родительское собрание Профориентация и ее роль в определении жизненного пути

планомерный педагогический процесс, осуществляемый на протяжении всех лет обучения и имеющий целью подготовку к сознательному выбору юношей или девушкой профессии в соответствии со своими интересами, склонностями и способностями, с учетом потребностей общества. Эффективность профориентации значительно возрастает на фоне тесного сотрудничества школы с семьей, производством, специальными учебными заведениями, общественностью.
Чтобы профессиональное образование не работало вхолостую, нужно еще в школе правильно сориентировать каждого учащегося на выбор профессии в той сфере деятельности, которая больше всего соответствует его интересам, склонностям, способностям, состоянию здоровья, разумеется, с учетом запросов общества.
В 70-80 годы прошлого века в СССР большое внимание уделялось профориентации, решению задачи создания системы профориентационной работы, в школах и межшкольных учебно-производственных комбинатах создавались кабинеты профориентации и профконсультации. В качестве основы профориентации рассматривались трудовое политехническое обучение и воспитание, осуществляемое на протяжении всех школьных лет.
Сейчас системная профориентационная работа в массовой школе не ведется, хотя в последние годы несколько возрос интерес к разным аспектам ее организации и проведения.
Родители, семья могут оказать помощь в подготовке школьника к сознательному выбору профессии почти по всем компонентам профессиональной ориентации, но, пожалуй, больше всего – в предварительной профессиональной диагностике, которая имеет целью изучение психофизических особенностей школьника, его личности в целях последующей профориентации.
Профессиональная ориентация способствует разностороннему развитию личности школьника, так как помогает ориентироваться в отраслях производства, сферах человеческой деятельности, в мире профессий. Несомненно, развивать профессиональные интересы, склонности к определенной деятельности нужно, отталкиваясь от знания их уровня.
Актуальность и целесообразность профориентации учащейся молодежи обусловлены не только социально-экономическими потребностями, но и социально-психолого-педагогическими обстоятельствами. Наиболее важными из них ко времени окончания школы являются: относительное завершение физического и духовного созревания личности; формирование основ мировоззрения; развитие и становление потребности в трудовой деятельности; заметное проявление особенностей индивидуально-психологического склада личности( интересов, склонностей, способностей)
В этой связи родителям необходимо иметь представление о ряде психолого-педагогических понятий.
Под интересом понимается избирательное эмоционально окрашенное отношение личности к предметам и явлениям, которое сопровождается стремлением познать их и овладетьими. Профессиональный интерес подразумевает интерес к предпочитаемому виду трудовой деятельности.
Склонность – устойчивая расположенность личности к какому-либо виду трудовой деятельности. В отличии от интереса склонность предполагает не только активное и эмоциональное выраженное отношение к объекту, но и деятельность, связанную с ним.
Способность – совокупность психических особенностей личности, необходимых для успешного выполнения той или иной трудовой деятельности. Общество заинтересовано в том, чтобы гражданин работал по способностям, так как от этого зависит производительность, качество труда и удовлетворенность им.
Выбор профессии, не соответствующей психическим особенностям и возможностям, приводят к моральной неудовлетворенности, потере активности, а порой и к расстройству здоровья.
Профессиональные интересы, склонности и способности находятся в динамическом единстве, взаимно поддерживают друг друга. Их необходимо выявлять и целенаправленно формировать с учетом индивидуальных особенностей школьников и потребностей общества. Пробуждение и развитие профессионального интереса и склонности способствуют сознательной постановке цели и активизации внутренних сил, направленных на самовоспитание личности, помогает формированию перспективы выбора определенного трудового пути, обеспечивают уверенное вступление в самостоятельную жизнь после окончания школы.
Профориентация с позиции школьника представляет собой процесс самоориентации и самоопределения, т. Е. выбор профессии, основанный на интересе к будущей профессии, с одной стороны, и на пригодности ориентирующегося лица – с другой. Профориентация как воздействующая деятельность взрослых заключается в руководстве профессиональным самоопределением. Любой из этих подходов подразумевает сознательность, самостоятельность и свободу выбора профессии.
