Методический семинар-практикум для учителей Орфография на шахматной доске


МАОУ Абатская СОШ № 1
Муниципальный конкурс «Учитель года - 2017»
Методический семинар – практикум
для педагогов
«Орфография на шахматной доске»
Автор: Денисова Любовь Сергеевна,
учитель начальных классов
МАОУ Абатская СОШ № 1,
первая квалификационная категория
2017г.
«Шахматы — это не только увлекательная игра,
но и оригинальный способ развития мышления,
памяти, познания себя и окружающего мира».
Цель: рассмотрение методики применения инновационной технологии «шахматной игры» в урочной и внеурочной деятельности

Задачи:
сформировать представление о способе подачи материала по русскому языку на «шахматной доске»;
научиться ориентироваться на «шахматной доске» для эффективного выполнения заданий;
мотивировать педагогов на внедрение и использование на занятиях технологии «шахматной игры»;
Оборудование: ноутбук, проектор.
Раздаточный материал: «шахматная доска», практические материалы для педагогов, буклет «Орфография на шахматной доске».
Ход семинара:
Приветствие. Создание эмоционального настроя.
- Добрый день, уважаемые коллеги, уважаемое жюри!
- Уважаемые коллеги! Я прошу вас сесть поудобнее и ответить на мое приветствие после той фразы, которая относится именно к вам:
Здравствуйте те, кто сегодня проснулся!
Здравствуйте те, кто к работе прикоснулся!
Здравствуйте те, кто способен любить!
Здравствуйте те, кто способен творить!
Формирование групп. Слайд 3
У каждого участника лежит «шахматная доска» и карточка с заданием.
- Уважаемые участники, у каждого из вас лежит «шахматная доска» и карточка с заданием.
1 группа:
- Найдите букву на пересечении столбика «A» и 2-ой строчки и запишите.
буква «а»
2 группа:
- Найдите букву на пересечении столбика «C» и 2-ой строчки и запишите.
буква «о»
3 группа:
- Найдите букву на пересечении столбика «F» и 2-ой строчки и запишите.
буква «е»
- А теперь пересядьте по группам в соответствии с найденной буквой «а», «е», «о».
Вступление.
- Я не случайно предложила вам выполнить такое задание. Оно напрямую связано с темой нашего семинара: «Орфография на «шахматной доске».
Материал по данной теме был представлен на областном конкурсе методических разработок по развитию шахматного образования.
Цель семинара: рассмотреть методику применения инновационной технологии «шахматной игры» в урочной и внеурочной деятельности.
Задачи семинара:
дать представление о способе подачи материала по русскому языку на основе «шахматной доски»;
научить ориентироваться на «шахматной доске» для эффективного выполнения заданий;
мотивировать на внедрение и использование на занятиях «шахматную игру»;
- Один мудрец однажды сказал:
«Шахматы — это не только увлекательная игра, но и оригинальный способ развития мышления, памяти, познания себя и окружающего мира».
Очень часто шахматы связывают с математикой. Шахматная доска, фигуры и сама игра часто используются для иллюстрации разнообразных математических понятий и задач. Почти в каждом сборнике олимпиадных математических задач или книге головоломок можно найти красивые и остроумные задачи с участием шахматной доски.
Теория.
Слайд 4
В чем же тогда связь русского языка и шахмат? Почему я выбрала эту тему?
Слайд 5
Во-первых, с точки зрения математики, движение шахматных фигур и форма доски имеют весьма условный характер. Шахматная игра создавалась на протяжении многих веков и ее правила неоднократно менялись. Существует множество самых разнообразных игр на прямоугольных досках.
Во-вторых, шахматы - мощный стимул любознательности, который благотворно влияет на развитие памяти и внимания, наглядно – образного и логического мышления, способствует развитию воображения и творчества, воспитывает усидчивость, целеустремленность, самостоятельность в принятии решения. Шахматы развивают логику построения суждений и решений, учат аргументировано отстаивать свою точку зрения, концентрироваться на задании.
В-третьих, изучая проблему «Развитие орфографической зоркости учащихся», я пришла к выводу, что одной из причин недостаточно высокой орфографической грамотности младших школьников является несформированность их орфографической зоркости, то есть неумение “видеть” орфограммы, а это напрямую связано с уровнем развития памяти, внимания, логического мышления, концентрации на задании, то есть с тем, что развивает шахматная игра. Именно по этим причинам возникла идея взглянуть на шахматы несколько с другой стороны – со стороны предмета «Русский язык».
Ведь не только фигуры и сама игра представляют интерес, но и шахматная доска сама по себе является достаточно интересным объектом.
На разработанной мной «шахматной таблице» размещены знаки русского языка: заглавные и строчные буквы, звуки – гласные и согласные, согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие, знаки препинания и числа. И сегодня с помощью «шахматной доски» я предлагаю вам выполнить разнообразные задания (на «открытие» ключа или шифра)
Вашему вниманию я представлю используемые мной на занятиях упражнения с применением «шахматной доски» на материале темы «Работа со словарными словами».
Практические задания.
Прежде чем показать практическое применение моей «шахматной доски» для развития орфографической зоркости в работе над словарными словами, я предлагаю выполнить одно тренировочное задание на знание шахматной нотации (системы условных обозначений). Приложение 1.
Слайд 6

- Сейчас вы будете работать в паре. Возьмите карточки. Впишите в клетки «адреса» картинок по образцу.
- Проверим, что у вас получилось.

