Сборник методических указаний для студентов по выполнению практических работ по дисциплине ОП.13 «АВТОМОБИЛЬНАЯ ЭЛЕКТРОНИКА»


Министерство образования и науки Самарской области
государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования
ТОЛЬЯТТИНСКИЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ











СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ




ПО ДИСЦИПЛИНЕ ОП.13 «АВТОМОБИЛЬНАЯ ЭЛЕКТРОНИКА»



профессиональный цикл основной профессиональной образовательной программы


специальность 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ


г.о Тольятти, 2014 г.
Рассмотрено и одобрено
на заседании МК специальности 190631
Протокол № __ от ___ 2014 г.
Председатель МК ______ С.Ю. Середнева











Составитель: Ковалёва Елена Александровна, преподаватель ГБОУ СПО ТМК
Рецензент: Середнева Светлана Юрьевна, преподаватель ГБОУ СПО ТМК
















Методические указания для выполнения практических и лабораторных работ являются частью основной профессиональной образовательной программы ГБОУ СПО ТМК по специальности 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения.
Методические указания по выполнению практических и лабораторных работ адресованы студентам очной формы обучения.
Методические указания включают в себя учебную цель, перечень образовательных результатов, заявленных во ФГОС СПО третьего поколения, задачи, обеспеченность занятия, краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме, вопросы для закрепления теоретического материала, задания для практической (лабораторной) работы студентов и инструкцию по ее выполнению, методику анализа полученных результатов, порядок и образец отчета о проделанной работе.



Содержание

Пояснительная записка 4
Введение. 5
Практическая работа. Настройка электронного осциллографа
(ЭЛО). 8
Практическая работа. Исследование мостовой схемы выпрямления
при помощи ЭЛО. 12
Практическая работа. Изучение принципа действия электронных
бесконтактно-транзисторных систем зажигания. 14
Практическая работа. Изучение диагностических карт. 20
Практическая работа. Изучение принципа действия электронных
прерывателей поворота . 27



Пояснительная записка


Изучение дисциплины Автомобильная электроника предполагает не только рассмотрение основных фундаментальных законов, но и носит прикладной характер.
Принцип постоянной связи теории и практики получает непосредственное осуществление при выполнении практических и лабораторных работ. Они активизируют познавательную деятельность студентов, так как требуют личного участия в проведении различного рода исследований. При этом студенты получают не только необходимые знания, умения и навыки, но и приобретают хорошую базу для формирования профессиональных и общих компетенций по специальности 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
Согласно требованиям к результатам освоения дисциплины студент: должен уметь:
- разрабатывать и осуществлять технологический процесс технического обслуживания и ремонта автотранспорта;
должен знать:
- устройство и основы теории подвижного состава автомобильного транспорта;
- базовые схемы включения элементов электрооборудования;

При изучении учебного курса дисциплины предусмотрено выполнение 5практических работ.

Контролем в данном практикуме является защита отчетов по лабораторным и практическим работам преподавателю.



















Введение

УВАЖАЕМЫЙ СТУДЕНТ!

Методические указания по дисциплине Автомобильная электроника для выполнения практических и лабораторных работ созданы Вам в помощь для работы на занятиях, подготовки к практическим и лабораторным работам, правильного составления отчетов.
Приступая к выполнению практической (лабораторной) работы, Вы должны внимательно прочитать цель и задачи занятия, ознакомиться с требованиями к уровню Вашей подготовки в соответствии с федеральными государственными стандартами третьего поколения (ФГОС-3), краткими теоретическими и учебно-методическими материалами по теме практической (лабораторной) работы, ответить на вопросы для закрепления теоретического материала.
Все задания к практической (лабораторной) работе Вы должны выполнять в соответствии с инструкцией, анализировать полученные в ходе занятия результаты по приведенной методике.
Отчет по практической (лабораторной) работе Вы должны выполнить по приведенному алгоритму.
Так как отчет по лабораторным и практическим работам является техническим документом, то и оформляется в соответствии с ГОСТ 2.704-2006 и 2.105-95 ЕСКД на листе формата А4 черной пастой, далее именуемый бланком отчёта.
Оформление отчёта начинается с указания вида выполняемой работы (лабораторная или практическая) и её номера.
Поясняющий текст и расчеты помещаются на одной стороне листа:
- текст пишется аккуратно и разборчиво, сокращение слов в тексте не допускается;
- каждый лист должен иметь рамку и основную надпись:

