Проект Технология критического мышления как средство развития творческих способностей младших школьников

Акмолинская область
Жаркаинский район
ГУ «Средняя школа имени Н. Крупской»






ПРОЕКТ
«Технология критического мышления
как средство развития творческих способностей»






Учитель начальных классов:
Михновец Людмила Александровна







Стремление к творчеству характерно для школы в условиях социально-экономических преобразований. Основной задачей для педагогов является формирование творчески-активной личности, постоянно думающей, стремящейся к творческому подходу в решении любых поставленных задач. Развитие творческих способностей – цель работы каждого учителя. Творчество оживляет познавательный процесс, активизирует познающую личность и формирует её.
Развитие творческих возможностей учащихся важно на всех этапах школьного обучения, но особое значение имеет формирование творческого мышления в младшем школьном возрасте. Это связано с тем, что в начальных классах, особенно на первом году обучения, только начинают формироваться способы учебной работы, закладываются приёмы решения учебных задач, которыми учащиеся будут пользоваться в дальнейшем.
Период начального обучения в школе заключает в себе огромные возможности для развития творческих способностей младших школьников. Следовательно, задача школы - создать такую обстановку, в которой возможно максимальное развитие этих качеств у ребенка.
Под системой творческих заданий я понимаю упорядоченное множество различных творческих заданий, ориентированных на познание, создание, преобразование и использование в новом качестве объектов, ситуаций, явлений, направленных на развитие творческих способностей школьников в учебном процессе.
В организации творческого подхода к выполнению задания можно выделить три этапа: Первый этап - это формирование у учеников качеств, служащих предпосылками для творческой деятельности: наблюдательности, общительности, речевой и общей активности, хорошо натренированной памяти и быстроты припоминания, сообразительности, привычки анализировать и осмысливать факты. Для творчества нужны воля, умение преодолевать свою лень и объективные трудности, активность во всех делах и в первую очередь - в познании. В то же время предпосылками творчества являются мир эмоций, способность увлекаться, воображение. Предпосылки творческой деятельности школьников я формирую на уроках литературного чтения языковыми играми и различными конкурсами, викторинами; выступлениями учащихся на утренниках и на обычных уроках, так как эти выступления выходят за рамки повседневности и стандарта. Второй блок системы - это элементы исследовательской деятельности учащихся в познавательном процессе, а также их коллективная работа, совместное выполнение поставленных задач. Третий блок - это самовыражение индивидуальности, личности ученика через творчество, главным образом, через различные виды искусства. Исполнительская деятельность тоже может подняться до уровня искусства, до самовыражения: в драматизации сказки ученик входит в роль сказочного героя, и тогда в произнесении реплик он поднимется до самовыражения. То же можно сказать и об иллюстрировании, когда прошу детей нарисовать сюжетную картинку, отражающую момент действия в рассказе, на основе воображения и, разумеется, знания жизни, они вносят что-то свое, что-то от своей личности, от своего видения жизни, от своего понимания героя или события,- это самовыражение. Проводя урок литературного чтения, стараюсь разнообразить задания, чтобы дети были заинтересованы и активно участвовали в работе. Для развития речи и отработки литературного языка провожу речевые разминки. Это могут быть и стихотворения, и пословицы, и скороговорки, и даже задания на смекалку.

Творческая деятельность младших школьников - это продуктивная форма деятельности учащихся начальной школы, направленная на овладение творческим опытом познания, преобразования, создания и использования в новом качестве объектов материальной и духовной культуры в процессе деятельности, организованной в сотрудничестве с педагогом.


Пробудить заложенное в каждом ребенке созидательное начало, помочь сделать первые шаги в творчестве - задача не из легких.













Результатом работы считаю - повышение качества знаний, стремление к творческому решению поставленных задач, рост учебной мотивации, создание благоприятного психологического климата в классе и крепкого дружного коллектива. С развитием творческих способностей развивается и личность ребёнка. Дети становятся активными, чаще проявляют инициативу, у них появляется уверенность в собственных силах. Большинство учащихся ясно и логично выражают свои мысли, формулируют свою точку зрения и отстаивают свои убеждения. На основе чтения ученики совершенствуют навыки изложения собственных мыслей. Творчество и творческая деятельность определяют ценность человека и его индивидуальность, поэтому формирование творческой личности приобретает, сегодня не только творческий, но и практический смысл.
Творчество школьника выражается в открытии нового. Там, где нет этого открытия, нет и творчества. Способность учащихся к созданию чего–либо нового без опоры на образец развивается в деятельности, требующей проявления творчества.
На своих уроках я стараюсь пробуждать заложенное творческое начало, учить трудиться, помогаю ребенку понять и найти себя для радостной, счастливой и наполненной жизни, сделать первые шаги в творчестве.
И передо мной как учителем стоит задача - вырастить своих учеников инициативными, думающими, творческими людьми.
Творчество живет в большей или меньшей степени в каждом ребенке. Увидеть любое творческое проявление ученика, создать условия для развития творческих способностей на уроках и во внеклассной работе эти задачи, на наш взгляд, должен ставить перед собой каждый учитель начальных классов.
Изучая тему «Устное народное творчество», ребята сами попытались сочинить скороговорки, чистоговорки, загадки. Например.
Ра-ра-ра лето классная пора.
Ре-ре-ре мы играли во дворе.
Ру-ру-ру мы придумали игру.
(Васильев Дима)
Ра-ра-ра вот глубокая нора.
Ре-ре-ре живут звери в той норе.
Ру-ру-ру оказалась кенгуру.
(Железнова Алена)
Ребенок сочиняет. Он впервые делится своими впечатлениями, чувствами - пока еще неумело, но уже достаточно ответственно. Робкие и несмелые первые работы первоклассников - на близкие темы: «Моя игрушка», «Любимая сказка», «Моя мама» и др.
На уроках они радуют меня и радуются сами, удивляют взрослых и удивляются себе в этом мире. Ценность детского сочинительства определяется по тому, насколько в нем нашли отражения чувства, мысли ребенка.
Другим средством создания положительной эмоциональной окраски учения являются сказки. Сочинение сказок - еще один этап в развитии речи детей. Все дети любят сказки, и очень удачно можно воспользоваться этим.
Дети очень любят переделывать сказки, придумывать продолжение известным сказкам, смешивать их между собой, придумывать сказки по заданному началу или концу.

