Статья на тему: Развитие речемыслительной деятельности на урока биологии


Развитие речемыслительной деятельности на уроках биологии.
Работа в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи показывает, что особенности речевого развития учащихся старших классов обусловливают необходимость дальнейшей целенаправленной работы по совершенствованию речевых навыков школьников на уроках естественного цикла, в частности, на уроках биологии.
Различные проявления общего недоразвития речи мешают усвоению программного материала. Из–за нарушения звукового анализа возникают искажения слов. Происхождение и смысл употребляемых детьми слов объяснить бывает трудно.
Учащиеся с общим недоразвитием речи используют неточную по значению лексику. Выявляются функциональные замещения с расширением значений слов, с многочисленными взаимозаменами. Ученики затрудняются изменять слова по родам, числам, падежам, лицам, временам. Попытки изменить слово часто безуспешны, например: «бациллов», «килев», «кокков». Эти затруднения ограничивают понимание устной речи и читаемого текста учащимися. Все это ограничивает общение детей. Их разговорная речь оказывается бедной, малословной, тесно связанной с определенной ситуацией. Формирование и развитие монологической речи происходит очень медленно. У учащихся затруднены процессы восприятия, внимания, мышления и памяти.
Поэтому специальной задачей школы для детей с тяжелыми нарушениями речи, при прохождении курса биологии и природоведения, является коррекционная направленность процесса обучения на преодоление общего речевого недоразвития и развития неречевых психических процессов: восприятия, мышления, памяти и внимания. Очень важным моментом в коррекционной работе является формирование словесно – логического мышления, умения сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно – следственные связи. Таким образом, основная задача коррекционной работы на уроке биологии – помочь ребенку усвоить необходимый объем знаний, умений и навыков по предмету, научить применять их в жизни, сформировать у учащихся правильную «биологическую» речь и расширить их кругозор.
Одно из основных направлений коррекционной работы на уроке – систематическое расширение биологического словаря, то есть работа над пониманием значения слов, правильного их употребления в самостоятельной речи. Словарная работа на уроке начинается, прежде всего, с самого учителя. Его речь должна быть четкой, точной, рассказ эмоционален и доходчив, с правильными смысловыми ударениями и верными паузами. Рассказ учителя следует строить логично, отчетливо выделять структурные части, что бы детям было проще следить за развитием мысли. Работа учителя строится на принципе индивидуального подхода к каждому учащемуся. В поурочных планах словарная работа выделяется в виде отдельного направления, так как для учащихся особую сложность представляет вербализация отвлеченных понятий, затруднено спонтанное обогащение словарного запаса, выделение незнакомого слова из текста, выявление его значения. Характерна для них и неустойчивость вербальной памяти, что приводит к быстрому забыванию изученного словаря, особенно терминологического. Поэтому на каждом уроке отводится определенное время на словарную работу.
Объем изучаемого словаря определяется целями урока. Некоторые термины встречаются в учебнике очень редко, при прохождении одной или нескольких тем, например: «амнион», «бентос», «гомеостаз», «гуанин». Работу над такой терминологией ограничиваем рамками нескольких уроков. Основная задача учителя – раскрыть значение этих слов с тем, чтобы не затруднялось понимание учебного текста. Другое же дело такие понятия, которые часто встречаются на протяжении всего курса биологии, например: «клетка», «рефлекс», «фотосинтез». Количество времени, затрачиваемое на изучение и запоминание этих понятий, будет большим. Приходится добиваться прочного запоминания этих терминов.
Приведем некоторые приемы работы по изучению предметной терминологии и развитию биологического словаря во время опроса и повторения пройденного материала.
Ученику в конверте дается разрезанное на отдельные буквы слово, например, «нейрон». В конверте написано задание, на которое нужно ответить после составления слова из букв. Инструкция:
а) составь слово;
б) объясни значение этого слова;
в) где находится?;
г) какие выполняет функции?
Подобное задание можно дать для выполнения у доски. Ученик выкладывает на магнитной доске слово из букв и объясняет его значение, отвечает на дополнительные вопросы учителя.
2. Приём «Лови ошибку». Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки.Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы. Например, при изучении темы «Бактерии - особая группа организмов» предлагается текст:
Бактерии — это особая группа живых организмов. По своим размерам они настолько велики, что рассмотреть их можно только при сильном увеличении.
По форме бактерии разнообразны. Большинство из них имеет форму колбочек. Отсюда и пошло их название. «Бактерии» — слово греческое, в переводе на русский язык оно означает «палочки». Есть бактерии, которые похожи на шарик, спираль, изогнутую палочку. Как можно увидеть их тело? Они не имеют каких либо частей: рук, ног, головы, корней, стеблей, листьев, цветков.
Живут бактерии не везде: в воздухе, воде, почве, на растениях, животных, человеке, на разных предметах.3. Составьте текст по опорным словам.
Носовая полость, трахея, правое легкое, глотка, гортань, левое легкое, бронхи, альвеолы, ротовая полость.4. Исправь деформированный текст и запиши предложения по порядку. Например, при изучении темы «Строение шляпочного гриба» берем текст и предлагаем при помощи текста учебника восстановить последовательность предложений в тексте, объясняя, почему предложения должны стоять именно в таком порядке:
В шляпке созревают мельчайшие споры. Шляпочные грибы — многолетние организмы. Грибница располагается в верхнем слое лесной почвы. Они состоят из грибницы и плодового тела. Из неё ежегодно образуется плодовое тело. Плодовое тело состоит из ножки и шляпки. Грибы размножаются спорами и грибницей.
5. Хорошо развивают монологическую речь рассказы, сообщения, презентации подготовленные дома
6. Активизируют речевую деятельность игра «Учитель – ученик». Вызываем одного ученика к доске, остальные учащиеся задают ему вопросы по пройденной теме и оценивают его ответ. Если ученик, стоящий у доски, не ответил на вопрос, то тот кто его задал, на него и отвечает - учитель может оценить как учащегося у доски, так и класс в целом.
Основа лексической работы – развитие слухозрительного восприятия, при этом уточняется связь слова со зрительным образом предмета. Например, при изучении темы «Биосинтез белка» применяется презентация, дается схема процесса синтеза и созревание белков поэтапно. На следующем уроке при проверке понимания учащимися образования и синтеза белков схему при помощи карточек они выстраивают самостоятельно.
Схема «Биосинтеза белка»