Например: ПР 190631.27.2.02.13 О, где

ПР – практическая работа (ЛР – лабораторная работа),
190631 – шифр специальности,
27.2 – номер группы,
02 – номер выполняемой работы,
13 – год выполнения,
О – отчёт (вид документа);

- при выполнении расчетов формулы должны быть вынесены в отдельную строку, условные обозначения различных величин в формулах должны соответствовать стандартам;
- порядок ведения расчетной части должен соответствовать следующей схеме:
искомая величина - формула - подстановка значений в строгой последовательности - ответ - единица измерений
- рисунки и схемы должны выполняться карандашом с использованием чертежных инструментов;
- при вычерчивании электрических схем используют условные графические обозначения ГОСТ 2.747-68 и 2.702.68 ЕСКД.

В процессе выполнения работы Вы должны:
- стремиться к самостоятельности в решении всех вопросов;
- организовать свою работу так, чтобы с наименьшей затратой времени и труда найти наилучшее техническое решение.
Наличие, как минимум, удовлетворительной оценки по практическим (лабораторным) работам необходимо для получения дифференцированного зачета по дисциплине по окончании 7 и 8 семестров, допуска к дифференцированному зачету по окончанию 8 семестра.
В случае отсутствия на занятии по любой причине или получении неудовлетворительной оценки за выполненную практическую (лабораторную) работу, Вы должны найти время для ее выполнения или пересдачи.

Внимание! Если в процессе подготовки к практическим (лабораторным) работам у Вас возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается, необходимо обратиться к преподавателю для получения разъяснений или указаний в дни проведения дополнительных занятий.
Время проведения дополнительных занятий можно узнать у преподавателя или посмотреть на двери его кабинета.


Желаем Вам успехов!!!


Введение

УВАЖАЕМЫЙ СТУДЕНТ!

Методические указания по дисциплине Автомобильная электроника для выполнения практических и лабораторных работ созданы Вам в помощь для работы на занятиях, подготовки к практическим и лабораторным работам, правильного составления отчетов.
Приступая к выполнению практической (лабораторной) работы, Вы должны внимательно прочитать цель и задачи занятия, ознакомиться с требованиями к уровню Вашей подготовки в соответствии с федеральными государственными стандартами третьего поколения (ФГОС-3), краткими теоретическими и учебно-методическими материалами по теме практической (лабораторной) работы, ответить на вопросы для закрепления теоретического материала.
Все задания к практической (лабораторной) работе Вы должны выполнять в соответствии с инструкцией, анализировать полученные в ходе занятия результаты по приведенной методике.
Отчет по практической (лабораторной) работе Вы должны выполнить по приведенному алгоритму.
Так как отчет по лабораторным и практическим работам является техническим документом, то и оформляется в соответствии с ГОСТ 2.704-2006 и 2.105-95 ЕСКД на листе формата А4 черной пастой, далее именуемый бланком отчёта.
Оформление отчёта начинается с указания вида выполняемой работы (лабораторная или практическая) и её номера.
Поясняющий текст и расчеты помещаются на одной стороне листа:
- текст пишется аккуратно и разборчиво, сокращение слов в тексте не допускается;
- каждый лист должен иметь рамку и основную надпись:

Например: ПР 151001.27.2.02.13 О, где

ПР – практическая работа (ЛР – лабораторная работа),
151001 – шифр специальности,
27.2 – номер группы,
02 – номер выполняемой работы,
13 – год выполнения,
О – отчёт (вид документа);
- при выполнении расчетов формулы должны быть вынесены в отдельную строку, условные обозначения различных величин в формулах должны соответствовать стандартам;
- порядок ведения расчетной части должен соответствовать следующей схеме:
искомая величина - формула - подстановка значений в строгой последовательности - ответ - единица измерений
- рисунки и схемы должны выполняться карандашом с использованием чертежных инструментов;
- при вычерчивании электрических схем используют условные графические обозначения 2.702.75 ЕСКД.
В процессе выполнения работы Вы должны:
- стремиться к самостоятельности в решении всех вопросов;
- организовать свою работу так, чтобы с наименьшей затратой времени и труда найти наилучшее техническое решение.
Наличие, как минимум, удовлетворительной оценки по практическим работам необходимо для получения дифференцированного зачета по дисциплине по окончании 7 и 8 семестров, допуска к дифференцированному зачету по окончанию 8 семестра.
В случае отсутствия на занятии по любой причине или получении неудовлетворительной оценки за выполненную практическую (лабораторную) работу, Вы должны найти время для ее выполнения или пересдачи.
Внимание! Если в процессе подготовки к практическим (лабораторным) работам у Вас возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается, необходимо обратиться к преподавателю для получения разъяснений или указаний в дни проведения дополнительных занятий.
Время проведения дополнительных занятий можно узнать у преподавателя или посмотреть на двери его кабинета.

Желаем Вам успехов!!!

Содержание


Введение. 4
Практическая работа. Настройка электронного осциллографа
(ЭЛО). 8
Практическая работа. Исследование мостовой схемы выпрямления
при помощи ЭЛО. 12
Практическая работа. Изучение принципа действия электронных
бесконтактно-транзисторных систем зажигания. 14
Практическая работа. Изучение диагностических карт. 20
Практическая работа. Изучение принципа действия электронных
прерывателей поворота . 27


Практическая работа 1

Тема 1.1 Использование регистрирующих приборов для диагностики электрического генератора автомобиля
Наименование: Подготовка электронного осциллографа (ЭО) С1-73 к работе.
Цель работы: Научиться настраивать электронный осциллограф для формирования компетенции по организации работ, связанных с выполнением диагностики автомобиля, его агрегатов и систем.
Оборудование: Лабораторный стенд 17Л-03, осциллограф С1-73, мультиметр и соединительные провода.
Порядок выполнения:
1.Внимательно прочитайте учебный материал.
2.Письменно ответьте на контрольные вопросы:
А. Диагностику каких узлов автомобиля можно провести при помощи осциллографа и дополнительных средств?
Б. Что представляет собой USB осциллограф?
3.После проведения подготовки осциллографа к проведению измерений
подайте на ЭО переменное напряжение, зарисуйте временную диаграмму в масштабе
Учебный материал
Осциллограф – измерительный прибор, позволяющий наблюдать форму сигнала. Некоторые осциллографы позволяют также регистрировать электрические сигналы. В последнее время все чаще применяются осциллографы на базе компьютера. Наиболее широкое применение нашли осциллографы соединяемые с компьютером или ноутбуком через USB порт. Эти осциллографы называются USB осциллографом, который изображен на рисунке1.
Функции осциллографа:
-измеряет напряжение;
- показывает форму изменения напряжения от времени на графическом дисплее;
-измеряет напряжение высокой частоты;
-определяет неисправности в цепях( например, в цепи зажигания для двигателей с контактной системой зажигания);
-совместно с различными приспособлениями для диагностирования механических неисправностей двигателя.
Рассмотрим более подробно аналоговый ЭО С1-73.Ниже приведены подробные указания по настройке ЭО С1-73.
Для подготовки ЭО к проведению измерений установите органы управления на передней панели в следующие положения:

ручку ЯРКОСТЬ в крайнее левое;
ручку ФОКУС в среднее;
переключатель «V/ДЕЛ.» «0,05»;
ручку УСИЛЕНИЕ – в крайнее правое;
ручку « » в среднее;
переключатель « ~
· ~ » в положение «
· »;
ручку УРОВЕНЬ в крайнее правое;
переключатель СИНХР – « ~ + »;
переключатель «мS/ДЕЛ.,
·S/ДЕЛ.» «1 мS/ДЕЛ.»;
ручку ПЛАВНО в крайнее правое;
ручку СТДБ. в крайнее правое;
ручку « » в среднее
Проведение измерений.
Для проведения измерения переменного синусоидального напряжения выполните следующие операции:
а) подайте исследуемый сигнал на гнездо « Y1M35pF» усилителя Y;
б) установите переключатель «V ДЕЛ.» так, чтобы исследуемый сигнал на экране ЭЛТ занимал около пяти делений;
в) установите переключатель « ~
· ~ » в положение «~».
г) установите устойчивое изображение с помощью ручки УРОВЕНЬ. Переключатель «мS/ДЕЛ.;
·S/ДЕЛ.» установите так, чтобы на экране наблюдалось несколько периодов исследуемого сигнала;
д) установите ручку «» так, чтобы нижний уровень сигнала совпадал с одной из нижних линий сетки, а верхний уровень находился в пределах рабочей части экрана. Ручкой «» сместите изображение таким образом, чтобы верхний уровень находился на центральной вертикальной (градуированной) линии Максимум расположен на градуированной вертикали;
Рисунок 1 Рисунок 2

