Реализация компетентностного подхода в информационно-технологическом профиле.


Реализация компетентностного подхода в информационно-технологическом профиле.
Учитель информатики и ИКТ Смирнова Инна Витальевна.
Проблема информатизации и непосредственно связанной с ней компьютеризации всех сфер человеческой деятельности является одной из глобальных проблем современного мира. Причина тому - неслыханное для предшествующих эпох повышение роли информации, превращение ее в одну из важнейших движущих сил всей производственной и общественной жизни.
Поэтому изучение и использование компьютерной техники в учебном процессе - важнейший компонент подготовки учащихся к дальнейшей трудовой жизни. Нельзя не учитывать того, что для большинства выпускников средних и высших учебных заведений будущая профессия станет по преимуществу компьютерной.
Даже если выпускник и не станет программистом, т.е. не будет поступать на КНИТ в СГУ, изучать информатику он будет на любом факультете: медицинском, историческом или журналистики.
Информационно-технологический профиль включает в себя увеличение часов по информатике и математике.
Международная комиссия ЮНЕСКО определяет два основных принципа современного образования: "образование для всех" и "обучение в течение всей жизни". Дистанционное образование в этой связи очень актуально.
Поиск более совершенных способов обучения, использующих достоинства дистанционного обучения и компенсирующих его недостатки, привел к созданию смешанного обучения, совмещающего дистанционный формат, очные занятия и самоподготовку.
В технологии смешанного обучения меняются формы взаимодействия учителя с детьми. На уроке учитель проверяет, кто не посмотрел теоретический материал, кто не понял материал, — для этого можно заранее дать на дом вопросы. По результатам опроса он делит детей на группы и предлагает каждой из них соответствующее задание.
Деление на группы может происходить не только в зависимости от уровня усвоения материала, но и от педагогических целей, особенностей развития, психики и здоровья каждого ребенка. Для каждой группы учитель выстраивает индивидуальный маршрут. В идеале класс можно разделить на зоны, в каждой из которых занимается отдельная группа. И тогда первая группа, например, начинает работать с учителем, вторая в это время находится в зоне самостоятельной работы, третья — у компьютеров и т.д. В течение урока группы перемещаются между зонами.
Еще один формат — "личный выбор". Он рассчитан на старшеклассников и позволяет реализовать идею вариативности. Чтобы организовать модель "перевернутый класс", ребенку нужен домашний компьютер с выходом в Интернет.
Учитель оказывается в ситуации, когда главное для него — не предмет или программа, а дети. Индивидуальный подход реализуется на деле. Смешанное обучение дает возможности для организации практической деятельности в соответствии с новыми образовательными стандартами. Речь идет не просто об использовании компьютерных технологий и электронных образовательных ресурсов, а о том, чтобы взглянуть на учебный процесс через призму деятельности ребенка.
Внедряя смешанное обучение, учитель должен уметь не только работать в классе и оценивать достижения детей, но и планировать — а у нас роль планирования недооценивают. Без него смешанное обучение превращается просто в использование электронных ресурсов.
Смешанная форма изучения эффективно организует самостоятельную работу обучающихся. Гибкая система тестирования способствует систематическому контролю знаний, что освобождает преподавателя от рутинной работы по проверке тестов.
Наконец, использование смешанной формы обучения приводит к повышению интереса к занятиям, происходит естественное освоение современных коммуникационных средств и средств организации работы, что способствует развитию информационно-коммуникационной компетентности.
Построение образовательного процесса на основе смешанного обучения со всей очевидностью является оптимальным для эффективной передачи знаний, способствует повышению качества обучения. Помимо информатики, технология может быть успешно применена и во всех других формах обучения: при очном обучении - прежде всего как форма организации самостоятельной работы обучающихся; в профильном обучении - как основная технология реализации образовательного процесса.