ИГРА КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Игра как средство социализации детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Л.М. Орлова
Чебоксарская начальная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №1» Минобразования Чувашии,
г. Чебоксары

Современное общество характеризуется высоким темпом изменений в области политики, экономики, социальной сферы. Образование так же ищет новые пути « выживания» в эти изменения, модернизация образования позволяет готовить личность к условиям социальной реальности.
Социализация – развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры на всех возможных этапах. Сущность социализации состоит в приспособлении и обособлении человека в условиях конкретного общества, т.е. способность жить в обществе и быть успешным.
Впервые термин «социализация» употреблен социологом Ф.Г.Педдингсом в 1887году. Социализация происходит:
а) в процессе стихийного взаимодействия человека с обществом;
б) в процессе влияния государства на те или иные категории людей;
в) в процессе целенаправленного создания условий для развития человека, т.е. образования;
г) в процессе саморазвития, самообразования человека.
Каждый человек в детстве является объектом социализации и мы, педагоги, должны всегда осознавать, наше сегодняшнее действие работает на главную цель: помочь человеку жить в мире и быть в нем успешным.
Дошкольное детство является наиболее сенситивным периодом в развитии ребенка, так как расширяются границы жизни: ребенок входит в различные общества, становится членом более широкой социальной группы.
Социальное развитие личности осуществляется в деятельности, в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра, посредством которой удовлетворяются разнообразные потребности ребенка, игра для него – серьезное дело, однако создавать «зону ближайшего развития» может лишь полноценная игровая деятельность.
Особое значение игра приобретает в коррекционно-педагогическом процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, в данном случае: с задержкой психического развития, поскольку наряду с предметной деятельностью она используется в качестве основы формирования социальной действительности и для их полноценного развития. Для детей с задержкой психического развития характерна низкая познавательная деятельность. Особенностью психического развития детей с задержанным развитием является недостаточность у них процессов восприятия, внимания, памяти. С помощью взрослого они могут выполнять предлагаемые им интеллектуальные задания на близком к норме уровне. В игре такие дети отражают свои представления и знания об окружающем мире.
По словам Л.С. Выготского, играя, ребенок учится «осознавать свои собственные действия, осознавать, что каждая вещь имеет значение». В сюжетно-ролевой игре между детьми устанавливаются ролевые и реальные отношения, стимулирующие детей к общению. Воспроизведение в игре отдельных сторон окружающей действительности требует активного применения вербальных средств для обозначения предметов, действий и отношений, что создает благоприятные условия социально-речевого развития детей.
Игры детей с задержкой психического развития связаны с однообразием игровых замыслов, необходимостью – помощи взрослых при использовании действий с предметами – заместителями и при организации коллективной игры. Во время игр дети взаимодействуют со сверстниками, однако их взаимодействия носит кратковременный характер.
У дошкольников с задержкой психического развития очень слабо выражена игровая деятельность. Такие дети либо «не хотят» играть, либо ни в состоянии развернуть предложенную взрослыми игру. Дошкольники часто «соскальзывают» с ситуации игры, отвлекаясь на что-то постороннее. Иногда происходит зацикливание действий.
Специфика обучения игре детей с задержкой психического развития 5-6 лет, состоит, прежде всего, в последовательном прохождении основных стадий игры, которыми при нормальном развитии ребенок овладевает в более раннем возрасте.
Ведущим направлением в руководстве игрой как одно из средств социализации является формирование обобщенных игровых действий и ролевого поведения в постепенно усложняющихся сюжетах, индивидуализацию активизирующего общения педагога с детьми в процессе игры, организацию совместной игровой деятельностью дошкольников.
Таким образом, игра оказывает высокое развивающее воздействие на все психические процессы ребенка – дошкольника.
Игра организовывается, во-первых, как совместная игра воспитателя с детьми, в которой взрослый вступает как играющий партнер и одновременно как носитель специфического «языка» игры. Во-вторых, на всех возрастных этапах игра сохраняется как свободная самостоятельная деятельность детей, в которой они используют все доступные им игровые средства, свободно объединяются и взаимодействуют друг с другом, где обеспечивается, в известной мере, независимый от взрослых мир детства.
Для этого надо, чтобы в групповой комнате были созданы условия для разнообразной самостоятельной деятельности детей.
Спокойное место в группе отводится для самостоятельных игр с дидактическими игрушками, рассматривания картинок, игр. Дидактические игрушки, книги хранятся в открытом шкафу, рядом со столами, за которыми дети играют и рассматривают книги.
Для развития ходьбы, бега и подвижных игр в групповой комнате должно быть достаточно свободного места. Каждый вид игрушек и пособий должен использоваться изолированно, так как многие из них могут применяться в сюжетных играх.
После завершения игры дети вместе с воспитателем убирают все игрушки в отведенные для них места.
Развитие самостоятельной деятельности детей зависит от содержания и формы непосредственного общения педагога с каждым ребенка. Это общение, должно протекать в форме равноправного доброжелательного сотрудничества взрослого с детьми.
Организуя самостоятельную деятельность детей, воспитатель особое значение придает формированию доброжелательных отношений между ними.
