Конспект внеурочного занятия по теме: Уникальные свойства воды (5-6 класс)


Тема урока: «Уникальные свойства воды».
Тип урока: изучение нового материала.
Форма занятия: урок – исследование.
Цели занятия:
Обучающие
Формирование и дополнение знаний о свойствах воды
Раскрытие с использованием опытов свойства воды как природного растворителя, показать изменение свойств воды с появлением примесей
Обеспечить условия для формирования у обучающихся практических умений ставить опыты, вести наблюдения и делать соответствующие выводы, выстраивать коммуникативное взаимодействие
Развивающие
Развитие интереса к исследовательской деятельности: умение ставить проблемные вопросы, выдвигать гипотезы, искать пути решения проблемы, обобщать полученные данные, делать выводы
Воспитательные
Воспитывать бережное отношение к водным ресурсам
Воспитывать культуру общения в группе со сверстниками
Помочь понять обучающимся необходимость и важность воды в жизни всей планете и для самого себя.
Формирование УУД:
Личностные действия: формирование бережного отношения к воде, родному краю, природе нашей страны, формирование оценочного, эмоционального отношения к миру.
Регулятивные УУД: высказывать своё предположение (версию) и определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем; учатся отличать верно выполненное задание от неверного и др.
Коммуникативные УУД: формировать умения: выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика); высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения; адекватно воспринимать предложения по исправлению допущенных ошибок; уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться; выделять главное.
Познавательные УУД: формировать умения: формулировать проблему; подбирать критерии для сравнения объектов; установления причинно-следственных связей.
Основные понятия:вода, прозрачность, текучесть, растворимость.
Оборудование: ноутбук, интерактивный комплекс, раздаточный материал для работы в группах: стаканы с водой, карандаши, цветная бумага, пластиковые тарелки, соль, рис, кофе, масло, яйца, сахарный сироп,.Ход занятия
I.Организационный момент
Психологический настрой на урок.
Закройте глаза, положите руки на колени, расслабьтесь и давайте мысленно перенесёмся в волшебный осенний лес. Полюбуемся красками золотой осени, поздороваемся с хозяевами и пожелаем им тепла и красоты. Остановимся. А так ли тихо в осеннем лесу? Послушайте, как шуршат падающие листья, шумит в ветвях ветерок, весело посвистывают синички. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. А как пахнет в осеннем лесу? Вдохните глубоко этот горьковатый аромат! Лесной воздух отличается свежестью и чистотой.
- Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство, забудьте о них. Вдохните в себя свежесть осеннего утра, тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам крепкого здоровья, хорошего настроения, успехов, доброго отношения к себе и друг другу.
II. Актуализация знаний
- И вот с таким прекрасным настроем мы приступим к работе.
- Сегодня мы начинаем работу нашей лаборатории, где вы ребята превратитесь в начинающих ученых, и примите участие в различных исследованиях.
- Чем занимаются учёные?
Задают вопросы, ищут ответы на эти вопросы, наблюдают, проводят опыты, проверяют свои догадки и делают выводы.
- В нашей лаборатории сегодня будут работать 4 научные группы.
Тема сегодняшней научной работы заключена в загадке. Предлагаю вам её разгадать.

- Совершенно верно, сегодня мы будем говорить о воде и ее уникальных свойствах.

-Что у меня в руках? (учитель вращает глобус)
-Какой цвет преобладает на модели земного шара? (голубой)
-Что он обозначает? (море, океаны, реки)
-Какой можно сделать вывод? (вода занимает большую часть поверхности Земли, а именно ¾ всей поверхности)

Если разделить ее поровну между всеми жителями Земли, то каждому достанется по Ладожскому озеру.
Много это или мало? Так мы богачи или все-таки бедняки?
Попробуем ответить на этот вопрос.

- Давайте поиграем и выясним цену воде. Для этого по одному ученику от каждой группы необходимо быстрым шагом дойти до меня и обратно, при этом нести блюдце до верху наполненное водой и постараться не пролить.
- Молодцы! Сложно? Теперь будем ценить каждую каплю воды?
ВЫВОД № 1: Вода – дефицитное вещество, хотя на Земле это самое распространенное вещество.
- Давайте составим правила бережного отношения к воде.

III. «Открытие» нового знания (проблемное объяснение знания).
- А где ещё присутствует вода? (в любых живых организмах, в теле человека, в воздухе, в растениях. Вода есть не только на земле, но и над землёй и под землёй. Вода есть в воздухе в виде пара, облаков и туч. Вода есть даже под землёй в виде родников).- А присутствует ли вода в теле человека? (тело человека на 2/3 состоит из воды. Живой организм постоянно расходует воду и нуждается в её пополнении. Например, человеку в сутки требуется 2 литра воды.Часть он выпивает, а часть содержится в пище).
- Ребята, а где и как можно использовать воду? (без воды невозможно приготовить пищу, сделать лекарства, бумагу, ткань и т.д.Жизнь без воды невозможна).
- В каких состояниях присутствует вода в природе?Попробуйте с помощью загадок определить состояния, в которых может находиться вода:
Без досок, без топоров через речку мост готов.
Мост как синее стекло: скользко, весело, светло?
- Что такое лед? – При какой температуре вода превращается в лед?
Кто-то ночью утащил лес, был он вечером, а утром исчез.
Не осталось ни пенька, ни куста,
Только белая кругом пустота.
- Что же случилось на самом деле? – Что представляет собой туман?
- Когда еще наблюдали газообразное состояние воды? – При какой температуре вода закипает и начинает испаряться? И так, в каких состояниях может находиться вода?
- Расскажите, опираясь на изображение (СЛАЙД6), какие природные явления связаны с водой? В каком состоянии находится вода?