Снежок.
Жили – были дедушка и бабушка. Была у них корова Красуля. Они ее очень любили. Заботились о ней, кормили и поили, так как она была кормилицей. Летом косили траву и запасали на зиму.
Наступила зима. Они долго ждали, когда корова принесет теленочка. Вот наступил тот вечер. Красуля стала мамой. Дедушка и бабушка долго думали, как назвать бычка. Утром дедушка пошел в сарай их кормить и оставил дверь открытой. Погода была хорошая, пошел снег. Вечером дедушка пошел закрывать сарай, а теленочка нет. Дедушка испугался и позвал бабушку и стали они его искать. А тем временем теленок вышел погулять и прилег возле сарая. Снежок тихо падал и присыпал теленка. Красуля стала мычать и он откликнулся. Обрадовались бабушка и дедушка и решили назвать бычка Снежок. С тех пор он больше не терялся. Так и жили они вчетвером.
Рогачева Алина

Три котенка.
Жили-были три котенка: черный, белый, коричневый. Они были очень дружные и красивые. Однажды один котенок пропал. Его украл злой мальчик. Котята собрались и пошли на выручку своего братца. Ни на миг не теряя надежды.
Долго шли они по лесу, теряясь в зарослях кустарника. Вдруг они услышали какой-то шорох. Это был ежик. Два котенка спросили ежика:
- Ежик, ежик не видел ли ты нашего братца? Он черный-черный как ночь.
- Как не видел, конечно, же видел. Его мальчик в мешке понес далеко в лес.
-Спасибо тебе ежик, - сказали котята.
Пошли они дальше. Летела мимо сорока. Увидели ее котята и спрашивают:
- Сорока, сорока, не видела ли ты нашего братца, он черный-черный как ночь?
- Как не видела, видела. Он вон в той избушке, на краю леса, сидит в темном чулане.
- Большое тебе спасибо, сорока, - сказали котята. – Теперь мы его обязательно найдем.
И пошли они дальше. На пути у них стояла избушка. Котята подошли, но дверь оказалась запертой. Сели они и заплакали. Мимо пробегала мышка.
- Чего вы тут сидите и плачете?
- Мы пришли спасти нашего братца, а дверь закрыта. Как же мы теперь его спасем?
- Давайте, я вам помогу.
- Как же ты нам поможешь? Ты ведь такая маленькая?
- Маленькая, зато зубки острые, вмиг норку прогрызу и братца вашего освобожу.
Так и сделали. Братца освободили и котята благополучно вернулись домой.
Железнова Алена

Во время изучения темы «Почему осенью листья желтеют и опадают?» по познанию мира предложила детям сочинить сказку о приключениях осеннего листочка. Почему именно эта тема? Во-первых, приключения всегда нравятся детям. Во-вторых, сочиняя эту сказку, дети вспомнят признаки осени, научатся использовать имеющиеся у них знания об осени в новой творческой ситуации. А это значит, что будут учиться быть не потребителями, а творцами!
Свои сказки дети оформили в виде книжек-малышек.



Сказка о приключениях осеннего листочка.