Уточнение знаний детей об окружающей жизни, полученные из разных источников, помогут определить содержание игровых задач, тему сюжета. От умелого усложнения способов и средств решения игровых задач зависит формирование самой игры.
Накопление детьми знаний фиксируется на занятиях или во время специальных наблюдений. При этом устанавливается связь между прошлым опытом детей и новыми знаниями.
Именно в этом и состоит основное специфическое развивающее значение игры. Она способствует усвоению разнообразных знаний (знаний о явлениях общественной жизни, о действиях и взаимоотношениях взрослых и др.), реализация их в практической деятельности. В сюжетной игре происходит усвоение детьми гендерного поведения: процесс одевания и раздевания кукол и мягких игрушек дети отождествляют с процедурой, с которой они постоянно сталкиваются в собственной жизни, что способствует осознанию ими этого действия, и если вначале ребенок просто воспроизводит в игре действия взрослых, то постепенно он начинает обозначать и называть свою роль: « Я - мама, Я – папа». Когда у игрушек привлекательный вид, гораздо проще вызвать у девочек и мальчиков чувство симпатии к ним. В процессе игр с такими игрушками легче побуждать детей выражать по отношению к игрушке свои чувства: говорить ласковые слова, обнимать, заглядывать в глаза, отражая в игре социально одобряемые образцы женского и мужского поведения по отношению к игрушкам – девочки и мальчики получают необходимое эмоциональное развитие. Важная роль в развитии игровой деятельности принадлежит конструированию из крупного строительного материала. Мальчики, вначале под руководством, а затем самостоятельно охотно конструируют для коллективных игр. Это может быть большая машина, самолет, пароход, вагон поезда. При этом важным условием для воспитания детей с учетом их гендерных особенностей является то, что мальчикам может быть поручена «тяжелая» работа: «подвезти» материал на машинах, установить основные крупные детали. В игре развиваются многие психические процессы, формируются навыки произвольного управления поведением, многие качества личности (активность, организованность и т.д). Все это ведет к активной социализации ребенка.
Литературное произведение сближает ребенка с его героем и активизирует процесс формирования таких чувств, как сопереживание, сочувствие, содействие. «Со» означает вместе, а это значит, что формируя эти качества личности, мы учим детей взаимодействию, основной черте взаимоотношений, и способствуем формированию нравственных мотивов поведения.
Содержание игр влияет на нравственное развитие и в первую очередь, на овладение этическими нормами (являясь своеобразным тренингом в усвоении этикета).
Тематика и содержание игр имеют нравственную направленность, которая заключена в каждой сказке, в каждом литературном произведении и должна найти место в постановках детей. Любимые герои становятся образцами для подражания. Дети, перевоплощаясь в любимого героя, добровольно перенимают и присваивают свойственные ему черты. Поэтому разыгрывание роли детьми помогает формировать опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами, развивать желание подражать положительным персонажам.
В играх-драматизациях дети объединены общими переживаниями, учатся согласовывать свои действия, подчинять желания интересам коллектива, то есть происходит развитие дипломатических качеств общения.
Этот вид игр дает возможность охватить всех детей группы. Дети – зрители не являются пассивными созерцателями, уровень их активности достаточно высок. По мнению известного детского писателя С.В. Михалкова, хороший зритель, как хороший актер, полностью перевоплощается в героя. Так что, воспринимая сценическое действие, дети сопереживают героям, ищут пути решения сложных ситуаций, сочувствуют обиженным, а значит, учатся общению, взаимоотношениям, усваивая готовые модели поведения и различные ситуации которые могут им встретиться на жизненном пути.
Для режиссерской игры нужен соответствующий материал, с помощью которого ребенок сможет разыгрывать сюжет. Взрослый участвует в такой игре не в качестве равного партнера, а становятся ее зрителем, наблюдателем, который по ходу игры задает ребенку разные вопросы. Они стимулируют режиссерскую игру, направляют ее, уводят ребенка от простого манипулирования предметами. «Например: «А что это у тебя?», «Куда едет машина?», «Что будет дальше в игре?» и т.д.
Удачным приемом формирования режиссерской игры может служить задание придумывать и показать сказку. Для этого ребенку дают набор одномасштабных небольших игрушек, которые он может уместить на плоскости. Если ребенок затрудняется выполнить это задание, взрослый сам начинает показывать придуманную сказку, а затем, прервав действие, просит ребенка продолжить его. Можно изменить задание: нарушить расположение игрушек и попросить ребенка «угадать», почему игрушки расположены на плоскости не так, как раньше. Для этого ребенок должен придумать оправдательный сюжет. Можно предложить ребенку самому придумывать и загадать такую загадку сверстнику.
Итак, игра – это одно из важных средств социализации детей с задержкой психического развития, нацеленное на формирование у них навыков продуктивного взаимодействия с окружающими людьми, а в конечном итоге – адаптацию к жизни в обществе, в быстро изменяющемся и нестабильном мире.
Литература
1.Голованова, Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений /Н.Ф. Голованова. – СПб.: Речь, 2000. - 272 с.
2.Закрепина, А. Социальное развитие дошкольников / А. Закрепина // Дошкольное воспитание. - 2009. - №11. – С. 72 – 79.
3.Локтева, Е.В. Содержание работы по формированию социально – коммуникативных навыков у старших дошкольников с задержкой психического развития / Е.В. Локтева// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2008. - №3. - С. 15 – 22.
4. Мастюкова Е. М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст): Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии / Е.М. Мастюкова. – М.: Гуманит. изд. Центр Владо


