Контраст в рассказе Л.Н. Толстого После бала

Урок закрепления знаний.

Тема: «После бала». Художественное своеобразие рассказа. Контраст как основной художественный приём рассказа

Цели урока:
Образовательные:
1. Показать особенности композиции рассказа «После бала».
2. Познакомить с контрастом как основным художественным приёмом рассказа.
3. Научить видеть и понимать позицию автора.
4. Осознать пройденный материал и оценить себя.
Развивающие:
1.Развивать познавательный интерес к художественному слову.
2.Развивать воображение, ассоциативное и логическое мышление.
3.Развивать креативное мышление, способствовать творческой самореализации учеников.
Воспитательные:
1.Воспитывать умение внимательно слушать и слышать.
2.Привлечь внимание учеников к проблеме духовности.
2.Воспитывать нравственные качества личности: милосердие, уважение к человеку, доброту.
Приемы работы: тестирование, аналитическая беседа, выразительное чтение, элементы диспута, пересказ, анализ литературного произведения. Дифференцированная работа с учениками.
Материалы к уроку:
1. Тест.
2.Рабочие карты
3. Оценочные листы.
4. Цветные карточки для ответов.
5. Тексты произведения.
6..Мультимедийная техника.

Ход урока.

1.Вступление. Рефлексия настроения.
Слова учителя: Музыка:
- Поздний вечер. Комната погружена в полумрак. В доме глубокая тишина, все вокруг спит, и только великий труженик Лев Николаевич Толстой не может оторваться от работы, которая сейчас составляет главное дело его жизни. Он хочет, чтобы правда, понятая им, стала доступна всем людям. Толстой похож здесь на мудрого и величественного пророка, строгого судью и учителя жизни. Невидимая свеча ярко освещает лицо писателя, свет серебрит его седины, и это создает ощущение ясности мысли, внутреннего спокойствия и мягкой человечности.
- Что же там пишет Толстой? Какие истины хочет донести до нас?
- На прошлом уроке мы смотрели отрывки из фильма о Льве Толстом, говорили о его творчестве и биографии, начали читать рассказ «После бала». Сегодня мы работаем над композицией, структурой, художественными особенностями рассказа. Тема урока «После бала». Художественное своеобразие рассказа. Контраст как основной художественный приём рассказа
Чтобы погрузиться в атмосферу урока, вспомним основные вехи жизни Толстого, которые помогут нам в осмыслении рассказа.
- У каждого из вас есть рабочая карта и оценочный лист. Сегодня на уроке вы оцениваете себя сами. Все свои ответы вы отмечаете в этом оценочном листе в определенных графах.

2.Актуализация опорных знаний.
- Первое задание, как я уже сказала, актуализация знаний о писателе. Вы сегодня работаете весь урок в группах. У вас есть пара минут, чтоб подумать и написать в рабочих картах – какая важная информация о Л.Н. Толстом нам сегодня пригодится. Обсудите свой ответ, запишите необходимую информацию в рабочей карте.
- Проверим. Какая группа желает ответить? Слушаем, добавляем. Не забываем отмечать свои ответы в оценочном листе.
(Предполагаемые ответы детей:
Всю жизнь прожил в Ясной Поляне, покидал имение лишь на несколько лет, когда служил на Кавказе;
всю свою жизнь шел по пути самопознания, анализировал свои поступки, пытался понять, почему люди поступают так , а не иначе;
особое внимание уделял истории, с годами пришел к ее философскому осмыслению;
его очень уважали крестьяне, бедняки всегда приходили к его дому, он всегда всем готов был помочь. Был очень близок к народу. Сам принимал участие в крестьянском труде (пахал землю, сажал сады);
будучи на службе в армии считал, что солдат находится на равных условиях с офицером. Перед лицом смерти все равны;
случай в рассказе основан на реальных событиях. Это произошло со старшим братом Сергеем Николаевичем Толстым.)


