Статья Развитие познавательной самостоятельности и выявление творческого потенциала учащихся

Развитие познавательной самостоятельности и выявление творческого потенциала учащихся.


«Человек не может быть свободным,
если он не самостоятелен»
( М. Монтессори)

В условиях научно-технического прогресса современное общество нуждается в людях, способных к самостоятельным суждениям и оценкам, поступкам и действиям. Начальная школа является именно той ступенькой, где закладывается и развивается такое качество личности, как познавательная самостоятельность Познавательная самостоятельность рассматривается в педагогике как свойство личности, включающее в себя способность индивидуума к овладению общеучебными и специальными знаниями, умениями и навыками, а также к их применению
без посторонней помощи при решении новых познавательных задач. Самостоятельность предусматривает ответственное отношение человека к своему поведению, способность
действовать инициативно не только в знакомой обстановке, но и в новых условиях, в том числе требующих принятия нестандартных решений

Младших школьников отличает огромный заряд активности, стремление к подражанию, ответственность –психологические особенности, которые создают благоприятные условия для развития самостоятельности. В то же время у детей младшего школьного возраста недостаточно
развита воля, им свойственны импульсивность, склонность действовать под влиянием эмоций, что тормозит развитие самостоятельности. Одна из главных задач учителя –научить каждого ребёнка быть самостоятельным. Важным фактором развития познавательной самостоятельности является организация работы с детьми на уроке. Один из её вариантов –нестандартная форма уроков.