с, 1997. – 304 с.




РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО–ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕРЕЗ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – МАТЕМАТИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Л.М. Николаева
КС(К)ОУ «Чебоксарская специальная (коррекционная) начальная школа – детский сад №1» Минобразования Чувашии,
г. Чебоксары

Развитие интеллекта – это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности. Интеллектуальное развитие рассматривается в качестве главного условия сохранения индивидуального в детях, так как именно разум и воображение позволяют им строить осмысленную картину мира и осознавать свое место в нем. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владения знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.
Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир.
Поэтому развивая интеллектуально – творческие способности детей дошкольного возраста нужно стараться сохранить индивидуальность в ребенке.
В.А. Крутецкий говорил о развитии способностей как об индивидуально – психологических особенностях человека, помогающих ему при прочих равных условиях относительно быстрее, лучше и глубже овладевать знаниями, умениями и навыками в разных областях.
Важное место в обучении дошкольников c задержкой психического развития отводится использованию дидактических игр и упражнений. Игра для него - способ познания окружающего. Играя, он изучает цвет, форму, свойство предметов. С помощью игр уточняются и закрепляются представления детей о числах, об отношениях между ними, о геометрических фигурах, временные и пространственные ориентировки. Игры способствуют развитию любознательности, сообразительности, внимания, памяти, мышления, речи, способствуют детскую активность. В них совершенствуется понимание отношений и причинно – следственных взаимодействий между предметами и явлениями. В дидактической игре дети обучаются умственным действиям: анализу, синтезу, сравнению, обобщению, классификации. Игра становится средством воспитания партнерских отношений. Дети привыкают действовать по очереди, руководствуясь правилами, считаться с желаниями всех участников, проявлять инициативу, быстроту реакции. В игре ребенок учится быть справедливым, чутким, доброжелательным, внимательным и требовательным одновременно, помогать другому преодолевать трудности, достойно переживать временные неудачи и поражения, радоваться успехам своих товарищей и своим собственным.
Следующая ветвь для развития интеллектуально – творческих способностей у воспитанников с задержкой психического развития через познавательно – математическую деятельность – это развивающие игры – это игры, способствующие решению умственных способностей и развитию интеллекта. Игры основываются на моделировании в процессе поиска решений.
Интеллектуально – творческие способности дошкольников с ОВЗ развиваются результативно через познавательно – математическую деятельность только при максимальном участии каждого ребенка в игровой деятельности и при учете следующих путей:
Обязательное использование разнообразного наглядного материала, на основе которого проводится игра. Богатство видов и форм раздаточного счетного, измерительного, геометрического материала оживляет задачу, побуждает играющего к ее выполнению. Ребенку с помощью разнообразного наглядного материала демонстрируется вариативность в решении познавательных задач, показываются особенности общего и частного подходов в их реализации.
Введение новых вариантов заданий, материалов, условий игры. Нарастание трудоемкости игры, усложнение ее математического содержания оживляет интерес детей к знакомой игре, развивает инициативу, творчество.
Работа детей с индивидуальными карточками. Все выполняют единое задание с помощью одинаковых действий, но каждый выполняет эти действия на индивидуальном содержании, а поэтому получает результат, не похожий на результаты других. Познавательная активность ребенка в этом случае направлена не на поиск «лазейки», подглядывания, заимствования у другого, а на самостоятельное творческое выполнение задания и получение ответа.
Организация игрового общения детей в форме игры в парах. При этом возникает больше возможностей для взаимообучения, которое становится естественным и непринужденным. Один ребенок принимает роль ведущего. Тогда он дает задание, контролирует его выполнение, оценивает правильный ответ. В соответствии с принятой договоренностью дети меняются местами. Тот, кто был ведущим, становится игроком. Теперь он стремится быстро и верно выполнить игровое задание, отсчитать, соотнести, отыскать ошибку.
