Логико-семантические схемы в развитии речемыслительной деятельности учащихся на уроках немецкого языка в начальной школе


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЛАРИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
АДМИНИСТРАЦИИ АЛЕКСЕЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
403272, Волгоградская область, Алексеевский район,
хут. Ларинский, строение № 71
Тел.:3- 27-41, e- mail: larinkasc @ yandex.ru
Логико-семантические схемы в развитии речемыслительной деятельности учащихся на уроках немецкого языка в начальной школе
(Обобщение опыта работы)
Выполнил: учитель немецкого языка
Устинова Людмила Викторовна
2013
Новые реалии XXI века, процессы интернационализации всех сторон жизни, особенности информационного общества выдвигают особые требования к овладению иностранными языками. Одной из основных целей обучения иностранного языка в начальной школе в свете требований Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения является формирования элементарной коммуникативной компетенции учащихся младших классов на доступном для него уровне в основных видах речевой деятельности. Это означает способность и готовность младшего школьника осуществлять межличностное и межкультурное общения с носителями изучаемого языка, устной и письменных формах в ограниченном круге типичных ситуаций и сфер общения, доступных для младшего школьника. Коммуникативные умения в основных видах речевой деятельности являются первой содержательной линией учебного предмета «Иностранный язык» (Примерные программы по учебным предметам. Иностранный язык. Стандартны второго поколения). Совершенствование управления речевой деятельностью учащихся – одно из главных задач учителя иностранного языка. Различают четыре коммуникативных умения: аудирование, говорения, чтение, письмо. Говорение является продуктивным видом речевой деятельности. Многие учащиеся испытывают затруднение при составлении связанного высказывания по теме и соблюдении при этом логической последовательности. Им трудно запомнить языковой материал, выразить свое отношение к теме. Большое практическое значение имеет разработка системы обучающей деятельности учителя и учебной деятельности учащихся по овладению говорением в монологической форме, основу которой составляют логико-семантические схемы (ЛСС). В основу логико-семантических схем положен принцип создания опорных конспектов известного учителя В.Ф. Шаталова. Они представляют собой плакат-схему, в которой в условной форме предоставлены подлежащие усвоение лексические единицы и речевые образцы, показаны различные связи между ними. Представить все наглядно едва ли не первичная потребность нашего ума, и поэтому обращение учащихся к ЛСС видится особенно эффективным. Данный тип схем в значительной мере позволяет вести работу по обучению учеников разных способностей немецкому языку и профилактике их неуспеваемости. Эффективное управление речевой деятельностью способствует развитию умение выделять главное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать изучаемые факты, логически излагать мысли и т.п. Систематическая последовательная работу с ЛСС облегчает усвоение большого объема лексического материала, позволяет объединить отдельные звенья информации, помогает установить связь между ними, дает возможность сопоставить их, логически осмыслить подлежащий усвоению материал и способствует переводу его в долговременную память. И наоборот, с помощью схем можно установить составляющие любой темы, обратить внимание учащихся на существенное в ней, дать представление об изучаемых явлениях, а также представить их в целостности. ЛСС можно использовать в качестве образного плана при изложении прочитанного или услышанного. В создании ЛСС важное психологическое значение имеет использование ассоциативных связей. И.П. Павлов писал: «Ассоциации имеют весьма важное значение для процесса памяти и мышления, как первичная основа их. Анализ ассоциаций показывает, что это те же основные процессы нашей умственной работы, те же законы мышления». А известный советский психолог Н.