Повышение интереса к урокам математики через создании мультимедийных презентаций

Доклад на тему
«Повышение интереса к урокам математики через создание мультимедийных презентаций»
Учитель: Ежкова Э.М.
Интерес к предмету и к учебе в целом является необходимым условием эффективного усвоения и запоминания изучаемого предмета. Отсутствие интереса, скука – причина умственной вялости и пассивности школьников, а также источник многочисленных нарушений дисциплины.
Великий русский педагог и ученый Константин Дмитриевич Ушинский писал так: “Детская природа требует наглядности”. И это удивительно верно для сегодняшних детей, которые с самого раннего возраста развивается в условиях новой информационной среды. Повсеместное использование телевидения, Интернета, компьютерных программ, сформировало новый тип восприятия информации, которую называют “экранной культурой”. Для современного ребенка учебники или объяснения учителя на уроке утрачивают свое прежнее значение, что приводит к снижению интереса к процессу обучения. Использовании же компьютерных презентаций, созданных в  POWER POINT, на разных этапах урока – это мощный стимул в обучении.
Наглядность материала повышает его усвоение, т.к. задействованы все каналы восприятия учащихся – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный. Детям интересна новизна проведения уроков с компьютерными презентациями, так как это акцентирует внимание учащихся на главных моментах излагаемой информации, концентрирует визуальное внимание на особо значимых моментах учебной работы, экономит время, добавляет возможности для демонстрации большого объема информации. При использовании компьютерных презентаций структура урока принципиально не изменяется. В нем по-прежнему сохраняются все основные этапы, изменятся, возможно, только их временные характеристики.
Компьютерные презентации – это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Сочетание динамики, звука и изображения – факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта. Облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов – основа любой современной презентации. Более того, презентация дает возможность скомпоновать учебный материал, исходя из особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.
Когда применяются презентации?
Возможно использование на различных этапах урока математики:
- для систематической проверки правильности выполнения домашнего задания  всеми учениками класса (при проверке домашнего задания обычно очень много времени уходит на воспроизведение чертежей на доске, объяснение тех фрагментов, которые вызвали затруднения).
- для устных упражнений (работа по готовому чертежу способствует развитию конструктивных способностей, отработке навыков культуры речи, логики и последовательности рассуждений, учит составлению устных планов решения задач различной сложности).
- для  объяснения нового материала (повышение наглядности восприятия)
- для закрепления изученного материала
- для проверки знаний, умений и навыков учащихся (при самопроверке или взаимопроверке математических диктантов, самостоятельных работ и тестовых заданий).
  Следует еще раз подчеркнуть, что при проведении урока с использованием компьютерных презентаций соблюдается основной принцип дидактики – наглядность, что обеспечивает оптимальное усвоение материала школьниками, повышает эмоциональное восприятие и развивает все виды мышления у детей.
Каковы преимущества  презентационного урока по сравнению с традиционным?
Во-первых, улучшается усвоение нового материала, так как в результате преобладания наглядно-образного мышления школьники легче воспринимают подаваемую таким образом информацию (цветные картинки, движущееся изображение и др.).
Во-вторых, в ходе работы у детей формируется пространственное и логическое мышление.  
Следующим преимуществом является оптимизация темпа работы учеников, появляется возможность с помощью компьютерной анимации создавать на уроке игровую познавательную ситуацию, в результате чего урок приобретает характер учебной игры, и у большинства детей повышается мотивация учебной деятельности.
Наконец, целенаправленно используемые ИКТ способствуют развитию самостоятельности, творческих способностей и познавательного интереса учащихся, позволяют повысить уровень системности знаний учащихся по математике.
Все вышесказанное показывает, что урок с использованием компьютерных презентаций имеет более высокую эффективность по сравнению с традиционным уроком.
Хотелось бы также отметить, что эмоциональный настрой урока совсем иной, нежели при использовании традиционных наглядных пособий, результативность изучения темы значительно повышается. На уроке учащиеся показывают высокую активность. Кроме того,  презентации удобно использовать и во внеклассной работе при проведении различных конкурсов, игр. Это и демонстрация портретов математиков, и рассказ об их открытиях, и иллюстрация практического применения свойств и теорем в жизни.
Использование информационных технологий в учебном процессе способствует росту профессионального мастерства учителя, повышению его информационной культуры и компетентности.  Офисное приложение Power Point позволяет любому учителю, владеющему элементарными навыками работы с компьютером, стать разработчиком  программных продуктов в поддержку преподавания своего предмета
Направления для использования  презентаций Power Point
1. Создание мультимедийной наглядности  при изучении новых понятий, определений. Такая презентация уместна для уроков-лекций. Задачу презентации-лекции  я вижу  в  создании  программы,  в  которой  необходимый лекционный материал дополнительно сопровождается большим количеством подобранного иллюстративного материала, помогая лучше воспринимать и повышать мотивацию учащегося при ознакомлении с новым материалом.
На  экране  можно наглядно продемонстрировать материалы к уроку: чертежи, схемы, методику построения графиков и т. д. Эти материалы  подкрепляются соответствующими звукозаписями. Заранее созданная презентация заменяет классную доску при объяснении нового материала для фиксации внимания учащихся каких-либо иллюстрациях, данных, формулах. Наглядно демонстрируются процессы (построение диаграмм, таблиц, графиков) которые сложно провести с помощью плакатов или школьной доски. 
2.   Разработка презентации-сопровождения  ко всему уроку.
В такой программе на слайдах пишется вся дидактическая структура урока, начиная с воспроизведения и коррекции опорных знаний пройденной темы; знакомство с новым материалом через мультимедийные возможности компьютера, проведение этапа первичного закрепления и объяснения выполнения домашнего задания.
3.  Разработка тренажеров для фронтальной работы активизирует работу всего класса, оживляет урок.
4. Разработка программ для самообучения и самоконтроля, которые можно использовать для самостоятельной работы дома, так как у многих учащихся имеются домашние компьютеры. Можно позаниматься и в кабинете информатики. Такие программы хорошо разрабатывать как приложения к элективным курсам, хотя, их создание довольно трудоемкий процесс.
5. Мультимедийное сопровождение для внеклассных занятий (КВН, викторин, блиц-турниров и т.д.)
6. Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся.
Очень часто после выполнения исследовательской работы по математике, и не только, рефераты лежат в шкафу учителя или в портфолио учащегося и больше не востребованы. А ведь  в качестве приложения к реферату можно создать  мультимедийную презентацию, которая будет интересна и другим учащимся и может служить наглядным пособием по какой-либо теме математики.

Учить нужно интересно и наглядно, чтоб дети захотели  хорошо учиться!












13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115




ђ Заголовок 115