Однажды кленовый листок скучал, печально повиснув на родном дереве. Вдруг налетел сердитый северный ветер и сорвал листик. Полетел листик по всему лесу. Он то спускался на землю, покрытую такими же листьями, как он, то вновь взлетал над верхушками деревьев. Пока он путешествовал, встретил многих жителей леса, так и не успев с ними познакомиться поближе. Когда ветер стих, оказался листик в другом лесу, далеко от своего. Прискакала к нему белка и спросила:
- Листик, листик, откуда ты прилетел? И почему ты не прячешься от холода, ведь скоро зима?
- Меня принесло ветром из другого леса, а не прячусь я потому, что до зимы вроде бы еще далеко, спрятаться успею, - сказал листик. – А ты где зимовать будешь?
- Я перезимую в своем теплом дупле. Грибов и ягод я много насушила, на всю зиму хватит. Оставайся со мной, вместе не скучно будет, - ответила белка.
- Спасибо. Но, пожалуй, я откажусь. Успею еще найти для зимовки место. А пока я полетаю, мир посмотрю.
И полетел листик дальше.
Вот увидел листик муравья, который несет на себе соломинку.
- Муравей, что делаешь?- спросил листик.
- Я укрепляю свой домик на зиму, - сказал муравей.- В муравейнике вместе со своей семьей я проведу зиму. Оставайся зимовать с нами: муравейник у нас теплый.
- Боюсь, что слишком большой для вашего муравейника. Подыщу себе другое местечко для зимовки.
И вновь полетел листик дальше.
Воздух становился все холоднее и холоднее. Лететь листику было все труднее и труднее. Приземлился он на теплый пушистый мох под большой осиной и решил отдохнуть немного. Свернулся да и заснул. В это время мимо бежал черный жук. Увидел он красивый желтый листочек, свернувшийся рулончиком на зеленом мху, и подумал:
- Вот прекрасный домик для меня на зиму.
Забрался внутрь листочка, подобрал лапки и уснул до весны. А листик – путешественник грел его всю зиму и нашептывал на ухо добрые сказки.
Анненкова Людмила

Жил – был красивый, маленький листочек посередине большого, молодого дерева. Родился он в начале мая под теплым солнышком. Обдувал его теплый ветер.
Все лето листочек жил весело и очень любил жизнь. На веточке, где рос листочек, птички свили гнездышко. Он стал свидетелем появления на свет двух очаровательных птенчиков, которые громко пищали при появлении мамы и папы с кормом для них. Когда птенцы подросли, они научились летать и вскоре покинули родное гнездышко и начали самостоятельную жизнь.
Когда пришла осень, листочек вдруг заметил, что его окрас изменился, и он стал не зеленым, а сначала красноватым и потом совсем желтым. Он понимал, что не только он стал таким, а все вокруг тоже изменилось. И солнце стало не таким ярким и теплым, и ветер более холодным. Потом листочек сорвало ветром и унесло далеко-далеко. Он упал прямо в дупло белочки. Там было тепло и уютно. Так он и остался там зимовать.
Железнова Алена

И всё же особо важное место занимает сочинение – высшая форма проявления творческих способностей ребёнка, требующая от него высокого напряжения. Тематика творческих работ определяется целевой установкой учиться: побудить к рассуждению, выражению позиции ребёнка, его точки зрения. Примеры тематики сочинений: «Летний отдых. Как я его провёл?», «Что такое доброта?», «Я люблю свою маму».
На свете много добрых и светлых слов. Для меня самое нежное, ласковое слово - мама. Мама дарит мне всю свою любовь, тепло и заботу. Хочу, чтобы мама никогда не болела и была всегда рядом. Я стараюсь учиться на «отлично». И в этом мама мне помогает. И я забочусь о ней, слушаюсь и стараюсь не огорчать маму. Мама говорит, что я, пример для младшего брата. Хочу, чтобы она мной гордилась. Мы с мамой многому научились друг у друга. Ведь она для меня не только мама, но и самый верный друг. Я очень люблю свою маму.
Карелин Никита



Я люблю свою маму потому, что она хорошая и добрая. Она тоже меня любит. Мама учила меня говорить, ходить. Мама прочла мне первую книгу. Моя мама умеет красиво шить, вкусно готовить, печь торты, печенье. Она всегда помогает мне делать уроки. В субботу и воскресенье я помогаю маме мыть посуду, делать уборку в доме. Даже когда стану взрослой, всегда буду помнить мамин голос, мамины глаза, мамины руки.
Усина Арайлым





У меня мама самая заботливая. Мама мне всегда покупает интересные книжки и красивые игрушки. Своей маме я люблю читать сказки. Я буду всегда маму слушать, радовать хорошими оценками. Я хочу, чтобы мама гордилась мной. Моя мамочка самая лучшая, я её очень люблю.
Анненкова Людмила

Моя мама самая хорошая и добрая на земле. Мама учит меня делать добрые дела: помогать пожилым людям, не обижать малышей, ухаживать за животными. Мама помогает мне каждый день познавать мир. Мы вместе с ней делаем уроки, читаем, играем, гуляем. Я помогаю маме готовить обед, мыть посуду. Я хочу быть похожей на маму, быть доброй, красивой и умной. Мама любит меня и нашу семью. Я горжусь своей мамой и очень её люблю.
Рогачева Алина

Мою маму зовут Ирина Владимировна. Она очень добрая и ласковая. Мы с мамой играем, читаем, рисуем. Больше всего я люблю выходные дни, потому что мама дома. Она приготовит что-нибудь вкусненькое, поиграет со мной, почитает книгу. Без моей мамы мне плохо. Мама, я хочу, чтобы ты всегда была красивая. Я хочу, чтобы у всех детей были такие мамы, как моя. Мама, ты мой самый дорогой и любимый человек на свете! Я хочу, чтобы моя мама была здорова и счастлива. Я очень люблю свою маму.
Платонова Екатерина