И. Жинкин подчеркивал, что «отобранный простой сигнал или наглядный образ позволяет удержать часть текста. Вследствие этого весь текст сокращается и фиксируется, как по вехам, в этих простых сигналах. Следуя по этим фиксированным сигналам, можно заново восстановить текст». Исходя из этого, строится ЛСС – образный план излагаемого материала, при использовании которого опорные знаки подключают к произвольной памяти непроизвольную память. Указанные свойства ЛСС создают исключительно благоприятные предпосылки для быстрого и продуктивного усвоения всего подлежащего изучению материала. Введение учебного материала с помощью ЛСС психологи называют стандартизованным, ибо оно не зависит от педагогических факторов и личности учителя, допускает управление мыслительной деятельностью всех учащихся. Это особенно важно в самом начале обучения для выравнивания возможностей усвоения. Стандартизованное содержание схем и жесткий контроль за умением ими пользоваться приводит к усвоению языкового материала всеми учащимися. У них формируются прочие знания, навыки и умения, развивается речь, а это вызывает интерес к изучению немецкого языка. Учителю хорошо известно, что при изучении новой темы некоторые учащиеся, особенно слабоуспевающие, испытывают трудности. Им сложно запомнить лексический материал, они не умеют строить связное высказывание, для понимания прочитанного такие ученики чувствуют потребность снова возвратиться к тексту. Здесь им на помощь и приходят ЛСС. Логико-семантические схемы представляют собой как бы краткий конспект учебника. Учащиеся пользуются этими схемами на протяжении всего учебного года, а некоторым из них – и при изучении всего курса немецкого языка. Опорные сигналы – ассоциативный символ заменяющий некое смысловое значение, способен мгновенно восстановить в памяти известную ранее и понятую информацию. Схема предоставляет собой прием, обличающий и восприятие темы и ее понимание. Схему усвоить легко. Схема – это скелет работы облегчает понимание новой информации и закрепление ее в долговременной памяти. Как известно у каждого человека в разной степени все три механизма памяти: слуховая, зрительная, двигательная. И если в процессе обучения они все целенаправленно используются, то уровень усвоения нового материала повышается. ЛСС могут быть разными: от отдельных предложений до целостного образа высказывания. Конечная цель использования ЛСС – научить ученика составлять свое собственное высказывание, развитие его самостоятельности и творчества. Методика составления ЛСС включает в себя несколько этапов. Прежде всего необходимо составить модель монологического высказывания – речевой эталон, который соответствует требованиям и предусматривает возможности ученика. Речевой эталон включает в себя изученный языковой и речевой материал, материал, который предстоит освоить, а так же дополнительный материал. После составления речевого эталона, составляем схему лексико-семантическую схему. Сигналы-символы выбираются в зависимости от уровня сформированности речевых навыков и умений. Сигналы-символы могут быть изобразительные и вербальные. Вербальные средства включают в себя речевые образцы, отдельные слова и словосочетания. Невербальные средства предоставлены рисунками, аппликациями, геометрическими фигурами, цифрами. Рассмотрим некоторые из логико-семантических схем.
ЛСС №1 «Mein Klassenzimmer». (Приложение 1). Эту схему можно соотнести с текстом: «Mein Klassenzimmer» (урок 1 § IV 3 класс часть II, учебник немецкого языка 3кл. И.Л. Бим) стр. 8 упр. 5. Учащиеся должны прочитать этот текст и ответить на приведенные к нему вопросы. При проведении этой работы учитель использует ЛСС №1, спроектированную на экране. На схеме изображена классная комната. Предметы, находящиеся в ней, на этой схеме в зависимости от грамматического рода и числа окрашены в различные цвета: обозначаемые существительными мужского рода – в синий, женского рода – в красный, среднего рода – в коричневый, существительные во множественном числе – в черный. Слово Klassenzimmer написано коричневым цветом, доска, дверь, карта выполнены красным цветом; стол, стул, шкаф окрашены в синий цвет; надписи Bücher, Hefte, Tische und Stuhle – в черный цвет. Буквы rd, обведенные кружком (под ним подразумевается буква о), означает in Ordnung. Это обозначение основано на принципе составление ребусов. Учитель объясняет его учащимся