На рисунке 2 представлена временная диаграмма синусоидального напряжения. Чтобы измерить полный размах данного напряжения необходимо выполнить следующие действия:
1) измерьте расстояние в делениях между крайними точками изображения по вертикали Н. Ручку усилителя Y УСИЛЕНИЕ поставьте в крайнее правое положение.
2) умножьте величину Н на коэффициент отклонения.
Следует также учитывать коэффициент ослабления, если используется выносной делитель напряжения 1 : 10.
Пример. Предположим, что величина изображения по вертикали Н = 4,8 деления и при измерении используется внешний делитель напряжения 1 : 10, Переключатель «V/ДЕЛ.» находится в положении «0,5»
Размах напряжения сигнала будет:
4,8 дел. 0,5 В/дел. 10=24 В.

Практическая работа 2


Тема 1.1 Использование регистрирующих приборов для диагностики электрического генератора автомобиля
Наименование: Диагностирование мостовой схемы выпрямления при помощи ЭЛО.
Цель работы: Провести диагностику мостовой схемы выпрямления при помощи ЭЛО для формирования компетенции по организации работ, связанных с выполнением диагностики автомобиля, его агрегатов и систем.
Оборудование: Лабораторный стенд 17Л-03, осциллограф С1-73,сменная панель №5, мультиметр и соединительные провода.

Порядок выполнения:

1.Внимательно прочитайте учебный материал.
2.Письменно ответьте на контрольные вопросы:
А.Для чего используются электронные выпрямители?
Б. Какая схема выпрямления используется в автомобильном генераторе
3.Зарисуйте электрическую схему исследуемого выпрямителя пользуясь графическими обозначениями на сменной панели.
Снимите и зарисуйте в координатных осях осциллограммы напряжений в схеме выпрямителя:
На входе схемы
На выходе схемы (схема с двумя диодами, без фильтра)
На выходе схемы (схема с четырьмя диодами, без фильтра)
На выходе схемы (схема с четырьмя диодами, с фильтром).
В каждом опыте измеряется напряжение на входе, на выходе и сила тока в цепи.
Учебный материал

Выпрямителями называются устройства, служащие для преобразования переменных напряжений токов в постоянные, используемые для питания радиоэлектронной аппаратуры рисунок 1. Переменное напряжение U1 сети поступает на первичную обмотку трансформатора Т, с вторичной которого напряжение U2 подаётся на выпрямитель В. Выпрямленное пульсирующее напряжение сглаживается фильтром Ф, превращаясь в постоянное напряжение Urн для питания устройства, эквивалентно представленного резистором нагрузки Rн.

Рисунок 1 - Структурная схема выпрямителя
Практическая работа 3

Тема 1.3 Электронные системы зажигания
Наименование: Изучение принципа действия электронных бесконтактно-транзисторных систем зажигания.
Цель работы: : Изучить принцип действия электронных бесконтактно-транзисторных систем зажигания для формирования компетенции по организации работ, связанных с выполнением диагностики автомобиля, его агрегатов и систем.

Порядок выполнения:

1.Внимательно прочитайте учебный материал.
2.Письменно ответьте на контрольные вопросы:
А. Какие виды бесконтактных датчиков вы знаете?
Б. Запишите принцип действия пьезодатчика.
В. На каком явлении основан принцип действия магнитоэлектрических датчиков?
Г. Что представляет собой элемент холла?
Д. От чего зависит величина ЭДС Холла?
Е.В виде чего конструктивно выполнен датчик Холла?
Ж.Опишите принцип действия датчика Холла.
З. За счет, какого явления в цепи возникает высоковольтный импульс?