Проблема развития познавательной самостоятельности учащегося в условиях развития современной школы приобретает доминирующее значение. Ориентация на формирование самосозидающей личности обучающегося, способной к самоопределению и свободному развитию, побуждает учителя к постоянному выявлению и созданию психолого-педагогических и организационно-педагогических условий, необходимых для полного раскрытия познавательного потенциала учащихся, обеспечение их самовыражения на рефлексивной основе. Как показывает практический опыт преподавания, одним из возможных способов решения задачи насыщения познавательной среды условиями, способствующими развитию познавательной самостоятельности учащихся, является такая организация работы учителя, в основе которой лежит формирование самостоятельных умений в выборе элементов познаваемого содержания и способов действий познания через дифференциацию обучения
Меня, как учителя начальных классов, всегда интересовала    проблема развития познавательной и творческой активности учащихся. Поэтому на протяжении последних десяти лет соей педагогической деятельности работаю над  созданием условий для активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, стремлюсь приблизить школьника к его главной цели – формированию умения учиться, развитию познавательной и творческой активности, овладению содержанием предмета, развитию в себе качеств, необходимых для творческого отношения к жизни. Как и другие педагоги, я ищу пути, стимулирующие познавательную и творческую деятельность учащихся. В связи с этим закономерно пришла к изучению и применению технологии развивающего обучения Л.В.Занкова, так как она создает условия для активизации учебно-познавательной деятельности учащихся. Эта система отличается от других концепций развивающего обучения своей прямой направленностью на задачу психического, умственного и личностного   развития учащихся. Развивающее обучение учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям индивидуума.
Твердо убеждена, что на современном этапе развития школьного образования проблема активности познавательной и творческой деятельности учащихся приобретает особенно важное значение. В связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, важным для общества является воспитание людей инициативных, творческих, смелых в принятии решений.
Современный дидактический принцип личностно-ориентированного обучения требует перестройки образования, которая будет способствовать развитию у школьника высокой познавательной и творческой активности в процессе овладения знаниями, стремлению к учению, самостоятельности, самоопределению, самореализации и самоутверждению. С особой остротой перед школой выдвигаются цели формирования и развития личности ребёнка средствами обучения и воспитания, ведётся поиск эффективных путей их достижения. Это означает переход на более высокий уровень обучения школьников, который предполагает развитие таких качеств личности, как самостоятельность, творчество, активность.
Развивающий характер обучения во многом определяется подвижностью структуры учебного процесса и способами управления познавательной деятельностью. С этой целью я использую различные нетрадиционные методы и нестандартные формы проведения уроков, активно использую разнообразные приёмы развивающего обучения,   с помощью  которых делаю акцент на развитие мышления и психических процессов.
Нестандартные формы уроков могут стать основой для преодоления одной из серьёзнейших проблем в потребности общества в новых подходах к организации учебно-воспитательного процесса и целесообразности сохранения традиционных форм обучения и воспитания, составляющих основу процесса социализации личности
Чем же характеризуется нетрадиционный урок? Это урок, который не относится ни к одной из известных классификаций, ему присуща большая вариативность структуры, он основан на творчестве, импровизации, на взаимодействии ученика и учителя, при их увлеченности совместной творческой деятельностью.
О.В.Трофимова дает следующее определение: “НФУ – это интерактивные формы урока, характеризующиеся субъект – субъектной позицией в системе учитель–ученик, многообразием видов деятельности субъектов (игровая, дискуссионно - оценочная, рефлексивная), базирующихся на активных методах обучения (проблемном, исследовательском, “методе прямого доступа”)”. В их основе лежит критерий ведущей деятельности субъектов учебного процесса. Характер же деятельности самих учащихся на нетрадиционных уроках (игровая, оценочно-дискуссионная, рефлективная) предполагает: использование “методов прямого доступа”; стимулирования интереса и мотивации учащихся. Это достигается за счет совместной, творческой работы учителей и учащихся в областях целеполагания, планирования, анализа (рефлексии) и оценивания результатов учебной деятельности. Учитель становится координатором в этой деятельности. Его задача заключается в стимулировании развития творческого потенциала учащихся. Нетрадиционные формы уроков дают возможность реализовать качественный подход к оценке результатов. В связи с этим обязательным этапом в их организации, является анализ, благодаря которому происходит перевод внешних результатов обучения во внутренний план личности, т. е. интериоризация. Принципы, лежащие в основе концепции нетрадиционных форм урока (субъект – субъектная позиция в системе учитель – ученик, интерактивность, развитие творческой личности) способствуют развитию самой личности учащихся. Применение нетрадиционных форм уроков, в частности урока-игры, урока-дискуссии – это мощный стимул в обучении, это разнообразная и сильная мотивация. Посредством таких уроков гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса, отчасти потому, что человеку по своей природе нравится играть, другой причиной является то, что мотивов в игре гораздо больше, чем у обычной учебной деятельности.
На нетрадиционных уроках активизируются психические процессы учащихся: внимание, запоминание, интерес, восприятие, мышление. Такие формы уроков эмоциональны по своей природе и потому способны даже самую сухую информацию оживить и сделать яркой, запоминающейся. На таких уроках возможно вовлечение каждого в активную работу, эти уроки противостоят пассивному слушанию или чтению. В процессе НФУ, интеллектуально – пассивный ребенок способен выполнять такой объем работы, какой ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации. В частности, в научно – педагогических исследованиях об игре даже появился термин “эмоциональный ускоритель” обучения.
Нетрадиционные уроки позволяют глубже проникать в суть изучаемого материала. На них реализуется мнемонические способности, мыслительные операции, они функциональны, они могут порой: “объять необъятное”; гармонично объединить фактический и теоретический материал; обычное восприятие информации и творческую работу; эмоциональный и логический способы восприятия – словом, заставить функционировать разные уровни познавательной деятельности учащихся. Таким образом, нетрадиционные формы уроков помогают учителю раскрыть свой творческий потенциал независимо от того, какой предмет он преподает, а вместе с тем они помогают творчески раскрываться самим учащимся, пробуждая в них познавательную активность. Готовить на уроке творчески активную личность, заинтересованную во все более самостоятельном познании не только можно, но и нужно, так как этого требует от нас образовательный стандарт. И в этом нам могут помочь не только отработанные в педагогической практике традиционные уроки, но и распространенные за последние годы нетрадиционные формы уроков.
Список литературы
Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. М., 2003 г.
Лук А.Н. Эмоции и чувства. М., 1972 г.
Лийметс Х.Й. Групповая работа на уроке. М., 1975 г.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998 г.
Борзова Л.П. Игры на уроке истории. М., 2001 г.
Макарьев И.И. Если ваш ребенок – левша. С. – Пб., 1995 г.
Кучерук И.В. Учебные игры как средство активизации познавательной деятельности Учащихся на уроках истории СССР. М., 1991 г.
Трофимова О.В. Нетрадиционные формы урока и социализация учащихся. // Преподавание истории и обществознания в школе. №1, 2003 г.
Кульничев С.В., Лакоценина Т.П. Совсем необычный урок. Вторая часть. В., 2001 г.
Николаева Л.С., Лесных Л.И. Использование нетрадиционных форм занятий. // Специалист. №2, 1992 г.
11.Полуянов Ю.А. «Воображение и способности», М.,1974
15