Наиболее эффективные приёмы формирования орфографического самоконтроля

Наиболее эффективные приёмы формирования орфографического
самоконтроля.

Наиболее эффективными приемами формирования и совершенствования контрольно-оценочных и контрольно-корректировочных действий у младших школьников являются:
Выделение орфограмм зелёной пастой.
Данный приём помогает писать детям без ошибок. Для того чтобы пользоваться этим приёмом, каждому ученику надо иметь две ручки – с синей и зелёной пастой. Зелёная паста, как свет светофора, постепенно вырабатывает у детей чувство самоконтроля. Зелёный свет появляется в тетрадях учеников с первого класса, как только появляется первое правило. И так на протяжении всей начальной школы зелёная паста «путешествует» в тетрадях учеников по разным предметам.
Зелёной пастой выделяем такие орфограммы:
- большая буква в начале предложения, в именах собственных;
- знаки препинания в конце предложения;
- сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн;
- разделительные Ъ, Ь, Ь – показатель мягкости;
- двойные согласные.
Приём оказывает эффективную помощь, если им пользоваться регулярно. Детям нравится такое письмо, оно вносит разнообразие в работу.
Орфографическое проговаривание.
О роли орфографического проговаривания много написано в методической литературе. Оно помогает детям писать без пропусков и искажений и, кроме того, выступает в качестве контрольной операции при повторном прочтении уже написанного слова.
Особенно эффективно послоговое проговаривание при проверке списывания, если оно сопровождается подчёркиванием каждого прочитанного слога дужкой. Прочитать слово «как написано» - это значит проговорить его орфографически. Такой способ чтения называют проговариванием.
Специально организованное списывание.
Для того чтобы эта работа принесла желаемый результат, во-первых, она должна проводиться ежедневно, во-вторых, должен жёстко соблюдаться сам алгоритм письма. Только полное воспроизведение алгоритма гарантирует успех.
Вначале работа проводится в классе коллективно, под строгим контролем учителя. Алгоритм составляется вместе с детьми и размещается рядом с доской. Каждый ученик получает дополнительно карточку, на которой записан весь порядок действия при списывании.
Алгоритм списывания (1).

1.Прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его.

2. Повтори предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли его.

3. Выдели орфограммы в списываемом тексте.

4. Прочитай (вслух или шёпотом) предложение так, как оно написано (как будешь себе диктовать во время письма).

5. Повтори, не глядя в текст, предложение так, как будешь его писать (орфографически).

6.Пиши, диктуя себе (орфографически).

7.Проверь написанное: а) читай то, что написал, отмечая дужками слоги; б) подчеркни орфограммы в написанном; в) сверь каждую орфограмму с исходным текстом.

Только после того, как учащиеся овладели всеми операциями, они могут начать упражняться в списывании дома. В 3 и 4 классах алгоритм списывания может состоять не из семи, а из четырёх шагов:
Алгоритм списывания (2).

1. Прочитай предложение и повтори его по памяти.

2. Прочитай предложение так, как оно написано.

3. Пиши, диктуя себе орфографически.

4. Проверь написанное, проговаривая каждое слово.