3. А.Зарисуйте схему датчика Холла рисунок 3, с обозначением элементов схемы.
Б.Начертите упрощенную схему бесконтактно-транзисторной системы зажигания, соблюдая ГОСТ.

Учебный материал

В бесконтактных транзисторных системах зажигания (БТСЗ) функции синхронизаторов момента зажигания выполняют бесконтактные датчики, как правило, конструктивно объединенные в датчиках-распределителях с устройством распределения импульсов высокого напряжения по цилиндрам двигателя. Датчики могут быть параметрическими или генераторными.
Параметрические датчики изменяют те или иные параметры в электрической цепи управления (сопротивление, индуктивность, емкость). Генераторные датчики в управляющих цепях являются источниками тока. Работа датчиков основана на использовании различных физических явлений. Широко известны магнитоэлектрические, фотоэлектрические, оптоэлектронные, индуктивные и взаимоиндуктивные датчики, пьезодатчики, датчики на магнисторах, на эффектах Холла и Вигонда и другие.
Взаимоидуктивные параметрические датчики вырабатывают сигнал управления при изменении магнитной связи между обмотками или их индуктивности.
Датчики на магнисторах изменяют напряжение на выводах обмотки, намотанной на отрезок специально обработанной магнитной проволоки. При перемагничивании этого отрезка проволоки за счет коммутации магнитного потока от неподвижных магнитов или от вращающихся магнитов в обмотке возникают кратковременные импульсы напряжения.
В фотодатчиках используются фотоэлементы, преобразующие энергию световых импульсов в электрическую энергию, а также фоторезисторы, фотодиоды и фототранзисторы, сопротивление которых изменяется с изменением силы падающего на них света. Для изменения силы света между источником света и фотодатчиком устанавливается непрозрачная цилиндрическая шторка или диск с прорезями. Число прорезей должно быть равно числу цилиндров двигателя. Привод шторки или диска осуществляется от коленчатого вала двигателя.
В пьезодатчиках управляющим сигналом является импульс ЭДС, возникающий в некоторых кристаллах при механическом воздействии на них.
Наибольшее распространение в БТСЗ на автомобилях отечественного производства получили магнитоэлектрические датчики и датчики Холла, обеспечивающие высокую точность отслеживания момента искрообразования и обладающие повышенной помехозащищенностью и стойкостью к внешним воздействиям.
Действие магнитоэлектрических датчиков (МЭД) основано на явлении электромагнитной индукции. МЭД представляет собой однофазный генератор переменного тока с возбуждением от постоянных магнитов, в котором механическая энергия преобразуется в электрическую. Различают МЭД коммутаторного типа с пульсирующим магнитным потоком и с вращающимися магнитами, знакопеременным магнитным потоком и симметричной формой выходного напряжения.
Датчик Холла. Работа датчика Холла основана на использовании гальваномагнитного эффекта в элементе Холла, который представляет собой тонкую пластину с четырьмя выводами. рисунок 1,выполненную из полупроводниковых материалов: германия, кремния, арсенида галлия, арсенида индия, антимода. Толщина пластины из полупроводникового кристалла составляет 10-4 м.

Рисунок 1- Принцип действия полупроводникового элемента Холла

ЭДС Холла очень мала, зависит от силы тока в пластине (от напряжения питания Un) и температуры, поэтому датчик Холла помимо элемента Холла (ЭХ),изображен на рисунке 2 включает в себя преобразователь с усилителем У, пороговый элемент К, выходной каскад на транзисторе VT и стабилизатор напряжения (СТ). Конструктивно и технологически датчик Холла выполнен в виде одной микросхемы, называемой магнитоуправляемой интегральной схемой.

Рисунок 2 - Структурная схема микропереключателя на эффекте Холла

Магнитное поле в датчике Холла создается постоянным магнитом изображение на рисунке 3 Магнитная система и магнитоуправляемая интегральная' схема 1, объединенные в одном корпусе 6, образуют микропереключатель на эффекте Холла. Коммутация магнитного потока осуществляется ротором 2 в виде шторки с экранами 3 и прорезями, выполненного из магнитомягкой стали. Ротор с валиком 4 датчика-распределителя вместе с ним вращается. Число прорезей равно числу цилиндров двигателя.

