Куклотерапия как метод работы с детьми по сохранению и укрепление психического здоровья детей.


МКДОУ «Центр развития ребенка – д/с №4»
Выступление на педагогическом семинаре на тему:
«Куклотерапия как метод работы с детьми по сохранению и укрепление психического здоровья детей»
Выступление подготовила: Бойко О.И.
воспитатель ВКК.
Дошкольный период является наиболее благоприятным для формирования здорового образа жизни. Осознание ребенком своего "Я", правильное отношение к миру, окружающим людям – все это зависит от того насколько грамотно, с любовью педагог строит свою работу.  
Здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни.
Одним из главных условий успешности работы в этом направлении является грамотная организация здоровье сберегающего процесса в детском саду. Так педагоги нашего ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии, которые направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.
Здоровье сберегающие образовательные технологии – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития
Цель здоровье сберегающих технологий:
Обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание здоровье сберегающей культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, здоровье сберегающей компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
Содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.
Более подробно мне бы хотелось остановиться на одном из эффективных методов работы с детьми по сохранению и укрепление психического здоровья детей – «Куклотерапия».
Куклотерапия - метод комплексного воздействия на детей, предполагающий использование кукол и театральных приёмов (этюдов, игр, упражнений, специально заданных ситуаций с помощью персонажей кукольного театра) для профилактики и коррекции эмоционально-личностных проблем у ребенка.
Цель куклотерапии – помочь ликвидировать болезненные переживания, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, развить самосознание, разрешить конфликты в условиях коллективной творческой деятельности.
Задачи куклотерапии (А.Ю. Татаринцева):
совершенствование мелкой моторики руки и координации движений;
развитие посредством игры с куклой способов выражения эмоций, чувств, состояний, движений, которые в обычной жизни по каким-либо причинам ребенок не может или не позволяет себе проявлять;
обучение способам адекватного телесного выражения различных эмоций, чувств, состояний и др.
Коррекционная работа предполагает:
- воздействие педагога на ребенка с помощью куклы;
- непосредственное взаимодействие ребенка с куклой;
- лечебные этюды;
- лечебные спектакли.
Показания для применения метода "Куклотерапии":
различные отклонения в развитии речи;
эмоциональная неуравновешенность,
неадекватная самооценка;
тревожность, страхи;
проблемы в общении.
Функции, которые выполняет куклотерапия:
коммуникативную - установление эмоционального контакта, объединение детей в коллектив;
релаксационную – снятие эмоционального напряжения;
воспитательную – психокоррекция проявление личности в игровых моделях жизненных ситуаций;
развивающую – развитие психических процессов (памяти, внимания, восприятия и т.д.), моторики; обучающую – обогащение информацией об окружающем мире.
Практическая часть:
- Игрушка во все времена занимала важное место в народной культуре. В старину игрушки мастерили почти в каждой семье. Считалось, что куклы-пеленашки охраняли детский сон, оберегали маленького ребенка от порчи, сглаза и болезней. Когда дети подрастали, для них изготовляли тряпичных куколок, с которыми можно было играть. А потом дети подрастали и сами учились мастерить различные игрушки.
Сегодня я хочу научить Вас изготавливать кукол-пеленашек, которые помогут детям спокойно заснуть во время дневного сна. (Участники делают куклу-пеленашку, используя технологическую карту изготовления куклы.)
Эту куклу можно взять в кулачок или положить под подушку, после чего закрыть глаза и мысленно рассказать этой кукле свой секретик.
Такое занятие рекомендуется проводить с детьми старших групп, а готовые куклы использовать практически.
 
Технологическая карта по изготовлению куклы «Пеленашки»