Письмо с пропусками орфограмм или письмо «с дырками».
Ученики на длительный период получают разрешение пропускать букву, если не знаешь, какую писать. Письмо «с дырками» может быть двух видов:
1. Пропуски делаются везде, где есть орфограммы.
2. Пропуски делаются только там, где ученик сомневается в букве.
Важно учитывать то, что второй способ без отработки первого не принесёт желаемых результатов. Также важно приучить школьников обнаруживать все орфограммы в слове, в том числе и еще не изученные. К сожалению, в школьных учебниках не предлагается достаточное количество заданий на самостоятельное нахождение орфограмм в словах. В большинстве случаев фигурируют упражнения на вставку пропущенных букв, что снимает проблему поиска орфограммы и не работает на формирование орфографической зоркости. Поэтому учитель должен творчески подходить к использованию материала учебника. Учитель должен методически правильно наладить орфографическую работу при написании изложений и сочинений, чтобы у детей не появлялся страх перед возможностью допустить ошибку в тексте. Кроме оказания индивидуальной помощи в процессе письма, следует разрешать ребятам оставлять “дырки” в сомнительных случаях либо подчеркивать отдельные буквы карандашом. Ценность такого подхода заключается в том, что ребенок, не опасаясь низкой оценки за грамотность, не станет прибегать к уловкам: выбирать только нетрудные слова, составлять короткие предложения и минимальные по объему тексты, что сводит работу по развитию речи на нет. Кроме того, учащиеся привыкнут максимально активизировать орфографическую зоркость не только во время диктантов, но и при выполнении творческих работ.
«Метод Буратино».
На местах орфограмм пишется весь набор букв, которыми может быть обозначен данный звук, например, в о да, кру г .
а к
Комментированное письмо с указанием орфограмм.
При комментировании достигается высокий уровень самоконтроля, т.к. ученик не просто фиксирует, а объясняет правописание. Очень важно, чтобы все работали одновременно с комментатором, не отставая и не забегая вперёд. Большая самостоятельность учащихся в процессе письма с использованием следующего алгоритма:
- проговариваю;
- определяю орфограмму;
- вспоминаю правило;
- применяю его;
- пишу;
- проверяю.
Комментирование может быть двух видов :
1. Подробное, с ответом в конце (рассуждение с поэтому: , поэтому пишу и).
2. Свёрнутое, с кратким доказательством: называются нужные буквы, и объясняется решение (рассуждение с потому что: пишу и, потому что ).
Поиск орфограмм в «чистом» тексте.
Карточка состоит из текста, из которого следует выписать слова с заданной орфограммой и ключа. Карточка-ключ – это карточка без текста, но с вырезанными окошками на местах, соответствующих словам с орфограммами. Они-то и обнаруживаются при наложении ключа на текст. Если нужно выписать слова с двумя или тремя видами орфограмм, то соответственно к карточке прилагаются две или три карточки – ключа.
Такие карточки позволяют самостоятельно проверить результат работы. Если же ребёнок не может найти заданные орфограммы, у него есть возможность «поглядеть» их на короткое время, приложив проверочный лист, а затем выполнить работу вновь. Такая функция карточки-самоучителя особенно пригодится для медленно работающих детей.
Работа с «Орфографическим словариком».
У каждого учителя складывается своя определённая система по усвоению правописания словарных слов. В настоящее время есть много способов работы над словарными словами – это и рассматривание предметных картинок, загадывание загадок, отгадывание кроссвордов и т.д. В своей практике использую составленный мною орфографический словарик. Работа со словарём – тренировка многоплановая, она развивает и навык самоконтроля.
Все слова, предусмотренные программой для третьего класса, разделила на 18 групп по темам. Словарь состоит [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Каждая группа слов напечатана под номером на отдельном листе. Первая часть словарика – теоретическая. В ней напечатаны слова, в них поставлен знак ударения. Вторая часть – практическая. В ней, как и в первой части напечатаны все восемнадцать групп слов, но с пропусками букв. Дополнительно есть вкладыш с заданиями. Такой орфографический словарик имеется у каждого ученика.