- А теперь поработаем с орфографической «шахматной доской».
Задания на основе применения «шахматной доски»:
- Сначала потренируемся в группах.
Слайд 7
Первое задание: с помощью «шахматной доски» расшифруйте слово:
G(10) C(2) F(8) F(8) I(2) B(2)
- Группа, которая справится с заданием, «зажигает свечку».
Второе задание (выполняем в группе): Слайд 8
- Из предложенных слов нужно выписать слова в соответствии с кодом. У каждой группы свой код.
1 группа: выпишите слова с пропущенной буквой, код которой на доске слева
2 группа: выпишите слова с пропущенной буквой, код которой на доске посередине
3 группа: выпишите слова с пропущенной буквой, код которой на доске справа.
В…кзал, адр…с, …птека, м…чта, г…зета, …гурец, вм…сте, з…вод, …сина, м…лина, …дежда, п…сок, тр…мвай, ст…лица, в…зде.
- Проверим по слайду.
C(2) (o) F(2) (e) А(2) (а)
вокзал
огурец
осина
одежда
столица
адрес
мечта
вместе
песок
везде
газета
завод
малина
аптека
трамвай
Третье задание: выпишите из предложенного текста словарное слово и зашифруйте букву, написание которой нужно запомнить. Слайд 9
Проверка: группа зачитывает текст, называет слово, букву и код этой буквы.
1 группа:
Приехал я раз в небольшой городишко, на карте отмечен он маленькой точкой — географ ему не поставил кружочка. (С. Михалков)
Ответ: городишко, буква «о», C(2)
2 группа:
Улыбнулись сонные берёзки,
Растрепали шёлковые косы.
Шелестят зелёные серёжки,
И горят серебряные росы.
(С. Есенин)
Ответ: берёзки, буква «е», F(2)
3 группа:
Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей.
(О. Васильев)
Ответ: Россия, буква «о», C(2)
Следующее задание - работа в паре:
Работа по карточкам:
- Найдите и выпишите три слова, в которых встречается заданный код.
- После выполнения задания пара зажигает «свечку». После этого меняетесь листочками с другой парой.
Для проверки определите правильность вписанной буквы по «Карточке - помощнице» на слайде, если нужно, исправьте ошибки. Круги с правильно записанными словами на карточке раскрасьте одним цветом.
Код «A(2)» (буква а), слова: картина, фамилия, запад, корзина, воробей, хорошоКод «F(2)» (буква е), слова: ветер, тетрадь, ученик, пирог, язык, рисунокКод «I(2)» (буква и), слова: пирог, улица, рисунок, ветер, язык, тетрадьКод «В(2)» (буква я), слова: язык, январь, месяц, ветер, пирог, ученикКод «С(2)» (буква о), слова: корзина, хорошо, воробей, картина, фамилия, спасибоКод «В(8)» (буква к), слова: вокзал, завтрак, восток, вдруг, вокруг, юг


«Карточка-помощница»:
«A(2)» (буква а) «F(2)» (буква е) «I(2)» (буква и)
картина
фамилия
запад
корзина
воробей
хорошо ветер
тетрадь
ученик
пирог
язык
рисунок пирог
улица
рисунок
ветер
язык
тетрадь
«В(2)» (буква я) «С(2)» (буква о) «В(8)» (буква к)
язык
январь
месяц
ветер
пирог
ученик корзина
хорошо
воробей
картина
фамилия
спасибо вокзал
завтрак
восток
вдруг
вокруг
юг
Результативность.
- А сейчас проверим, как вы научились работать по «шахматной таблице».
- Посмотрим, как и насколько быстро вы умеете ориентироваться на «шахматной доске».
1. «Быстрые вопросы».
- Каждый ответ на мой вопрос или задание представьте в виде кода.
Закодируйте знак, который вы поставите в конце следующего предложения: «Вам понравился семинар?» С(6)
Сколько звуков в слове «яма»? 4 - F(1)
Укажите третий звук в слове «лёд». [т] – К(2)
Закодируйте первые буквы моих фамилии, имени, отчества.
Д.Л.С. – G(5) A(10) E(8)
2. Самостоятельное задание.
- В парах придумайте любое задание с использованием «шахматной таблицы». А потом мы поделимся впечатлениями, у кого получилось интереснее.
Итог.
Шахматная игра – постоянное экспериментирование, требующее внимательности, сосредоточенности, умения быстро и логично мыслить.
Играя на «шахматной доске», мы приобретаем много полезных качеств, тренируем память, учимся упорству, находчивости, развиваем фантазию, внимание, усидчивость, логическое мышление и стремление решить поставленную задачу и даже увеличиваем «поле зрения», что важно для быстрого чтения.
В настоящее время работаю по технологии «шахматной игры» на уроках математики, окружающего мира, литературного чтения.
*На слайде показать математические таблицы.
- Спасибо за внимание!