- Группы на сегодня готовили разный материал и сегодня на уроке каждая группа будет представлять свои подготовленные ответы. Кроме того, во время урока группы будут работать не только дифференцированно, получая разные задания, но и все вместе – в так называемом сотворчестве, когда дело будет касаться глубокого анализа текста.
Эти группы я назвала:
историки,
писатели-творцы,
литературоведы,
философы.
- Группа историков нам подготовила материал о личных впечатлениях Толстого о службе в армии.
1 ученик рассказывает об участии Л.Н. Толстого в Крымской войне (после ответа ученика дополнительный вопрос учителя:
Какое отношение к простому солдату могло сложиться у молодого офицера, если этот солдат рядом с ним героически защищал окруженный город?)
2 ученик подготовил сообщение на тему «Лев Толстой – борец за справедливость». (после ответа ученика дополнительный вопрос учителя:
Почему Лев Толстой не мог остаться в стороне от несправедливого отношения к простому солдату?)

- В 19 веке солдат было словом почти бранным. Давайте послушаем небольшой отрывок из дневниковых публицистических сочинений писателя о том, как характеризовали солдата в 19 веке. Отрывок подготовлен группой литературоведов.
Ученик выразительно зачитывает отрывок из публицистических сочинений Л.Н. Толстого
(Сообщение ученика:
Солдат – бранное слово в устах нашего народа, солдат – существо, движимое одними телесными страданиями. Солдат – существо грубое, грубеющее еще более в сфере лишений, трудов и отсутствия оснований образования, знания образа правления, причин войны и всех чувств человека. Солдат имеет по закону только строго необходимое, а в действительности менее того, чтобы умереть человеку сильного сложения – от голода и холода слабые умирают. Наказание солдата за малейший проступок есть мучительная смерть, высшая награда – отличие, дающее ему право, присуще человеку, - быть не битым по произволу каждого. Вот кто защитник нашего отечества.
Дух угнетения до того распространен в нашем войске, что жестокость есть качество, которым хвастаются самые молоденькие офицеры. Засекают солдат, бьют всякую минуту, и солдат не уважает себя, ненавидит начальников, а офицер не уважает солдата.
В 1820-х годах семеновские офицеры, цвет тогдашней молодежи, решили не употреблять в своем полку телесного наказания, и, несмотря на тогдашние строгие требования фронтовой службы, полк и без употребления телесного наказания продолжал быть образцовым.
Так смотрели на телесное наказание образованные русские люди 75 лет тому назад. И вот 75 лет, и в наше время внуки этих людей заседают в качестве земских начальников в присутствиях и спокойно обсуждают вопросы о том, должно или не должно, и сколько ударов розгами должно дать такому-то или тому взрослому человеку, иногда деду.
Самые же передовые из этих внуков в комитетах и земских собраниях составляют заявления, адресы и прошения о том, чтобы в виду гигиенических и педагогических целей сечь не всех мужиков (людей крестьянского сословия), а только тех, которые не кончили курса в народных училищах.
Но не тут еще главный вред этого безобразия. Главный вред – в душевном состоянии тех людей, которые устанавливают, разрешают, предписывают это беззаконие, тех, которые пользуются им как угрозой, и всех тех, которые живут в убеждении, что такое нарушение всякой справедливости и человечности необходимо для хорошей, правильной жизни. Какое страшное нравственное искалечение должно происходить в умах и сердцах таких людей, часто молодых, которые, я сам слыхал, с видом глубокомысленной практической мудрости говорят, что мужика нельзя не сечь и что для мужика это лучше.
Вот этих-то людей больше всего жалко за то озверение, в которое они впали и в котором коснеют Стыдно! 1905 (Из публицистических сочинений Л.Н. Толстого).
- Вопрос мой обращен к писателям-творцам. Только ли история, произошедшая с братом Л.Н. Толстого, о которой мы говорили на прошлом уроке, легла в основу рассказа «После бала»? (ответ ученика)

Проверка знания содержания текста.
Нам пора переходить к анализу рассказа. С помощью теста вспомним его содержание и восстановим тот материал о рассказе, который проходили на прошлом уроке. Перед вами вопросы теста, ответы подчеркиваем или обводим в кружок в рабочей карте.
ТЕСТ на знание текста
1. Жанр произведения:
А) очерк
Б) повесть
В) рассказ
2. Тема произведения:
а) повествование о любви Ивана Васильевича;
б) рассказ о полковнике;
в) показ николаевской России.
3. Раскрытию идеи произведения помогает:
А) антитеза
Б) гипербола
В) олицетворение
4. Почему полковник, внимательный и чуткий на балу, оказался жестоким и бессердечным после бала?
А) автор показывает двуличие героя
Б) на балу надел «маску» добропорядочности
В) полковник выполняет свои обязанности
5. Произведение заставляет задуматься о:
а) судьбе полковника;
б) личной ответственности человека за жизнь общества;
в) любви Ивана Васильевича.