Работаем над одной группой слов неделю. В первый день знакомимся со словами (использую картинки, загадки, стихи). Проговариваем их хором, затем по одному орфоэпически, выделяем «трудное» место. В тетрадь записываем слова зелёной пастой столбиком, пропустив «трудное» место, ставим ударение. Вставляем пропущенные буквы, проверяем по словарю (ч. 1), прочитываем слова орфографически. На второй день - списывание с доски слов с пропущенной безударной гласной с комментированием. Доказывая, какая буква пропущена, дети поднимают сигнальную карточку-букву. На третий день – индивидуальная работа со словариком (ч. 2). На четвертом уроке дети пишут слова под диктовку с последующей самопроверкой или взаимопроверкой. И на пятый день – усвоение этих слов проверяется. Дети пишут слова под диктовку или используют перфокарты, на которых словарные слова с пропущенными буквами.
Новая неделя – новая группа слов, изученные же слова постоянно повторяются устно или письменно, по группам или выборочно. И всегда ребёнок может проконтролировать себя по первой части словарика.
Диагностика ошибок позволяет видеть картину усвоения слов каждым учеником и класса в целом. Подбираются виды упражнений, направленных на коррекцию для всего класса или индивидуально по заданиям из второй части словарика. Дети их могут выполнять как на уроке, так и дома.
Дидактическая игра.
Значительное место в процессе формирования навыков самоконтроля отводится дидактической игре. В ходе игры дети незаметно для себя выполняют упражнения, где им необходимо сравнивать свою работу с образцом учителя, оценивать свои ответы и ответы одноклассников, контролировать друг друга.
Игры строятся на материале различной трудности, что позволяет участвовать в игре всем без исключения учащимся. В процессе игры незаметно для себя учащиеся приобретают новые знания, повторяют пройденный материал, исправляют и оценивают друг друга.
Эффективный контроль за работой учащихся со стороны учителя, с одной стороны,
и целенаправленная работа по формированию у самих учащихся самоконтроля, а точнее,
его формы обратной связи, с другой стороны, являются важнейшими условиями
успешного формирования знаний, умений и навыков учащихся, успешности всего
учебно-воспитательного процесса. В работе по самоконтролю использую разные игры,
приведу примеры некоторых из них:
1. «Третий лишний».
Вычеркни лишние слова: смешить, смешать, смешной; лес, лестница, лесной.
2. «Назови ошибку».
Подчеркни слова, обозначающие предметы: кукла, дом, море, вышла, ученик; парта, железный, моряк, побежать.
3. «Молчанка» (с сигнальными карточками).
4. «Алло, ответ верен».
На партах у детей картонные телефоны. Дети работают парами. Каждый индивидуально выполняет задания по карточкам, но ответ сообщает в трубку телефона. Правильность ответа подтверждает сосед по парте. (Данная игра используется при проверке и закреплении изученного материала).
5. «Орфографический мячик».
Эта игра позволяет включить в скучный процесс запоминания словарных слов наибольшее количество анализаторов, что делает её эффективной, даёт возможность сменить положение тела и является алгоритмом заучивания слов с непроверяемыми орфограммами.
Дети встают в круг или рядом с партами, учитель бросает мячик, произнося слово орфоэпически, а ребёнок, отбрасывая мяч, произносит слово орфографически, чётко артикулируя. Остальные ученики произносят слово шёпотом. Перед игрой детям даётся установка на запоминание. Затем они записывают слова в столбик, воспроизводя их по памяти. У учителя эти слова записаны на закрытой доске. При проверке слова проговариваются, орфограммы выделяются зелёным цветом.
6. «Корректор».
Детям предлагается исправить ошибки в словах, которые «плохо выглядят». В случае затруднения ученики обращаются к орфографическому словарю.
7. «Огоньки».
На доске предложение. Дети «зажигают» огоньки под изученными орфограммами, т.е. прикрепляют красные кружочки, а затем списывают предложение в тетрадь (коллективная работа). При индивидуальной работе ученик «зажигает» в тетради огоньки карандашом красного цвета. Производится взаимопроверка.
8. «Кто быстрее».
Дети находят слова в тексте на изученную орфограмму. Например:
- Кто быстрее найдёт слова с безударными гласными в корне слова?
9. «Составь слова».
Детям должны соединить слова правого и левого столбиков так, чтобы получить новые.

