каждого ребенка;
внесение корректировок в рабочую программу учителя;
проектировании темпа прохождения программы;
планировании уроков;
разработке индивидуальных занятий.


Из таблицы видно, что именно стартовая диагностика помогает учителю наиболее полно увидеть проблемы, а далее и спланировать свою работу так, чтобы для каждого ребенка были созданы оптимальные условия для адаптации и обучения.
Для педагогической диагностики стартовой готовности мы использовали рабочую тетрадь и методические рекомендации «Школьный старт»
На схеме видно, какие инструментальные компоненты отслеживались.

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Развитие умений, входящих в блоки «наблюдательность» и «мыслительные способности», создает важнейшие предпосылки для формирования познавательных УУД «Контрольные» умения составляют основу формирования регулятивных УУД. Коммуникативные умения, входящие в инструментальный компонент стартовой готовности, и личностный компонент также соотносятся с образовательными результатами 1 класса и всей начальной школы.

В приложении №1 приведены показатели стартовой готовности, даны краткие характеристики каждого умения и приведены примеры учебных заданий, задействующих данные умения.


Результаты диагностики «Школьный старт» поможет правильно определить педагогические задачи на адаптационный период:
формирование навыков общения.
вживание в позицию школьника (поэтому важно показать различие: школьник не школьник);
ввести понятие оценки, самооценки и различные их критерии;
организация самопознания и доброжелательной, конструктивной обратной связи.

Получаемая в ходе педагогического мониторинга информация, является основанием выявления индивидуальной динамики качества развития обучающегося, для прогнозирования деятельности педагога, для осуществления  необходимой коррекции, а также инструментом оповещения родителей о состоянии и проблемах, имеющихся в образовании ребенка. 
Таким образом, в первом классе ответ на вопрос об успешности ребенка во многом зависит именно от того, была ли проведена диагностика готовности к обучению и на ее основе – коррекция и индивидуализация процесса обучения.
В конце года (апрель) был проведен мониторинг метапредметных УУД. Для диагностики использовались рабочие тетради «Учимся Учиться и Действовать» и методические рекомендации.
Все задания в данной тетради объединены игровым сюжетом о лесной школе. На протяжении всей тетради действуют одни и те же герои – это зверята-учащиеся и их учитель Енот Енотович. Так же, как и дети, зверята учатся в 1 классе. Они ходят на разные уроки, выполняют задания, играют на перемене, убирают класс после уроков. Каждый диагностический модуль – это одна сюжетно-игровая ситуация, один эпизод из учебной жизни обитателей лесной школы.
В начале тетради расположена вводная часть, которая состоит из приветственного слова Енота Енотовича, условных обозначений и восьми тренировочных заданий.
Во введении к каждому модулю есть описание образца и условий выполнения заданий. Наличие образца обусловлено тем, что в первом классе целью мониторинга является диагностика первого этапа развития УУД – выполнения учебного действия по образцу (владение на уровне представления)
Каждый модуль содержит 3 задания: А, Б, В
Задание А направлено на изучение способности учащихся практически выполнять учебные задания, в основании которых лежит диагностируемое в данном модуле умение.
Задания Б и В направлены на изучение способности учащихся ориентироваться на существенные условия способа, который лежит в основе учебного задания.
Кроме этого в конце каждого модуля расположено дополнительное задание «сундучок» Выполнение дополнительного задания носит необязательный характер. Однако задания «в сундучке» имеют свой развивающий потенциал. У детей появляется возможность с помощью дополнительного задания проконтролировать правильность выполнения задания основного блока, потренироваться применять УУД в измененных или новых условиях, практически применить полученные знания.
Далее мониторинг согласно циклограмме проводится 1 раз в год, в конце апреля  каждого учебного года.










13PAGE 15


13PAGE 141715




Заголовок 415