Опыт работы учителя русского языка с одаренными детьми в общеобразовательной школе


Опыт работы учителя русского языка с одаренными детьми в общеобразовательной школе
Ч.А.Хайруллина,
учитель русского языка и литературы МБОУ «Муслюмовская гимназия»
села Муслюмово Муслюмовского района Республики Татарстан
Работа с одарёнными детьми – одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса. Её основная цель – способствовать развитию природного таланта, самореализации и самопознанию способных и явно одарённых детей.
Работа с группой одарённых учащихся заключается в повышении познавательного интереса школьников к предмету, развивает творческую инициативу, исследовательскую активность и интеллектуальные способности учеников; учит принимать нестандартные решения и прогнозировать результат; развивает коммуникативные возможности учащихся для формирования их речевой компетентности.
Хочу поделиться своим опытом работы с одаренными детьми в МБОУ «Муслюмовская гимназия» Муслюмовского муниципального района. В течение последних лет я работаю над проблемой развития творческих способностей учащихся.
Думаю, что очень важно верить в способности ребенка. Важно окрылить его. Одаренные дети (способные к творчеству) обладают отличной памятью. Они любознательны. С удовольствием читают словари. Такие дети требуют индивидуального подхода, с ними необходимо заниматься. Талант – это не только данные природой качества, но и целенаправленная работа по развитию природного дара. Для детей, интересующихся русским языком, веду кружок «Олимпийский резерв».
Главная цель моей работы с одаренными детьми заключается в подготовке к олимпиадам и конкурсам различного уровня, а также поступлению и обучению в вузах.
Так при подготовке к олимпиадам я большое внимание уделяю навыкам работы над различными аспектами языка и видами речевой деятельности.
Задания, связанные с историей языка, широко используются в олимпиадах. Поэтому при подготовке даю исторический комментарий к языковым явлениям. Например:
Говорил Вольга таковы слова:
- Бог тебе помочь, оратаюшко.
А орать, да пахать, да крестьноватиС края в край бороздки пометивати! -
в которых представлены лексические архаизмы (орать, оратаюшка), фонетические (помочь) и морфологические (крестьновати, пометивати) особенности языка прошлых лет.Многоаспектная работа со словом, включающая и его краткий анализ, способствует обогащению словарного запаса учащихся, развитию у них языкового чутья и лингвистического мировоззрения, внимания к языковым средствам выразительности при анализе художественных произведений.
Продуктивной формой работы получения новых знаний является и самостоятельная подготовка ученика. Поэтому в качестве домашнего задания «олимпиадникам» предлагаю прочитать главу из научно-популярной книги, статью из «Энциклопедического словаря юного лингвиста» или изучить статью из какого-либо словаря русского языка.
Особую сложность представляют олимпиадные задания сопоставительного характера. Например, объедините в группы слова с одинаковым словообразовательным значением, укажите значение. Какие слова не вошли в группы?
Кивок, восток, глоток, сапожок, огонек, петушок, порошок и другие.
При решении этого задания ученикам предлагаю выявить значение суффикса –ок- и в зависимости от этого сгруппировать слова. Знакомлю школьников с термином «словообразовательное значение».
Практическая работа ориентирована на решение олимпиадных заданий по всем разделам русского языка (фонетика, орфоэпия, орфография и пунктуация, лексикология, морфология, синтаксис).
Изучение орфоэпической нормы – основа формирования культуры речи учащихся. Поэтому олимпиадные задания делим на 3 группы: задания на характеристику звуков по различным параметрам, задания на фонетические изменения и орфоэпические задания. С учащимися выполняем орфоэпические упражнения, заучиваем орфоэпические запоминайки:
Детей не нужно баловАть,
Чтоб зубки не пломбировАть.
Или
Если будешь баловАться,
На тебе начну ругАться.
Мне не нужен один бАнтик!
В обе косы хочу бАнты.
Но я другому отданА,
И буду век ему вернА.
У меня в ушах звенИтТелефон опять звонИт.
В олимпиаде по русскому языку для учащихся с родным (нерусским) языком обучения включается задание на выявление грамматических ошибок. Чтобы избежать ошибок в выполнении данного задания работаем по предупреждению речевых ошибок и недочетов, грамматических и стилистических ошибок.
С этой целью даю учащимся задания на редактирование деформированного текста (текста, содержащего речевые, грамматические и стилистические ошибки). Это позволило продвинуться учащимся в плане культуры речи и овладеть структурой текста.
Лексика и фразеология – это тот ярус языка, который даёт богатейший материал для наблюдений по стилистике и для формирования образной речи учащихся как важнейшего признака культуры речи. Поэтому при подготовке к олимпиадам уделяем работе с фразеологизмами. Для работы над формированием фразеологической насыщенности речи учащихся предлагаются следующие задания:
заменить выделенное слово фразеологизмом. Например: они живут рядом (бок о бок), герой на войне никогда не проявляет трусости (не кланяется пулям), учитель специально не замечает наших шалостей (смотрит сквозь пальцы) и под;
подумать, на чём основан образ, лежащий в основе фразеологизма, определить,  возможен ли контекст, при котором фразеологизм перестанет существовать – слова, входящие в его состав, будут выступать в своём прямом значении (например: на солнце можно смотреть только сквозь пальцы);
подобрать фразеологизм, синонимичный данному. Например: работать спустя рукава (без души), у него ума палата (он семи пядей во лбу), зарубить на носу (намотать на ус) и др.
составить небольшой диалог с использованием фразеологизмов на любую, близкую учащемуся тему. При выполнении этого задания, как правило, ученики уже стремятся обыграть значение фразеологизма и входящих в его состав слов, часто используют приём неожиданного финала.
