Выступление на районном МО учителей физики на тему ИКТ как средство активизиции познавательной деятельности на уроках


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Беляевская основная школа»



Выступление на районном методическом объединении учителей физики
на тему:

«ИКТ как средство активизации познавательного интереса учащихся на уроках физики и во внеурочной деятельности».


Подготовила
учитель физики
Гелюх Н.М.




Расскажи мне, и я забуду,
Покажи мне, и я запомню,
Вовлеки меня, и я научусь.
(китайская мудрость)
Современное преподавание в школе сталкивается с проблемой снижения интереса учащихся к изучению предметов.
Такой школьный предмет как физика общество давно отнесло к категории самых сложных. Это стереотипное восприятие развивает у учащихся нежелание вообще знакомиться с физическим знанием. Таким образом, перед педагогом ставиться задача – пробудить интерес, не отпугнуть ребят сложностью предмета, особенно на первоначальном этапе изучения курса физики.
Решение этой задачи я вижу в необходимости использования в современной школе информационных технологий на уроках и во внеклассной работе.
Для поддержания интереса и развития познавательной активности учащихся необходимо расширить количество творческих и исследовательских работ, выполняемых с использованием ИКТ; использовать материал с физическим содержанием при проведении практических работ на уроках; проводить предметную неделю, на которой учащиеся смогут выставить на конкурс и защитить свои творческие и исследовательские работы, выполненные с использованием ИКТ.
Мною определены следующие формы работы:
• при изучении нового материала:
– мультимедийное сопровождение к уроку
Обучающиеся проявляют гораздо больший интерес к изучаемому материалу, когда при объяснении нового материала я использую презентации. Даже самые пассивные дети с большим желанием включаются в работу, с интересом рассматривают слайды и отвечают на поставленные вопросы. В результате ребята начинают работать уверено и творчески.
- просмотр видеофрагментов, интерактивных моделей явлений и устройств
Образовательный комплекс «1С:Школа. Физика, 7, 8 классы» содержит новый мультимедийный учебник, набор обучающих интерактивных заданий к каждому параграфу учебника, набор контрольных тестов с автоматической проверкой и материалы по истории физики, имеющие отношение к курсу 7 класса.
Авторский учебник Н.К.Ханнанова соответствует новому стандарту по физике, уровню математической подготовки школьников 7 класса и психолого-возрастным особенностям восприятия информации. Учитывая особенности восприятия информации с экрана, авторы насытили его яркими цветными иллюстрациями, изложение текста иллюстрируется видеофрагментами, анимациями, прерывается заданиями, которые ученик должен выполнить, чтобы тотчас закрепить излагаемый материал, или включиться в активное действие, чтобы не рассеять внимание.
Если сравнивать учебник с имеющимися на российском рынке учебниками для основной школы, то по структуре и охватываемым элементам знаний он ближе всего к учебнику А.В. Перышкина для 7 класса.
Имеется заключительный контрольный тест по курсу 7 класса, который может быть использован для контроля знаний при обучении школьников с использованием ОК.
Материалы, связанные с историей физики, частично встроены в структуру параграфов учебника, частично вызываются по гиперссылкам из текста параграфов, но целиком содержатся в разделе «Из истории физики». Это:
биографии ученых, упоминаемых в учебнике,
статьи о создании приборов, упоминаемых в учебнике,
статьи о развитии некоторых физических идей (представлений) о картине мира, также обсуждающиеся частично в параграфах учебника.
Кроме того имеются тематические хронологические шкалы «Великие ученые», «Великие изобретения» и т.д., которые позволяют школьникам сформировать единую картину изучения физических явлений, развития технической цивилизации и общекультурных общественных событий.
– электронный физический календарь;
• при контроле знаний:
– решение задач с интерактивным выбором ответа:
Игра-программа "физические приборы" может быть использована на последних уроках в 7 классе как повторение, где сразу можно повторить и изученные физические величины, и единицы их измерения, и назначение приборов. Для внеклассной работы можно использовать как задание-конкурс, тем более что введённый таймер позволяет ввести соревновательный элемент. В этом случае желательно предупредить ребят о необходимости прочтения инструкции на первом слайде.
Игра «Помоги Незнайке» сделана во Flash и может быть использована в качестве фрагмента урока физики в 7 классе для закрепления знаний учащихся о физических явлениях, телах и веществах.
На игровом поле изображена лесная поляна, на которой находятся три корзины с надписями: «Физические тела», «Вещества» и «Физические явления». На поляне расположены грибы, при наведении на которые указателя мыши, появляется надпись (вода, гроза, Луна и т.д.), которая указывает в какую корзину должен быть помещен соответствующий гриб. Грибы можно перетаскивать при нажатой левой клавише мыши. Если перетащить гриб с надписью в нужную корзину, то он исчезнет. Задача заключается в том, чтобы разместить все грибы по корзинам. При клике на незнайке появляется одно из сообщений: «Есть еще грибы!», если не все грибы разложены по корзинкам и «Молодец! Все грибы собраны!», если на поляне не осталось грибов.
приложение «Начало электроники» предназначено в помощь учащимся для изучения разделов курса физики "Электричество".
Программа представляет собой электронный конструктор, позволяющий имитировать на экране монитора процессы сборки электрических схем, исследовать особенности их работы, проводить измерения электрических величин так, как это делается в реальном физическом эксперименте.
– использование компьютерных тестов (конструктор тестов);
– кроссворды;
• выполнение виртуальных интерактивных лабораторных работ
• при подготовке домашнего задания:
– поиск дополнительного материала к уроку, в том числе и иллюстративного, в Интернете;
– подготовка сообщений, докладов;
индивидуальных творческих заданий с использованием компьютера:
разработать инструкцию к физическому прибору (весам, термометру, динамометру и т.д.);
подготовить рекламный листок или буклет к бытовому электроприбору, физической величине или явлению;
подготовить презентацию к уроку;
Подготовить и красиво оформить занимательный материал (5-7 заметок) «Знаете ли вы, что …» по разным темам: «Скорость», «Плотность» и т.д.;
Подготовить занимательную компьютерную мини презентацию («Такая разная вода», «Архимед «, «Снежинки», «Физика в поэзии», «Физические загадки» и т.д.);
Подготовить презентацию «Тест в картинках» по заданной теме («Простые механизмы», «Тепловые явления», «Виды теплопередачи», «Работа», «Давление» и т.д.);
• при внеклассных мероприятиях по предмету:
ребусы;
Использование наглядности на уроках физики, в том числе в сочетании с игровыми моментами, способствует лучшему усвоению материала. Ребус как раз и сочетает наглядность с игровыми элементами.
Разгадывание любых ребусов, кроссвордов требует сообразительности, фантазии, обширных знаний, четкой работы мысли. Использование такой формы работы на уроках способствует повышению активности ребят, увеличению их словарного запаса, развитию лингвистической зоркости.
презентации к мероприятиям;
интерактивные игры:
Игра «Знаешь ли ты физику?
Игра «Знаешь ли ты физику?» проводится в конце учебного года в 7 классе и нацелена на повторение и обобщение в игровой форме знаний, полученных учащимися в течение первого года обучения физике.
ИКТ сопровождение игры выполнено во Flash. Данная игра может быть использована учащимися для самостоятельной работы на персональном компьютере.
Игра «Хочу стать отличником по акустике!»
Цель игры: в интересной игровой форме выявить уровень усвоения материала, обобщить, закрепить знания, полученные при изучении раздела «Механические колебания и волны. Звук».
Необходимость проведения данной игры обусловлено большим количеством новой терминологии, новизной материала для учащихся. Ученикам необходимо свободно владеть пройденным материалом, легко ориентироваться в его структуре, чтобы приступить к изучению дальнейших тем.