Сознательность предполагает хорошее знание профессии: что должен знать человек и уметь по данной профессии, каковы психофизеологические требования, предъявляемые к нему, каковы условия труда, как оплачивается труд этой профессии, где можно ее получить, каковы перспективы профессионального роста в данной области труда и т. д. при этом молодому человеку желательно осуществить пробу сил в области избираемой профессии, сориетироваться, может ли быть она его выбором на долгие годы.
Самостоятельность. В процессе профессиональной ориентации, предварительно выявив интересы, склонности и способности учащихся, следует совместными усилиями школы, семьи, профессиональных учебных заведений рекомендовать каждому из школьников наиболее подходящую ему профессию. Однако право окончательного выбора остается за школьникомю
Своьода выбора профессии предполагает учет индивидуально-психологических особенностей и состояния здоровья школьника, а также потребностей общества. Таким образом, пофориентация должна помочь решить не только проблему кем быть, но икаким быть и в профессиональной деятельности и в жизни вообще. При этом важно, чтобы молодой человек любил избранную профессию, что определит его профессиональную устойчивость.
Профессия – вид трудовой деятельности, занятий, требующих от человека определенной подготовки и соответствующих знаний, умений и навыков.
Уже в младшем школьном возрасте, наблюдая за деятельностью учащихся, изучая их интересы и склонности, у многих детей взрослые могут выделить ведущие интересы, предпочтительный вид деятельности. Одни любят играть с набором «Конструктор», заниматься моделированием, обработкой материалов, другие – ухаживать за птицами, рыбками, выращивать цветы; третьи увлекаются вычислениями, графическими работами; четвертые любят рисовать, пятые любят играть с младшими, учить их чему-нибудь. Как правило, предпочтительные виды деятельности соответствуют психологическим особенностям личности, темпераменту, складу ума. С возрастом предпочтительный вид деятельности становится белее заметен и легче поддается выявлению.
Следует иметь в виду, что у некоторых учащихся наблюдается интерес сразу к нескольким видам деятельности. Разностороннее развитие личности характеризуется широтой кругозора в сочетании с достаточно глубокой осведомленностью и практической подготовкой в виде деятельности, к которому преобладает интерес. Родителям следует иметь в виду, что формирование профессиональных намерений представляет собой сложный процесс, в развитии которого возникают противоречия. Нередко наряду с первыми намерениями появляются новые, не совпадающие с прежними.
Надо отметить, что ведущая роль в выявлении склонностей учащихся принадлежит учителю. Но влияние семьи – самое длительное, наиболее эмоциональное. Родители- первые воспитатели и советчики ребенка. Они лучше, чем кто-либо другой, знают желания и устремления своих детей, их физические и психологические особенности. Родители обязаны считать трудовое воспитание детей в семье не только личным делом, но и своим долгом. Изучать интересы и склонности своего ребенка, систематически направлять и развивать их необходимо с раннего детства. Надо научиться отличать неустойчивые и неглубокие интересы от стойких и укреплять последние.
От семьи во многом зависит формирование жизненных установок и определение вида будущей деятельности школьника. Она может влиять на ребенка как прямым, так и косвенным путем. При этом наибольшее значение имеет косвенное воздействие. Пример родителей, их отношение к труду, к общественным делам, окружающим. Прямое воздействие семьи связано с рекомендацией ребенку в выборе профессии. При этом не надо навязывать детям собственные вкусы. Случайный выбор профессии приводит к низкой успеваемости в учебном заведении, к текучести кадров и последующей переквалификации. Сказанное свидетельствует о большой роли родителей в выборе детьми профессии, об ответственности за этот выбор. Родители должны активно помогать своим детям, уберечь их от возможных ошибок и разочарований при выборе жизненного пути.

















































Выявление в семье склонностей детей к различным видам деятельности
15