Статья Особенности преподавания математики в профильном классе

Особенности преподавания математики в профильном классе
Учитель математики: Кузнецова Е.В.

Профильное обучение в настоящее время носит актуальный характер, т.к. является средством дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более точно учитывать интересы, способности учащегося, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профильными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.
Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса, при этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником собственной индивидуальной образовательной траектории. Таким профильное обучение преследует следующие основные цели:
обеспечить углубленное изучение отдельных дисциплин программы полного общего образования;
Создать условия для значительной дифференциации содержания обучения старшеклассников, с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;
Расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, в том числе более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.
При организации процесса обучения в профильных классах следует учитывать психолого-педагогические особенности учащихся того или иного профиля. Наиболее ярко эти особенности проявляются в математических и гуманитарных классах.
Учащиеся математического профиля отличаются характером восприятия математической задачи. Способные к математике учащиеся, воспринимая задачу, сразу выделяют показатели, не существенные для данного типа задач, но существенные для данного конкретного варианта, т.е. для способных учащихся характерно формализованное восприятие математического материала, связанное с быстрым схватыванием в конкретной задаче, в математическом выражении их формальной структуры.
У учащихся математического профиля преобладает абстрактно-логическое мышление, которое характеризуется: быстрым и широким обобщением (каждая конкретная задача решается как типовая); большой подвижностью мыслительных процессов, многообразием аспектов в подходе к решению задач, легким и свободным переключением от одной умственной операции к другой, с прямого на обратный ход мысли; стремлением к ясности, простоте, рациональности, экономичности решения. Память способных к математике учащихся имеет обобщенный характер: быстро запоминаются и прочно сохраняются типы задач и способы их решения, схемы рассуждений, доказательств, логические схемы.
На уроке учащиеся математического профиля предпочитают решение нестандартных, проблемных, исследовательских задач. Учащиеся должны хорошо знать теоретически
·й материал, формулы, т.к. в сложных ситуациях, при решении нестандартных задач, т.е. тогда, когда должно активизироваться продуктивное мышление, необходимо прочное закрепление основных формул в памяти. Прямая установка на запоминание повышает уровень мыслительной активности при работе над подлежащим усвоению материалом, степень ее саморегуляции и самоконтроля, что значительно увеличивает эффект усвоения. Известный педагог В.Ф. Шаталов говорил: « Ученик, который работает со справочником, отличается от ученика, который знает все формулы, так же как отличается начинающий шахматист от гроссмейстера. Он видит только один ход вперед».
Целями изучения математики в профиле является овладение учащимися необходимым объемом конкретных математических знаний и формирование в этом процессе интеллектуальной культуры личности. При изучении материала целесообразно использовать методы работы на уроке, соответствующие этому профилю: эвристический, проблемное изложение, исследовательский. Проблемны только те задачи, решение которых предполагает хотя и управляемый учителем, но самостоятельный поиск еще неизвестных учащемуся закономерностей, способов действий, формул. Такие задачи возбуждают активную мыслительную деятельность, а сделанное самими учащимися «открытие» приносит им эмоциональное удовлетворение и гораздо прочнее закрепляется в памяти, чем знания преподнесенные в готовом виде. Наиболее эффективны средства для создания проблемных ситуаций – использование противоречий, конфликта между усвоенными, знакомыми способами решения определенного класса задач и теми требованиями, которые предъявляет новая задача; школьники должны убедится в том, что решение задач на основе уже имеющихся знаний приводит к ошибкам, учитель, сознательно заостряя конфликт, подчеркивает возникающее противоречие, стимулирует попытки найти выход из создавшегося положения, разрешить противоречие. Наиболее привлекательна для учащихся индивидуальная работа, к сожалению, не всегда достаточно раздаточного дидактического материала для проведения дифференцированной работы на уроке и дома.
Большое значение в процессе обучения математики имеет понимание учащимися практической значимости той или иной темы, поэтому при изучении ююбой темы необходимо сразу очертить область, в которой этот материал имеет практическое значение ,рассматривать прикладное применение изученного .Математический профиль согласно Концепции общего среднего образования относится к курсу повышенного типа, обеспечивающему дальнейшее изучение математики и ее применение в качестве элемента профессиональной подготовки. Это наиболее строгий и полный курс, ориентированный на учащихся, выбравших для себя деятельность, связанную с математикой.
15