Данная игра позволяет повысить интерес к учебе по физике, активизирует внимание и логическое мышление учащихся.
Игра составлена с помощью компьютерной программы Power Point. Правила игры похожи на правила телевизионной игры «Хочу стать миллионером». Игра состоит из 15 раундов. Во время игры можно воспользоваться 3-мя подсказками.
Игра «Хочешь стать отличником?». Закон Архимеда.
Игра составлена с помощью компьютерной программы Power Point, может быть составной частью урока закрепления или проверки знаний по теме: «Закон Архимеда», «Сила Архимеда».
Игра "Кто хочет стать отличником?" поможет организовать в интересной игровой форме повторение основных понятий и законов физики. Она способствует развитию познавательной активности, логического мышления учащихся, формирует умение видеть проявления изученных законов в окружающей жизни, решать нестандартные задачи, воспитывает волевые качества, коммуникативные способности учащихся.
Правила игры: игрок-ученик получает шесть вопросов с выбором ответа и при этом может взять подсказку (попросить компьютер убрать два неправильных ответа).
Ученик получает «5» - за пять правильных ответов без подсказки;
«4» - четыре правильных ответа без подсказки;
«3» - три правильных ответа без подсказки;
Две подсказки снижают отметку на 1 балл.
«Своя игра»
Игра выполнена по принципу телевизионной передачи «Своя игра». Предложенный материал позволяет в игровой форме повторить изученный материал за учебный год, способствует развитию познавательного интереса к предмету.

Анализируя свой опыт использования ИКТ на уроках физики, я убедилась, что это позволяет с высокой степенью эффективности достигать следующие цели:
Развитие познавательной активности;
Повышение интереса к изучаемому предмету;
Развитие аналитического мышления;
Формирование навыков работы с компьютером;
Формирование навыков коллективной работы;
Формирование навыков самостоятельного исследования.