Сено овод
Банк рот Стол ежи Зал глас Свет ода Яр вал Воз очки Газ елка Гриб марка Хор он Бор яр

10. «Переставь буквы».
Надо образовать новые слова, переставляя буквы (не изменяя их количество). Слова записаны на доске или карточках.

№ 1. № 2. № 3.
ложа - ... теплица - ... коршун - ...
трепак - ... тьма - ... цоколь - ...
вобла - ... товар - ... укор - ...
пион - ... халва - ... ропот - ...
числа - ... кобура ... мазок - ...
планка - ... шпала - ... образ - ...
конус - ... кулон - ... зарница - ...

Для проверки предлагаются ключи.
Ключ № 1. Жало, паркет, обвал, пони, силач, клапан, сукно.
Ключ № 2. Петлица, мать, отвар, хвала, уборка, лапша, уклон.
Ключ № 3. Шнурок, кольцо, урок, топор, замок, забор, разница.
11. «Волшебный квадрат».
Из альбомной бумаги вырезается квадрат 5x5. Он накладывается на первое слово в предложении. Постоянно двигая его вправо, ученик открывает первый слог, потом второй и т. д.
Таким образом, ребёнок легко обнаружит пропуск буквы. Квадрат, как бы притормаживает движение глаз, заставляет детей быть внимательнее.
Еще одним продуктивным приемом формирования самоконтроля являются диктанты. При проведении диктанта возможно непосредственное обучение детей самоконтролю, связанное с целенаправленной организацией, как взаимопроверки, так и самопроверки.
При проведении диктантов учитель должен четко представлять результативность некоторых видов работ:
проверка диктантов только учителем;
взаимопроверка.
Часто использую на уроках русского языка различные диктанты, которые способствуют лучшему усвоению материала, заставляют внимательно слушать, развивают познавательные процессы, учат самоконтролю. По особенностям самоконтроля можно выделить диктанты:
1. Предупредительный.
Он предполагает устное объяснение орфограмм до записи текста. При правильной организации работы это – активное упражнение: учащиеся ещё не утомлены. Не потеряли интереса к материалу, объяснение товарища слушают внимательно, стараются не допустить неправильных написаний. На этом этапе закрепления предупредительный диктант действительно предупреждает ошибки. Прибегая к нему, следует ставить чёткие цели: не допустить неверных записей, приучиться сначала проверять орфограмму, а затем писать слово или предложение.
Как только учащиеся усвоят алгоритм применения правила, образец рассуждения и записи, переходят к объяснительному диктанту.
2. Объяснительный.
Предполагает объяснение после записи. Дети проверяют орфограмму, затем записывают продиктованное, после чего контролируют правильность своего рассуждения, слушая объяснение товарища.
3. Диктант с обоснованием.
Предполагает самостоятельное объяснение орфограмм письменно. Учитель диктует слова, например, с безударной гласной, проверяемой ударением. Ученик должен записать проверочное слово, а затем то, которое диктует учитель, затем обосновать.
4. Диктант с постукиванием (не контрольный).
Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с какой-либо орфограммой. Это заставляет ученика думать и вспоминать орфограмму.
5. Диктант «Проверяю себя».
Это один из вариантов письма «с дырками». Ученики пишут предложения под диктовку, а в тех словах, в написании которых сомневаются, пропускают букву. После диктанта дети спрашивают учителя, как нужно правильно писать то или иное слово. И только после этого вставляют нужную орфограмму. Первое и главное достоинство этого диктанта в том, что дети начинают нащупывать свои слабые места, учатся спрашивать и сомневаться, мы им даём возможность писать без ошибок, предупреждать их.
Этот диктант позволяет писать много и часто, а ошибок делать мало или не делать вовсе.
6. Диктант «Найди слова».
Учитель диктует несколько предложений, даёт задание: подчеркнуть те слова, которые можно проверить. Это могут быть слова с проверяемой безударной гласной и со звонкой и глухой согласной.
7. Выборочный диктант.
Предполагает выписывание из диктуемого текста только слов или предложений с изучаемой орфограммой. Желательно применение сигнальных карточек, обеспечивающих обратную связь.
8. Самодиктант.
Это вид диктанта, при котором:
- текст перед записью зрительно воспринимается детьми, их внимание фиксируется на изучаемой орфограмме, ученики объясняют условия выбора слов с данной орфограммой, по окончании подобной работы ученики диктуют себе по памяти текст, а затем сверяют свою запись с образцом;
- проводится домашняя подготовка: нахождение и выписывание в рабочую тетрадь из изучаемого на уроках чтения художественного произведения 3-5 слов с данной орфограммой. После выписывания искомых слов с орфограммой проводится графическое обозначение условий её выбора. Подбор (при необходимости) проверочных слов к данным, затем – самоподготовка и сравнение своей записи с исходной.
8. Взаимодиктант.
Проводится после подготовки, описанной для самодиктанта:
- в парах с взаимопроверкой при использовании образца;
- одним из учащихся, который диктует классу отобранные им дома из книги для чтения слова; после записи происходит комментирование записанного несколькими учениками (их число соответствует количеству записанных слов), далее работы сдаются на проверку учителем.
