Урок чтения и развития речи в специальной (коррекционной) школе Тарас Шевченко Ревет и стонет Днепр широкий


Тема: Т.Г.Шевченко. «Ревет и стонет Днепр широкий»
Автор: Учитель – дефектолог
І квалификационной категории
Шаповал Татьяна Петровна.
Макеевской специальной
общеобразовательной
школы – интерната № 35
Цель: углубить знания учеников о жизненном и творческом пути Тараса Шевченко; ознакомить учащихся с содержанием стихотворения Т.Г.Шевченко. «Ревет и стонет Днепр широкий»; учить создавать собственные высказывания, выразительно и осмысленно читать поэтические произведения; содействовать формированию умений монологического речи во время пересказа прочитанного, совершенствованию умений молчаливого чтения; совершенствовать умение сознательного, правильного чтения, умение размышлять над содержанием прочитанного; развивать навыки словесно - образного мышление, долговременную память на основе припоминания прочитанного, умение делать выводы, обобщения, выделять главную мысль прочитанного, умение видеть и чувствовать красоту природы;обогащать лексику учащихся словами и выражениями из произведений; корректировать умственные и речевые недостатки; способствовать развитию коммуникативной компетентности; воспитывать оценочное отношение к изображенным событиям; Воспитывать чувство любви к родному краю. Поощрять к творчеству.
Ход урока
Организация класса2. Н.П. подготовкаКак вы понимаете выражение?Ну что бы, казалось, слова...Слова и голос – больше ничего,А сердце бьется – оживает как их услышу. (слово имеет большую силу: одним словом можно подбодрить , а другим обидеть.)1. Актуализация предыдущих знаний учащихся.-Над чем работали на предыдущем уроке?( Над биографией)- О чем узнали? ( о детских годах, о выкупе Шевченко из крепостничества, о его жизни в Петербурге, любовь Шевченко)- А чего вы ожидаете от урока?2.Проверка домашнего задания.По этому плану мы работали на предыдущем уроке:1. Детство Шевченко.
2.Жизнь в Петербурге.3. Ссылки.4. Любовь поэта.5. Шевченко – художник.6. Чествование памяти великого Кобзаря 
Мы проработали четыре пункта планаКаким было домашнее задание? (подготовить в группах сообщения о Шевченко как художника и о чествовании памяти Кобзаря)- Справились ли вы с задачей?- Где вы находили материал для сообщения?- К кому обращались за помощью?
(презентации учащихся)- Интересно было выполнять д/з? - Кого в Украине называли кобзарями? (народный певец, поющий под аккомпанемент кобзы)- А чего Т.Г.Шевченко называют Кобзарем (Он был настоящим певцом украинского народа, его душой.- Где похоронен Т.Г.Шевченко?- Почему именно там?-Откуда мы об этом узнали? (Завещание)...похороните меня на могиле Среди степи широкой На Украине милой.Чтобы ланы широкополыеИ Днепр и кручи было видно,Было слышно ,как ревет ревучий.
Завещание Шевченко было выполнено.Его похоронили на берегу реки, которую так любил Шевченко и которую с большой любовью воспевал в своих произведениях.- Что это за река? (Днепр )- Вот перед нами карта. Что это за карта (Украины)- Кто покажет Днепр на карте?(Днепр делит Украину на Правобережную и Левобережную)-Какой город расположен на берегу Днепра? (Киев)-Кто помнит легенду об основании города Киева.??3. Сообщение нового материалаСегодня мы познакомимся со стихотворением Т.Г.Шевченко «Ревет и стонет Днепр широкий»
После урока мы будем…Знать : содержание стихотворения «Ревет и стонет Днепр широкий»Уметь: выразительно читать, пересказывать и анализировать содержание стихотворения.А теперь посмотрите на репродукцию картины современного художника Алексея Куденко «Днепр.Хортица» 2003гА.Куденко родился в городе Запорожье в 1972 году. Окончил художественное училище. Занимается масляной живописью.Посмотрите на картину внимательно.1. Каким вы видите Днепр?2. Какое время года изображено на картине ? Из чего это видно?3. Что вы чувствуете глядя на картину?4. Как художник относился к Днепру?
 Вот Днепр спокойный и тихий; в его водах,как в чистом хрустальном зеркале отражается ясное, сине – голубое небо.Таким увидел Днепр художник, а сейчас вы услышите каким описал его поэтСловарная работа.Где – где - еле-еле, вниз - к земле, сычи – ночные птицы,ясень — листвяне дерево.- Чтение стихотворения учителем(обращаю внимание на то, как нужно читать первую, вторую и третью строфы, передавая интонацией и темпом чтения определенные явления.)Дети прислушиваются к интонации .1. Чтение стихотворения сильными детьми.2. Проверка восприятия текста
 Что делал ясень?- Какая река описана в стихотворении?- Какое еще дерево упоминается в произведении?- Дополните строчку: “Гонит ветер...”- Где перекликались сычи?- Откуда выглядывал“бледный месяц”- На сколько частей можно поделить стихотворение?( Физкультминуткака)3. Самостоятельное чтение стихотворения.4. Что воссоздал поэт в первой картине? (Поэт воспроизвел силу бури на Днепре, завывание ветра, что гнет деревья).5. Как нужно читать первую строфу(Громко, строго, энергично)Читает ученик6. Что можно представить читая вторую строфу (Облачное небо, луна, выглядывающая из – за облака)
7. Как читать вторую строфу? (спокойнее, медленнее, придавая голосу таинственности)Читает ученик8. Какая по характеру, настроению третья картина? (Спокойная, автор показывает, что природа угомонилась, все стихло)9. Как читать? (Еще тише, постепенно понижая тон к концу стихотворения10. Выразительное чтение стихотворение вслух.Слушание записи песни «Ревет и стонет Днепр широкий»Беседа по прочитанному.- Как вы думаете, почему это стихотворение стало песней?- Вы увидели Днепр на картине А. Куденко и представили Днепр, описанный в стихе Шевченко. А теперь давайте определим в чем разница (работа в группах)
Картина СтихотворениеСпокойный грозныйТихий ревучийВеличественный сердитыйЛасковый величественныйСветлый темный- С помощью каких слов описан Днепр?- На какой вопрос они отвечают?- Какой является частью языка?- Какую роль играют прилагательные в нашей речи?Составляем сенкан о Днепре ( по стихотворению)1. Существительное (что) Днепр2. Прилагательное (какой?) величественный, грозный, ревущий3. Глагол (что делает?) ревет и стонет4. Сравнение : как мудрый дедушка5. Мое отношение восжищаюсь11.Самостоятельная работа.Допиши предложения1. 9 марта 1814 года родился____________________________2. Река, на берегу которой поселился поєт_________________________3. Самый известный сборник произведений Т.Г.Шевченко____________________4. Самое известное стихотворение поэта_________________________________5. Поэт похоронен…________________________________________
Над чем работали на уроке?- Оправдались ваши ожидания?Оценивание Домашнее задание. Выучить стихотворение наизустьВыразительно читать.