В моей семье есть замечательный человек – моя мама! Она помогает мне во всем: в учебе, в моих проблемах. Мою маму зовут – Наталья. Она очень добрая и заботливая. Моя мама меня всегда понимает. Она не предаст и не оставит в беде, поэтому она самый лучший друг. Я её очень люблю и уважаю.
Мальшаков Артем
Мама, ты для меня как солнышко утром. Когда я просыпаюсь и вижу тебя, то у меня хорошее настроение на целый день. Ты самая добрая, умная и красивая. Я не хочу, чтобы ты унывала. Я буду хорошо учиться, делать домашнее задание, слушать учителей, чтобы в скором будущем поступить на машиниста поезда. Я буду смелым и сильным, буду помогать тебе по дому, играть с младшей сестренкой, быть примером для неё. Когда я вырасту, хочу чтобы ты мной гордилась. Я тебя очень сильно люблю!
Лычак Саша

Для развития творческих способностей школьников я включаю ежедневные минутки поэзии в уроки литературного чтения. Для них дети учат стихи любимых поэтов по своему желанию, учатся анализировать стихотворения, что способствует совершенствованию их особенного поэтического творчества.
Также на уроках учащиеся выражают свои мысли при помощи рисунка. Часто провожу конкурсы рисунков «Плоды и семена путешествуют», «Я на работе в саду, огороде». Дети рисуют плакаты «Берегите воздух».















По детским рисункам к прочитанному можно в какой-то мере судить о степени понимания детьми содержания, об их творческом воображении. Еще К.Д. Ушинский отмечал, что дети – отчаянные рисовальщики, они с удовольствием берутся рисовать, когда их об этом попросишь. Словесное рисование картин способствует развитию речи и творческого воображения детей, помогает им ярко представить то, что можно нарисовать, а чего нельзя, каким образом лучше выполнить рисунок. Следовательно, словесное рисование дополненное рисунками, выполненными на бумаге, приобретает практическое значение в процессе чтения. В классе ученики занимаются словесным рисованием, а дома выполняют рисунки на бумаге. На уроке рисунки рассматриваем. Дети отмечают, соответствует ли рисунок тексту произведения, что в нем главное и чего не хватает, сравнивают рисунки, указывают наиболее удачные из них.
С помощью рисунков на уроках литературного чтения провожу следующие виды работ: а) выделение основной мысли произведения; б) выборочное чтение по рисунку; в) пересказ текста по рисункам;
г) составление плана рассказа (сказки). На уроках литературного чтения ребята создают по произведению серию картинок-иллюстраций. Они помогают детям пересказывать данное произведение. Так были созданы книжки «Пых» белорусская народная сказка, «Сивка – бурка» русская народная сказка.
На развитие творческих способностей направлена индивидуальная исследовательская работа с учеником. Работая самостоятельно над заранее выбранной темой, подбирая различный материал, ученики могут раскрыть свое творческое начало. В такой работе ребята учатся видеть главное, ставить цель, выбирать из дополнительной литературы наиболее интересный материал по теме. Например, собрать сведения о профессии, которую ты выбрал бы, когда станешь взрослым. Провести исследовательскую работу на тему: «Какое свойство воздуха использовали люди при изобретении воздушного шара?», «Какие почвы имеются в Казахстане?», подготовить рассказ о каком-либо животном, о том как оно питается, подобрать рассказы о жизни птиц в Казахстане, о редких птицах, занесенных в Красную книгу».
Роль семьи в жизни ребенка неизмеримо велика по своей важности. Ребенок, живя в семье, переживает всю гамму чувств и взаимоотношений в ней. Это ложится неизгладимой печатью на его душу. Ребенок изучает мир через семью, в свете семейных отношений. Семья является могучим воспитательным средством. Проще говоря - семья занимает в нашей жизни одно из первых мест, и нет ничего дороже и значимее семьи. Ребята подготовили фотоальбомы «История моей семьи» и презентовали их.
Включение в структуру уроков подобных заданий создаёт возможность вовлечения учащихся в посильную для них творческую деятельность, что является необходимым условием формирования различных творческих качеств. Задания этого вида в наибольшей степени побуждают учащихся к самостоятельности.
С целью развития творческих способностей, выразительности речи, обогащения словаря подготовили и показали музыкальный спектакль по мотивам сказки К.И. Чуковского «Муха-Цокотуха». Это был яркий спектакль, где маленькие актеры показали свое мастерство. Театр помогает бороться с комплексами, излишней застенчивостью, помогает раскрепоститься и найти себя.
Чему научились мои ученики во время работы над спектаклем? В ходе репетиций и показа спектакля перед зрителями дети стали ближе друг другу, почувствовали себя сплоченным коллективом, театральной труппой. В ходе репетиций каждый ученик проявил свою индивидуальную особенность, все ученики становились равноправными действующими лицами постановки. Участвовали все дети, никто не остался в стороне.
По окончании спектакля зрители не хотели уходить из зала, рассматривали красивые костюмы героев. А ведь это самое важное – у всех наших маленьких актеров рождается потребность не только самому получить эстетическое наслаждение, но и помочь товарищам увидеть новое, неизведанное.










