Планируемые результаты внеурочной деятельности обучающихся и способы их отслеживания (из опыта преподавания элективных курсов «Логика», «Моя Вселенная»)


Планируемые результаты внеурочной деятельности обучающихся и способы их отслеживания (из опыта преподавания элективных курсов «Логика», «Моя Вселенная»)
(выступление Хритовой Н.Б. на НПК в рамках ООФ «Образование Приангарья – 2013», 03.04.2013)
«Во всяком хорошо поставленном учебном
заведении можно приобрести навык, который
пригодится в будущем, когда человек вне стен
учебного заведения станет образовывать себя
сам» М.Булгаков
Федеральные Государственные образовательные стандарты нового поколения задают требования к предметным, метапредметным и личностным результатам обучения. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин,  то в достижении метапредметных, и особо личностных первостепенная роль отводится внеурочной деятельности. Одним из важных направлений деятельности нашей школы, проводящей исследование по теме «Влияние внеучебной деятельности на качество новых результатов образования в рамках воспитательной системы «Школы здоровья», является научно-познавательное. Оно получило развитие за счет изменений в содержании образования и представлено широким спектром программ (целевых, адаптационного типа и др.) вариативной части учебного плана. Задачи, на решение которых направлены данные программы, представлены на слайде:
- способствовать самоопределению ученика и/или выбору дальнейшей профессиональной деятельности;
- создавать положительную мотивацию обучения на планируемом профиле;
- познакомить учащихся с ведущими для данного профиля видами деятельности;
- активизировать познавательную деятельность школьников;
- повысить информационную и коммуникативную компетентность учащихся.
Я остановлюсь на особенностях преподавания элективных курсов «Моя Вселенная», «Логика», которые разработаны мною для осуществления предпрофильной подготовки обучающихся 9 классов и носят метапредметный характер. На основании требований ФГОС, в содержании рабочих программ элективных курсов предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения (вы можете видеть их на слайде):
Приобретение знаний и умений для использования в практической деятельности и повседневной жизни;
Овладение способами познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной деятельностей;
Освоение познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной компетенций.
Несмотря на то, что реализуемые мною программы отличаются коренным образом по тематике, но подходы к их реализации едины. А именно, компетентностный подход определяет особенности предъявления содержания образования по блокам. Их три: совершенствование навыков научного познания; сведения по теории предмета элективного курса, история развития предмета элективного курса. Таким образом, рабочие программы и курса «Логика» и курса «Моя Вселенная» обеспечивают взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций, что особо актуально в условиях перехода на новые стандарты.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Как же данный подход представлен в моих программах? Этот подход реализуется через систему учебных заданий, разработанных мною к курсам и способствующих развитию не только личностной самоидентификации, но и личностному росту школьника.
Несколько слов о деятельностном подходе. Реализуется через систему заданий, сориентированных не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию.
Не стану убеждать вас в том, что кроме вышеназванных подходов, правильно подобранные формы, методы, средства обучения позволяют модернизировать или переориентировать учебный процесс на достижение конкретных результатов в виде сформированных универсальных учебных действий. При подготовке и проведении занятий по курсам «Логика», «Моя Вселенная» особое внимание уделяю познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Использую методики деловых игр, проблемных дискуссий, интерактивного обучения (обучение через опыт), проектную деятельность, выступающих основным средством формирования метапредметных умений и навыков. Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса использую программно-педагогические средства, реализуемые с помощью компьютера (на базе кабинета медиапрограмм с интерактивной доской).
Планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты освоения элективных курсов «Моя Вселенная», «Логика» (представлены на слайде)
Личностные результаты:
развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
воспитание чувства справедливости, ответственности;
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты:
Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения; использовать его в ходе самостоятельной работы.
Применять изученные способы учебной работы и приёмы в самостоятельной деятельности.
Анализировать изученный материал. Действовать в соответствии с заданными правилами.
Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Предметные результаты :Анализировать текст заданий: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые величины.
Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Моделировать ситуацию.
Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.
Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм).
Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
Воспроизводить способ решения.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.
Оценивать предъявленное готовое решение.
Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения.
Конструировать несложные задания.
Выявлять закономерности.
Каковы же способы отслеживания планируемых результатов преподавания элективных курсов?
Для отслеживания личностных результатов использую основной метод – наблюдение по методике Степанова (на слайде представлена гистограмма, составленная по карте фиксации личностных результатов курса)
Из гистограммы прослеживается тенденция от ситуативно-положительного отношения к устойчиво-положительному отношению к себе, к учителю, к одноклассникам, к образовательным результатам, заметное уменьшение детей с ситуативно-негативным отношением к себе, к учителю, к одноклассникам, к образовательным результатам.
Для отслеживания предметных результатов использую (на слайд):
-результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;
-косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по предметам.

