Методическая разработка урока химии на тему Валентность и степень окисления. Правила определения степени окисления

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия №1»
муниципального образования «город Бугуруслан»






Методическая разработка урока химии в 8 классе

Валентность и степень окисления. Правила определения степеней окисления элементов.




Подготовила :
Мордасова Наталия Александровна,
учитель химии и биологии
I квалификационной категории
МАОУ «Гимназия №1»
461637 г.Бугуруслан, ул. Московская, 18 А
Телефон 8 (35352) 2-44-50



Урок 55
Тема: Валентность и степень окисления. Правила определения степеней окисления элементов.
Цели:
Предметные: изучить основополагающее химические понятие «степень окисления», провести закрепление знаний учащихся по владению приемами определения степени окисления элементов в простых, сложных веществах .
Метапредметные: способствовать развитию логического мышления и речи, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов.
Личностные: развивать коммуникативные навыки учащихся. Развитие познавательного интереса к предмету.
Задачи:
Образовательная – дать и закрепить знания по теме «степень окисления».
Развивающая – работа над развитием речевых навыков; развитие умения работы в группах, развитие логических и коммуникативных способностей учащихся.
Воспитывающая – расширение кругозора обучающихся.
УУД:
Личностные:
доброжелательное отношение к окружающим;
устойчивый познавательный интерес к деятельности.
Регулятивные:
контроль в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном;
коррекция и оценка деятельности.
Познавательные:
установление причинно-следственных связей;
построение логических цепей рассуждений;
применять математические расчеты для решения химических задач.
Коммуникативные:
умение вести диалог, отвечать на вопросы;
понимать возможность различных точек зрения;
умение слушать и слышать друг друга.
Дидактическое оснащение: карточки информаторы с заданиями, лист ученика, смайлики, презентация к уроку .
Тип урока: урок первичного предъявления знаний.
Формы обучения: фронтальная, групповая
Методы и приёмы: частично-поисковый и репродуктивный; беседа с учащимися, работа с учебником, работа с рабочими картами, таблицей Менделеева.

ХОД урока
Организационный момент
Притча Сократа:
«Три человека тащат тяжёлые камни в город. Пот катится со всех трёх.
Одного спросили:
– Что ты делаешь?
– Тащу эту проклятую ношу.
Второго спросили:
– Что ты делаешь?
– Зарабатываю на хлеб себе и семье, – бодро ответил он.
Третий на тот же вопрос улыбнулся:
– Строю замечательный храм, который простоит века на радость людям и утешение им!»
Вывод: Труд имеет значимость для каждого из нас. С помощью трудовой, сознательной деятельности каждый человек создаёт для себя и для людей блага.
Я хочу вас спросить: «А зачем вы пришли ко мне на урок?»
- На столах у вас лежит лист ученика , запишите свою фамилию , имя . Оценка у нас сегодня накопительная – только за правильный и полный ответ вы получаете смайлик.

- Как бы трудно не было мы вместе с вами должны с ними справиться. Что же мы уже знаем?
Актуализация знаний:

(фронтальный опрос, выставление оценок самым активным учащимся)
Какие электроны называются валентными? (Внешнего уровня)
Каков заряд электрона? (Отрицательный)
Как по Периодической системе определить число валентных электронов элементов главных подгрупп? (По номеру группы)
Какие свойства проявляют металлы? (Восстановительные, отдают электроны)
Какие свойства проявляют неметаллы? (Окислительные, принимают электроны)
Сколько электронов на внешнем энергетическом уровне атома водорода? (1)
Кислорода? (6)
Сколько нужно электронов атому кислорода до завершения внешнего энергетического уровня? (2)
Что такое электроотрицательность? (Мера притяжения электронов)
Какие вещества называют простыми? (Состоящие из атомов одного элемента)
Какие вещества называют сложными? (Состоящие из атомов разных элементов)

- Формулы каких веществ представлены на доске? Почему?
Изучение новой темы

А) «Самоопределение в деятельности» - мотивационный, целеполагание

H2O - HCl - AlH3

- Что общего у этих формул? ( атом водорода, валентность, бинарные)
- Какие различия? ( количество атомов водорода, расположение водорода, химическая связь)
- А от чего зависит количество атомов? Что такое валентность? Определите валентность соседнего элемента. Правила определения валентности мы уже знаем.

- Какие слова пропущены в теме нашего урока? Сформулируйте её полностью . Запишите . Д/з параграф 43, с.151 выучить правила, с.152 №1-5 , *с.152 №1 (задача)

- Чему мы должны научиться
·сегодня на уроке?

