Статья к программе кружка Обучение ручной художественной вышивки как средство успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья


ГКС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа № 33 города Ставрополя»
 
Обучение ручной художественной
вышивке как средство
успешной социализации
детей с ограниченными
возможностями здоровья.
(статья к программе кружка
по ручной художественной вышивке)
Подготовила: учитель трудового
обучения ГКС(К)ОУ № 33
города Ставрополя
Школьная Елена Анатольевна
г. Ставрополь
2015
 Внутренний мир ребенка с проблемами в развитии (проблемы слуха, зрения, речи, задержка психического развития, умственная отсталость, нарушение опорно-двигательного аппарата) сложен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать всё многообразие окружающей среды? Как помочь, познать свое «Я», раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем? Средствами, способными решить все эти задачи, являются различные формы художественно-эстетического развития. Дети с ограниченными возможностями здоровья являются особой категорией, в работе с которыми формы художественно-эстетического освоения мира используются не только как средство повышения их художественной культуры, но и оказывает на них лечебное воздействие, являются способом профилактики и коррекции отклонений в развитии.
Практически все виды декоративно-прикладного творчества несут в себе коррекционную направленность, поскольку обеспечивают развитие мелкой моторики, координации движения рук, зрительного контроля, умения планировать свою деятельность, устанавливать связь между действием и результатом, развивают внимание, воображение, сенсорику.
Художественно-ручной труд учит ребенка творить, создавать вещи по законам красоты. А.В. Запорожец указывал, что способность понимать умом и сердцем наиболее успешно развивается тогда, когда ребенок активно создает художественные образы в своем воображении, одновременно участвуя в доступных ему формах художественной деятельности.
Современная специальная психология и педагогика в поисках эффективных средств коррекции все больше ориентируются на использовании различных видов искусства и творчества в процессе обучения и воспитания детей с проблемами.
На важную роль искусства и творчества в воспитательно-образовательном процессе детей с ограниченными возможностями указывали представители зарубежной спецпедагогики прошлого Э. Сеген, Ж. Демюр, О. Декроли, а также отечественные психологи и врачи Л.С. Выготский, А.И. Граборов, В.П. Кащенко и другие. Специалисты в области художественной педагогики Н.И. Сакулина, Н.А.Ветлугина, В.А. Езикеев, Т.С. Комарова утверждают, что процесс восприятия искусства и творчества детьми представляют собой сложную психическую деятельность, сочетающую познавательную и эмоциональную стороны.
Вышивка, как один из самых распространенных видов декоративно-прикладного творчества, особенно доступна для восприятия детьми с проблемами в развитии; её красота и естественность пробуждают любовь к природе, интерес к истории и культуре своей Родины.
    Народная художественная вышивка – яркое и неповторимое явление национальной культуры, изучение которой обогащает, доставляет радость общения с настоящим искусством. Кружки художественной вышивки дают возможность практически познакомить детей с этим видом искусства.
  Некоторое время назад увлечения различными видами женского рукоделия пережило свое второе рождение. Сделанная своими руками вещь приносит в дом приятную атмосферу уюта и покоя. Немного парадоксально, что именно в наше стремительное время у большего числа девушек появляется желание заняться шитьём, вязанием, вышивкой и т.д.
Конечно, мы привыкли пользоваться только конечным результатом - вязаные пуловеры, шитые одеяла, тканые ковры, вышитые скатерти, фартуки, салфетки — для нас это, само собой разумеется. Мы привыкли покупать эти вещи. Совершенно не задумываемся, что, приложив немного усилий, мы могли бы сделать их сами, собственными руками, что обошлось бы дешевле с экономической точки, а кроме того, было бы просто приятнее.
Возможно поэтому вышивание сейчас является, действительно, актуальным, так как это прекрасное творческое времяпрепровождение и лекарство от стрессовых ситуаций, которые более или менее часто случаются в жизни у каждого. Кроме того, находиться среди красивых цветных ниток и богато украшенных тканей само по себе большое удовольствие. Именно поэтому в наше стрессовое время начинает возрождаться искусство вышивания.