Необходимым условием развития творческого мышления является использование в процессе обучения инновационных технологий. Основой обучения в этом случае должно стать не просто восприятие информации, предложенной учителем, а способность ребенка мыслить самостоятельно, творчески, активно участвовать ему в самом процессе обучения.
И такой технологией является технология «Развития критического мышления через чтение и письмо». Таким образом, технология критического мышления способствует формированию нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, осознание внутренней многозначности позиций и точек зрения; развитию таких базовых качеств личности, как коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.
Уроки, проведенные по технологии критического мышления дают следующее. Во-первых, практически все учащиеся включены в работу, дети с низким уровнем познавательной активности с увлечением выполняют задания, отвечают. Во-вторых, заинтересованность учащихся в результате своей работы делает их сплоченными, способствует тому, что сильные учащиеся помогают слабым, так как учителем оценивается не только индивидуальная работа каждого ученика, но и работа группы в целом. В-третьих, методы, которые используются в технологии развития критического мышления, способствуют развитию творческих умений учащихся.
Многие методы данной технологии представляют собой совокупность заданий, в процессе выполнения которых появляются работы творческого характера.
Например. Проявлению творческих возможностей детей способствует игровой мотив. Так, например, на уроке можно поиграть с детьми в «вопросы и ответы». Или же на уроке литературного чтения уместно организовать игру «Школа», которая может выглядеть примерно так: «Представь, что ты учитель и ведёшь урок литературного чтения, на котором идёт работа над данным рассказом. Подумай, какие вопросы по содержанию этого текста ты задашь своим ученикам. Составь как можно больше вопросов». Это задание позволяет школьнику расширить поле своей деятельности, ученик не ограничен количеством вопросов, что позволяет ему показать свои возможности в их формулировке.
Большое значение в технологии развития критического мышления отводится приемам, формирующим умение работать с вопросами. Вопросы – основная движущая сила мышления. Учащихся необходимо обращать к их собственной интеллектуальной энергии. Только ученики, которые задаются вопросами или задают их, по-настоящему думают и стремятся к знаниям. Уровень задаваемых вопросов определяет уровень нашего мышления.
«Таблица тонких и толстых вопросов» – этот прием развивает умение задавать вопросы. Заданный учеником вопрос является способом диагностики знаний ученика, уровня погружения в текст. «Тонкие» вопросы – вопросы репродуктивного плана, требующие однословного ответа. «Толстые» вопросы – вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать.
На стадии вызова – вопросы, на которые учащиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. На стадии рефлексии – демонстрация понимания пройденного.
«Тонкие вопросы»
Кто Что Когда Может Будет Было ли Согласны ли вы Верно
«Толстые вопросы»
Дайте объяснение почему
Почему вы думаете
Почему вы считаете
В чем разница
Предложите, что будет, если
Можно ли изменить роли так, чтобы сделать их противоположными
Что еще можно использовать вместо данного объекта?
Например, предмет «Литературное чтение, 2 класс,
тема Н.Г. Гарин-Михайловский «Тема и Жучка».
«Тонкие вопросы»
- Кто бросил Жучку в колодец?
- Что ответила няня?
- Когда происходит действие в отрывке?
- Может быть, охранять нужно только редких животных?
- Что было бы с Жучкой, если бы Тема её не спас?
- Мог ли он подождать до утра?
- Было ли вам страшно за Тему, когда он спускался в колодец?
- Согласны ли вы, что Тема мужественный человек?
«Толстые вопросы»
- Дайте объяснение, почему Теме в это утро было тяжело перебраться через забор?
- Почему Тема все-таки спускается в колодец?
- Как вы думаете, почему Тема не посоветовался, ни у кого не спросил разрешения?
- Как вы думаете, останется ли живым Тема?
- Почему больной мальчик не возвращается в постель, а спешит к колодцу?
- Почему вы считаете, что тема настоящий друг?
Предположите, что было, если бы Тема срочно не пошел спасать Жучку?
На уроках русского языка учащиеся не только учатся грамотно писать и знакомятся с теоретическим материалом, но и учатся правильно, красиво излагать свои мысли в устной и письменной форме. При этом в некоторых случаях требуется, чтобы мысль была изложена кратко, а в некоторых, наоборот, необходимо развернутое, распространенное выражение мысли. Для многих учащихся не составляет труда выразить свои эмоции, чувства и мысли устно, но сделать это, же на листе бумаге более сложная задача. Письменная речь у многих не так богата, как устная. Кроме того, письменная речь лишена интонации, мимики и жестов.
Выразить внутренние переживания в письменной лаконичной форме человеку всегда помогали стихи. Мысль в стихотворении звучит красиво, она предстает в виде образов. Стихи позволяют выразить то, что не всегда удается передать в прозе. Прием технологии критического мышления «синквейн» или «пятистишье» позволяет каждому ученику стать поэтом. При этом стихотворные формы требуют достаточно строгого алгоритма, благодаря которому большинство учащихся не испытывают затруднений. Первая строка пятистишья заключает в себе одно слово, обычно существительное или местоимение, которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь. Во второй строке – два прилагательных, характеризующих предмет или явление. Третья строчка образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта. Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражает личное отношение автора к описываемому предмету или явлению. В пятой строке содержится одно слово, характеризующее суть предмета или объекта.
Синквейн позволяет учителю решить сразу несколько задач. С одной стороны он создает в классе творческую атмосферу, с другой – позволяет проверить, как учащиеся усвоили важнейшие понятия темы.
Вот какие синквейны составили ребята на уроках познания мира. При изучении темы «Все необходимое человек получает от природы».
Природа.
Красивая, добрая.
Кормит, греет, одевает.
Природа помогает человеку.
Жизнь.
(Рогачева Алина).
А по теме «Я и другие люди. Вежливость» получился синквейн:
Друг.
Верный, настоящий.
Выручает, помогает, понимает.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Дружба.
(Платонова Екатерина)
Литературное чтение, 2 класс тема: Н.Г. Гарин-Михайловский «Тема и Жучка»
Тёма.
Верный, настоящий.
Выручает, помогает, спасает.
Друг познается в беде.
Дружба.
(Васильев Дима)