9. «Диктант за робота».
Детям предлагается написать диктант «за робота». Для этого лист делится на две колонки, которые озаглавливаются так:
Пишу букву, т.к. могу доказать. Не пишу букву, т.к. не могу доказать.
лёд (ледяной) жит . ль
за горой (горы) козл . к
пятёрку (пять) за мор . м
10. Диктант-игра «Кто больше запомнит».
Учитель произносит один раз цепочку, например из 3 слов, или демонстрирует ее на доске или экране в течение 915 с (примерно по 35 с на одно слово) и больше не повторяет. Затем делает паузу, во время которой дети записывают, что запомнили. Читает новую цепочку из 3 слов и опять делает паузу, достаточную для того, чтобы школьники успели записать. Так происходит несколько раз, пока дети не запишут то количество слов, которое рекомендует программа по русскому языку для словарных диктантов
Вот как в третьем классе был проведен такой диктант. Диктовала по 3 слова: жёлтый, летит, берёза; аллея, ребята, двенадцать; весело, ягода, урожай; яблоко, вокруг, бежит; молоток, лесной, капуста. Затем ученики подсчитали, сколько слов удалось запомнить, и проверили, правильно ли записали слова. Проверка проходила следующим образом: заранее записала на доске все слова диктанта и закрыла эту часть доски, а во время проверки открыла ее, и ученики сравнили написанное в тетрадях с образцом на доске. Был определен победитель. Далее учащиеся расставили ударения, подчеркнули безударные гласные, назвали слова, в которых безударную гласную можно проверить и в которых этого сделать нельзя, с помощью сигнальных карточек определили части речи, составили предложения со словами жёлтый, летит, берёза, аллея, ребята и произвели синтаксический разбор этих предложений.
11. Зрительный диктант.
Необходимое количество «трудных» слов и словосочетаний написано на доске заранее. Дети прочитывают их, затем написанное закрывается, учащиеся записывают слова под диктовку. При проверке доска с записью открывается, и ученики проверяют свои работы.
12. Знаковые диктанты.
Использую данные диктанты в своей работе, т.к. они позволяют экономить время.
Например, при изучении темы «Части речи» диктую детям слова: бабочка, летать, двенадцать, красивый, быстро и т. д.
У учеников в тетрадях:
С, Г, Ч, П, Н, .
Тема «Члены предложения»: бежала, прыгал, лиса, хитрая, в лесу, любимый и т.д.
В тетрадях дети чертят условные изображения членов предложения:
сказуемое, сказуемое, подлежащее и т.д .
Знаковые диктанты можно проводить письменно с самопроверкой или взаимопроверкой и устно с применением сигнальных карточек.
Словарный диктант с комментированием.
Учитель читает вслух слово. Затем вызывает нескольких учащихся, каждый из которых называет поочередно приставку, корень, суффикс, окончание, объясняя попутно их правописание. Если ученики еще не знакомы с таким разбором слова, можно попросить их назвать, сколько слогов в слове, сколько гласных букв, сколько согласных, сколько звуков и т.п. После этого учитель предлагает детям взять ручки и записать прокомментированное слово. Затем следует напоминание учащимся, чтобы они положили ручки, и начинается работа над следующим словом.
Если учащийся не может записать слово после комментариев, ему разрешается сделать прочерк. При этом детей предупреждают, что прочерк приравнивается к ошибке. Перед началом работы целесообразно показать на нескольких примерах, как надо выполнять задание.
Письмо с проговариванием.
Обеспечивает большой объём работы написанного, аккуратность, красивое письмо, практически полное отсутствие ошибок. Вначале проговаривать может учитель, затем сильные ученики, потом в работу включаются и средние, и слабые учащиеся. Проговаривание – своего рода предупреждение ошибок. И если ученик проговорил вдруг слово с ошибкой, то класс и учитель вовремя предотвратят беду, т.е. не дадут зафиксировать эту ошибку на письме.
Наряду с использованием определенных приемов формирования самоконтроля, развитие этого навыка требует проведения специальных упражнений, структурно отличных от обычных распространенных упражнений.
Специфика этих упражнений состоит в том, что учащимся приходится не просто выполнять задание, а, так или иначе, контролировать себя. Обратимся к некоторым из таких упражнений:
Какографические упражнения.
Упражнение в нахождении и исправлении специально допущенных ошибок, безусловно, способствует развитию самоконтроля. Младшие школьники очень охотно выполняют задания на исправление «чужих» ошибок. Но начинать следует с коллективной работы под руководством учителя. Только после того, как дети овладели данным приёмом работы, они могут самостоятельно находить и исправлять в тексте ошибки. На уроках используем карточки с напечатанными какографическими текстами.
Например:
В лису снек по колено. На ветках пушыстые подушечьки. Тонкие берёски со гнулись, а ели опустили махнатые лапы. Лижит подёлкой заиц . Ряпчик поклевал семян и нырнул вснег. Ленивые лоси брадили по снегу, а потом легли на снег. Скоро белая пороша за сыпала их спины и голавы.