Невозможно развиваться самобытному мастеру без развития творческих способностей, не обладая такими качествами, как наблюдательность, зрительная память, пространственное воображение, чувство цвета, линии и формы. Основой декоративно-прикладного искусства служит сама природа, ее цвета, элементы, формы и линии, и задача мастера-художника увидеть ее поразительную гармонию, соразмерность, пластику, научиться выражать красоту посредством композиционных законов, пропорциональности, симметрии или асимметрии, развивать «прекрасновидение». Учиться не только смотреть, видеть прекрасное.
Зародившись много лет тому назад и не потеряв актуальности в наши дни, современная вышивка, несомненно, отличается своей новизной. Новые, современные краски, эскизы, цветовые решения, техники выполнения увлекают детей заниматься чем то новым, необычным и в тоже время очень современным видом рукоделия.
На занятиях дети изучают различные приемы, техники ручной вышивки, учатся «читать» древние орнаменты и создавать свои, знакомятся с народным костюмом, изучают цветовидение, композицию, виды и жанры изобразительного искусства, и, конечно, учатся создавать свои, неповторимые, в единственном экземпляре изделия.
В наше трудное, непредсказуемое время художественно-прикладное образование, полученное учащимися с ограниченными возможностями здоровья, возможно, перерастет в профессию, поможет им найти свой путь в жизни, адаптироваться в обществе, найти применение знаниям и умениям, полученным в процессе обучения. Ведь навыки, приобретенные в детском возрасте, как правило, сохраняются на всю жизнь.
В процессе обучения учащийся не только овладевает секретами искусства ручной вышивки, но и расширяет кругозор, вырабатывает художественное чутьё и, самое главное, воспитывает хороший вкус.
Учитывая психологические особенности ребенка и то, что ручная вышивка – дело кропотливое, требующее терпения и усидчивости, первые занятия направлены на то, чтобы увлечь, заинтересовать ребенка, втянуть его в процесс творчества. На первых занятиях дети учатся изготовлять простые, но эффективные игрушки-сувениры, внося в них элемент индивидуальности, творчества. Постепенно учащиеся втягиваются в творческий процесс и способны заниматься кропотливой работой, выполняя более сложные изделия. Здесь очень важно помочь ребенку увидеть, представить конечный результат. В процессе обучения дети проходят весь путь – от наброска, эскиза-идеи до композиционного решения в любом виде деятельности, познают «муки» творчества, применяют все знания и умения, приобретенные ранее.
Занятия по мастерству строятся таким образом: новый вид, способ вышивания – оригинальное, индивидуальное изделие, то есть обучение направлено не на бесконечное копирование готовых схем, а на создание индивидуальных творческих изделий.
В процессе изучения теоретического материала учащиеся знакомятся с историей рукоделия, учатся получению и использованию информации через информационные системы, печатные издания, предметы декоративного характера, также они учатся использовать передовые способы труда и организации рабочего места.
Овладение различными приемами ручной художественной вышивки дает возможность детям свободно выражать свой замысел, вызывает положительное эмоциональное отношение к занятиям, побуждает к творческим поискам и решениям. Такие занятия направлены на формирование активности, самостоятельности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, овладение им обобщенными способами действия. Всё это развивает творческие возможности детей.
 Литература
Бабкова О.В. Школа рукоделия. Вышивка, бисероплетение, макраме, вязание спицами и крючком. – М. : РИПОЛ классик, 2011. – 576 с.
Гринченко А.С. Вышивка бисером. – М. : Изд-во «Эксмо», 2006. – 64 с
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь «особому» ребенку. – Санкт – Петербург, 2000.
Медведева Е.А., Левченко И.Ю., Комиссарова Л.Н, Добровольская Т.А. Артпедагогика и арттерапия в спецобразовании. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.
Матюшин А.М. Развитие творческой активности школьников. – Москва. : Изд-во «Педагогика», 1991.
Сластенин В.А. Методика воспитательной работы. – М. : Изд-во «Академия», 2002.
Пинский Б.И. Психология трудовой деятельности учащихся вспомогательной школы. – М.: Педагогика, 1977.
Технология рукоделия: краткая энциклопедия вышивки /
О.Н. Маркелова – Волгоград : «Учитель», 2009. – 127 с.
Рукоделие: Популярная энциклопедия / гл. ред. И. А. Андреева. – Большая Рос. энциклопедия, 1993. – 287 с.
http://rudocs.exdat.comhttp://www.elena87.nethttp://www.krestom.ruhttp://www.neva-mozaika.ru