- Помимо моих тестовых вопросов группа писателей-творцов подготовила мини-игру на пару минут. Вопросы так же касаются содержания. Но ваша задача просто поднимать нужную карту. Если согласны с утверждением – красную, если не согласны – зеленую.

( Подготовленная тестовая игра:
1. Вся жизнь Ивана Васильевича переменилась от одной ночи.
2. Время действия рассказа «После бала» - последний день масленицы.
3. Полковник с дочерью танцевали весь вечер.
4. Отец Вареньки всегда делал всё по закону.
5. Пётр Владиславович отказался остаться на ужин, потому что очень устал.
6. Шпицрутены- это палки или прутья для битья, которыми били наказываемых.
7. Любовь Ивана Васильевича после увиденного наказания солдата все- таки не пошла на убыль.
8. Тип композиции произведения «После бала»- рассказ в рассказе.
9. Основная идея рассказа- идея личной ответственности человека за происходящее.
10. В основу композиции произведения положен прием контраста.

Работа с текстом.
- В тексте у нас был вопрос о жанре. Давайте поговорим об этом немного подробнее. Литературоведы, вам слово. Попробуйте доказать, что жанр произведения – рассказ.
(Предполагаемый ответ учеников:
Перед нами рассказ и мы нашли следующие признаки этого жанра:
прозаическое произведение;
небольшое по объему;
повествуется о двух событиях в жизни героя;
небольшое количество действующих лиц).
- Писатели-творцы, назовите всех действующих лиц (Варенька, полковник, Иван Васильевич, наказуемый)
-Литературоведы, что интересного вы заметили в композиции рассказа?
Рассказ в рассказе
Писатель в объеме такого небольшого произведения смог показать одну из ужасных сторон жизни эпохи Николая I
- Да, действительно! Толстой рисует нам эпоху 40-х гг. 19 века. За использование шпицрутенов Николая I называли Николаем Палкиным. Историки, вам слово.
(Ребята рассказывают о том, что такое экзекуция и о наказании солдат.
В годы правления императора Николая I в российской армии была жесточайшая палочная дисциплина. Экзекуция – так называлось страшное наказание, распространенное в первой половине девятнадцатого века в армии во времена царствования Николая I .
Солдата прогоняли сквозь строй и били прутьями или палками. «Недели не
проходило, чтобы не забивали насмерть человека или двух из полка. Нынче уже и не
знают, что такое палки, а тогда это словечко со рта не сходило. Палки, палки!.. У нас
и солдаты Николая Палкиным прозвали. Николай Павлыч, а они говорят Николай
Палкин. Так и пошло ему прозвище», - вспоминает старый 95-летний солдат, герой
статьи Толстого « Николай Палкин»).
- Незнакомые слова: экзекуция и шпицрутены - запишем в словари в ваших рабочих картах.
Экзекуция – телесное наказание.
Шпицрутены (нем. от Spitze кончик, и Ruthe прут). Длинные гибкие прутья из лозы, которыми наносились удары по наказуемому, прогоняемому сквозь строй (в Российском государстве 1701- 1863 гг.).


Философы, как вы считаете, почему Толстой обращается к 40-м годам, хотя сам рассказ был написан в 1903 году. Попробуйте ответить на вопрос.

(Толстой обращается к событиям 75-летней давности, чтоб показать, что за это время почти ничего не изменилось: в армии царит вопиющий произвол и жестокость, на каждом шагу нарушаются справедливость и человечность. Более всего Толстого волновало то, что образованные люди считали, что это необходимо для «хорошей и правильной» жизни).