БГ
ПС
СС
Предлоги, приставки
Ча-ща, чу-щу, жи-ши
чк-чн

1
1
1
1
1
1

2
2

2



3
3

3



4


4





Дети не только должны найти и исправить ошибки, но и определить вид ошибки, распределить слова, в которых они допущены, в нужный столбик и оценить себя.
Проверь и оцени выполненные задания:

Все ошибки нашёл и полностью заполнил таблицу.


Ошибки нашёл, но некоторые не смог разместить в таблицу (или не уверен в том, как сделал).


Нашёл много ошибок, но не все разместил в таблицу, не совсем понимаю, как делать.

Нашёл несколько ошибок, но не знаю, как их размещать в таблице.


Ошибок (почти) не нашёл, таблицу не заполнил.

Кроме карточек для индивидуальной работы использую рифмовки с элементами какографии для коллективной работы. Для этого текст рифмовки печатаю на доске, а дети с удовольствием помогают отыскивать ошибки Незнайке, Васе, Кузе. Но не надо злоупотреблять этим приёмом!
Письмо по памяти.
Это письменное упражнение применяется в двух вариантах: записываться может текст, заранее разученный с орфографической точки зрения в классе или дома, и всякий другой известный учащемся текст, который был ими когда-либо в прошлом заучен с другими целями. В первом случае учитель дает задание учащимся выучить дома определенный текст, предварительно разобрав его с орфографической точки зрения, то есть, выделив в нем слова с проходимыми или повторяемыми в данный момент орфограммами. В качестве домашнего это задание может быть осложнено, во-первых, тем, что текст переписывается школьниками в тетрадь (нужные орфограммы при этом подчеркиваются); во-вторых, повторением соответствующих правил или параграфов учебника, в-третьих, справками в орфографическом словаре и подыскиванием в последнем аналогичных случаев правописания: учитель должен указать (приблизительно), на каких страницах или в каких разделах словаря (на какую букву) ученики могут получить эти справки. Подготовительный текст записывается учащимися на уроке по памяти. В этой записи не должно быть ни одной ошибки. Оценка за такие работы, как и за хорошо выполненные домашние задания, должны быть самыми строгими, эти работы могут оцениваться как неудовлетворительно даже при одной допущенной ошибке. Данное упражнение рассчитано не только на усвоение определенного количества орфограмм, но и на тренировку воли, внимания, памяти и дисциплины учащихся.
Тестовые задания.
Данный вид деятельности позволяет детям более прочно усвоить пройденный материал, развивать навыки само - и взаимопроверки.
Карточка с текстом разрезается на четыре части. Каждый ученик выбирает себе любое задание. Сначала дети выполняют задания на карточке самостоятельно и делают выбор. После этого они рассказывают друг другу, как выполняли задание, почему сделали такой выбор. Остальные ученики слушают, при необходимости поправляют своего товарища. По критериям оценивают его ответ, заполняют колонку «Выбор в паре». После того как все четыре ученика рассказали о выполнении задания, учитель кладет им на стол карточку «Экспертная оценка» или открывает на доске «Экспертную оценку».
Дети еще раз проверяют правильность выбора, окончательно ставят отметки друг другу или каждый себе.
Далее дети отвечают на следующие вопросы.
Что в группе получилось хорошо?
Что не получилось и почему?
Что надо сделать, чтобы в другой раз получилась эта работа?
Какую отметку поставили тебе ребята?
Согласен ли ты с ней?
Какую отметку себе поставил сам?
Что у тебя хорошо получилось?
Что тебе надо повторить?
Над чем еще работать?
Кроме таких упражнений, в целях проверки слов, применяю следующий вид работы. Когда в упражнении даётся задание вставить пропущенную букву или слово, на доске пишу все слова и закрываю их листочком. Когда ученики заканчивают писать, открываю одно слово и прошу прочитать его вслух по слогам. Далее дети находят это слово у себя и проверяют его.
По теме « Непроизносимые согласные» предлагаю детям написать 5 слов по памяти с непроизносимыми согласными и обязательно подчеркнуть их.
Если ученик, написав слово, пропустит непроизносимую согласную, ему нечего будет подчёркивать. Это упражнение можно продолжить. После того как дети написали 5 слов по памяти, я открываю доску, на которой написаны 10 слов на данную тему. Дети списывают те слова, которых у них нет, также подчёркивая непроизносимые согласные. Это упражнение использую при изучении любых тем.
На этапе закрепления нередко использую работу с копировальной бумагой. На доске записываю слова с пропущенными буквами, а учащимся раздаю скрепленные листы бумаги с копировальной бумагой, которые подкладываются в тетрадь под рабочую страницу. Учащиеся самостоятельно записывают слова, вставляя буквы, и сдают тетради учителю, а листы, на которых отпечатались слова, оставляют у себя. Затем учитель вставляет пропущенные буквы в слова, которые записаны на доске, и ученики проверяют себя по листам, исправляя допущенные ошибки. Ошибки анализируются, выставляются оценки.