Организация игрового общения детей в малых группах по три – четыре человека. Объединять детей в одну команду может сам результат выполнения задания. Например, найти игрока с такими же по цвету полосками, найти «домик» с заданными свойствами ( четырьмя углами). Тогда дети непроизвольно оказываются партнерами и продолжают дальше совместные игровые действия.
Малая группа может образоваться так же и по выбранному символу. Например, до начала занятия каждый ребенок получает конверт и, вскрыв его, обнаруживает определенную фигуру, бантик, цветную фишку. Дети, получившие одинаковые символы, собираются в игровую команду. Ведущий в такой малой группе определяется с помощью считалки.
Организация игры всей группой одновременно. При этом и ответ на вопрос, заданный ведущим, озвучивают не одни и те же наиболее активные дети, а все дети в порядке очередности или по установленным правилам. В случае неготовности отвечающего его поддерживает вся группа, произнеся ответ хором.
Поддержание оживленного (посильного для дошкольников) темпа игры, способствующего активизации действий детей. Во время игры бывают неуместные развернутые ответы, долгие раздумья или обстоятельные объяснения, необоснованные паузы.
Если игра проводится в парах или в малой группе, сами играющие задают темп, педагог похвалой или доброжелательными комментариями одобряет процесс и темп игры отдельной команды.
Когда игра проводится со всем коллективом, целесообразно организовать ее сидя или стоя в кругу, разместившись полукругом перед ведущим. В этом случае возможно использовать темпообразующий атрибут, которым может стать небольшая мягкая игрушка, передаваемая от одного ребенка к другому.
8. Создание у детей радостного настроения во время игры. Улыбки, жесты, аплодисменты, совместные переживания создают эмоциональную атмосферу, поддерживающую интерес детей к обучению.
Работу с детьми нужно проводить с учетом того, что каждому ребенку необходимо уважение к его самостоятельной, делающей первые шаги мысли. Когда он стремится высказывать свои суждения, идеи, обязательно надо одобрить его стремления понять что–то и поддерживать, не надо стремиться немедленно дать ребенку «правильные» ответы на все возникающие у него вопросы, а создавать условия для разворачивания его собственных размышлений.
Для этого:
-Можно использовать иллюстрации к книгам, телепередачи, презентации познавательно – математического направления;
-Как можно больше рассказывать детям о жизни в разных местах и в разные времена;
-Внимательно и заинтересованно выслушивать рассуждения детей, не критикуя;
-Ставить развивающие вопросы;
Вот, например, типовая структура работы с каждым числом:
Рассказывание педагогом сказки с продолжением о числовом королевстве и его новом представителе.
Выявление, где встречается число в предметном мире, в природе, окружающей жизни.
Рисование на тему числа.
Лепка соответствующей цифры.
Преподнесение детям символических подарков, подарков, мастеривших воспитателями совместно с детьми.
При таком подходе каждое число первого десятка обретет для ребенка как бы свое собственное лицо, характер, становится персонажем, который невидимо действует в окружающем его мире, Это повышает интерес детей к данной реальности. Они не просто исследуют различные математические объекты, а придумывают образы чисел, цифр. У них развивается вариативное мышление, интеллектуально – творческие способности.
Таким образом познавательно – математическая деятельность входит в жизнь детей как «открытие» закономерностей связей и отношений окружающего мира. Через познавательно – математическую деятельность у детей с ОВЗ при творческом подходе педагога развиваются интеллектуально – творческие способности, умение обобщать, отбирать необходимую информацию, самостоятельно находить решение волнующих проблем, отражать наиболее общие существенные связи и отношение явлений действительности, пространство и время, количество и качество, логическое и вариативное мышление, увеличивается объем памяти и внимания, развивается речь умение вести диалог, рассуждать и доказывать, аргументировать свои высказывания.

Литература:


Арапова – Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений. М.: Мозаика – Синтез, 2006 – 2010.С.28 – 38.
Михайлова З.А. Занимательные материалы в обучении дошкольников элементарной математике. Спб.: Детство – Пресс, 2001. С 81 – 89.
Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду. М.: Академия, 2000. С5 – 10.
Щербакова Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников. М.: Воронеж. 2005 С 168 – 172.










13PAGE 15


13PAGE 14515




15