- Что необычного в построении рассказа? (рассказ построен на контрасте 2-х событий из жизни героя)
Чтение и анализ текста.
- Что такое контраст? (противопоставление)
- На прошлом уроке мы с вами говорили о плане построения рассказа. Какие событияя построены на контрасте? (бал и сцена наказания)

- Первая сцена бала. Посмотрите на экран. Отец и дочь танцуют. Что мы видим? Шелест платьев, яркие краскиЧтобы лучше понять атмосферу, царившую на балу, прочитаем выразительно:
(1 ученик читает сцену бала)
- Для того, чтоб показать контраст, сразу же послушаем сцену наказания солдата. Обратите внимание на экран. В каких красках предстает перед нами картина наказания солдата. Слушаем. (2 ученик читает сцену наказания)





- Для того, чтоб показать контраст, нам необходимо сделать достаточно глубокий анализ текста: а именно, сцен бала и после бала. В рабочей карте у вас таблица. Сейчас все группы работают над одним заданием. Так называемое сотворчество. Все мы в роли исследователей.


БАЛ
ПОСЛЕ БАЛА

Краски, цветовая гамма



Варенька/Солдат



Звуки, характер музыки



Психологическое состояние рассказчика



Описание полковника





- При заполнении таблиц можно использовать не только слова, но и выражения, помогающие наиболее полно выявить сущность происходящего. Помогут нам в этой работе не только текст рассказа, но и иллюстрации.
Дети работают (5 мин).
(Примерное предполагаемое заполнение таблицы:


БАЛ
ПОСЛЕ БАЛА

Краски, цветовая гамма
Бархатные платья, брильянтовая фероньерка, белые плечи, белые перчатки, белое платье с розовым поясом, атласные башмачки, море шампанского.

Что-то черное, страшное приближалось ко мне; что-то пестрое, мокрое, красное, неестественное, что я не поверил, чтобы это было тело человека.


Внешность главного героя эпизода (Варенька/Солдат)
Сияющие, ласковые, милые глаза, зарумянившееся с ямочками лицо, радостная улыбка; смеялась, танцевала; восхищались, любовались.

Спотыкающийся, корчившийся человек; наказываемый поворачивал сморщенное от страдания лицо; он не говорил, а всхлипывал : «Братцы, помилосердуйте»


Звуки, характер музыки
Бал был чудесный; музыканты знаменитые; мазурка, кадриль, вальс.

Доносилась какая-то другая, жесткая, нехорошая музыка, бой барабанов.

Психологическое состояние рассказчика
1)Я был не только весел и доволен, я был счастлив, блажен, я был добр, я был не я, а какое-то неземное существо, не знающее зла, способное на одно добро;
2)Я не только любовался, но с восторженным умилением смотрел на них;
3)Я обнимал в то время весь мир своей любовью; я испытывал в то время какое-то восторженно-нежное чувство(к отцу ее);
4)Бесконечно счастлив.

На сердце была почти физическая, доходившая до тошноты тоска, такая, что я несколько раз останавливался, и мне казалось, что вот-вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища; Но только стал засыпать, услыхал и увидел опять все и вскочил.


Описание полковника
Высокий, статный, красивый, свежий, лицо румяное, с подвитыми усами, радостная улыбка, выпячивающаяся грудь, любящий, внимательный отец.

Статная фигура двигалась рядом с наказываемым; Самоуверенный, гневный голос полковника, кричащего: «Будешь мазать? Будешь?»; Безжалостный, жестокий полковник, уверенный в своей правоте




- Нам необходимо сделать еще один небольшой анализ текста. У каждой группы сейчас свое задание, на выполнение которого вам дается 4-5 минуток. Все задания в рабочих картах. Литературоведы, вам нужно найти изобразительно-выразительные средства, использованные автором произведения, и показать цель их применения.
(предполагаемый ответ детей:
Толстой использует синтаксические средства: повтор и параллельное строение фразы. Бездушие, длительность и ужас совершающегося он передает повторением одних и тех же слов: « ,,,все так же падали с двух сторон удары на спотыкающегося, корчившегося человека, и все так же били барабаны и свистела флейта, и все так же твердым шагом двигалась высокая статная фигура полковника рядом с наказываемым
Этот прием есть и в первой части: он передает ощущение бесконечности счастья: «я вальсировал еще и еще», «еще раз выбрал ее, и мы в сотый раз прошли вдоль залы». Слово «еще» усиливается французским «encore».
Огромное количество эпитетов:
Грациозная, ласковые, милые, сияющее, зарумянившееся, красивый, высокий, статный, свежий, ласковый, радостный, блестящий.
Жестокая, нехорошая музыка, неприятная, страшное, сморщенное страданиями, корчившийся, твердый шаг, испуганный, грозно, злобно, гневный)