заранее. Опора на данную схему способствует личному усвоению учащимися лексического материала, выработке умения комбинировать его. В ходе беседы, проводимой в различных режимах, учитель может, например, указывая на слова groß, hell, предложить отдельным ученикам: У1, frage У2, wie das Klassenzimmer ist. Или, указывая на слова weiß, написанное на стене и на двери, спросить учеников, какого они цвета. Учащиеся рассказывают о предметах, находящихся у правой и левой стены. Используя изображение шкафа и сделанную на нем надпись, они говорят: Im Schrank liegen Bücher und Hefte. А, казалось бы, сложный символ, обозначающий in Ordnung, помогает им восстановить предложение Alles ist in Ordnung. Следует отметить, что ученики безошибочно употребляют артикли имен существительных, встречающихся в тексте. После работы над текстом, учитель предлагает школьникам рассказать о своей классной комнате. Это задание выполняется с опорой на ЛСС. Сообщение может быть таким: Mein Klassenzimmer ist groß und hell. Die Wände sind weiß Rechts ist eine Tür. Sie ist weiß. Links sind 3 Fenster. Sie sind breit. An den Fenstern stehen Blumen. Vorn hängt eine Tafel. In der Klasse stehen viele Tische und Stühle, ein Lehrtisch und ein Stuhl. Links ist ein Schrank. Im Schrank stehen viele Bücher und Hefte. Alles ist in Ordnng. Чтобы стимулировать творчество ребят, можно предложить каждому ученику выбрать одну из классных комнат школы и составить ее описание. Если это задание дается на дом, желательно чтобы все ученики получили уменьшенную до размера тетрадного листа черно- белую копию ЛСС, чтобы в качестве домашнего задания восстановить в памяти работу, которая велась в классе, вспомнить род существительных, обозначающих предметы, изображенные на схеме, раскрасить их согласно принятым цветам и подклеить схему в тетрадь. На следующем уроке можно провести ролевую игру: «К нам приехали гости, Вы – гиды и рассказываете о кабинете школы»; речевую зарядку в виде игры «Знаешь ли ты свою классную комнату?»; или письменные задания – конкурс на личную заметку в стенгазете «Wir lernen Deutsch» на тему «Mein Klassenzimmen». ЛСС №2 «Unsere Schule». (Приложение 1). Она выполнена в виде здания школы, в верхней ее части написано слово Schule и определяющие его слова schön, groß, neu. Следующие затем три блока связаны между собой. В первых двух блоках изображены различные помещения, имеющиеся в школе. Рисунки третьего блока указывают на деятельность учеников в школе. Классные комнаты – надпись буквы d,s,h – обозначают groß, sauber, hell; учительская – нарисована указка, библиотека, нарисована красным, спортзал, столовая сделаны красным. Слова Turnhalle Speisehalle – сложные. Первая их часть изображена рисунками, вызывающими ассоциациями (гимнастические кольца и чашка) вторая общая часть написана. Рисунки третьего блока означают: развернутая книга – читать – lesen, ручка – schreiben, математические знаки – решать – rechnen, гимнастические кольца – turnen, скрипичный ключ – singen, кисточка – malen. В предложении это будет: Wir lesen und schreiben, wir rechnen und malen, wir turnen und singen hier. Слова gehen, gern означает: Wir gehen gern in die Schule. Слово Deutsch означает: Wir lernen Deutsch. Восклицательный знак употреблен вместо слова fleißig. ЛСС № 3 «Deutschstunde» (Приложение 1) можно использовать на уроке № 6 § IV (учебник: немецкий язык 3 класс II часть И.Л. Бим) «In der Deutschstunde haben wir auch viel zu tun». Контур человека за столом обозначает lernen, буква D – Deutsch, буквы Is – Interesse. Слова: читать, писать, петь – рисунками книги, ручки, скрипичного ключа. Из этих знаков, рисунков, слов и букв складывается текст: Mir gefällt die Deutschstude. Wir lernen Deutsch mit Interesse. Wir machen unsere Hausaufgabe immer. Wir lesen Texte regelmäßig, schreiben Übunge, singen deutsche Lieder. Wir lernen deutsche Gedichte, deutsche Wörter, deutsche Sprichwörter. Wir sprechen Deutsch gern. Wir lernen Deutsch, um Deutsch zu sprechen. В теме: «In der Schule haben wir auch viel zu tun» (учебник: немецкий язык 3 класс II часть И.