Происходит синтез деятельности слухового и зрительного анализаторов. Словарь развивается параллельно с развитием мыслительных операций, обеспечивается одновременное развитие речи и интеллекта.
Наглядность – важное звено в формировании образной сферы учащихся. Невозможно сформировать понятие, о каком – либо организме или процессе без создания образа, представления о нем. У детей затруднено представление о предмете или процессе, восприятие и мышление конкретное, они не умеют фантазировать, создавать образ. Использование наглядности – очень важное условие для формирования образа, выявления причин и следствий, осмысленного понимания и дальнейшего запоминания.
Для формирования образа и прочного запоминания терминологии используется зрительная опора в виде картин, таблиц, схем, рисунков, муляжей, макетов, презентаций и видеофильмов. При объяснении нового материала ведется работа над биологической лексикой: четко произносится новое слово, пишется на доске, затем разбирается слово по слогам и уточняется, куда падает ударение. Также используются словарные карточки. Они имеет смысловую нагрузку, их можно оставить на доске до следующего урока и использовать для составления схем при проверке прошлой темы.
Можно использовать метод объяснения с поэтапным построением, какого – либо процесса на доске, с помощью отдельных частей заранее подготовленной опоры. Такие действия производятся во время рассказа учителя, о каком – либо процессе, например в 7 классе о процессе оплодотворения цветковых растений.
Семяпочка
Взрослое растение
Схема:
Цветок


Пыльцевое зерно (1n)

Зародышевый мешок (1n)
Семя


Вегетативная клетка 1(n)

Образование зародыша (2n)

Слияние спермия и яйцеклетки


Этот прием позволяет образно, в доступной для понимания форме, создать представление о данном процессе.
Опыт работы в старших классах показывает, что учащиеся не могут дать развернутого ответа самостоятельно, поэтому учителю приходится задавать наводящие вопросы. Развитию монологической речи, составлению развернутого рассказа помогают стандартные планы. Пользуясь планом, учащиеся стараются последовательно и связно изложить материал. Такие планы прикрепляются к магнитной доске во время ответа учащегося. Например, при изучении темы «Класс Млекопитающие»:
а) название животного;
б) характеристика внешних признаков (размеры животного, части тела, их особенности, покровы тела, органы чувств);
в) особенности строения (шерстяной покров, чешуя, рога, когти);
г) питание, размножение.
Очень эффективны задания, при выполнении которых дети должны осуществить операции сравнения, выделения общего, классификации, анализа и синтеза, например:
Из предложенных записанных неправильно, запутанных слов, нужно составить определенное слово, которые относятся к данной теме: ЕПОТРШЕИЙС, РИЫБГ, ЯНРЕСИТА, ЫТЕЖИВНО, АБРИКИТЕ.
Упражнение «Найди смысловые связи». Даны термины и к ним определения (функции) в неправильном соответствии. Задача ученика - найти смысловые связи между термином и определением и расставить их в правильном порядке. Тема: «Экологические группы животных» (класс Млекопитающие), 7 класс.      
№  Группа животных Примеры
1. Типично наземные Летучие мыши
2. Прыгающие наземные Бобр
3. Наземно-древесные Кабан
4. Подземные Белка
5. Летающие Крот
6. Водные и околоводные Олень
7. Растительноядные Морж
8. Полуводные Кенгуру
Применение всех видов работ, способствующих развитию речемыслительной деятельности, обогащению лексики и преодолению речевого дефекта, служит главной цели урока - прочному и глубокому усвоению знаний по предмету.
Поставленных целей в коррекционной работе можно достичь в том случае, если все звенья будут зависеть друг от друга и влиять на становление личности воспитанника одновременно.