Писатели-творцы, покажите контраст в портретной характеристике героев – полковник и солдат.
(предполагаемый ответ детей:

Портретная характеристика героев.
полковник
наказываемый

Высокий военный в шинели и фуражке



Оголённый по пояс человек, привязанный к ружьям двух солдат. Спина его – что-то пёстрое, мокрое

Румяное лицо и белые усы с бакенбардами

Сморщенное от страдания лицо

Шёл твёрдой, подпрыгивающей походкой
Дёргаясь всем телом, шлёпая ногами по талому снегу толкали

Твёрдым шагом двигалась высокая, статная фигура
Идёт, спотыкаясь и корчась от боли



Историки, если б вам пришлось рисовать иллюстрации к рассказу, то какие бы вы использовали цвета, краски, изображая сцены бала и после бала.

Философы, как бы вы прокомментировали цитату?
«Я отрекся от жизни нашего круга, признав, что это не есть жизнь, а только подобие жизни, что условия избытка, в которых мы живём, лишают нас возможности понимать жизнь, и что для того, чтобы понять жизнь, я должен понять жизнь не исключений, не нас, а жизнь простого народа» Л.Н.Толстой.
Беседа.
Позиционная дискуссия: «Образы полковника и рассказчика».
- Итак, мы подошли к моменту, когда нужно сделать выводы из всех наших наблюдений.
- Что помог передать контраст?
Показывает противопоставление событий. Светлые радостные краски бала 1 части, беззаботное веселье молодых людей резко оттеняет мрачную картину 2 части.
Контрастное изображение настроения помогло передать перелом в душе рассказчика.

- Какие выводы можно сделать из этих наблюдений?
Эпизод бала и события после бала противопоставлены друг другу. Контрастное изображение героев, обстоятельств, событий – это важный прием для постижения идеи рассказа.
Эти эпизоды органически связаны друг с другом. Контраст помог показать перелом в душе героя. Срывается маска с внешне благополучной, нарядной действительности.
Чем более праздничным, роскошным представлял герой себе мир вначале, тем неожиданнее, трагичнее, горше оказалось его прозрение.
- Теперь более внимательно посмотрим на рассказчика, от чьего лица ведется повествование. Что это за человек, какие проблемы волнуют его, о чем он думает? Почему автор «доверяет» рассказ о событии именно Ивану Васильевичу?

Человек думающий, размышляющий о жизни. Героя волнуют нравственные и общественные проблемы. Человек не равнодушный, с совестью. Отношение автора к рассказчику выражено прямой оценкой одного из слушателей: « Ну, это мы знаем, как вы никуда не годитесьСколько бы людей никуда не годилось, кабы вас не было».
- Почему Иван Васильевич не вмешался в происходящее?
Он не может представить, чтобы дурное, злое, отвратительное дело вершилось с такой легкостью и уверенностью без серьезного основания: «они знали что-то такое, чего я не знал».
- О чем случай с солдатом заставил задуматься Ивана Васильевича? О чем он «старался узнать» ?
Герою важно знать, каковы моральные принципы общества, критерии оценки добра и зла, на чем держится армия, офицером которой он мечтал быть.
Общественная мораль, основанная на жестокости и насилии, противоречит нравственным представлениям Ивана Васильевича.
- Как изменилась жизнь Ивана Васильевича после случая с татарином?
Он отказался от карьеры военного. Герой выбирает путь « неучастия во лжи», в жестокости. Это путь нравственного самосовершенствования, внутреннего противостояния общественному злу. И любовь героя пошла на убыль.
- Какой можно сделать вывод о герое?
Герой, отказавшись от военной карьеры, прожил жизнь в согласии со своей совестью, наставляя ближних на путь добра. Не личное счастье, любовь, а поиск истины и добра – смысл его жизни.