Л. Бим) можно рассказать не только об уроке немецкого языка, но и предложить учащимся рассказать о своем любимом уроке на пример об уроке физкультуры. И тогда мы предлагаем учащимся ЛСС № 4 «In der Turnstunde». (Приложение 1). Эта схем содержит три блока. В первом блоке говорится о начале урока и об учителе физкультуры, во втором – чем занимаются дети на уроках физкультуры и в третьем – о занятии учеников на уроках физкультуры зимой в школьной дворе. Красный контур человека с числом 50 позволяет учащимся рассказать об учителе физкультуры: Unsere Turnlehrerin heißt Anna Petrowna. Sie ist lüstig. Гимнастические кольца и буквы g;h;s означает: Die Turnhalle ist groß, hell sauber. Изображение фигурок, детей, мяча, теннисной ракетки и глагола spielen дают возможность составить следующие высказывания: Wir turnen, spielen, springen hier. Wir laufen, marschieren in der Turnhalle. Wir spielen dort oft Ball und Tennis. Синий контур – изображение школьного двора. Рисунки снежков, клюшки, снеговика помогают учащимся правильно произнести следующие предложения. Wir gehen in den Hof, um im Hof eine Schneeballschlacht zu machen, Eishokkey zu spielen und einen Schneemann zu bauen. Учащиеся очень легко усваивают материал этой ЛСС. При работе над темой «Mein Zuhause» (немецкий язык 4 кл. II чт. Урок 3) «In der Wohnung. Was steht wo?» используем ЛСС №5 «Mein Zimmer».(Приложение 1). Эта ЛСС не представляет особого труда для декодирования, так как все символы изображены рисунками этих предметов или встречались ранее. Предлоги написанные на рисунках помогают правильно составить предложения. Схема специально составлена не по тексту учебника «Swen malt sein Wohnzimmer», чтобы каждый ученик описал именно свою комнату. По желанию предлагается составить ЛСС своей комнаты. С этим заданием справляются все без исключения учащиеся. При работе над темой « Wie war es im Sommer» используют ЛСС №6 и ЛСС №7 (немецкий язык 4 кл. I ч. §1 И.Л. Бим). (Приложение 1). ЛСС №6 включает в себя большой объем лексики. Но рисунки и символы понятны, новые слова и выражения написаны (такие, как pflücken,bluhen и т.д.), схема проговаривается несколько раз. После работы с ЛСС №6 учащиеся без труда рассказывают о летних каникулах по схеме №7, где нет ни одного слова и знака, а только рисунки, изображающие занятия детей летом. ЛСС №8 «Meine Familie». (Приложение 1). очень простая и не требует расшифровки. Учащиеся очень легко рассказывают о своей семье. ЛСС №9 «Warenhaus» (Приложение 1). используется для работы в старших классах (8 класс § 3 «Wir bereiten uns auf eine Deutschlandreise vor» учебник немецкий язык 8 класс И.Л. Бим) для закрепления лексике по теме для монологического высказывания и для диалога по теме, а так же для работы над проектом. В работе над грамматикой используем также схемы как №10; №11 (Приложение 1).красный цвет означает существительные женского рода, синий – мужского рода и коричневый – среднего рода. В диалогах используем такие схемы, как №12, а для закрепления отдельных слов и выражений №13. (Приложение 1). Мы показали лишь некоторые приемы работы с ЛСС. Учитель по своему усмотрению может использовать каждую схему для решения задач, которые он считает для себя наиболее важными. Использование ЛСС позволяет значительно сократить время обучения учащихся составлению монологического высказывания по теме, а также составлению диалогов. Компактные яркие сигналы активизируют работу учеников, обостряют их внимание и способствуют запоминанию, помогают прочному усвоению лексики, так как создают зрительные опоры. Опорные схемы позволяют управлять речевой деятельностью всех учеников и осуществлять жесткий контроль за усвоением ими учебного материала. ЛСС создают комфортность обучению школьников со средней и особенно низкой обучаемостью. Основное же достоинство ЛСС состоит в том, что благодаря им учащиеся без дополнительных затрат времени и усилий усваивают значительный объем информации. Интерес к изучению иностранных языков сегодня очень велик и растет от года к году. Наступило такое время, что каждый понимает иностранный язык нужно знать. Знание языка это неотъемлемая часть современной жизни, это залог успеха в профессиональной деятельности в будущем.
Приложение 1.
ЛСС №1.

ЛСС №2.

ЛСС №3.

ЛСС №4.

ЛСС №5.

ЛСС №6.

ЛСС №7.

ЛСС №8.

ЛСС №9.

ЛСС №10.

ЛСС №11.

ЛСС №12.

ЛСС №13.