Методическая разработка урока по русскому языку 3 класс Ещё об одной опасности письма УМК Гармония

Методическая разработка урока.
Тип урока: урок-исследование.
Тема урока: «Ещё об одной опасности письма».
Цель урока:
формирование умения правильного написания глагола с возвратным значением на –тся и –ться средствами социоигровых и информационно-коммуникативных технологий.
Задачи урока:
продолжать знакомить учащихся с алгоритмом действий при выборе правильного написания -тся и -ться в глаголах;
учить обосновывать правильность выбора окончаний [ца] или –тся и –ться при написании слов;
содействовать формированию умения обобщать, сравнивать, анализировать и делать выводы по изучаемому материалу;
развивать логическое мышление, внимание, память и творческие способности учащихся;
формировать умение детей выделять проблему, находить пути для её решения;
прививать интерес к родному языку.

Оборудование:
Доска меловая.
Раздаточный материал (медицинские шапочки, гирьки и весы для рефлексии, смайлики для оценки детей (смайлик дается за каждый правильный ответ), закладки с алгоритмом и запоминалкой, карточка для групповой работы, свидетельство «Юный исследователь», коробочки для смайликов, шкала полученных знаний).
Интерактивная доска.
Компьютерная презентация в формате Power Point.
Запись музыкального произведения Радионяни «-ться и –тся» в формате MP3.
Электронный учебник по русскому языку.
















План урока.
Организационный момент. Постановка цели урока.
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороватся:
Доброе утро – улыбчивым лицам.
И каждый становится
Добрым, доверчивым.
Доброе утро продлится
до вечера!
- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Оксана Викторовна.
- Сегодня мы с вами отправимся в страну Лингвинию. В ней мы посетим
- А сейчас мы отправимся во дворец Орфографии. Именно там располагается научно-исследовательский центр. (на ИД изображение страны и дворец Орфографии).
- А как вы думаете, где совершаются многие открытия? (в лабораториях)
- Мы с вами сегодня окажемся в лаборатории русского языка .( попадаем в лабораторию)
- Под микроскопом мы изучим, а что изучим, вы мне скажете сами.
- На столах у вас лежат научные знания, которые представлены в виде смайликов. За каждый правильный ответ вы переложите смайлик из общей научной чаши на шкалу полученных знаний.




2. Чистописание.
- Ваши тетрадочки сегодня превратятся в «Дневники исследователей». Давайте их откроем, запишем число, Дневник исследователя.
Глаз , гол
- Посмотрите на экран, отгадайте ребус? (глагол)
- Вот видите, вы уже начали совершать первые открытия. Вы любите открывать что-то новое?
- Любому учёному при работе нужна аккуратность, поэтому мы с вами тоже потренируемся в написании сочетаний букв.
тся ться
- Не забудьте, что все исследователи должны делать правильные соединения.
- Ребята, посмотрите ещё раз на сочетания букв. Подумайте, чем сегодня будем заниматься на уроке? (будем повторять написание глаголов на –ться и –тся)
(возьмите смайлики)
- Итак, посвящение в учёные состоялось.
- Уважаемые коллеги, попрошу Вас подготовиться к исследованию и надеть лабораторные шапочки, которые лежат у вас на столах. Мы же в лаборатории и всё должно быть стерильно.
- Вот вы и стали настоящими учёными. Теперь мы все вместе сотрудники лаборатории.



3. Исследование.
1. Письмо в лабораторию.
- Уважаемые коллеги, к нам в лабораторию пришло письмо, но моя интуиция мне подсказывает что что –то там не так. Попрошу Вас помочь мне разобраться в данной проблеме.
- Прочитай, пожалуйста, письмо ..
(читают письмо со слайда)
- Как вы думаете, коллеги, какие ошибки в письме допустил автор? (называют слова, исправляют)
- Давайте задумаемся, а почему эти ошибки мог совершить автор письма? Начнём сначала Сначала были звуки. Может быть всё дело в них?
- Попробуем поселить эти слова в звуковые домики. Запишем в наши дневники исследователя транскрипцию этих слов.
- С первым словом поработает старший сотрудник лаборатории Иди к доске.
(дети пишут транскрипцию слов в свои дневники исследователя)
-Уважаемые коллеги, попробуем сделать первый вывод нашего исследования.
-Как вы думаете, почему автор письма мог допустить ошибки в написании этих слов
- Итак, это наш самый первый научный вывод. Автор письма мог допустить в словах ошибки из-за того, что написание слов может совпадать с произношением.