Гистограмма 1.Оценка результатов наблюдения за участием в парной и групповой формах работы.
Результаты представлены в гистограмме 1. Анализ позволяет сделать вывод об увеличении числа обучающихся, имеющих максимальный уровень, программный уровень и достаточный уровень достижений за счет уменьшения числа обучающихся, имеющих необходимый и минимальный уровень достижений.
Для отслеживания метапредметных результатов использую (на слайд):
самооценка, рефлексия, анкеты, опросники, наблюдение
изучение продуктов деятельности обучающихся, анкета по выявлению уровня удовлетворенности
На гистограмме 2 прослеживается повышение самооценки обучающихся в течение изучения курса

Гистограмма 2. Самооценка обучающихся.
Резюмируя вышесказанное, отмечу, что, внеучебная деятельность оказывает существенное воспитательное воздействие на учащихся, в организации которой (на моем примере – реализации элективных курсов) становится возможным достичь и отследить личностные результаты. Считаю, что немаловажным в формировании личностных результатов обучающихся являются и мои воспитательные принципы, на основе которых выстраиваю свою деятельность:
не «правильными словами», а включением в «дела»;
через право на свободу выбора поступка («нравственное творчество»);
идти не от взрослых установок, а от вопросов и интересов ребёнка;
взаимоуважение личности и группы;
раскрытие самооценки личности каждого.
Приложение
Примеры вопросов для самооцениванияВыполнение этой работы мне понравилось (не понравилось) потому, что _____________________________________________________________________________
Наиболее трудным мне показалось ______________________________________________
Я думаю, это потому, что _______________________________________________________
Самым интересным было _______________________________________________________
Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы сделал следующее____________________
Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы по-другому сделал следующее _____________________________________________________________________________
Я бы хотел попросить своего учителя ____________________________________________
Лист наблюдений Оценка работы в группе Дата ___________ Имя, фамилия ___________________________________________
умеет вести диалог, полиалог; составляет и задает вопросы по теме; составляет самостоятельные высказывания по данной теме; аргументировано , полно отвечает на поставленные вопросы, отстаивает собственную точку зрения; Лист наблюдений Оценка устной презентации наглядно передает содержание и структуру сообщения выбирает доступное содержание выбирает удачную форму подачи информации, помогающую понять смысл сообщения привлекает аудиторию с помощью глазного контакта, уместных устных реплик и тона использует специальные термины и выражения использует разнообразные предложения и словосочетания, которые оживляют речь Сводная таблица наблюдений за участием в групповой работе
Обучающиеся
Ф.И. Число ответов
(размышлений)
обучающегося в ходе дискуссии (+/-, логичные/нет) Число вопросов обучающегося в ходе дискуссии (+++) Стиль поведения в обсуждении (вежливость. Грубость, внимание/невниманиек чужому мнению)Действия в конфликтной ситуации столкновения мнений и интересов (реакция на критики чужого мнения, проявление способности к компромиссу).
Иванов Петр Петров Иван
Оценка результатов наблюдения
Фамилия имя Максимальный
уровень Програмныйуровень Достаточный
уровень Необходимый
уровень Минимальный
уровень
«Настоящий лидер» «Отличный
участник» «Хороший
участник» «Мне ещё многому надо научиться» «Я в начале
пути»
Может разрешить острый конфликт, успокоить и привлечь всех к работе, привести группу к работе. Длительно и устойчиво активен в процессе решения и представления результатов, постоянно корректен, считается с чужим мнением. Активен, логичен, вежлив в процессе решения (но не всегда при представлении результата); слушает других, но может не посчитаться с их мнением, может вспылить, обидеться, отказаться от работы. Не очень активен, реагирует только на знакомый материал. Высказывается сам, но не слышит других, нарушает нормы вежливости, пытается навязать своё мнение остальным. Почти не высказывается, соглашается с любым мнением или ни как не реагирует.
Иванов Петр Петров Иван Алгоритм самооценки проекта
1.В начале этого проекта у меня была цель:……….
2. Особенно хорошо мне удалось:…………………..
3.В следующий раз я постараюсь сделать лучше:….
4. Свой результат могу оценить так (на выбор):……
Сводная таблица «Самооценки» обучающихся
Фамилия имя Максимальный
уровень Повышенный
уровень Достаточный
уровень Необходимый уровень
«Превосходно» «Отлично» «Хорошо» «Нормально»
Цель достигнута, и результат я оцениваю как очень высокий для меня. Я удивил сам себя Цель достигнута, и этот результат лучше обычного Цель достигнута, этот результат похож на то, как я делаю обычно. Цель достигнута не полностью, в следующий раз многое сделаю иначе
Иванов Петр Петров Иван