Задания для оценки своих возможностей по русскому языку.
Материал состоит из двух частей. В первой части – вопросы для проверки знаний. В графе «Я знаю» ученик может оценить себя. Например, знаю, не знаю, попрошу помощи у учителя, одноклассников, родителей. Данные задания ученик может выполнять тогда, когда уверен в том, что сможет с ними справиться.
Во второй части – практические задания, с помощью которых можно оценить свои умения. Эти задания также можно выполнять тогда, когда уверен в том, что сможешь их выполнить.
В конце есть страничка «Мои личные рекорды». Здесь ученик подведет итоги своих личных достижений.
Мои личные рекорды
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
С помощью заданий и вопросов учитель может не только проверить уровень сформированности умений и навыков, но и отследить уровень теоретических знаний, а также формировать у учащихся функции самоконтроля.
Работа проходит так: сначала дети у себя отмечают «+» – знаю ответ; «-» – не знаю; «?» – хочу спросить, уточнить. Затем работают в парах, отвечают друг другу и взаимооценивают. После этого учитель выписывает, кто на какой вопрос ответить затрудняется. Дает практическое задание по этой теме у доски и помогает разобраться. Например, что такое окончание?
1. Измени слова по падежам.
2. Подчеркни те буквы, которые изменились.
3. Где они находятся? Как называются?
4. Какая это часть.
5. Сделай вывод.
Дети ведут также теоретическую тетрадь, куда записывают главные выводы, правила, используя схемы, вклеивают словарные слова. Учебники сдают, а тетради остаются у ученика.
В статье «Некоторые особенности формирования действия контроля в 1-м классе» [20] по системе Эльконина – Давыдова перечислены приёмы формирования самоконтроля:
- выделение элементов букв, опорных точек и выбор удобного направления движения руки [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ];
- выделение ударного звука в слове' ;
- фиксация букв гласных . . . ;
- выделение слогов [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ];
- выделение орфограмм _ _ _;
- пошаговая сверка с образцом (при работе по алгоритму списывания);
составление диктанта для одноклассников (в том числе с использованием "ловушек");
- письмо по памяти слов из домашнего задания;
- составление вопросов для одноклассников на материале словарного диктанта.
- прием приближенной оценки ожидаемого результата. Установление возможных пределов ожидаемого ответа предупреждает недочеты типа описок, пропуска и вставки букв и т.д.
По словам Д.Б. Эльконина «действию самоконтроля следует придавать особое значение. Именно оно характеризует всю учебную деятельность как управляемый самим ребенком произвольный процесс. Произвольность учебной деятельности определяется наличием не столько намерения нечто сделать и желанием учащегося, сколько контролем за выполнением действий в соответствии с образцом».
В своей статье Т.В. Варова пишет о саморедактировании как способе самоконтроля, который позволяет предупреждать ошибки с целью перевода устной речи в письменную.
Для контроля над правописанием, поиска ошибкоопасных мест, совместно с учащимися был разработан алгоритм нахождения и квалификации орфографических ошибок. Алгоритм в орфографии – это заданная последовательность анализа слова, которая позволяет оптимальным способом установить ошибочное (сомнительное) написание и применить нужное правило.
Производя последовательные действия, ребенок контролирует свои шаги, анализирует, сравнивает полученный результат.
Алгоритм поиска и квалификации орфографических ошибок может быть следующим:
1. Определяю ошибкоопасное место.
СЛЕДУЮЩИЕ ШАГИ ВЫБИРАЮТСЯ ИЗ ВАРИАНТОВ А, Б ИЛИ В:
ВАРИАНТ А
ВАРИАНТ Б
ВАРИАНТ В
2. Если нашел ошибку, то определяю, можно ли проверить написание по основному закону русского письма (по сильной позиции);
3. Если не нашел слово с ошибкой, то проверяю каждое слово по словарю.
4. Если не могу сам обнаружить ошибку, то обращаюсь к соседу по парте, к консультанту, к учителю и через наводящие вопросы нахожу ошибку, потом перехожу к варианту
А или Б.
5. Если сильной позицией нельзя определить написание, тогда нахожу морфему, в пределах которой находится орфограмма.
6. В случае обнаружения ошибки обращаюсь к варианту А.
 7. Вспоминаю правило, регламентирующее конкретное написание, и определяю вид орфографической ошибки.
  8. Устанавливаю возможную причину ошибки.
  9. Устанавливаю способ исправления ошибки.
  10. Запоминаю правильное написание, зафиксировав его в таблицу учета результата редактирования.

