Доклад Метод проектов — педагогическая технология для учителей начальных классов


2слайд В. А. Сухомлинский говорил: «К школьнику относиться нужно не как к сосуду, который предстоит наполнить информацией, а как к факелу, который необходим зажечь». Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, достичь поставленной цели.
Современный образованный человек должен уметь самостоятельно находить необходимую информацию и использовать ее для решения возникающих проблем. Чем больше информации, тем подчас труднее найти именно то, что тебе нужно. Навыки поиска информации и эффективного использования ее для решения проблем лучше   осваиваются в ходе проектно-исследовательской  деятельности.
3слайд. Проектно-исследовательская  деятельность осуществляется самостоятельно обучающимися  под руководством  педагога-руководителя.  Возможность применения в работе не только учебного, но и реального жизненного опыта позволяет проделать серьезную исследовательскую работу. Результатом работы над проектом, его выходом, является продукт, который создается участниками проекта  в ходе решения поставленной проблемы.
“Не говорите ответ. Я хочу сам догадаться. Я сейчас подумаю и скажу…”. Очень часто мы слышим такие слова от своих учеников на уроках. И мало кто из нас, взрослых осознает важность и значимость подобных ситуаций. А ведь для ребенка этого возраста важно не погасить в нем стремление и желание совершить свое открытие, не оттолкнуть равнодушием, не погасить любознательность.
(4 слайд)Таким образом, стремление ребенка к получению новых знаний, создает благоприятные условия для начала исследовательской деятельности в начальной школе. Использование метода проектов позволяет развивать творческие способности, логическое мышление, стремление самому открывать новые знания и умение проявлять их в современной действительности.
5-6 слайд. Наверное, каждый педагог задавал себе вопрос: как научить детей тому, что поможет им во взрослой жизни. Чтобы человеку стать успешным, ему просто необходимо развиваться, ставить перед собой цели и уметь достигать их. Но для этого нужно спланировать пути достижения этой цели; подобрать необходимые средства; освоить нужные методы и идти к намеченной цели, корректируя свои действия. Данный путь многие освоили «методом проб и ошибок», набив при этом немало шишек. Поэтому задача школы заключается в том, чтобы научить детей действовать другими, наиболее эффективными способами. Но как это сделать? Ведь учитель действует в строго ограниченных рамках классно-урочной формы обучения. Я для себя нашла выход. Он нелёгок, но эффективен. Это применение метода проектов как в учебной, так и во внеурочной деятельности. Что же мы подразумеваем под данным методом? Метод проектов – это система учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий учащихся и обязательной презентации результатов их работы. Это путь познания, способ организации процесса познания. Данный метод считаю универсальным средством развития человека. Он способствует реализации принципа связи обучения с жизнью, решает многие педагогические задачи.
7-12 слайд. Начиная работу в данном направлении, главное - заинтересовать обучающихся и их родителей предстоящей работой. Для родителей моих учеников я подготовила и провела родительское собрание. А своих первоклашек, заинтересовать было несложно. Я предложила ребятам вырастить лук на зелёное перо, узнать целебные свойства и где его применяют. Они стали читать книги, искать информацию в интернете, принесли землю и посадили луковицы. Через некоторое время ребята увидели изменения, которые записывали в дневник. Затем обобщили свою работу в виде презентации по теме «Наш друг-зелёный лук!» Далее были другие интересные темы проектов: «Наша школа», «Школьная библиотека», «Моя семья», «Моё село» и другие. Оформление работ, результаты проектов и их защита происходили на:
конкурсах;
праздниках;
выставках;
родительских собраниях.
Формами продуктов проектной деятельности стали:
газета;
альбом;
гербарий;
экскурсия;
игра;
макет; модель; сувенир;
Во внеурочной деятельности я работаю по программе «Узнаем сами», составленной на основе авторской программы А.В.Савенкова «Юный исследователь». Программа организации внеурочной деятельности младших школьников по направлению «проектная деятельность» предназначена для работы с детьми 1-4 классов и является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и обогащая его. Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться, самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов: непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом; развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения; системность организации учебно-воспитательного процесса; раскрытие способностей и поддержка одаренности детей в процессе подготовки и защиты проектов.
Актуальность программы курса обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в среднем и старшем звене школы. Программа курса позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Анализируя проведённую работу, хочу отметить, что занятия проектной деятельностью помогли достичь следующих результатов:
·  возрос познавательный интерес обучающихся;
·  повысилась мотивация к учебной деятельности;
·  появился интерес к освоению компьютера;
·  совместная деятельность ребят ускорила процесс сплочения коллектива;
·  повысилась активность на уроках, исчезла боязнь неправильного ответа, излишняя застенчивость;
·  ребята стали более самостоятельными .
Работая над проектами с детьми младшего школьного возраста, я столкнулась и с определёнными трудностями.
·  у младших школьников низкая техника чтения, что затрудняет работу с большими объёмами информации;
·   ребята с трудом могут выбрать главную, значимую информацию;
·  не всегда получается аккуратно оформить продукт своей деятельности (приходится прибегать к помощи учителя и родителей).
Но все эти трудности ничто по сравнению с приобретёнными в процессе проектной деятельности умениями и навыками. При разработке федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом начального общего образования становится деятельностно-ориентированное обучение, т.к. именно оно помогает решить задачу формирования общеучебных умений и навыков. А как показывает многолетний опыт зарубежных и российских школ решить эту задачу можно именно через организацию проектной деятельности.
13 слайд. Метод проектов - один из немногих методов, выводящих педагогический процесс из стен школы в окружающий мир. Данный метод способствует актуализации знаний, умений и навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающими. Реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе. Является технологией, обеспечивающей рост личности ребенка, позволяет фиксировать этот рост, вести ребенка по ступенькам роста - от проекта к проекту.
14-17 слайд. Данный вид работы помогает решать следующие задачи:
занятость детей во внеурочное время;
развитие интереса к творческой и исследовательской работе;
привитие навыков работы с различного рода информацией и
разными источниками ее получения.
Особое внимание надо обратить на то, что учащиеся при поиске информации активно сотрудничают с родителями, старшими братьями и сестрами, вовлекая их в работу.
18-21 слайд. Метод проектов, являясь методом практического целенаправленного действия, открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром.
Метод проектов является педагогической технологией, актуализирующей субъектную позицию ребенка в педагогическом процессе, является методом, идущим от детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей, стимулирующим детскую самодеятельность.
Девизом к реализации проектно-исследовательской деятельности в обучении могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».
Спасибо за внимание! (22слайд)

Филиал МОБУ Ромненская СОШ - Калиновская ООШ
Метод проектов -педагогическая технология
Подготовила
учитель начальных классов
Алексеенко Ирина Петровна
2015 год