Активизация познавательной деятельности обучающихся через внедрение рейтингового контроля


Активизация познавательной деятельности обучающихся через внедрение рейтингового контроля
Бедушвиль Н.В., Григорьева Е.А., Кашко Е.В. преподаватели профессионального цикла ГБПОУ «Иркутский аграрный техникум».
Жесткая конкуренция на рынке труда и образовательных услуг выдвигает новые требования к системе профессиональной подготовки населения, важнейшую роль в обеспечении экономики страны квалифицированными рабочими играет система среднего профессионального образования. В настоящее время каждый третий работник в России получил профессиональную подготовку в системе СПО и постоянно наращиваются темпы приема в учреждения системы. Вместе с тем на современном этапе профессиональное образования всех уровней столкнулось с необходимостью решения проблемы повышение качества профессиональной подготовки. Эта проблема является ключевой и четко обозначенной в концепции Федеральной целевой программы развития образования 2016-2020 гг.
Целью балльно-рейтинговой системы (БРС) является совершенствование оценки качества и системы контроля профессионального образовании. Эту проблему можно решить, внедрив ее в учреждения СПО, целью которой является определение уровня качества и успешности освоения обучающимися учебных дисциплин и профессиональных модулей через бальные оценки и рейтинги с учетом измеряемых зачетных единиц трудоемкости каждой дисциплины и образовательной программы в целом. Балльно- рейтинговая система должна рассматривать не только как система оценки знаний студентов, но и как важнейшая часть системы контроля качества образовательной деятельности в учреждениях СПО.
Применение БРС выгодно для всех участников обучения. Для обучающихся:
-понимают систему формирования оценок;
-осознают необходимость систематической работы и своевременно оценивают;
-получают навыки самостоятельного планирования работы.
Для преподавателей это позволяет :обеспечить более точную градацию оценки уровня знаний;
рационально планировать учебный процесс по данной дисциплине и модулю, своевременно вносить коррективы в организацию учебного процесса по результатам текущего контроля;
стимулировать работу обучающихся по освоению учебного материала;
управлять процессом усвоения изучаемого материала;
объективно и полно определить итоговую оценку с учетом промежуточных аттестаций.
Для администрации позволяет:
повысить уровень организации учебного процесса;
получить четкую дифференцированную оценку знаний, умений и навыков обучающихся;
обеспечить объективность и прозрачность полученных знаний;
повысить конкурентоспособность и состязательность обучающихся в процессе обучения;
обеспечить взаимозачет оценок при реализации внутренней мобильности обучающихся.
Нами был проведен эксперимент по применению балльно-рейтинговой технологии оценивания обучающихся вторых курсов.
Перед проведением эксперимента была подробно изучена документация: журналы за предыдущий год обучения, итоговые ведомости, просмотрены зачетные книжки и аттестаты. Также была проведена беседа с кураторами групп.
По результатам на диаграмме видно, что средний балл экспериментальной группы повысился на 0,4 балла. В результате проведенных занятий обучающиеся, в том числе и отстающие, стали втягиваться в работу и подходить к выполнению заданий ответственно.
График 1 - Показатели результата экспериментальной группы

При проведении зачета в обеих группах качество знаний и успеваемость у экспериментальной группы повысилась по сравнению с началом учебного года на 0, 2 балла, а у контрольной группы снизилась на 0,27 балла.
График 2 – Показатели результата за первый семестр

Проведённый итоговый контроль – экзамен - показал хорошие результаты в экспериментальной группе. В отличие от них контрольная группа сдала немного хуже. Это наглядно иллюстрирует диаграмма.
График 3 – Показатели результата по итоговому контролю

Таким образом, обучающиеся экспериментальной группы показали более высокие результаты. Но, что немаловажно, полученные ими знания и умения оценены не только более высоким баллом, а являются прочными и качественными, что наглядно представлено в таблице.
Балльно-рейтинговая система активизирует работу обучающегося во время семестра, заставляет их систематически и регулярно готовиться к занятиям, повышает состязательность среди обучающихся и их ответственность за свою учебную деятельность. Опыт работы свидетельствует о том, что при соответствующей организации функционирования балльно-рейтинговой системы она достаточно эффективна.
Список использованной литературы:
Габдрахимова Л. А., Бухмин В. С., Балашова Е. Я., Соколова Е. А., Фатхуллова К. С. Балльно-рейтинговая система оценки знаний в контексте формирования единого пространства европейского высшего образования. // Вестник Казанского энергетического университета. 2012. № 3. Т.6. С. 139–145.
Тарасенко О. В. Балльно-рейтинговая система оценивания знаний студентов в условиях аграрного вуза [Текст] / О. В. Тарасенко, Ж. А. Димиденок // Молодой ученый. — 2014. — №1. — С. 579-581.
Миронова М. Л. Внедрение балльно-рейтинговой системы оценки персональных достижений участников образовательного процесса [Текст] / М. Л. Миронова // Молодой ученый. — 2014. — №18. — С. 612-613.