Рисунок 3 - Схема датчика Холла:
1 магнитоуправляемая интегральная схема; 2 ротор; 3 экран; 4 валик датчика-распределителя; 5 магнит; 6 корпус микропереключателя






Рисунок 4 - Зависимости ЭДС чувствительного элемента
При прохождении около постоянного магнита прорези ротора силовые линии его магнитного поля пронизывают поверхность ЭХ, и на его выходе появляется ЭДС ех на рисунке 4. Когда в зазоре между магнитоуправляемой интегральной схемой и магнитом находится экран ротора, происходит шунтирование магнитного потока, и значение ех снижается до минимума.
При периодическом изменении магнитного потока на выходе датчика Холла формируется сигнал об угловом положении коленчатого вала двигателя в виде импульсов напряжения Ud прямоугольной формы.
Упрощенная схема бесконтактно-транзисторной системы зажигания (БТСЗ) с МЭД и ненормируемым временем накопления энергии

Рисунок 5 - Схема БТСЗ с МЭД
приведена на рисунке 5. Формирующий каскад БТСЗ выполнен по схеме усилителя постоянного тока на транзисторах VT1 и VT2.
При замкнутых контактах выключателя S1 зажигания и неподвижном роторе датчика G ток в управляющей цепи база-эмиттер транзистора VT1 отсутствует. Транзистор VT1 находится в состоянии отсечки. Высокое напряжение на коллекторе транзистора VT1 способствует переводу в состояние насыщения транзистора VT2, а затем и выходного коммутирующего транзистора VT3. Через открытый эмиттер - коллекторный переход транзистора VT3 в первичную обмотку L1 катушки зажигания Г (трансформатор) поступает ток и в ее магнитном поле начинается процесс накопления энергии.
При вращении ротора МЭД положительная полуволна генерируемого датчика напряжения переводит транзистор VT1в состояние насыщения. Переход база - эмиттер транзистора VT2 шунтируется эмиттер – коллекторным переходом транзистора VT1, по этому транзисторы VT2 и VT1 лавинообразно закрываются. Сила тока в первичной обмотке L1 катушки зажигания Т резко уменьшается, а во второй обмотке L2 возникает высоковольтный импульс вторичного напряжения, который распределителем S2 подаётся к соответствующий свече FV зажигания.


Практическая работа 4

Тема 2.4 Диагностика контроллера
Наименование: Составление диагностических карт
Цель работы: Научиться составлять диагностические карты для формирования компетенции по организации работ, связанных с выполнением диагностики автомобиля, его агрегатов и систем.

Порядок выполнения

1.Внимательно прочитайте учебный материал.
2.Письменно ответьте на контрольные вопросы:
А. Из чего состоит диагностическая карта?
Б. Почему использование карты кода неисправности без предварительной проверки диагностической цепи не допустимо?
Г.Что является исполнительным механизмом прерывателя?
Д. Описать принцип действия прерывателя 49.3747.
Е. Какие приборы применяются для проверки работоспособности прерывателей?
Ж. Какие параметры электронных прерывателей измеряются при помощи осциллографа?
3. Используя карту «Проверка диагностической цепи» составить описание проверок диагностической цепи. Используйте «Пример выполнения задания».
Учебный материал.
Диагностические карты – один из способов диагностики, применяемых для поиска неисправностей. Каждая диагностическая карта состоит из двух страниц « Дополнительной информации» и «Диаграммы поиска неисправностей». « Дополнительная информация» содержит условия занесения кода неисправности, схемы соединений и пояснения к блокам диаграммы поиска неисправности.
Поиск и устранение неисправности осуществляется в соответствии с диаграммой последовательности поиска неисправности.
При диагностике любой неисправности необходимо всегда начинать с проверки диагностической цепи.
Проверка диагностической цепи приводит к другим картам. Использование карты кода неисправности без предварительной проверки диагностической цепи не допускается. Это может привести к неверному диагнозу и замене исправных деталей.






