Такая работа над фразеологией как средством формирования выразительной речи учащихся позволяет сделать следующий вывод: тщательный анализ стилистических возможностей фразеологии и особенностей её использования в художественном произведении даёт возможность ученикам обогатить свой лексический запас, расширить кругозор и сделать их речь разнообразной и экспрессивной.
Разнообразные задания, в которых предлагается произвести определенные операции со словами, словосочетаниями, предложениями, фразеологизмами, легче выполняются, если ученик владеет русским языком, его языковыми нормами, богатством. Поэтому для успешного участия в олимпиаде по русскому языку надо много читать, знать русскую литературу, читать научно-популярную литература по русскому языку, его истории и этимологии, пользоваться словарями. Задавать себе вопросы, искать и находить на них ответы. Таким образом, для выполнения олимпиадных заданий школьнику необходим развитий кругозор, практические умения и навыки.
Коммуникативная направленность преподавания русского языка предполагает обучение учащихся устной монологической речи. Именно эта задача стоит перед школьниками при выполнении заданий устному монологическому высказыванию на лингвистическую тему. Поэтому с учащимися отрабатываем работу над сочинениями-рассуждениями.
Для подготовки к олимпиадам я собираю специальную папку с заданиями прошлых лет и затем предлагаю выполнить их ученикам во внеурочное время. Если ученик не справился с каким-либо заданием, то направляю его на путь решения с помощью дополнительного вопроса. Ученик должен попытаться еще раз выполнить задание самостоятельно. Лишь в редких случаях показываю решение и объясняю его. Очень важно, чтобы ребенок понял, как оно получено.
Мультимедийная презентация – один из эффективных методов подготовки школьников к олимпиаде. Достоинством компьютерных презентаций является увеличение темпа занятия. Они практически заменяют традиционные мел и доску. Ещё одним положительным моментом презентаций является постоянное наличие информации перед глазами детей, а также возвращение при необходимости к нужной информации. Презентации дают возможность подать информацию в максимально наглядной и легко воспринимаемой форме. Применяя презентации, учитель использует методы активного, деятельного обучения. Беседы становятся интереснее, эмоциональнее, они позволяют учащимся в процессе восприятия задействовать зрение, слух, воображение, что позволяет глубже погрузиться в изучаемый материал. Эту работу можно превратить в творческий процесс с элементами проектной деятельности. В этом случае у учащихся возникает интерес к поиску необходимой информации в различных источниках при подготовке к олимпиаде.
Такая работа по совершенствованию речевой культуры учащихся при подготовке к олимпиадам по русскому языку, по моему мнению, способствует углублению и расширению знаний учащихся, расширяет кругозор школьников, воспитывает языковое чутье, развивает творческие возможности, повышает общую языковую культуру учащихся.
По моему мнению, данная система работы по совершенствованию речевой культуры учащихся эффективна, так как систематизирует усилия учителя по формированию исследовательской и коммуникативной компетентностей учащихся, помогает ориентироваться в современном информационном пространстве, адекватно оценивать себя и свои достижения.
Об этом свидетельствуют победы моих учащихся в олимпиадах и конкурсах различного уровня. Каждый год мои ученики занимают призовые места в олимпиадах как по русскому языку, так и по литературе. Участвуют в республиканских и на региональном этапе Всероссийских олимпиад по этим предметам. Три года подряд моя ученица Гиздатова Эльза становилась призером Республиканских олимпиад по русскому языку и литературе. Также она стала победителем олимпиады по литературе, проводимой Елабужским институтом КФУ. Пятеро моих учеников стали победителями Всероссийской дистанционной олимпиады «Знатоки русского языка», шестеро – Международной олимпиады по русскому языку проекта «Новый урок». Каждый год участвуем в Международной игре «Русский медвежонок».
Применение исследовательских методов при подготовке к олимпиадам позволило участвовать моим «олимпиадникам» участвовать в научно-практических конференциях разного уровня. Шангараева Алсу награждена Дипломом 3 степени научно-практической конференции школьников имени Л.Толстого (2012, 2013 гг.). В этом году эстафету приняла Фахертдинова Айгуль, которая тоже заняла 3 место. Гиздатова Эльза своей исследовательской работой «Нейминг моего села» выступила на III Республиканской научно-практической конференции школьников «От школьного проекта к формированию интеллектуальной элиты РТ». Она же является призером Республиканского межведомственного конкурса сочинений, посвященного образования прокуратуры России.
Четыре моих ученика участвовали во Всероссийском конкурсе «Лучший ученик-2011-2012», проводимой МИНОБР.ОРГ. Участники данного конкурса выполняли олимпиадные задания, писали эссе на тему «Что такое школа в широком смысле этого слова», выполняли творческое задание на тему «Событие, которое изменило мир». Три участника были награждены Дипломами 2 степени, один – Дипломом 1 степени. В 2013-2014 учебном году мои ученицы приняли участие во Всероссийских творческих конкурсах «Если б я был учителем» и «Самый главный человек» и стали победителями. В этом учебном году уже успели принять участие во Всероссийском конкурса «Мир вокруг нас», где получили высокую оценку своей работе.Кроме олимпиад и конкурсов, кружковцы пишут стихи, басни, статьи на злободневные темы, которые периодически печатаются в районной газете «Сельские огни».
Также необходимо отметить, что ученики, которые занимались в моем кружке, стали высокобалльниками (90-95 баллов) на ЕГЭ по русскому языку.
Радует и выбор профессии моих выпускников. Они по окончании школы становятся студентами филологических вузов.
Моя работа с одаренными детьми сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни нашего общества завтра, в чем заключается актуальность представленного опыта.