Жучка.
Игривая, ласковая.
Благодарит, любит, верит.
Собака – друг человека.
Доверие.
(Железнова Алена)
Друзья.
Верные, надёжные.
Помогут, спасут, выручат.
Никогда не подведут товарища.
Дружба.
(Анненкова Людмила)
Дружба
Сильная, сплоченная.
Дружить, выручать, не предавать.
Никогда не оставлять друга в беде.
Верность.
(Соболевская Елизавета)

Важное место в технологии критического мышления занимает еще один вид творческой работы – эссе. Эссе – это письменное размышление на заданную тему. Данный вид письменной работы подразделяется на собственно эссе, на эссе по ключевым словам. Этот метод используется для того, чтобы выяснить, насколько учащимися усвоен пройденный материал, как они могут грамотно выражать свои мысли на письме.
На уроках познания мира писали эссе по следующим темам: «Вода в природе», «Что было бы, если на земле исчезла вода», «Вода – это жизнь», «Почему воду нужно беречь?» Например.

Почему воду нужно беречь?
Вода – источник жизни. Воду нужно беречь. Люди засоряют реки и другие водоемы. В нашей реке Ишим много отходов, разбитых бутылок, железных изделий. Люди не задумываются, что из этой реки мы сами пьем воду, готовим еду, умываемся, моем посуду, стираем.
Люди, растения и животные могут погибнуть, если наступит засуха. Много рек и озер высыхает. Нам нужно помнить, что воду нужно беречь и не тратить её зря. «Где вода – там цветущая земля».
Рогачева Алина
«Я ветер, помогаю размножаться растениям»

Я – ветер. Семена тополя при созревании спадают с ветвей. Я их подхватываю и разношу по земле. Покрытые белыми пушистыми волосками семена тополя напоминают в полете хлопья снега. Благодаря этим пушистым волоскам я их разношу на большие расстояния.
Васильев Дима

Я – ветер. Люблю побаловаться с веточками, на которых созревают плоды. У каждого плода есть свое приспособление, которое помогает мне разносить их: плоды осины имеют воздушные полоски, плоды клена имеют форму лопасти винта, плоды одуванчика имеют пушистый хохолок. Семена разлетаются на большие расстояния и, попав в нужное место, прорастут.
Пугачев Кирилл

Любите ли вы хлеб, за что

Я очень люблю хлеб. Особенно я люблю хлеб, когда он теплый и с хрустящей корочкой. Хлеб – это самый необходимый продукт для человека. Без него не обходится ни скромный завтрак, ни праздничный обед. Но чтобы хлеб появился у нас на столе, многим людям приходится трудиться. Хлеб сопровождает нас всю жизнь – от рождения до глубокой старости. Все люди говорят, что хлеб – это наше богатство и его нужно беречь.
Анненкова Людмила

Хлеб- это самое родное, что у нас есть. Хлеб нельзя бросать на пол. Хлеб нужен всем. Без хлеба не прожить, благодаря хлебу люди пережили войну и голодные годы.
Я люблю хлеб за то, что он очень вкусный и полезный. Когда мама печет хлеб, аромат расходится по всему дому.
Очень много людей вкладывают свою душу в изготовление хлеба.
Железнова Алена



Я люблю хлеб за то, что он очень вкусный. Его можно кушать и утром за завтраком, в обед, за ужином. Его можно есть с чаем, с молоком, с вареньем. Я ещё я люблю хлеб за то, что мой папа рано утром разводит на машине хлеб с пекарни по магазинам. Люди с нетерпением ждут свежего душистого хлеба.
Платонова Екатерина



Когда я вырасту, я буду

В детстве я хотел стать космонавтом, летчиком, астрономом, военным, в общем, овладеть всеми профессиями. Но сейчас я решил стать строителем. У нас в роду это стало традицией. Мой дед, мой папа, его брат по профессии - строители. Отец говорит, что это интересная работа, и то, что строители всегда нужны. Строителем я хочу стать потому, что очень люблю составлять чертежи, строить из конструктора дома, мосты. Я очень рад, что выбрал себе будущую профессию.
Карелин Никита