Б) «Учебно-познавательная деятельность»

1. Введение понятия «степень окисления»

- Вернёмся мы к нашим формулам, а почему водород занимает разное положение?
- Определите химическую связь в этих соединениях?
- Изобразим электронную формулу этих соединений и покажем связь. ( класс работает самостоятельно, а у доски -3 учащихся)



- Почему связь называется ионной ? Что такое ион? Как он образуется (атом либо отдаёт и заряжается положительно, т.е. превращается в катион, либо – принимает и заряжается отрицательно , т.е. в анион)

AlH3 AlH3 ( объясняю, что степень окисления обозначается «+» или «-« и цифрой)

- Что же происходит в ковалентных связях? ( образуется общая электронная пара, при полярной она смещается ) т.е. молекула тоже поляризуется . Степень окисления – это условный заряд, возникающий на атоме в результате сдвига электронов от менее к более электроотрицательному атому. Она может быть положительной и отрицательной В каких случаях?


H2O H2O ( объясняю, что степень окисления обозначается «+» или «-« и цифрой)

HCl HCl

- Сравните валентность и степень окисления, что вы заметили?
- Вспомним определение валентности? А степени окисления?


2. Правила определения валентности

2.1.Работа с учебником .
- Изучите правила на с.151
2.2.Запись в тетради основных правил:
Постоянная с.о. – O (кроме ) , H (кроме ) , F ,
Э I A – III A групп (+)
С.о. = 0 как у свободных атомов, так у атомов , входящих в состав неполярных молекул
Сумма степеней окисления = 0

В) «Интеллектуально-преобразовательная деятельность»

1. Задание : расставить степень окисления в соединениях

MgO, CO2, H2, Si, H2SiO3, Cl2O7, HBrO4 (разбираем вместе с классом – по цепочке учащиеся выходят к доске)

Физминутка

2. Работа в группах ( самостоятельно)

Группа № 1
1. Расставьте степени окисления элементов в каждом веществе и сделайте проверку – правильно вы сделали или нет.
CaO    H2S    SO2   Cu2O    NaCL
2. Какая формула правильна- подчеркните :
ALCL3     ALCL2       ALCL
3. Вам дано вещество, состоящее из атомов H2SO4.
Задание.
Найдите степени окисления всех элементов в сложном веществе. Неизвестную степень окисления элемента возьмите за Х.
Составьте уравнение с одним неизвестным, приравняв сумму степеней окисления к 0.
Алгоритм оценки:
Если выполнены правильно все 3 задания – оценка «5»,
Если выполнены правильно 2 задания – оценка «4»,
Если выполнено 1 задание – оценка «3».


Группа № 2
1. Расставьте степени окисления элементов в каждом веществе и сделайте проверку – правильно вы сделали или нет.
ZnO    K2S    SO3   Cu O    KCL
2. Какая формула правильна – подчеркните :
CaCL3     CaCL2       CaCL
3. Вам дано вещество, состоящее из атомов H N O3.
Задание.
Найдите степени окисления всех элементов в сложном веществе.: Неизвестную степень окисления элемента возьмите за Х.
Составьте уравнение с  одним неизвестным, приравняв сумму степеней окисления  к 0.
Алгоритм оценки:
Если выполнены правильно все 3 задания – оценка «5»,
Если выполнены правильно 2 задания – оценка «4»,
Если выполнено 1 задание – оценка «3».


Группа № 3
1. Расставьте степени окисления элементов в каждом веществе и сделайте проверку – правильно вы сделали или нет.
CaO    Na2S    SO2   P2O5    FeCL3
2. Какая формула правильна – подчеркните :
K2O        KO2           KO
3. Вам дано вещество, состоящее из атомов H2 S O3.
Задание.
Найдите степени окисления всех элементов в сложном веществе. Неизвестную степень окисления элемента возьмите за Х.
Составьте уравнение с  одним неизвестным, приравняв сумму степеней окисления  к 0.
Алгоритм оценки:
Если выполнены правильно все 3 задания – оценка «5»,
Если выполнены правильно 2 задания – оценка «4»,
Если выполнено 1 задание – оценка «3».


Группа № 4
1. Расставьте степени окисления элементов в каждом веществе и сделайте проверку – правильно вы сделали или нет.
ZnO    CH4     SO2    Cu O    KCL
2. Какая формула правильна:
CaO     CaO2        Ca2O
3. Вам дано вещество, состоящее из атомов    Na N O3.
Задание.
Найдите степени окисления всех элементов в сложном веществе. Неизвестную степень окисления элемента возьмите за Х.
Составьте уравнение с одним неизвестным, приравняв сумму степеней окисления  к 0.
   
Алгоритм оценки:
Если выполнены правильно все 3 задания – оценка «5»,
Если выполнены правильно 2 задания – оценка «4»,
Если выполнено 1 задание – оценка «3».
- Сколько «5» «4» «3».

Г) Рефлексивная деятельность ( работаем по листу ученика - «Сам себе учитель», «Сам себе психолог» - оцените себя на уроке)

Д) Итог урока. Подсчитывание смайликов








13PAGE 15


13PAGE 14715




15