Статья на тему: Работа с одаренными детьми на уроках географии и во внеурочное время


Абубакирова Ольга Аркадиевна
учитель географии,
руководитель кружка «Юный Турист»
Староакбуляковская ООШ
Караидельского района
Республики Башкортостан
Работа с одаренными детьми на уроках географии и во внеурочное время
В последнее время значительно упал интерес к географии как к предмету. Этот предмет порой незаслуженно занимает вторые позиции. Если взять к примеру количество детей, сдающих ЕГЭ или ОГЭ по географии их не много по сравнению с теми, кто предпочитает такие гуманитарные предметы как биология и обществознание. Многие считают, что эта узкая специализация. Редко в какой ВУЗ при поступлении абитуриенты сдают географию. Для этого нужно ориентироваться на эколога, геолога или на учителя географии. Что совсем уж не модно и престижно среди современной молодежи.
Работая в школе более 25 лет, я не хочу мириться с таким положением вещей. География, на мой взгляд, это уникальный школьный предмет, в котором интегрированы знания из области физики и химии, литературы и истории, математики и биологии. Как можно не любить географии. Любой современный эрудированный человек должен знать этот предмет. Повысить интерес к предмету, активизировать деятельность учащихся на уроках – это задача каждого учителя географии.
На своих уроках я стараюсь создать такие психолого-педагогические условия. Которые позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся, развивать их мышление, самостоятельность, умение отстаивать свою точку зрения. Только так можно добиться желаемого результата. К структурам творческого мышления, без усвоения которых оно невозможно, относят перенос ранее усвоенных знаний и умений в незнакомую ситуацию, видение новых проблем в обыденной ситуации, новой функции объекта, альтернативы решения проблемы.
Известно, что современный урок географии рассматривается с позиции идеи развивающего обучения. На уроках я делаю акцент на процесс усиления самостоятельности учащихся по овладению новыми знаниями с учетом трех уровней усвоения знаний ( простое воспроизводство, репродуктивное воспроизводство и применение знаний в новых условиях).
Дети не одинаковы, способности их различаются. По уровню способностей выделяют 3 группы детей.
I уровень – репродуктивный уровень обучаемости, позволяющий ученику понимать и запоминать новую информацию, применять её по алгоритму.
II уровень – высокий прикладной уровень обучаемости, дает возможность активно использовать приобретенные знания в знакомой ситуации.
III уровень – наиболее высокий, творческий уровень обучаемости – способность самостоятельно интегрировать новые знания в систему собственных знаний, умение проектировать новые способы решения.
Как правило, большинство учащихся в классе имеют второй уровень обучаемости, и лишь несколько учеников имеют наиболее высокий уровень обучаемости, и если вовремя эту группу детей не выявить, не спланировать индивидуальную работу с ними, то это приведет к затормаживанию способностей.
Уже в 5 классе, при изучении начального курса географии, можно выделить таких детей, которые не только могут прочитать и пересказать прочитанное, но и сделать выводы, определить причинно-следственные связи и.т.д., то на этого ребенка нужно обратить особое внимание. В дальнейшем возможно он сможет применить полученные знания в новой ситуации, найти их связь с предыдущим материалом, с реальной жизнью. Тут можно говорить о третьем, творческом уровне обучаемости школьника. Перед нами одаренный ребенок. Теперь уже дело за учителем. Имея такие способности, важно, чтобы ребенок захотел ими воспользоваться и развивать дальше. Здесь ведущее место должна занять мотивационно-потребностная и эмоционально-волевая сфера ученика.
Но так как наша школа небольшая и детей в каждом классе от 5 до 8. то среди них одаренных может и не оказаться, то приходится работать с наиболее способными.
На уроках я стараюсь создавать максимально благоприятные условия для интеллектуального, морально-физического развития детей, и прежде одаренных.
На каждом уроке стимулировать их творческую деятельность. Использовать прогрессивные технологии в работе с одаренными детьми.
Учитывать личностные и возрастные особенности одаренных детей.
На моих уроках одаренные дети получают более усложненные задания на дом, требующие изучения не только учебного материала, но и поиск информации из сети Интернет, из справочников, краеведческого материала. Одаренных детей я приобщаю к исследовательской деятельности. В ходе исследовательских работ учащиеся собирают огромный краеведческий материал, с большим интересом изучают историю своей малой родины, узнают многое о знаменитых людях- выходцах из деревни Якупово, о воинах- интернационалистах, знакомятся с историей жизни старожилов, ходят по святым местам, интересуются тайнами древних камней Ташмечети и Байсуры, о которых ходит много легенд, а так же с насущными проблемами своей деревни.
Мои ученики провели исследовательские работы на темы: «Улицы села рассказывают», «Моя деревня -моя малая Родина», «Наследники славы земли Караидельской», «Ушедшие в бессмертие», «Моя родная колыбель -Караидель», «Прекрасное рядом». При изучении и сборе краеведческого материала у обучающихся вырабатывается прочное умение наблюдать, собирать и обрабатывать накопленные материалы в виде статистических данных, альбомов, карт.
Своеобразной формой развития, формирования оценки творческой одарённости учащихся являются олимпиады по географии. Успешное выступление на олимпиаде требует повышения уровня интеллекта, развития коммуникабельности, способности ориентироваться в незнакомой обстановке и быстро оценивать новую информацию, умения сконцентрироваться на выполнении поставленной задачи, готовности оперативно принимать решения в стрессовой ситуации. Как правило одаренные дети-участники олимпиад. К олимпиадам мы готовимся тщательно: я выискиваю творческие задания, тесты, вопросы викторин, кроссворды, вопросы олимпиад прошлых лет и отправляю для решения. Я с ними работаю через свой сайт.
Объемы этих заданий небольшие, чтобы ребенку было не в тягость, чтобы не загружать его. У таких детей имеется специальная папка- копилка с заданиями – ответами, которая является ценным материалом при подготовке к олимпиадам.
В современной педагогике  и  образовательной  практике  обучение одарённых детей чаще всего  рассматривается  как  глобальная  педагогическая задача.  В  соответствии  с  философией  этого  подхода  гений,  талант   не принадлежат отдельному человеку или стране, где он родился, - они  достояние планеты. Поэтому все  одарённые  дети  должны  находить  поддержку  в  сфере образования, где бы они ни родились и ни жили. Работа с одарёнными и талантливыми детьми – важная задача, для выполнения которой не следует жалеть ни сил, ни времени, так как речь идёт о будущей интеллектуальной России и мы в ответе за это будущее.
Центральное место в педагогическом процессе занимает учитель. Именно от его профессиональной компетентности, личностных качеств, уровня сформированности культуры зависит, станет ли познавательная деятельность радостной для ученика, будет ли способствовать его развитию или же превратит учебный труд в обязанность, тормозящую развитие задатков и способностей. Особенно это важно для одаренных детей, отличающихся ярко выраженной познавательной направленностью. В связи с этим проблема стимулирования мотивации самосовершенствования культуры учителя является актуальной, так как одним из компонентов профессионального мастерства является уровень сформированности культуры самого учителя. От уровня сформированности культуры учителя зависит эффективность учебно-воспитательного процесса.  Поэтому я старюсь  идти в ногу со временем, успешно освоила компьютер. Сетевое взаимодействие помогает в работе,  я постоянно учусь и участвую в различных профессиональных конкурсах.
Цель самосовершенствования, в сущности, недостижима, поскольку предела развитию личности не существует, но важен сам процесс приближения к этой цели как к постоянно ускользающей линии горизонта.