Когда я вырасту, я стану полицейским. Буду помогать людям следить за порядком. А еще я буду ловить воров и хулиганов. У меня будет красивая форма и фуражка. Я хочу стать полицейским потому, что это нужная и полезная профессия.
Самбурский Саша



Когда я вырасту, я буду работать продавцом. Мне очень нравится такая профессия. Она нужна людям. Каждый человек приходит в магазин и покупает необходимые вещи, продукты, игрушки, фрукты. Я хочу работать в большом магазине игрушек. Мне очень нравится ходить с мамой в магазин и выбирать красивую игрушку. Я всегда радуюсь новой игрушке. И поэтому я хочу, чтобы работая продавцом игрушек, мой товар радовал всех детишек.
Анненкова Людмила



Развитию творческих способностей учащихся способствует и метод «РАФТ». РАФТ – дает возможность обучающимся развивать письменные навыки, практикуя разные темы, адресуя разной аудитории, отвечая разным целям и, соответственно, выбирая формат. Иными словами, аббревиатура РАФТ означает – Роль, Аудитория, Формат, Тема. Это письменная форма деятельности обычно используется как заключительная фаза темы, урока. Суть метода состоит в том, что учащиеся высказывают свое мнение в форме письма, которое они впоследствии зачитывают. По литературному чтению по теме «Айога» (нанайская сказка), ребята написали письмо Айоге.

Роль
Аудитория
Формат
Тема

Ученик
Айоге
Письмо
Воспитание любви к матери,
к труду


Здравствуй, Айога.
Я прочитал сказку о тебе, и мне очень не понравилось твое поведение. Я хочу, чтобы ты изменила свое отношение к родителям. Маме и папе нужно помогать. Надо быть послушной и трудолюбивой. Помогать не только родителям, но и всем кто нуждается в помощи. И твои добрые дела помогут тебе опять превратиться в девочку. Я надеюсь, что прочитав мое письмо, ты будешь послушной.
Пугачев Кирилл



Здравствуй, дорогая Айога!
Я прочитал о тебе сказку и узнал, что ты самая красивая девочка. Но мне очень жаль, что ты стала такой ленивой. Маме и папе нужно помогать всегда и во всем. А на девочку, которая помогла твоей мама, ты обиделась зря. Я думаю, что если ты поймешь свою ошибку и извинишься, то мама тебя простит и ты снова станешь красивой девочкой.

Тема «Два брата» Е.Л. Щварца.

Роль
Аудитория
Формат
Тема

Ученик
Старшему брату
Письмо
Великая сила братской любви, преодолевает все преграды
на пути освобождения близкого человека.


Здравствуй, Старший брат.
Я вижу, что ты обижаешь Младшего брата, не хочешь с ним играть. Младший брат любит тебя, тянется к тебе. Ты плохой пример показываешь Младшему брату. Зачем ты выгнал Младшего брата на мороз? А если бы он замерз, и ты его никогда бы больше не увидел. Но я за тебя рад, что ты понял свою ошибку. Преодолев все преграды, ты спасаешь своего Младшего брата. Ты совершил хороший поступок. Я думаю, что теперь ты будешь хорошим примером для своего Младшего брата.
Рыбаков Виктор




По теме «Хлопот полон рот у природы» М. Зверева написали письмо Осени. Представили, что Осень – живое существо. За что вы можете ее поблагодарить? Что в ней достойно восхищения?

Роль
Аудитория
Формат
Тема

Ученик
Осени-девице-красавице
Письмо
Воспитание любви к природе.


Здравствуй, волшебница Осень!
Какая ты у нас замечательная, красивая, трудолюбивая. Когда наступает твоя пора, мы идем в школу. Я очень люблю тебя, Осень, за твою доброту. Ты заботишься обо всех вокруг, чтобы животные подготовились к зиме. И когда наступят холода, чтобы они ни голодали, ни замерзали. У тебя много хлопот с утра до вечера. Ты даришь нам богатый урожай, и мы варим ароматное варенье и делаем разные засолки. В школе у нас проводят праздник «Дары природы», где мы несем смешные поделки и делаем выставку. Я в этом году делала поделку «Кораблик» из кабачка.
Гуляя по парку, я собрала букет из осенних листьев. Этот букет я поставила в своей комнате. И мне кажется, что это ты побывала у меня в гостях. Я очень хочу повстречать тебя на следующий год.
Железнова Алена