2. Помощь автору письма.
- Коллеги, посмотрите, пожалуйста, на экран. Как истинные исследователи давайте попробуем ответить на вопрос автора письма. Являются ли слова [сп,ица] и [вод,ица] глаголами? Прочитайте слова. (спица, спится, водица, водиться)
(Если дети не видят слова, то наводящими вопросами вывести их на нужные слова:
- Коллеги, посмотрите повнимательнее, может быть за маской этих звуковых домиков скрыто что-то ещё?
- Давайте мы их произнесём.)
- Попробуем составить с ними словосочетания или предложения. (составляют 4 предложения, , 2 из них записывают в дневники исследователя)
- Уважаемые исследователи, так как мы ответим автору письма? Являются эти слова глаголами? (не знаем, они могут быть разной части речи)
- Оказывается, слова, которые одинаково произносятся могут иметь разные значения. Вот почему автор письма не смог сам ответить на этот вопрос.







Физкультминутка.
- Коллеги, а вы сможете не перепутать существительное и глагол? Давайте проверим: если вы услышите, что на конце слова надо писать ЦА – вы приседаете, а если –ТСЯ или -ТЬСЯ – то это глагол и вы изображаете его действие. Для этого мы встанем.
Курица (И.п.) лисица (И.п.) качаться (И.п.) купаться (И.п.) сестрица (И.п.) мыться (И.п.) волчица(И.п.) драться(И.п.) пятница(И.п.) тянется(И.п.) садиться(И.п.)
- Молодцы. Смайлики












3. Исследования соседней лаборатории.
- Коллеги, представляете, наша лаборатория не единственная в Лингвинии и мне бы хотелось познакомить Вас с нашими коллегами и руководителем научно-исследовательской лаборатории Ивановым Иваном Ивановичем.
- Давайте познакомимся с их исследованиями. Посмотрите на экран.
(смотрят видео до вопроса)
- А как думаете вы, есть ли что-нибудь общее у этих слов? (они однокоренные, произносятся одинаково)
- Давайте послушаем, как ответили на этот вопрос наши коллеги.
(смотрят дальше до слов все три слова)
- Ой, связь прервалась
- Итак, коллеги, наше исследование с исследованиями наших коллег совпадает, значит мы на верном пути.
- Таким образом, уважаемые исследователи, чтобы не ошибиться и не написать в конце слова ЦА, вместо ТСЯ, что должен был знать автор письма? (к какой части речи относится слово)
- А если оно относится у глаголу, то как проверить писать Ь или нет? (задать вопрос, если в вопросе есть Ь – то он пишется)
- Молодцы! У вас на столах лежит закладка для учебника. На одной из сторон на писан стишок – запоминалка. Давайте прочитаем её, а дома вы её сможете выучить.
(Прежде чем глагол писать Не забудь вопрос задать. Если мягкий знак в вопросе, То в глагол мы его вносим.)
- Коллеги, каждая выдвинутая учёными версия должна проверяться. Давайте и мы с вами проверим работает ли наша формула (запоминалка).
Слайд (А царица всё молодится. Не годится ей молодиться!)
- Первое предложение запишет младший научный сотрудник нашей лаборатории и.т.д.
(При написании учитель задаёт вопросы: - К какой части речи относится слово «царица»? Значит пишем . (ца)
- Давайте у глаголов определим форму.
- Какой вывод мы можем сделать? (для проверки написания –ться и –тся нужно знать форму глагола)
- Коллеги, давайте запишем вывод в наши дневники исследователя.
- Возьмите, пожалуйста, свои закладочки. Составим алгоритм написания глаголов, оканчивающихся на –тся и –ться. (заполняют)
- Коллеги, на столах у вас лежат задания для последнего научного исследования. У каждой пары одно задание. Распределите слова на две группы. (выполняют)
- На задание даю одну минуту. Кто справится раньше – продолжите столбики слов своими примерами.
- Уважаемые исследователи, давайте сверим наши результаты.
- Если работа выполнена без ошибок – возьмите смайлик.
- А закончить я хочу наше исследование весёлой песенкой, которую нам прислала соседняя лаборатория. (разбираем) Послушаем, а кто хочет может подпевать.



4. Итоги урока. Домашнее задание.
- Ну вот, коллеги, наше исследование подошло к концу.
- Скажите, пожалуйста, к каким выводам мы пришли и что мы ответим автору письма.
- Попробуйте дома составить текст с ошибками для соседней лаборатории.
- А теперь посчитайте, пожалуйста, свои смайлики
- На столах у вас лежат белые конверты. Там вы найдёте «Свидетельство» юного исследователя. Оцените свою работу на уроке
Если у вас больше 5 – вы настоящие исследователи. Ставите себе 5
Если .. – вы были не очень внимательны в исследовании. 4
Если – вам нужно ещё поработать над собой, проведите исследование дома ещё раз, смотри памятку исследователя.

- Каждый из вас, как настоящий исследователь, сейчас сможет показать пользу или бесполезность сегодняшнего исследования.
- На столах у вас лежат гирьки, которые вам в этом помогут.
- Если урок для вас прошёл плодотворно, и вы остались довольны, то свою гирьку положите на чашу весов, где написано: Эврика! Я всё понял!
- А если уж совсем напрасно было потрачено время на уроке – на другую чашу весов.





15