- Многие критики основу конфликта этого рассказа видят в изображении двоедушия полковника. По их мнению, полковник на балу ( в полутьме залы) изображён в маске, а после бала (утро) в истинном свете. Как вы думаете, так ли это? Здесь можно поспорить:
Полковник убежден, что делать надо «всё по закону». Он такой, каким его изобразил рассказчик: искренен в отношении с дочерью, с людьми определенного круга любезен. Может быть, где-то в глубине души у него при исполнении долга есть чувство жалости к несчастному, униженному человеку. А может, как старый воинский служака, он привык к таким истязаниям, поэтому не понимает, зачем, но знает, что это так надо: «Всё по закону».
Мы знаем по тексту, как он, вероятно, стыдясь, делает вид, что не узнает Ивана Васильевича. Но это не снимает с него вины, а лишь в какой-то мере объясняет мотивы его поступков.
Сопоставление редакций рассказа
- Мы с вами говорили о том, что концовка рассказа была изменена. Послушайте черновой и окончательный вариант.
Почему Толстой изменил концовку рассказа?
Черновой вариант
Окончательный вариант

«Я реже стал видеться с ней.  И любовь моя так и кончилась ничем, а я поступил, как хотел, в военную службу, и старался выработать в себе такое сознание своего долга, я так называл это, как у полковника, и отчасти достигал этого.И только к старости теперь понял весь ужас того, что я видел и что сам делал»
«Что ж, вы думаете, что я тогда решил, что то, что я видел, было дурное дело? Ничуть. «Если это делалось с такой уверенностью и признавалось всеми необходимым, то, стало быть, они знали что-то такое, чего я не знал», думал я и старался узнать это. Но сколько ни старался и потом не мог узнать этого.
А не узнав, не мог поступить в военную службу, как хотел прежде, и не только не служил в военной, но нигде не служил и никуда, как видите, не годился»



Подведение итогов урока.

- Мы с вами совершили путешествие в 19 век. Погрузились в язык Л.Н.Толстого. Понаблюдали, как мастерски использовал автор контраст как художественный приём в создании ярких портретов, в образной характеристике действий и передаче тончайших душевных переживаний героев. Позже, в более старших классах вы познакомитесь с другими великими произведениями Толстого и увидите, что идеи гуманизма, человечности, совести, справедливости проходят красной нитью через все его творчество.
- Группы, задайте друг другу вопросы по уроку.
(предполагаемые вопросы:
- Какой приём положен в основу рассказа? (контраст)
- Что контраст помог нам увидеть в тексте? (картины добра и зла в реальном мире)
-О чём заставляет задуматься этот рассказ? Что хотел донести да нас Л. Толстой этим рассказом?
(Рассказ заставляет нас задуматься об ответственности человека за жизнь в обществе. Человек ответственен за всё происходящее в мире. Надо любить друг друга, понимать, творить добро)).

В рабочих картах указано домашнее задание. Посмотрим. Обсудим его. Задание вы выберете себе сами.
Представьте, что Иван Васильевич решил написать письмо Вареньке. Напишите письмо от 1-го лица.
Покажите рассказ «После бала» при помощи цвета.
Представьте, что вы депутаты и продвигаете в Думу новый проект: свод нравственных законов. Напишите 3-4 закона, желательно созвучные уроку.
Записать эпитеты к словам
С П
О О
Л Л
Д К
А О
Т В
Н
И
К
Например, С – слабый, страдающий О – обиженный
5) Составьте письмо солдата из далекого прошлого (или письмо солдату)

- Сделаем вывод:
В рассказе Толстого показаны не только добрые и жестокие начала человека, но и социальная несправедливость, царящая вокруг. Писатель поднимает проблему ответственности человека за все происходящее в его жизни.

Оценим себя:
Сегодня я узнал
Было интересно
Было трудно
Я понял, что
Теперь я могу
Я приобрёл
Я научился
У меня получилось
Я попробую
Меня удивило
Мне захотелось







Рисунок 115