   Из предложенного алгоритма видно, что контрольно-оценочные действия происходят как взаимоконтроль участников совместной работы, в том числе и самого учителя. Такой вид контроля является предпосылкой формирования действия самоконтроля у учащихся.
Работа с использованием алгоритма позволяет выйти на систему повторительно-обобщающих уроков.
Результат саморедактирования ребенок вносит в таблицу, к которой он может обращаться при необходимости последующей проверки слов.
Задача работы с алгоритмом – предупредить ошибку на начальном этапе работы по теме и не допускать повторения ее.
Такая организация процесса обучения, через использование способа самоконтроля, возможно, поможет не потерять эстетической функции русского языка за важной и трудоемкой грамматической и речевой работой, а даже поможет создать правильное представление о многофункциональности языкового явления как грамматического, коммуникативного и эстетического факта.
Необходимость постоянного введения на уроках заданий, направленных на развитие орфографического самоконтроля объясняется тем, что ученики часть урока работают самостоятельно и, следовательно, должны себя контролировать.
Таким образом, данные приёмы и упражнения по формированию навыка самоконтроля усиливают ответственность у учащихся при выполнении заданий, приучают их работать без ошибок, а при выявлении - тут же их исправлять, и активизируют процесс обучения, пробуждают интерес к занятиям.
Безошибочное выполнение задания может стать основанием для вывода о достаточно развитом самоконтроле.

Литература.


1. Варова Т.В.Самоконтроль в работе над грамотностью. Алгоритм поиска и квалификации орфографической ошибки//Вестник.- 2003.- №11.

2. Галустян О.В. Самоконтроль как компонент организации самостоятельной работы студентов.- Интернет.

3. Жарова Л.В. Учить самостоятельности: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1993.

4. Камышева Н.Н. Пособие для самоконтроля на уроках математики //Нач. шк.- 1982.- №9.

5. Кузнецов В.И. Контроль и самоконтроль - важные условия формирования учебных навыков //Нач. шк.-1986.-№ 2.

6. Лында А.С. Дидактические основы формирования самоконтроля в процессе самостоятельной учебной работы учащихся- М.: Высшая школа, 1979, с. 18.

7. Методика грамматики и орфографии в начальных классах/ под ред. Н.С. Рождественского- М.: Просвещение, 1979.

8. Мисс М.Ю. Автоматизация самоконтроля в начальной школе.- Интернет.
9. Некоторые особенности формирования действия контроля в 1-м классе//Нач. шк.(приложение)-2002.- № 17.

10. Пачина А.Г. Самоконтроль в учебной деятельности младших школьников//Нач.шк.-2004.-№1.

11. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С., Курлыгина О.Е.Русский язык в начальных классах. - М., 1995.

12. Телегина Э.Д., Гагай В.В. Виды учебных действий и их контроль в развитии творческого мышления младших школьников //Вопросы психологии. – 1986. - №







Заголовок 1 Заголовок 3 Заголовок 515