Пример выполнения:







Вариант_№1

















Вариант_№2






Практическая работа 5

Тема 4.1 Электронные прерыватели
Наименование: Изучение принципа действия электронных прерывателей поворота.
Цель работы: Изучить принцип действия электронных прерывателей поворота для формирования компетенции по организации работ, связанных с выполнением диагностики автомобиля, его агрегатов и систем.

Порядок выполнения

1.Внимательно прочитайте учебный материал.
2.Письменно ответьте на контрольные вопросы:
А. Каковы преимущества применения электронных прерывателей?
Б. какие функции выполняют электронные прерыватели?
Г.Что является исполнительным механизмом прерывателя?
Д. Описать принцип действия прерывателя 49.3747.
Е. Какие приборы применяются для проверки работоспособности прерывателей?
Ж. Какие параметры электронных прерывателей измеряются при помощи осциллографа?
3. Начертите принципиальную электрическую схему прерывателя 49.3747 в соответствии с ГОСТ. С обозначением всех элементов.

Учебный материал

Применение электронных прерывателей позволяет снизить зависимость параметров световых сигналов от внешних факторов, что повышает безопасность движения. Ряд прерывателей контролируют исправность ламп, что также способствует повышению безопасности движения.
Прерыватели выполняют следующие функции: генерацию импульсов напряжения, подаваемых на лампы; отображение информации, свидетельствующей об отказе в работе сигнальной лампы. Прерыватели предназначены для работы в режиме маневрирования, когда мигают лампы одного борта, и в режиме аварийной сигнализации, при котором мигают лампы обоих бортов одновременно.
Исполнительным механизмом прерывателей является встроенное электромагнитное реле, обмотка которого подключена к генератору импульсов. Контакты реле периодически замыкают и размыкают цепь, по которой напряжение поступает на лампы.
При проверке работоспособности прерывателей измеряют частоту f миганий, время Тс срабатывания, время Т1 первого цикла, время Тг горения ламп и время Гц цикла. Время Тс измеряют от момента включения прерывателя до первого зажигания сигнальных ламп, время Т1 от момента включения прерывателя до первого гашения ламп.
Прерыватель 49.3747 на рисунке 1 состоит из задающего генератора и узла контроля исправности сигнальных ламп. Задающий генератор содержит микросхему задатчика импульсов А, времязадающую цепь R1С1 и электромагнитное реле К. Узел контроля содержит герконовое реле с контактами S, диод VD и времязадающую цепь С2R3. Ток, проходящий через обмотку L герконового реле от вывода 4 микросхемы А, при исправном состоянии сигнальных ламп достаточен для замыкания контактов S геркона. Частота загорания сигнальных ламп определяется времязадающей цепью RlС1. При разрыве цепи одной из сигнальных ламп ток через обмотку герконового реле уменьшается и его контакты размыкаются. К времязадающей цепи RlС1 подключается цепь R3С2 и частота включения сигнальных ламп увеличивается, сигнализируя о неисправности.
Для проверки работоспособности прерывателей требуются следующие приборы и элементы: источник питания постоянного тока, обеспечивающий напряжение 10,8... 15 В (мощность источника питания должна существенно превышать номинальную мощность ламп, так как омическое сопротивление холодной нити лампы в 12... 15 раз меньше, чем в накаленном состоянии, и поэтому в моменты включения ламп требуется значительный ток); низкочастотный осциллограф; лампы, выключатели и секундомер (согласно ТУ применяется любой измеритель времени с точностью отсчета не менее 0,1 с).
Осциллограф служит для измерения времени Тг и Тц, а также для измерения падения напряжения на контактах встроенного реле.
Параметры Тс, Т1, Тг Тц измеряют согласно ТУ в течение первой минуты после включения прерывателя. Частота миганий f = 60/Тц и параметры световых сигналов должны соответствовать данным, указанным в руководстве на данную модель автомобиля.

Рисунок 1- Принципиальная электрическая схема прерывателя 49.3747











13PAGE 15


13PAGE 14215











2 Эмблема(прозр фон)Рисунок 1Рисунок 3Рисунок 3Изображение 001Рисунок 415