- Какими же свойствами обладает вода? Сегодня мы будем исследовать воду, точнее свойства воды. Заполнять листы юного исследователя, используя информационную карту. Приложение №1
ЛАБОРАТОРИЯ
Для проведения первого опыта нам понадобится лоток №1.
Опустите в стакан с водой карандаш. Виден ли он в воде? Значит вода какая? (Прозрачная)
Опустите в стакан с водой цветную бумагу и сравните цвет воды и бумаги. Какой вывод можем сделать? (Не имеет цвета)
Понюхайте воду. Имеет ли она запах? (Не имеет запаха)
Старший научный сотрудник попробуйте на вкус. Имеет вкус? (Не имеет вкуса)
Перелейте воду в другую ёмкость (пластиковую тарелку). Сохранила ли она форму? Возьмите 1 стакан с водой, а другой пустой. Перелей воду в пустой стакан. В этих двух случаях проявляется одно свойство воды. (Не имеет формы)
Вода текла или пересыпалась? О каком свойстве это говорит? (Текучесть)
Сделаем вывод о свойствах воды.


Добавьте в стакан с водой то вещество, которое находится у вас на блюдечке. Размешайте.
Заполните таблицу.
Свойства воды Соль Рис Кофе Масло
Цвет - + + +
Запах - - + -
Вкус + - + +
Форма - - - -
Текучесть - - - -
Растворимость + - + -
Какие свойства остались неизменными и что изменилось?
Сделаем вывод. Изменяются ли свойства воды с добавлением других веществ (примесей)?

Для второго опыта нам понадобится лоток №2.
Опустите в каждый стакан по одному яйцу.
Что вы видите?
Почему так происходит?
Какие предметы (по весу) тонут в воде?
В стакане № 1 что тяжелее – яйцо или вода?
А в стакане № 2?
Как вы думаете, в чём кроется секрет, в воде или яйце? Почему в стакане № 1 вода тяжелее, чем в стакане № 2?
Я попрошу старшего научного сотрудника попробовать воду в стаканах. Раскройте нам секрет.
Да, всё дело в соли. Насыпьте в стакан № 2 соль и заставьте яйцо плавать.
Это свойство воды называется плотностью. Это свойство воды может меняться? Добавили соль, и вода стала тяжелее, плотнее.
Итак, экспериментальным путём мы выявили ещё одно свойство воды. Отметим это в таблице.
Свойства воды Соль Рис Кофе Масло
Цвет - + + +
Запах - - + -
Вкус + - + +
Форма - - - -
Текучесть - - - -
Растворимость + - + -
Плотность
Для проведения следующего опыта нам понадобится лоток № 3.
Какие жидкости есть на этом лотке?
Как вы думаете одинакова ли их плотность?
Давайте проверим ваши предположения.
Старший научный сотрудник налейте, пожалуйста в пустой бокал сироп, используя жёлоб.
Теперь налейте воду.
И добавьте масло.
Что происходит с жидкостями? У вас получился очень красивый трёхслойный коктейль.
Почему жидкости не перемешались? У них разная плотность.
Сделаем вывод о плотности воды. Что оказалось тяжелее всего? Самая большая плотность у сиропа. Что немного легче? Чуть меньше плотность у воды. И что самое лёгкое? Самая маленькая плотность у масла. Значит плотность воды больше масла, но меньше сиропа.

Общий вывод
Вода – ценное вещество, необходимое человеку, животным и растительным организмам для существования.
Доступной воды на Земле мало. Поэтому к ней нужно относиться бережно.
IV. Первичноезакрепление
Найдите слово, которое является обобщающим для всех остальных:

V. Рефлексия
- Что интересного для себя вы узнали? Пригодятся ли вам полученные новые знания
Если вам понравилось работать в лаборатории то, повесьте на доску капельку желтого цвета, если у вас возникло много вопросов, то капельку зелёного цвета, а если вам было не интересно, то капельку белого цвета.

VI. Домашнее задание.
- Как используя знания о свойствах воды можно применить их на практике? Составьте мини проект.
Приложение 1
Лист юного исследователя
1. Что такое вода? _____________________________________________________________
2. Какая она бывает? _____________________________________________________________
3. Свойства воды
опыт № 1_____________________________________________________________
опыт №2 _____________________________________________________________
опыт №3_____________________________________________________________
опыт №4 _____________________________________________________________
опыт №5_____________________________________________________________
опыт №6______________________________________________________________
4. Напишите (если знаете) химическую формулу воды? _____________________________________________________________
5. В каких трех состояниях существует вода в природе?
_____________________________________________________________
6. Нарисуйте схему круговорота воды в природе _____________________________________________________________
7. Какое значение вода имеет для человека?
_____________________________________________________________
8. Почему чистой воды на Земле остается все меньше?
_____________________________________________________________
9. Какчеловек должен беречь воду?
_______________________________________________________________
Свойства воды Соль Рис Кофе Масло
Цвет Запах Вкус Форма Текучесть Растворимость Плотность 10. Добавьте в стакан с водой то вещество, которое находится у вас на блюдечке. Размешайте.
Заполните таблицу.