Дорогая Осень.
В своем письме я хочу о многом тебе написать. Ты самое красочное и хлопотное время года. Осенью все листья на деревьях желтеют, краснеют и потом опадают. Большую пользу для природы приносят опавшие листья. Со временем они перегнивают и превращаются в перегной. Перегной полезен для растений. Каждую осень хлеборобы убирают урожай пшеницы. На мельнице пшеницу перемалывают в муку. Потом пекари выпекают хлеб, батоны и сладкие булочки. Много людей осенью собирают урожай помидоров, лука, моркови, картофеля, капусты. Из овощей делают засолки на зиму. Животные тоже делают запасы на зиму. Хотя и считают тебя хлопотливой, но все равно ты самое прекрасное время года. Я каждый год восхищаюсь тобой. Я также хочу, чтобы ты своими дарами радовала всех людей на земле.
Анненкова Людмила
Здравствуй, Осень, Осень золотая.
Ты красавица лесная. Где ты не пройдешь, там становится все цветным и ярким: до листочка, до травинки все покрыто золотом. В огороде все поспело. Бабушка и дедушка собрали большой урожай овощей. Бабушка сварила очень вкусное варенье. Засолила огурцы и помидоры. Бабуля сделала салаты из овощей. Мне нравятся все. На полях поспела пшеница. А из муки мы испечем вкусный, душистый хлебушек. Спасибо, Осень, за все твои дары.
Усина Арайлым

Методы технологии развития критического мышления

Чтение стене – один из видов деятельности, который можно проводить при письменной работе. Ученики завершили свою работу. Попросите их выбрать ближайшую стену, чтобы там ничего не висело и это не должно быть окном. Должно быть достаточное расстояние между учениками, они не должны мешать друг другу, некоторые могут читать вслух. То есть читателя ничего не должно отвлекать. Ученики должны войти в роль читателя и читать его глазами, если что-то неясно или нечетко выражено, они могут тут же прервать чтение и внести необходимые поправки.




Авторский стул - аутентичное письмо всегда требует того, чтобы быть представленным публике. Выберите лучший в классе стул и поставьте его в центре класса. Объясните всем процесс слушания – слушаем и думаем над одним вопросом и комментарием. Объясните, что вопрос должен быть задан с целью, чтобы дать писателю задуматься и подумать о других возможностях. Комментарий должен побуждать к дальнейшей работе над текстом.






Тур по Галерее – один из видов заключительной деятельности после любой письменной работы, групповых презентаций на различные темы. Дает возможность всем ознакомится с каждой работой, в то же время – это знак уважения и внимания со стороны всех в классе к труду учеников.






Необходимо сказать, что успех выполнения подобных заданий обеспечивается систематической работой, высоким уровнем владения теоретическим материалом. Младших школьников очень привлекает и радует такая работа, ибо она пробуждает их творческую мысль, рождает буйство фантазии и вдохновения, а главное является эффективным средством, побуждающим к высказыванию.
Ответственное отношение к своим обязанностям, неустанный творческий поиск, умение моделировать урок и учитывать всё до мелочей, используя при этом опыт передовых учителей и собственное творчество, поможет каждому педагогу в совершенстве овладеть методикой преподавания всех учебных предметов и в полной мере развивать творчество своих учеников.
Развитие творческой деятельности необходимо для любого человека. Он становится более самостоятельным в своих суждениях, имеет свою точку зрения и аргументировано умеет ее отстаивать. У него более высокая работоспособность. Но мне кажется, самое главное – это то, что у ребенка развивается его эмоциональное сфера, его чувства, душа. А если развиты его эмоции, то будут развиваться и мышления. А думающий человек это и есть тот человек, воспитать которого мы стремимся.
Обобщая все вышеуказанное, можно сказать, что «Технология развития критического мышления» и ее основные методы и приемы обеспечивают развитие мышления, формирование коммуникативных и творческих способностей. Данная технология отвечает целям образования на современном этапе, вооружает ученика и учителя способами работы с информацией, методами организации учения самообразования.
Таким образом, технология «Развитие критического мышления через чтение письмо» представляет собой четкую структуру, имеющую в своей основе такие цели: развитие глубокомыслящей творческой личности.



Учение без творчества – это мучение. Проникнув в одну из великих тайн природы – тайну возникновения и развития творческих способностей, люди научатся выращивать ТАЛАНТЫ.





















Литература.

1. Азарова Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших  школьников // Начальная школа.- 1998 г.-№ 4.-с.80-81.
2. Безрукова «Педагогика. Проектная педагогика». Учебное пособие, 2006г., издательство «Деловая книга»

3. Константинова Л.Б. Развитие творческих способностей младших школьников. // Начальная школа.-2000 г.-№ 7.- с. 66-71.

4. Мирсеитова С. Обучение как поиск и поиск для обучения. Караганда, 2011 г.

5. Мелешенко Г.С. Развитие поэтического творчества младших школьников. // Начальная школа.-1999 г. - № 5. - с. 17-20.

6. Штурбина Н.Л. Поиск путей повышения эффективности уроков чтения и литературно-творческое развитие учащихся.// Начальная школа. – 2002 г. - № 11. – с. 67-70.












13PAGE 15


13PAGE 14215




° /+ $›°Д~R0“ь
·
·e
·
·*9(ъ
·чЏ) xВ
·
·
·
·Ж$)#,ј
·
·о|Љo§
·
·–;.о>„E ,*iЖZ(13
·
·
·0Y)
·
· 5R+&D.W'ъ
·Ў
·
·А
·B
·
·
·
·ж
·ј)  14‡ґGqЅT
·
·
·=b-
·
·[+143ы
·¶
·
·
·
·
·‘
·
·уя
·
·
·
·О #